конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного" ( 5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_klass.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Мыльникова Марина Владимировна,
учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1» г. Исилькуля Омской области
План- конспект урока по русскому языку
УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2014
Класс 5в
Тема. Морфологический разбор имени прилагательного
Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- создать условия для развития УУД, творческих способностей;
- познакомить с планом морфологического разбора имени прилагательного;
- учить характеризовать имя прилагательное как часть речи;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР): ценностное отношение к умению воспринимать задание, самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения, предполагать свои действия, строить алгоритм деятельности; вносить дополнения, уточнять алгоритм, выполнять задания на закрепление знаний и способов действий, анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметные (МПР): организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Предметные: понимание предметного содержания задания, представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения. Представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Определение области «незнания». Прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее.
Оценка результатов:
Оценочные суждения на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности:
- воспринимать задание на самостоятельную практическую деятельность и оценивать результаты своей деятельности;
- сравнивать, оценивать и признавать ошибочность способов действий по его достижению;
- самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели;
- умение строить алгоритм деятельности.
Технологии достижения цели:
-ИКТ-технологии;
- технология развития исследовательских навыков;
-технология проблемно-диалогического обучения на основе деятельностного метода работы.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности | Формирование у учащихся положительной мотивации к обучению. Актуализировать знания учащихся о лингвистических понятиях. | 1. Целеполагание: - Прочитайте высказывание А.И.Куприна. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. - Как вы понимаете эти слова? -Какие задачи стоят перед нами на уроке? 2. Терминологический диктант Морфемика Орфография Реплика Фонетика Орфоэпия Лексика Основа Графика Изложение Языкознание - Обведите первые буквы в словах. Определите ключевое слово урока. | Дети объясняют смысл высказывания. Учащиеся называют термины, записывают слова в столбик, определяют ключевое слово урока. | Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
Постановка учебной задачи (Проблематизация) Формулирование темы урока | Формирование у учащихся деятельностных способностей, способностей формулировать тему и цели урока. | - Что изучает морфология? - Прочитать предложение. Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. - Какие задания можно предложить выполнить ученикам? - Какое задание надо выполнить, если над словом зимнего поставить цифру 3? - Попробуйте выполнить разбор? - Сформулировать цели урока. - Чему же мы сегодня будем учиться? | Учащиеся формулируют грамматические задания. Учащиеся определяют тему и цели урока. Будем учиться выполнять морфологический разбор имени прилагательного. | Регулятивные УУД 1. Формулировать тему (цель) урока. 2. Делать предположения на основе наблюдений. Познавательные УУД Анализировать, группировать, выстраивать последовательность, делать выводы. |
Актуализация знаний | Формирование у учащихся способностей к систематизации изучаемого материала. | Блиц-опрос - Имя прилагательное - … -Имена прилагательные изменяются по … - Прилагательные согласуются с … и ставятся в том же … - Имена прилагательные в предложении бывают … - Краткие прилагательные изменяются … - Краткие прилагательные в предложении бывают … | Учащиеся отвечают на вопросы. | |
Решение учебной задачи | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа в парах, составление плана, фиксирование собственных затруднений в деятельности. |
| Коллективная работа (Вспоминаем то, что знаем) Учащиеся выполняют задание в парах. Учащиеся участвуют в коллективном диалоге. Чтение теоретического материала. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3.Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, изучающим) 4. Отбирать и систематизировать материал, задавать вопросы. Коммуникативные УУД 1. Владеть разными видами диалога. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. |
Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: обучение морфологическому разбору прилагательного, отработка новых знаний. | - Выделите имена прилагательные в предложении. Выполнить морфологический разбор по вариантам. Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. - Взаимопроверка | Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Учащиеся работают в парах, проводят взаимопроверку. Комментируют ответы одноклассников. | Коммуникативные УУД 1.Взаимодействовать в группе, паре. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. |
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Формирование у учащихся деятельностных способностей: работа в группе, комментирование выставленных оценок. | Творческая работа в группах (Юные писатели) - Прочитайте текст. Какой части речи не хватает? Какова роль имен прилагательных в речи? - Добавить в текст имена прилагательные. - Прочитать полученный текст. - Чтение оригинала. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого дерева упала белой пылью и рассыпалась снежная шапка. С тихим свистом прилетели, закачались на шишках хлопотливые клесты. Пестрым платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на высокую сухую вершину и пустил весеннюю звонкую трель лесной барабанщик дятел. Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака. (По И.Соколову-Микитову) - Выполнить морфологический разбор любого прилагательного. | Учащиеся работают в группах, учатся подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные, определяют роль прилагательных. Выполняют устный морфологический разбор. (Коллективная работа) Оценивают работу одноклассника. | Коммуникативные УУД 1. Владеть разными видами диалога. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. 3.Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. |
Итог урока | – Назовите ключевые слова темы. (Прилагательное, постоянный морфологический признак, непостоянные признаки, синтаксическая роль.) – Что они отражают? (Порядок морфологического разбора.) – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | ||
Рефлексия деятельности | Формирование у учащихся способностей к рефлексии. | Закончить фразы: Я знаю что… Я знаю как… Я знаю зачем… | Учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. | |
Дом.задание | Стр.94-95 упр.601 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...