Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Литвинова Лариса Ивановна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

                           

Урок русского языка в 11  классе

Тема: «Однородные члены предложения»

                                               

Учитель русского языка

Литвинова Лариса Ивановна

2012 г.

Цели урока:

обучающие:

1) обобщение и систематизация сведения учащихся об однородных членах предложения;

 2) совершенствование умений находить однородные члены, составлять схемы предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания при однородных членах.

3) повторение правописания приставок.

развивающие:

 1) развитие умения определять роль однородных членов в тексте;

2) развитие лингвистической, коммуникативной компетенций.

воспитательные:

 1) воспитание интерес к изучению русского языка посредством разнообразных заданий; 2) прививать любовь к родному слову с помощью текстов писателей-классиков.

Задачи урока:

  1. Повторить правописание приставок;
  2. Рассмотреть правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
  3. Актуализировать знания для выполнения тестов в формате ЕГЭ;
  4. Выполнить стилистические упражнения для  сочинения в формате ЕГЭ.

Тип урока:

по  содержанию:

 -урок с заявленной разговорной темой «Роль однородных членов предложения в произведениях И. А. Бунина»;

 по методам обучения:

 - урок с преобладанием метода упражнений, урок-практикум;

 по технологиям обучения:

 - инновационный - урок с взаимообучением;

 по речевой деятельности:

 - урок чтения, говорения, письма.

Формы организации работы детей: фронтальная, в малой группе, индивидуальная, работа с карточками.

Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая.

ХОД УРОКА:

1) Организационная часть. Сообщение темы. (Слайд 1). Постановка целей и задач урока, их актуализация. (Слайд 2-3)

2) Словарно-орфографическая разминка. Повторим правописание приставок. Задание: вставьте  пропущенные буквы в слова. (Слайд 4)

Работа с интерактивными схемами (Слайд 5)

3)  Словарная работа. Объясните лексическое значение слов, составьте с ними словосочетания с различными способами связи (задания по рядам)

ПРЕЦЕДЕНТ (лат. - предшествующий) – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев.

ПРИОРИТЕТ – 1) первенство во времени в научном открытии, изобретении и т.п. 2) преобладающее, первенствующее значение чего-либо.

4) Слово о писателе: И.А. Бунин был органически связан с передовой культурой ХIХ века. В литературу он вошел как поэт, но широкую известность ему принес рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Новый век нес кардинальные перемены, а «Антоновские яблоки» навевали милые   добрые воспоминания о прекрасном былом. Запах антоновских яблок это символ неповторимости национального бытия изобилия природы и человеческих чувств (индивидуальное сообщение ученика).

 5) Чтение текста (текст спроецирован на доску) (Слайд 6)

          - Какие синтаксические конструкции представлены в этом тексте?

           (Предложения с однородными членами).

         - Какие предложения называются осложнёнными? (Слайд 3)

         -Чем осложнены данные предложения? (Однородными членами,               обособленными определениями)

         -Какие из перечисленных явлений встречаются наиболее часто?

      А сейчас, используя листок опроса, выясните, усвоен ли этот материал  вашим соседом по парте. Работа в парах

6) Взаимоопрос (с использованием листа опроса) Обучающиеся при опросе могут пользоваться учебниками (стр. 221-224), а также схемой (Слайд 7)

- Каким схемам соответствуют предложения?(Слайд 8)

- Какие вопросы остались невыясненными? Какие положения вызывают трудность?

7) Практическая часть.

 - Прочитайте отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Спишите, обозначая однородные члены и составляя схемы однородных членов.

1)Помню раннее, свежее, тихое утро…2) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. 3)Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах мёда и осенней свежести…4)Славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать поскрипывание в темноте длинного обоза по большой дороге.

 - При конструировании предложений с ОЧ часто допускаются ошибки. Давайте поработаем над грамматическими и стилистическими нормами, которые необходимо соблюдать при построении предложений с ОЧ. Определите тип ошибок. (Слайд 9)

8) Анализируем материал об однородных и неоднородных определениях и приложениях.(Слайд 10) Можно использовать материал учебника стр. 228-229

9) Работа в группах. Задание: каждая группа выполняет задание по одному из трех текстов И. А Бунина.

 1. За пшеницей, за берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно-зелёный. Место тут степное, ровное, кажется очень глухим: ничего не видишь, кроме неба и бесконечного кустарника, когда входишь в Ланское. Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой проникающей свежестью.

 Комментарий группы: Ряды однородных членов в этом предложении играют роль действенного изобразительного средства.  В качестве однородных членов в этом предложении выступают имена прилагательные и существительные, которые придают речи экспрессивность.

 2. В сумерках, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинался этот голый пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особенным чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты Темнело быстро, я шёл, приближался к лесам – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами.

 Комментарий группы: Перечисление однородных членов предложения, осложненных обособленными и необособленными определениями и глаголами помогает  показать  действия, создает величавый образ перевала.

 3. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Тогда можно было различить самых отдалённый курган в степи, на открытой и просторной равнине жёлтого жнивья. Осень убирала и берёзу в золотой убор. А берёза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая из-под низу отсветом сухих листьев, а радужные паутинки тихо летали возле неё в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивьё.  И народ называл их красиво и нежно – “пряжей богородицы”.

 Комментарий группы: В данных примерах  перечисления однородных членов предложения помогают создать изобразительные средства языка.

Перечисление однородных членов предложения, осложненных обособленными и необособленными определениями, помогает с одной стороны, показать динамику действий, с другой создаёт умиротворяющую картину осени.

 Выводы:

Таким образом, в ходе работы было выявлено,  что великий русский писательИ. А. Бунин в своих произведениях используют разнообразные синтаксические конструкции с ОЧП, это позволяет передать динамику, напряженность действия, придает речи экспрессивность, помогает создать экспрессивные художественные образы.

10) Для выполнения заданий тестов ЕГЭ необходимы знания однородных членов. Формулировка тестов такова:

Задание А 5: укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксических норм);

Задание А 9: укажите верную формулировку предложения;

Задание А 22: укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

(Слайд 11)

 7) Выполнение контрольного теста.  

Задание 1: где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении.

 Футбольные матчи (1) проводятся  (2) на спортивных площадках (3) или на стадионах (4) или даже на песчаных берегах водоёмов.

 1) 1,3       2) 2,3,4     3) 1,3,4      4) 3,4

Задание 2: Где (на месте каких цифр) должны быть запятые в предложении:

 Футбол требует от спортсмена (1) и ловкости (2) и смелости (3) и умения чувствовать настроение членов команды (4) и быстро ориентироваться.

 1) 1,2,3       2) 2,3       3) 1,3      4) 2,3,4

Задание 3: Укажите предложение с грамматической ошибкой.

 1) Долго ждать не пришлось: автобус отправился в рейс согласно расписанию.

 2) Новый Устав школы взволновал и обсуждался всеми участниками учебного процесса.

 3) Что касается дополнительных занятий, то они будут проведены позднее.

 4) Охотник пошел в направлении шума и увидел двух маленьких медвежат, лакомящихся малиной.

Задание 4: укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 1) Из пластика делают детали машин и приборов и посуду.

 2) Автомеханик должны знать устройство автомобиля и его механизмов и уметь устранять неполадки в них.

 3) Обойный клей выпускают в виде стружки или порошка.

 4) Я долго стоял у окна и любовался то небом то морем.

Задание 5: назовите  грамматическую ошибку в предложении с однородными членами.

 А) На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях было шумно и многолюдно.

 Б) Организованы концерты в клубах, парках культуры и отдыха, танцевальных площадках.

Задание 6: Определите роль однородных членов предложения в выражении позиции автора.

 «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым иль послушным, внимательным и равнодушным».

11)Этап рефлексии. - Можете ли вы выполнить это задание? Какими умениями и знаниями вы будете пользоваться? Ответы детей появляются на слайде, по мере поступления их ответов

Задание 1: 4

Задание 2: 4

Задание 3: 2

Задание 4: 4

Задание 5: А

Задание 6: однородные члены предложения характеризуют главного героя, помогают передать скрытую иронию автора.

Итог урока

-Что нового мы сегодня узнали,? Какие умения мы развили? С каким настроением мы заканчиваем урок? Поднимаем карточки (и учитель тоже).

  1. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант).

Задания № 5, 7, 8  упр 189 Выбирается задание, которое не выполняли в классе.

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....