Обобщающая таблица. Пунктограммы, изученные в 5 классе.
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщающая таблица. Пунктограммы, изученные в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
punktuatsiya.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пунктуация - ( от лат. «пунктум» - точка) | раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их постановки. |
Существует 10 знаков препинания
. , ; : - … ! ? ( ) « »
Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчёркивается автором. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложений и текста в целом.
Функции знаков препинания.
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: знаки завершения (ставятся в конце предложения); разделительные и выделительные (в предложении). Помимо данных функций, многие знаки препинания имеют дополнительное смысловое и интонационное значение.
Пунктограмма – постановка или непостановка знака препинания по пунктуационному правилу. Это ошибкоопасное место.
Пунктуационное правило объясняет постановку или непостановку знаков препинания.
Пунктограммы, изученные в 5 классе.
1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Запятая ставится между однородными членами,
Запятая не ставится между однородными членами, если они соединены одиночными, (неповторяющимися) соединительными или разделительными союзами и, да (= и), или, либо. | ||
Мама купит яблоки и груши.
| Мама купит яблоки либо груши. либо |
Примечание. 1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше. Он хорошо рисовал, да и чертил неплохо.
2.Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря и т. п.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания.
Схема. | Примеры. |
: , , |
Мама купила фрукты: яблоки, груши, сливы. |
, , - | Яблоки, груши, сливы – разные фрукты купила мама. |
:,, - … | Разные фрукты: яблоки, груши, сливы – купила мама. |
3.Запятая и восклицательный знак при обращении.
1.Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
2.Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается.
Например: «Что, царевич, ты не весел?»
3.При обращении могут быть зависимые слова. Такое обращение называется распространённым. Обращение без зависимых слов – нераспространённое.
Бабушка, приезжай к нам в гости. (Нераспространённое обращение).
Дорогая бабушка, приезжай к нам в гости. (Распространённое обращение).
4.Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Обращение в предложении выделяется!
Знаки препинания при обращении.
1.Если обращение стоит в начале предложения, то оно отделяется запятой.
Бабушка, приезжай к нам в гости. [ O, ].
2. Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторон запятыми.
Приезжай, бабушка, к нам в гости.[ ,O, ].
3. Если обращение стоит в конце предложения, то оно отделяется запятой.
Приезжай к нам в гости, бабушка.[ ,O].
4. Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.
Бабушка! Приезжай к нам в гости.[O! ].
5.Примечание. Перед обращением может стоять частица о, которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.
4. Запятая в сложных предложениях.
Сложные предложения (начальная школа и 5 класс).
Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.
1) Бессоюзные сложные предложения (БСП) – это такие сложные предложения, в которых части соединены только смыслом и интонацией, а
2) союзы и союзные слова не используются.
3)На схеме каждая часть заключена в квадратные скобки.
4) Части БСП могут отделяться друг от друга по-разному: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.
1 2
Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.
[1 ] - [2 ].
1)Сложносочинённые предложения (ССП) – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами и интонацией.
2)Части ССП связывают союзы и, а, но, и другие.
3)На схеме каждая часть заключена в квадратные скобки, союз записывается между скобками.
4) Обычно между частями ССП ставится запятая.
1 с. 2
Солнца мне не виден свет, и для корней моих простора нет.
[1 ], и [2 ].
Сложноподчинённые предложения (СПП)– это такие предложения, в которых простые предложения объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов или союзных слов, а также интонации.
1)Сложноподчинённые предложения состоят из главного и придаточного предложений.
2)Части СПП связывают союзы что, чтобы, потому что, если и др. и союзные слова где, когда, который и др.
3) На схеме главная часть заключена в квадратные скобки, а придаточная – в круглые скобки, при этом союз или союзное слово находится внутри круглых скобок (Иногда лишь по союзу или союзному слову можно определить придаточное предложение и его вид).
4) Обычно между частями СПП ставится запятая.
1 2
Счастье даётся тем, кто много трудится.
[1 ], (2кто ).
5. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь – точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал.
Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».
Слова автора Прямая речь
А : «П».
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: прямой речи («Все мы на свете друг другу нужны») и слов автора, которые сопровождают прямую речь (Л.Н. Толстой писал). Слова автора часто содержат слова-сигналы: глаголы говорения (сказать, спросить, ответить и др.), глаголы мыслительной деятельности (читать, слышать, думать и др.), существительные (слова, восклицание, вопрос, шёпот и др.).
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.
Схема | Примеры |
1) А: «П». | Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны». |
2) А: «П?» | Л.Н. Толстой спрашивал: «Все мы на свете друг другу нужны?» |
3) А: «П!» | Л.Н. Толстой утверждал: «Все мы на свете друг другу нужны!» |
4) «П», - а. | «Все мы на свете друг другу нужны», - писал Л.Н. Толстой. |
5) «П?» - а. | «Все мы на свете друг другу нужны?» - спрашивал Л.Н. Толстой. |
6) «П!» - а. | «Все мы на свете друг другу нужны!» - утверждал Л.Н. Толстой. |
Если прямая речь разрывается словами автора. 7) «П, - а,- п». | «Люди должны любить друг друга, - считал Л.Н. Толстой, - и уважать». |
8) «П, – а. –П». | «Люди должны любить друг друга, - считал Л.Н. Толстой. – Люди должны друг друга уважать». |
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Слова каждого лица в диалоге называются репликой. Реплики пишутся с новой строки и с большой буквы. Перед репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
Девочка спросила:
- Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?
- Иохим выучил, - ответил Петрусь.
- Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?
Данная часть диалога соответствует схеме:
А:
- П?
- П, - а.
- П! П?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике на тему: "Таблица умножения числа 3. Закрепление изученного". 3 класс.
Открытый урок по математике на тему: "Таблица умножения числа 3. Закрепление изученного", 3 класс....
Мастер-класс по математике по теме "Изучение таблицы умножения в начальных классах"
Материал адресован учителям начальных классов, учащимся, родителям.Используемые приёмы и методы помогают вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, способвтвуют развитию памяти, воображе...
Статья изучение стратегии освоения таблицы умножения в начальных классах.
Данная статья помогает выявить познавательные стратегии школьников при освоении таблицы умножения. Разработаны упражнения с использованием знаково-символических моделей и приемов запоминания действий ...
Обобщающие таблицы по русскому языку для 6,7, 8-9 классов.
Предлагаю обобщающие таблицы по морфологии и орфографии, по синтаксису и пунктуации для уроков русского языка. В таблицах обобщён учебный материал по изучаемым в школе грамматическим темам . Хор...
Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...
Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс
Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...