Технология деятельностного подхода на уроках русского языка
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Курышова Татьяна Владимировна

Приём деятельностного обучения на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы "Разносклоняемые существительные" (Из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

                      "Технология деятельностного подхода на уроках русского языка".

      Основным принципом реализации технологии деятельностного метода является принцип деятельности, который заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной деятельности. Позиция ученика - "сам нахожу новый способ действий", а позиция учителя - "организую самостоятельное "открытие" детьми нового знания". Учитель становится руководителем и помощником.

      Такой метод я использую постоянно на уроках русского языка и литературы. Так, например, на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы "Разносклоняемые существительные" я не пишу тему урока на доске. Дети сами должны её сформулировать. Для этого даю задание: просклонять три существительных: море, память, время - и проанализировать окончания этих существительных. Задаю вопросы:" В чем особенность склонения существительного время? Как бы вы назвали существительные, которые имеют окончания разных склонений?" Записываем тему урока.

      После этого прошу ребят попробовать самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.

      Обращаю внимание ребят на то, что разносклоняемое существительное время оканчивается на мя. Какие ещё слова на мя вы знаете? Подсказываю, что существительных среднего рода всего 10 и одно мужского рода - путь. Игровой элемент на уроке "Кто больше  слов вспомнит?" Дети с удовольствием включаются в игру. Записываем эти существительные.

      Далее идет работа с теоретическим материалом в учебнике.

      Вызывает интерес у ребят проблемный вопрос:" Как вы думаете, какие трудности возникают при написании разносклоняемых существительных? Чем они вызваны?" Начинаем работу над орфограммой "Буква Е в суффиксе  разносклоняемых существительных".

      В сильном классе в конце занятия предлагаю учащимся назвать результаты деятельности на уроке, сравнить их с задачами, сформулированными в начале урока.

      Личная практика показывает, что эта технология дает хорошие результаты. Работа на уроках дает удовлетворение и учителю, и ученикам, так как сотрудничество создает благоприятную атмосферу на уроке. Сам процесс учения становится творческим. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучения  то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможно...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Технология деятельностного подхода на уроках русского языка".

Эффективный приём деятельностного обучения на уроке русского языка в 6 классе.Тема "Разносклоняемые имена существительные"...

Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».

Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению  по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся.  Его тип, структура, методы и прием...

Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов

Давайте попробуем обсудить конкретный вопрос: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему по-настоящему жить в настоящей взрослой жизни.  Традиционные методы и технологии не могут в полной ...

Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...