Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок русского языка в 11 классе(подготовка к ЕГЭ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Однородные члены предложения»
Учитель русского языка
Литвинова Лариса Ивановна
2012 г.
Цели урока:
обучающие:
1) обобщение и систематизация сведения учащихся об однородных членах предложения;
2) совершенствование умений находить однородные члены, составлять схемы предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания при однородных членах.
3) повторение правописания приставок.
развивающие:
1) развитие умения определять роль однородных членов в тексте;
2) развитие лингвистической, коммуникативной компетенций.
воспитательные:
1) воспитание интерес к изучению русского языка посредством разнообразных заданий; 2) прививать любовь к родному слову с помощью текстов писателей-классиков.
Задачи урока:
- Повторить правописание приставок;
- Рассмотреть правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- Актуализировать знания для выполнения тестов в формате ЕГЭ;
- Выполнить стилистические упражнения для сочинения в формате ЕГЭ.
Тип урока:
по содержанию:
-урок с заявленной разговорной темой «Роль однородных членов предложения в произведениях И. А. Бунина»;
по методам обучения:
- урок с преобладанием метода упражнений, урок-практикум;
по технологиям обучения:
- инновационный - урок с взаимообучением;
по речевой деятельности:
- урок чтения, говорения, письма.
Формы организации работы детей: фронтальная, в малой группе, индивидуальная, работа с карточками.
Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая.
ХОД УРОКА:
1) Организационная часть. Сообщение темы. (Слайд 1). Постановка целей и задач урока, их актуализация. (Слайд 2-3)
2) Словарно-орфографическая разминка. Повторим правописание приставок. Задание: вставьте пропущенные буквы в слова. (Слайд 4)
Работа с интерактивными схемами (Слайд 5)
3) Словарная работа. Объясните лексическое значение слов, составьте с ними словосочетания с различными способами связи (задания по рядам)
ПРЕЦЕДЕНТ (лат. - предшествующий) – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев.
ПРИОРИТЕТ – 1) первенство во времени в научном открытии, изобретении и т.п. 2) преобладающее, первенствующее значение чего-либо.
4) Слово о писателе: И.А. Бунин был органически связан с передовой культурой ХIХ века. В литературу он вошел как поэт, но широкую известность ему принес рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Новый век нес кардинальные перемены, а «Антоновские яблоки» навевали милые добрые воспоминания о прекрасном былом. Запах антоновских яблок это символ неповторимости национального бытия изобилия природы и человеческих чувств (индивидуальное сообщение ученика).
5) Чтение текста (текст спроецирован на доску) (Слайд 6)
- Какие синтаксические конструкции представлены в этом тексте?
(Предложения с однородными членами).
- Какие предложения называются осложнёнными? (Слайд 3)
-Чем осложнены данные предложения? (Однородными членами, обособленными определениями)
-Какие из перечисленных явлений встречаются наиболее часто?
А сейчас, используя листок опроса, выясните, усвоен ли этот материал вашим соседом по парте. Работа в парах
6) Взаимоопрос (с использованием листа опроса) Обучающиеся при опросе могут пользоваться учебниками (стр. 221-224), а также схемой (Слайд 7)
- Каким схемам соответствуют предложения?(Слайд 8)
- Какие вопросы остались невыясненными? Какие положения вызывают трудность?
7) Практическая часть.
- Прочитайте отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Спишите, обозначая однородные члены и составляя схемы однородных членов.
1)Помню раннее, свежее, тихое утро…2) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. 3)Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах мёда и осенней свежести…4)Славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать поскрипывание в темноте длинного обоза по большой дороге.
- При конструировании предложений с ОЧ часто допускаются ошибки. Давайте поработаем над грамматическими и стилистическими нормами, которые необходимо соблюдать при построении предложений с ОЧ. Определите тип ошибок. (Слайд 9)
8) Анализируем материал об однородных и неоднородных определениях и приложениях.(Слайд 10) Можно использовать материал учебника стр. 228-229
9) Работа в группах. Задание: каждая группа выполняет задание по одному из трех текстов И. А Бунина.
1. За пшеницей, за берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно-зелёный. Место тут степное, ровное, кажется очень глухим: ничего не видишь, кроме неба и бесконечного кустарника, когда входишь в Ланское. Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой проникающей свежестью.
Комментарий группы: Ряды однородных членов в этом предложении играют роль действенного изобразительного средства. В качестве однородных членов в этом предложении выступают имена прилагательные и существительные, которые придают речи экспрессивность.
2. В сумерках, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинался этот голый пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особенным чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты Темнело быстро, я шёл, приближался к лесам – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами.
Комментарий группы: Перечисление однородных членов предложения, осложненных обособленными и необособленными определениями и глаголами помогает показать действия, создает величавый образ перевала.
3. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Тогда можно было различить самых отдалённый курган в степи, на открытой и просторной равнине жёлтого жнивья. Осень убирала и берёзу в золотой убор. А берёза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая из-под низу отсветом сухих листьев, а радужные паутинки тихо летали возле неё в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивьё. И народ называл их красиво и нежно – “пряжей богородицы”.
Комментарий группы: В данных примерах перечисления однородных членов предложения помогают создать изобразительные средства языка.
Перечисление однородных членов предложения, осложненных обособленными и необособленными определениями, помогает с одной стороны, показать динамику действий, с другой создаёт умиротворяющую картину осени.
Выводы:
Таким образом, в ходе работы было выявлено, что великий русский писательИ. А. Бунин в своих произведениях используют разнообразные синтаксические конструкции с ОЧП, это позволяет передать динамику, напряженность действия, придает речи экспрессивность, помогает создать экспрессивные художественные образы.
10) Для выполнения заданий тестов ЕГЭ необходимы знания однородных членов. Формулировка тестов такова:
Задание А 5: укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксических норм);
Задание А 9: укажите верную формулировку предложения;
Задание А 22: укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
(Слайд 11)
7) Выполнение контрольного теста.
Задание 1: где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении.
Футбольные матчи (1) проводятся (2) на спортивных площадках (3) или на стадионах (4) или даже на песчаных берегах водоёмов.
1) 1,3 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 3,4
Задание 2: Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении:
Футбол требует от спортсмена (1) и ловкости (2) и смелости (3) и умения чувствовать настроение членов команды (4) и быстро ориентироваться.
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,3 4) 2,3,4
Задание 3: Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Долго ждать не пришлось: автобус отправился в рейс согласно расписанию.
2) Новый Устав школы взволновал и обсуждался всеми участниками учебного процесса.
3) Что касается дополнительных занятий, то они будут проведены позднее.
4) Охотник пошел в направлении шума и увидел двух маленьких медвежат, лакомящихся малиной.
Задание 4: укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1) Из пластика делают детали машин и приборов и посуду.
2) Автомеханик должны знать устройство автомобиля и его механизмов и уметь устранять неполадки в них.
3) Обойный клей выпускают в виде стружки или порошка.
4) Я долго стоял у окна и любовался то небом то морем.
Задание 5: назовите грамматическую ошибку в предложении с однородными членами.
А) На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях было шумно и многолюдно.
Б) Организованы концерты в клубах, парках культуры и отдыха, танцевальных площадках.
Задание 6: Определите роль однородных членов предложения в выражении позиции автора.
«Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым иль послушным, внимательным и равнодушным».
11)Этап рефлексии. - Можете ли вы выполнить это задание? Какими умениями и знаниями вы будете пользоваться? Ответы детей появляются на слайде, по мере поступления их ответов
Задание 1: 4
Задание 2: 4
Задание 3: 2
Задание 4: 4
Задание 5: А
Задание 6: однородные члены предложения характеризуют главного героя, помогают передать скрытую иронию автора.
Итог урока
-Что нового мы сегодня узнали,? Какие умения мы развили? С каким настроением мы заканчиваем урок? Поднимаем карточки (и учитель тоже).
- Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант).
Задания № 5, 7, 8 упр 189 Выбирается задание, которое не выполняли в классе.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....