Урок - лабораторная работа в 10 классе "Изобразительно -выразительные средства русской лексики"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок №3 по по учебнику "Русский язык. 10-11 классы" Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной знакомит учащихся с основными тропами русского языка на основе текста поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник". Дети составляют таблицу - памятку, которая пригодится для выполнения задания 24 ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no3._izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_russkogo_yazyka.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Авнюгская средняя общеобразовательная школа»
Верхнетоемского района Архангельской области
Урок русского языка в 10 классе
«Изобразительно – выразительные средства русской лексики»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Редчук Ольга Алексеевна
п.Авнюгский
2013г.
Цель урока: повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; продолжить работу по совершенствованию языкового чутья, развивая чувство слова; учить уместному употреблению средств украшения речи.
Форма урока: лабораторная работа.
Оборудование:
- Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений \ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.
- Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя \ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. -304 с.
- Школьный словарь литературоведческих терминов \ Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. – М.: «Просвещение», 2013
- раздаточный материал (технологическая карта – инструкция) по количеству учащихся
Этапы работы
- Организационный
Приветствие учителя. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация.
- Проверка домашнего задания
Один ученик выступает с изложением теоретической части §1-2. Класс оценивает качество ответа с точки зрения полноты, логичности, доказательности содержания и точности речевого оформления.
- Словарный диктант
Антенна, антициклон, антология, апартаменты, апелляция, аплодисменты, апогей, артиллерия, асимметрия, ассамблея, атолл, аттестат, аттракцион, аудитория.
Дополнительные задания.
- Устная лексическая работа: дайте толкование лексического значения слов.
- Поставьте ударения в словах на – ИЯ. Проверьте себя по разделу в учебнике «Говорите правильно» стр. 424.
- Самостоятельная работа по изучению нового материала
Вызов. Многие слова имеют не только прямое, но и переносное значение. Употребление слов в переносном значении – способ сделать речь более выразительной. Слова, употреблённые в переносном значении, называются тропами.
- Какие тропы вы знаете?
Реализация
Распоряжения учителя, организующие работу класса.
Знакомство с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной лабораторной работы).
Лабораторная работа «Выразительные средства лексики»
- Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу (см. слова для справок)
Троп (термин) | определение | пример |
Образное определение | ||
Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений | ||
Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа | ||
Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого | ||
Выражение, в описательной форме передающее смысл слова | ||
Замена одного слова другим, смежным по значению (часто часть вместо целого) | ||
Намеренное преувеличение | ||
Намеренное преуменьшение | ||
Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого») |
Слова для справок: гипербола, метафора, эпитет, оксюморон, перифраз, литота, эпитет, сравнение, олицетворение.
- Проверьте свою работу по учебнику (§3 стр13-14), сделайте исправления (ручкой).
- В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов.
- Из приведённых ниже отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите (простым карандашом) в 3 графу таблицы примеры тропов.
***
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…
***
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия …
***
Вкруг него
Вода и больше ничего!
***
В гранит оделася Нева.
***
Словно горы,
из возмущённой глубины
Вставали волны там и злились.
- Если не смогли подобрать пример какого-либо тропа, выпишите пример из словаря литературоведческих терминов.
- Проверьте по ключу правильность выполнения работы. Удалите неверный ответ, внесите исправления (ручкой).
- Рефлексия
- Поставьте себе оценку за работу.
- Письменно ответьте на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»?
- Домашнее задание – упр.7
Приложение 1
Ключ
Троп (термин) | определение | пример |
Эпитет | Образное определение | Надменный сосед Новые волны Возмущённая глубина |
Метафора | Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений | В Европу прорубить окно… |
Олицетворение | Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа | Волны злились |
Сравнение | Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого | Стой, как Россия Вставали, словно горы |
Перифраз | Выражение, в описательной форме передающее смысл слова | Град Петров (Петербург) |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению (часто часть вместо целого) | Шведу (Швеции) Флаги (страны) |
Гипербола | Намеренное преувеличение | Вкруг него Вода и больше ничего! |
Литота | Намеренное преуменьшение | |
Оксюморон | Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого») | Люблю я пышное природы увяданье |
Приложение 2
Технологическая карта-инструкция
Лабораторная работа № _ «Выразительные средства лексики»
учени __ 10 класса ______________________________________
- Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу (см. слова для справок)
Троп (термин) | определение | пример |
Образное определение | ||
Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений | ||
Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа | ||
Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого | ||
Выражение, в описательной форме передающее смысл слова | ||
Замена одного слова другим, смежным по значению (часто часть вместо целого) | ||
Намеренное преувеличение | ||
Намеренное преуменьшение | ||
Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого») |
Слова для справок: гипербола, метафора, эпитет, оксюморон, перифраз, литота, эпитет, сравнение, олицетворение
- Проверьте свою работу по учебнику (§3 стр13-14), сделайте исправления (ручкой).
- В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов.
- Из приведённых ниже отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите (простым карандашом) в 3 графу таблицы примеры тропов.
- Если не смогли подобрать пример какого-либо тропа, выпишите пример из словаря литературоведческих терминов.
- Проверьте по ключу правильность выполнения работы. Удалите неверный ответ, внесите исправления (ручкой).
- Поставьте себе оценку за работу.
- Письменно ответьте на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»?
Используемая литература
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (изд. 9-е). - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.
- Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2013
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя (изд. 5-е). - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. -304с.
- Пушкин А.С. Медный всадник. Петербургская повесть. – М.: Детская литература, 1984.- 55с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка
Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...
Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"
Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....
Изобразительно-выразительные средства русского языка для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Краткий перечень лексических средств помогут в подготовке к ГИА и ЕГЭ и в умении анализировать художественный текст...
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...
Занятие по русской словесности в 8 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха"
Урок помогает сформировать у учащихся умение различать такие средства художественной выразительности, как савнение, метафора, метонимия, синекдоха; способствует развитию навыка работы с художественным...
Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".
На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...
Статья "Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на занятиях русского языка и литературы"
В статье подробно рассмотрена работа с эпитетами....