Деятельностный подход на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Реализация деятельностного подхода через использование современных тезнологий при изучении русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы использования современных технологий на уроках русского языка | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация деятельностного подхода через использование современных технологий при изучении русского языка
Сегодня каждого учителя интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из форм, методов и приёмов те, которые бы активно побуждали эти стремления. В решении этих вопросов помогает деятельностный подход, который и является главным условием реализации ФГОС.
Деятельностный подход на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. В этом самое сложное, ведь учитель должен в корне изменить свою педагогическую позицию. Задача учителя – создать содержательные учебно-педагогические условия для формирования и развития у обучающихся умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, то есть предоставить возможность для самообучения, саморазвития и самосовершенствования.
Деятельность учеников на уроке должна быть осмысленной, личностно-значимой: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Если рассматривать технологические подходы, то наиболее эффективной представляется следующая модель:
1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.
Какие же технологии, реализующие деятельностный подход, можно использовать на уроках русского языка ?
Прежде всего это технология проектов. Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года или при изучении определенной темы и включает в себя несколько этапов: предварительный выбор темы (с учетом рекомендаций учителя); составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта.
Предъявление результата проекта самое различное:
Это может быть научный доклад с постановкой проблем и научными выводами о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной темы
( например, восьмиклассниками выполнены работы:
«Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С. Пушкина»;
«Цветовая лексика в поэме М.Ю. Лермонтова “Демон”;
«Словарь природных понятий у А.С. Пушкина: цветы, явления стихий»; «Использование сравнений в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»);
Может быть создание словаря современной лексики; «Музей русского слова»; создание Общества защиты русского языка и написание его Устава и другие.
В год двухсотлетия В.И. Даля ученики 5 – 9 классов работали над проектом «Великий лексикограф земли русской».
1.Перед обучающимися была поставлена задача: познакомиться с жизнью и творчеством В.И. Даля, с «Толковым словарем живого великорусского языка» – «своеобразной энциклопедией народной русской жизни первой половины XIX века».
2.Проблема звучала так: почему датчанин по происхождению, В.И.Даль, человек энциклопедически образованный, разносторонне одаренный, проявивший себя во многих областях знания, знаменит прежде всего своим «Толковым словарем…»? Заслонил ли словарь известного писателя, человека разнообразных талантов, с богатой, интересной судьбой? Опровергните или подтвердите формулу «Даль и есть Словарь».
3. Источниками информации были сказки Даля, газетные и журнальные публикации, словари, справочники, энциклопедии.
4. Полученная информация обрабатывалась: анализировалась литература, обобщалась, сопоставлялась с известными фактами.
5. Результатом проекта стали доклад «История создания “Толкового словаря”», рефераты, «Чем словарь В.И. Даля отличается от других существовавших в то время словарей русского языка?», Почему словарь В.И. Даля называют “Энциклопедией русской жизни первой половины XIX века”» «Фразеологический словарь В.И. Даля»; стенгазета, бюллетень, выставка книг и словарей, иллюстрации.
6. Презентацией проекта было выступление на общешкольном мероприятии, посвященном 200-летию В.И Даля.
Выявить проблему в рамках заданной темы проекта самим ученикам непросто, роль учителя в этом процессе значительна. Также непросто наметить темы для учебных проектов по русскому языку.
Наиболее интересными стали следующие проекты: «Междометие – особая часть речи» 7 класс, «Можно ли познать мир, не пользуясь средствами языка?» 11 класс, «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа» (Срезневский) 10 класс, «Слово наших предков» 7 класс, «Языки каких народов оставили след на карте нашего края» 7 класс, «И все-таки она несложная» (о современной русской орфографии) 6 класс. «Знаки препинания имеют свою историю», «Культура общения людей в разных уголках земного шара» 9 класс.
Наряду с проектной деятельностью мы занимаемся и исследовательской. Это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Например, члены краеведческого кружка, выполняли исследования «Фразеологизмы на улицах города», «Почему не иначе» (исследование названий распространенных в нашей местности грибов и ягод».
Исследовательской деятельностью занимаемся и на уроках.
Этапов научного исследования много, однако совсем не обязательно наличие всех этапов на каждом уроке-исследовании. Собирать данные можно как в течение длительного времени, так и в течение одного урока, если материал для размышлений представлен в пособии или подобран учителем. То же и с оформлением сообщения. Если учащиеся заранее не получали задания подготовить научное сообщение, то мысль оформляется экспромтом, в устной форме.
Например, на уроке по теме «Словоизменение и словообразование в русском языке» ребята исследуют однокоренные слова и формы слова.
Ход урока можно представить так: сначала ставят перед собой цель, затем работают с предложенным материалом, проводят морфемный анализ, сравнивают основы слов и получают продукт научной деятельности.
Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдения:
1) если в слове изменяется окончание, то меняется только его внешняя сторона (форма), а лексическое значение остается без изменения – это словоизменение;
2) если в слове меняется основа, т.е. появляются новые части слова, такие как суффикс или приставка, то образуется новое слово, у которого меняется и форма, и лексическое значение, – это словообразование.
«Пауза» для осмысления учебных действий (рефлексивная остановка).
После паузы ученики под руководством учителя начинают осмысливать этапы исследовательской работы и вырабатывать ее алгоритм.
Мы видим в структуре данного урока-исследования большую часть этапов школьного научного исследования: выявление (видение) проблемы; постановка (формулирование) проблемы; прояснение неясных вопросов; формулировка гипотезы; планирование и разработка учебных действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); анализ и синтез собранных данных; сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений; подготовка устного сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение выводов, заключений.
В проведении уроков-исследований учителю в работе помогают рабочие тетради по русскому языку «Комплексный анализ текстов» под редакцией А.Б. Малюшкина. В это методическое пособие включены тексты, различные по типу и стилю и задания по их анализу, которые дают возможность работать самостоятельно, коллективно в классе и дома. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем предлагаются вопросы по орфографии, пунктуации и синтаксису, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество работы с текстом заключается в том, что школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов.
Еще одна интересная технология, в основе которой лежит деятельностный подход, - это ТОГИС (технология обучения в глобальном информационном сообществе).
Основным элементом технологии ТОГИС является деятельностно-ценностная задача (ДЦЗ). Это познавательная задача, предполагающая альтернативные способы решения, не имеющая однозначного ответа. ДЦЗ имеет 3-компонентную структуру: (познавательная, информационная, коммуникативная)
Акцент в задачах делается на способах их решения, а не содержании. Присвоенное учащимися содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач. Требования к выполнению задачи:
1. Выделите ключевые слова для информационного поиска.
2. Найдите способы и соберите необходимую информацию.
3. Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
4. Сделайте выводы.
5. Сравните ваши выводы с выводами известных людей. Возможные информационные источники: книги, компакт-диски, культурные образцы, Web- сайты.
В результате поиска своего решения, работы с информацией и многократных обсуждений, формируются прочные знания, развиваются компетентности учеников, формируются духовные ценности.
Подробный материал об этой технологии можно узнать в журнале "Педагогические технологии" (//ptm.gouzeev.ru) и на официальном интернет-портале учителей-экспериментаторов технологии ТОГИС (www.togisklub.ru).
Технологий, который помогают реализовать деятельностный подход много. С интересными технологиями и конспектами уроков можно познакомиться, обучаясь на дистанционных курсах педагогического университета «Первое сентября» «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Автор курсов Ольга Ивановна Горбич (современные вузовские технологии, технологии педагогических мастерских, модульные технологии, игровые и информационные технологии помогут реализовать принципы деятельностного подхода).
Использование в обучении современных педагогических технологий, в основе которых лежит деятельностный подход, позволяет не только сделать ученика субъектом, но и способствует воспитанию личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, а умения и знания учащихся приобретают для них личностную значимость.
- Примеры ДЦЗ
- Морфемный статус инфинитивного –ть (ти) Текст задачи.
- С четвёртого класса нам знакомо следующее определение инфинитива: «Инфинитив – начальная форма глагола. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действие, но не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число. Вот почему эту форму ещё называют неопределённой формой глагола. Неопределённая форма глагола имеет окончание -ть (ти) и нулевое окончание в глаголах на -чь». Но нам также известно, что инфинитив – неизменяемая форма глагола (наряду с деепричастием), а неизменяемые формы не могут иметь окончаний. Так что же такое -ть в инфинитиве: окончание или суффикс? Определите его морфемный статус.
- Выделите ключевые слова для информационного поиска.
- Найдите необходимую информацию.
- Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
- Сделайте выводы.
- Сравните ваши выводы с культурным образцом.
Методический комментарий
Решая данную задачу, ученики должны разобраться в сущности понятий: морфема, суффикс, словообразующие и формообразующие морфемы, окончание, начальная форма глагола, неопределённая форма глагола, инфинитив. Работая с источниками, учащиеся ещё раз убедятся, что язык – это система, компоненты которой взаимосвязаны не только синхронически, но и диахронически. А сопоставление своих выводов с культурным образцом приведёт учащихся к мысли, что переходные явления рождают вариативность научных определений. В результате работы над задачей развивается не только лингвистическая компетентность, отрабатываются способы решения задач подобного типа, но и формируется ценностное отношение к лингвистике как науке, в которой не все вопросы однозначно решены. Исходя из дискуссионности вопроса о морфемном статусе инфинитивного –ть, урок целесообразно организовать в форме проблемного семинара.
- Живое слово русского языка. Текст задачи
Если бы принцессу поселили в сарае, Снежную королеву – на чердаке, а царя Салтана в больничной палате, то все они, вероятно, оскорбились бы. Распутайте словесный узелок, заглянув в историю слов, которые стали так неприветливы к столь высоким особам. Когда и при каких обстоятельствах эта ситуация могла быть нормальной, не вызывающей недоумения?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей.
Методический комментарий
Необходимо сделать акцент на том, что явление многозначности может иметь историческую основу, временную характеристику, может быть связано с заимствованиями. «Обрусевшие» заимствованные слова часто приобретают значения, связанные, например, с местными условиями и традициями, «приспосабливаются» к русской ментальности. Ключевые слова для информационного поиска: сарай, чердак, палата.
Стили речи. Текст задачи
Текст задачи. Стиль связан с состоянием общества, он исторически изменчив. Во времена М.В. Ломоносова можно было говорить только о стилях книжной речи; при этом выделялись «три штиля»… Литературный язык меняется, каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы.
Сколько теперь стилей в языке? В чём их особенности? Почему не следует путать стили? Свой ответ подтвердите примерами.
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Эта задача относится к общему уровню. Она может быть решена как на уроках русского языка в 8 классе, так и на внеклассных или факультативных занятиях в 7, 9 классах. Одним из возможных вариантов решения данной задачи является работа с текстами различных функциональных стилей. Ключевыми словами и выражениями для поиска информации являются: «времена М.В. Ломоносова», «три штиля», «каждый функциональный стиль обладает своими особенностями.
Очень интересно можно провести урок-исследование в старших классах «Метафора как изобразительно-выразительное средство в тексте», используя интегрированные материалы по русскому языку и литературе. Содержание урока предполагает хорошее знание ребятами текстов художественных произведений, предложенных для исследовательской работы, и знакомство с метафорой как элементом художественного текста.
Урок на тему «Пять чаек: жизнь слова в тексте» строится по следующему плану.
I. В начале урока ребята вспоминают, что такое метафора. Это этап выявления и формулирования проблемы исследования, а также прояснения неясных вопросов. Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся в процессе восстановления ранее полученных знаний и формулирования гипотезы. Аристотель сказал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство в природе».
II. Этап планирования и разработки учебных действий начинается с задания: дайте волю воображению и придумайте метафору – наполните понятие «чайка» конкретным образным представлением, личным опытом, переживанием, чувством, ассоциацией.
III. Этап сбора данных, сбора наблюдений и доказательств, анализа и синтеза их начинается с вопроса: «Вы придумали собственные авторские метафоры? Могут ли они быть в словаре?»
(Нет. Они собственность автора, каждая несет в себе особенности индивидуального стиля, ощущения, личного опыта). «А можно сказать о чайке еще выразительнее?» (Да. Нужен большой талант, живой интерес к миру, особая наблюдательность. Так большие поэты и писали).
IV. Далее начинается процесс сопоставления данных и умозаключений, подготовки сообщений и выступления с ними, переосмысление результатов собственных наблюдений, проверка гипотез. Работа ведется с четырьмя текстами, в которых есть чайка. Нужно отгадать автора, название, постараться расшифровать метафору, т.е. определить ее роль в тексте, выйти через метафору на стиль автора.
Первый текст – описание степи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба
Гоголевская чайка… Какая она? В каком словесном окружении
живет эта «чайка» в тексте? Зачем ее изобрел Гоголь? Важно выслушать все мнения ребят.
Второй отрывок из новеллы И.С. Тургенева «Певцы Почему автор вспомнил о чайке, когда слушал Якова? Что происходит в финале новеллы? В какой цикл входит новелла? – вот вопросы, которые помогут ребятам в их размышлениях.
Третий отрывок из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»:
Лариса – «чайка» в переводе с греческого. Случайно ли придумано такое имя для героини? Почему?
Четвертый отрывок – монолог Нины Заречной из IV действия пьесы А.П. Чехова «чайка»:
Кто в реальной жизни связал в себе образы Ларисы Огудаловой и Нины Заречной? (В.Ф. Комиссаржевская). Какую роль в пьесе играет чайка? Какую чайку Нина Заречная прозревает в себе (помните, в пьесе Треплева она исполняла роль души, вещающей, когда вся жизнь умерла на земле)? Ту, которую так тянет к себе «колдовское озеро»? Ту, которую погубил случайно пришедший человек? И которая была брошена, подстреленная, под ноги Тригорину? А может быть, хватит ей душевных сил, и она, как гоголевская чайка, вновь обретет свободу полета?
V. Следующий этап урока-исследования – построение выводов, заключений.
VI. В конце урока учитель спрашивает у ребят: а где же пятая чайка, которая фигурирует в названии урока?
Ею станет образ, созданный фантазией самих учеников. Творческая работа может быть названа «Моя чайка» или «Я – чайка».
Возможен другой вариант задания – написать самостоятельную работу по материалам урока и по личным исследованиям этой темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможно...
системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой....
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.
В данной работе перечислена система дидактических принципов, применяемых при системно-деятельностном подходе. Даны разработки уроков....
Технология деятельностного подхода на уроках русского языка".
Эффективный приём деятельностного обучения на уроке русского языка в 6 классе.Тема "Разносклоняемые имена существительные"...
Технология деятельностного подхода на уроках русского языка
Приём деятельностного обучения на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы "Разносклоняемые существительные" (Из опыта работы)...