Урок русского языка в 5 классе: "Обобщение по теме "Фонетика".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Пысина Татьяна Александровна

Тип урока: урок рефлексии

Форма урока:  путешествие

Цели урока:                             

содержательная:

повторить, обобщить, систематизировать  изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;

повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы;        

совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;

отработать произношение трудных слов;

деятельностная:

 формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);

формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_teme_fonetika.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Автор: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории  МАОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области Пысина Татьяна Александровна

Класс: 5

Тип урока: урок рефлексии

Форма урока:  путешествие

Цели урока:

содержательная:

повторить, обобщить, систематизировать  изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;

повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы;        

совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;

отработать произношение трудных слов;

деятельностная:

 формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);

формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, карта, кластер, сигнальные карточки, маршрутные листы.

 

1.Организационный момент. Мотивация.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Улыбающееся лицо 7Улыбающееся лицо 8Улыбающееся лицо 9

«Покажи своё лицо»

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! (показывает смайлик)

- А с каким настроением, ребята,  вы пришли сегодня на урок? Покажите? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2. Целеполагание и актуализация знаний.

Цель:

1.Повторение изученного материала.

- Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся 4 командами в увлекательное путешествие на планету «Фонетика», которую мы уже, я думаю, неплохо узнали. Кто населяет эту планету? (звуки речи).

- Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

Цель урока повторить и обобщить знания по теме «Фонетика»

Задачи: проверить уровень знаний, научиться применять знания на практике.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тема урока: Повторение изученного в разделе «Фонетика».

- Для путешествия в команде нам необходимо выбрать капитана.  Чтобы стать капитаном, надо в блиц-опросе дать больше правильных ответов. (вопросы на слайде)

  1.  Сколько звуков  и букв в русском языке? (42 и 33)
  2. В чем отличие звука от буквы?
  3. Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
  4. Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)
  5. Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я)
  6. Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина? (нет: а, и, а  -  а, ы, а)
  7. В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис)
  8. В каких словах по 100 согласных? (столетие, столичный, стометровый, столетник, столица, Столыпин, простокваша)
  9. Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)
  10. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
  11. Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)
  12. Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными)
  13. Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь)
  14. Какой фонетический процесс произошел в слове косьба? (озвончение) А в словах бег, дуб, мороз? (оглушение).

- С капитанами определились.

Так как нам предстоит работа в командах, давайте вспомним правила работы в команде. Капитаны, зачитайте правила работы в команде. (Каждая группа зачитывает четверостишие)

1. Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.


2. Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.

3.А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.


4. В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

- Объявляю девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Известный писатель 19 века Николай Васильевич Гоголь восхищался красотой русского языка и  говорил: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

- Сегодня за правильные ответы ваша команда будет получать драгоценные жемчужины. Я желаю вам собрать их как можно больше.

- Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. (слайд)

Маршрут пройдёт по посёлку Звуки речи, речке Фонетического разбора, остановимся на привале у костра. Затем попадём в города Алфавитск и Орфоэпинск . И закончится наше путешествие на Весёлом привале в г. Орфографинске. (Слайд 2. Карта маршрута).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель:

1.Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Итак, отправная точка нашего путешествия – посёлок Звуки речи.

- В поселке «Звуки речи» переполох. Некоторые сведения о жителях стерлись после весеннего подтопления. Помогите восстановить запись. Работаем вместе, работаем дружно и быстро. Команда, которая первой справится с заданием, представит жителям результат своей работы. (за правильность – жемчужина, за правильную защиту – жемчужина). У всех команд кластеры собрать, тут же проверить.

-Жители посёлка, согласные и гласные звуки, просят вспомнить изученные вами скороговорки, Запишите вашу скороговорку, постарайтесь как можно быстрее ее произнести, назовите преобладающие в них звуки..

Возможные скороговорки: (раздаются группам)

1. Карл у Клары украл кораллы. (к, р, л)

2. От топота копыт пыль по полю летит. (т, п)

3. Архип осип, Осип охрип.(р, с, х)

4.  Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. (щ)

(за каждую четко произнесенную скороговорку – жемчужина)

- Подчеркните грамматическую основу в скороговорке. Дайте характеристику предложению. (команда дополняет ответ друг друга, за верную характеристику – жемчужина)

4.Творческая практическая деятельность

Цель: Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

 -Ребята, жители посёлка Звуки речи заставили вас изрядно потрудиться . Вы, наверно, устали, хотите отдохнуть. Сделать это можно будет на привале у костра. Но путь  к нему ведёт через быструю речку Фонетического разбора. Попробуйте сами догадаться, какое задание вас ждёт. (фонетический разбор) Что это за разбор?

Учитель предлагает учащимся выбрать в каждой команде самого хорошего «пловца», который сможет организовать «переправу».  
Слова для разбора: яма,  лодка, мель. (Работают 3 человека у доски, за верный разбор приносят команде жемчужину)

-Спасибо нашим «пловцам». 
- А в это время команды должны решить
фонетические задачи, приготовленные жителями поселка «Звуки речи». Каждому достается свой конверт. Будьте внимательны, вместе решите сложные задачки. Решение запишите в тетрадь.

1.К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных слова «медведица».

Решение: Лофкайа (2)+снк (3) – ц(1) = 4

2. К количеству твердых согласных звуков в слове «обозначила» прибавьте количество звонких согласных слова «сдача». Из полученного числа вычтите количество гласных звуков в слове «кабинет».

Решение: обозначила (б,з,н,л) (4) + з, д (2) – (а, и, э) (3) = 3

3. Сколько звуков [ш] в предложении: 
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож? (4)

4. Сколько звуков [ц] в предложении: 
Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск? (5)

(Решение представляет капитан команды. За каждую правильно решенную задачу – жемчужина)

5. Физкультминутка

Цель: Эмоциональная и физическая разгрузка.

- Встаньте, стоя соберите из букв, которые лежат в конверте слово, постройтесь у доски всей командой и хором произнесите его.

(алфавит, азбука, графика, буквы) - жемчужина

- Как связаны эти понятия? Составьте 2 предложения, включив в них все эти слова. Кто лучше? Кто быстрее? (жемчужина команде)

(Алфавит и азбука – расположение букв в определенном порядке. Графика изучает начертание букв).

7.Включение в систему знаний и повторение

Цель: Обобщение и систематизация знаний и применение  их на практике.

- Как вы поняли мы приблизились к городу Алфавитск.

Сколько жителей в нем живет? Кто они? Жители города Алфавитск приготовили вам интересное задание.

Расположи по алфавиту. (слайд)

1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

3 вариант: Стричь, зажечь, дочь, видишь, рожь, печь.

4 вариант: вьюга, листья, соловьи, перья, шьёт, пьеса.

Взаимопроверка по слайду.

( 1 вариант: барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка)

( 2 вариант: весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость)

(3 вариант: видишь, дочь, зажечь, печь, рожь, стричь).

(4 вариант: вьюга, листья, перья, пьеса, соловьи, шьёт)

Вопросы:

– Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)

– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)

- Какова роль Ь  в словах 3 варианта? (показатель грамматической формы)

- Какова роль Ь в словах 4 варианта? (жемчужины)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: расположите буквы данные на карточках по порядку их следования в алфавите русского языка, запишите их на обратной стороне карточки и расположите полученные слова в алфавитном порядке. Одно слово приготовьтесь назвать по буквам. 

ТГАНЕ – агент

ТИСА – аист

ТИБН – бинт

ЩОБР – борщ

НЕТО – енот.

-Назовите раздел науки о языке, который изучает правила произношения слов.(Орфоэпия). Как вы понимаете, мы попали в город Орфоэпинск.. А вот что приготовили нам его жители.

- Спишите слова, расставьте ударения, произнесите правильно. Исправьте речевую ошибку, допущенную в предложении. 
Учащиеся имеют право пользоваться орфографическим словарём. 
1 гр. Хозяева, цемент, украинский, шофер. 
На этих соревнованиях я всех победю. 
2 гр. Намерение, документ, договор, баловать. 
Евонное выступление мне понравилось больше. 
3 гр. Звонит, красивее, ждала, занята. 
Текст написан очень понятливым языком. 
4 гр. Свекла, повторим, столяр, средства. 
Я ложу тетрадку на учительский стол. 
- Проверка задания. Коллективное чтение хором записанных слов.  За правильное выполнение задания – жемчужина.

Учитель. Можно ли обойтись без орфоэпии?

Учитель. Правильное произношение является показателем общей культуры человека.

- Также о культуре человека говорит и его правильная письменная речь. А какая наука о языке изучает правила написания слов? (орфография). Какой город нас встречает?

- Спишите слова, обозначьте орфограмму. Вставьте пропущенные буквы на листе , расскажите, каким правилом вы руководствовались. 

1гр. Гла..кий, дер..кий, лё..кий, мя..кий, хру..кий. 
2 гр. Вкус..ный, влас..ный, жалос..ный, радос..ный, ужас..ный. 
3 гр. З..рно, н..сти, пл..чо, св..рло, х..дьба. 

4 гр. Ж..знь, ч...ща, ч...довище, щ...пальце, ш...нель.
Листы с выполненными заданиями представители каждой группы прикрепляют к магнитной доске, рассказывают правило, а учитель и члены остальных групп проверяют правильность выполнения задания. 
Итоговый тест

1. В каком слове звуков больше, чем букв:

1) братья; 2) приезд; 3) коньки;  4) есть.

2. В каком слове все согласные звуки мягкие:

1) лишь; 2) плющ;  3) лечу;  4) цель.

3. В каком слове все согласные звуки твердые:

 1) живет; 2) жираф; 3) щука; 4) час.

4. В каком слове есть согласный звук [ т] :

1) подвиг; 2) отгремел;  3) учится; 4) труд

 5. В каком слове есть гласный звук [ о] :

 1) родные; 2) радость; 3) отказ; 4) шёлковый.

10. Подведение итогов. Задание на дом.
Вот и закончилось наше путешествие. Вы поработали на славу, справились со всеми заданиями. Давайте посчитаем, сколько драгоценных жемчужин собрала ваша команда. Соберите из подписанных жемчужин слово. Это и есть ваш результат работы на уроке. (Молодцы, Блестяще, Умницы, Изумительно, Превосходно, Прекрасно..)

Команда-победитель получает оценку 5. Особо хочется отметить следующих учеников:

11. Рефлексия 

Цель: зафиксировать содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной работы

?

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!!

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаю основные орфограммы и нормы произношения, но не уверен, что самостоятельно смогу различить парные – непарные согласные. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился  различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаю основные нормы произношения  и правила правописания и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- На полях тетради поставьте такой знак в соответствии с тем, что вы научились делать.

Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.

? повторить п.50-61, упр.315.

!! повторить п.50-61, упр.316

!!! придумать лингвистическую сказку о звуках речи.

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно... (каждый в группе высказывается)
  • Понравилось ли вам на уроке? Покажите смайлик, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок. (Учитель тоже показывает смайлик).

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Обобщение по теме "Односоставные предложения".

Презентация  урока русского языка и  с использованием многофункциональных возможностей  интерактивной  доски  CMART- board....

Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"

Урок систематизации и обобщения  знаний после изучения раздела "Местоимения".  Содержит презентацию....

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Урок русского языка в 6 классе. Обобщение по теме "Имя числительное"

Заключительный урок по теме "Имя числительное". Конспект урока с презентацией и дидактическим материалом....

Презентация . Русский язык 6 класс. "Обобщение по теме "Словообразование"

Презентация к уроку русског языка по "Словообразованию"...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...