Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИПЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Тип связи | Особенности | Способы выражения | Примеры |
Согласование | Зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. !!! При изменении главного слова изменяется и зависимое. | Главное слово: сущ., местоим. Зависимое слово: отвечает на вопрос КАКОЙ? - прил., прич., местоим., числит. | жаркий полдень удивленный взгляд мой ответ первый ученик |
Управление | Зависимое слово стоит в том падеже, который требуется главному. !!! При изменении главного слова зависимое остается неизменным. | Главное слово: глаг., сущ., прил. Зависимое слово: отвечает на падежные вопросы – сущ., мест., числит. | идти в школу дорога к дому |
Примыкание | Зависимое слово (неизменяемое) присоединяется к главному только по смыслу | Главное слово: глаг., нареч., сущ., прил. Зависимое слово: неизменяемая часть речи – нареч., дееприч., н.ф. глагола. | бежать быстро уехал учиться сказал волнуясь |
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Отвечает на вопросы | Может быть выражено | Примеры | |
Подлежащее | Кто? Что? | сущ., местоим., числит., прил., глаг в н.ф., неделимыми сочетаниями, а также любой частью речи в роли сущ. | Лиса семерых волков проведет. Никто не судья в своем деле. Утопающий хватается за соломинку. Один в поле не воин. Жить – Родине служить. Мать с дочерью уехали отдыхать. |
Сказуемое | Что делает предмет? Что с ним происходит? Какой он? Каков он? Что он такое? Кто он такой? | Глаг., сущ, прил. и другими частями речи | Наступила ночь. Вечер молчалив и тих. Что-то смутно чернеет впереди. Чтение – вот лучшее учение. |
ВИДЫ СКАЗУЕМОГО
Сказуемое | ||
Простое глагольное | Составное | |
глагольное | именное | |
Выражается: 1) глаголом в одном из наклонений: Статные осины высоко лепечут над вами. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных. Ты бы помогла мне. 2) неделимым сочетанием: Наш Андрюша на уроке бил баклуши. 3) глагольным междометием: И с возом бух в канаву. | Выражается: 1) вспомог. глаголом + Н.Ф.глагола: Владимир начинал сильно беспокоиться. 2) кратк.прил.+Н.Ф.гл.: Он всегда был готов помочь друзьям. 3) нареч.+ Н.Ф.глагола: Работу надо выполнить к вечеру. 4) сущ.+ Н.Ф.глагола: Она сама была мастерица ткать кружева. | Выражается: глаголом-связкой (быть, казаться, являться, называться и др.) + любая именная часть речи (сущ., местоим., числит., прил., прич., нареч.): Быть может, волею небес я перестану быть поэтом. Мой дедушка – ветеран войны. (нулевая связка) |
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Отвечает на вопросы | Особенности | Примеры | |
Дополнение | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | Бывает прямым и косвенным. (Прямое сочетается с сущ. в В.п. без предлога.) | Спорить с ними я не мог. Герой оказался в гуще событий. Я велел ямщику ехать. |
Определение | Какой? Который? Чей? | Бывает согласованным и несогласованным (согласованное – согласование, несогласованное – управление, примыкание). | Роняет лес багряный свой убор. Минуты перед боем – особые минуты. Пришла ей пора опомниться. |
Приложение (определение, выраженное существитель- ным) | Какой? Который? | Пишется через дефис, если и определяемое существительное, и приложение являются именами нарицательными | Мчится по сухой тропинке заяц-русак. Сейчас я читаю повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Река Кама впадает в Волгу. |
Обстоятельство | Где? Куда? Когда? Откуда? Как? Зачем? Почему? | Обозначает место, время, причину, цель, условие, уступку, образ и степень действия | Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. |
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Однородные | Неоднородные |
Каждое определение относится к одному определяемому слову: Всюду между деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи. | Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся словосочетанию: В поселке построена новая телефонная станция. |
Выражены одной частью речи. Искл: прилагательное+причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного: Слышались короткие, отрывистые свистки далекого соловья. | Сочетание качественного прилагательного с относительным или с местоимением, причастием, числительным: Первые настоящие морозы установились только в феврале. |
Между определениями можно вставить соединительный союз и: За рекой поднимались дубовые, (и) пихтовые леса. | Невозможно употребление с И: Высокие металлические мачты идут через тайгу. |
ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С главным членом – подлежащим | С главным членом - сказуемым | ||
назывные | определенно-личные | неопределенно-личные | безличные |
Подлежащее выражено сущ. в И.п. или сочетанием «числ.+ сущ.». Может употр. с частицей вот. | Сказуемое обозначает действие, совершаемое говорящим или собеседником; выражено глаголом 1-го или 2-го лица | Сказуемое обозначает действие, совершаемое каким-то неопределенным лицом; выражено глаголом 3-го л. мн.ч. или глаголом мн.ч. прош.вр и условного накл. | Не называется тот, кто производит действие. Сказуемое выражено: 1) безличным гл.; 2) безличной формой личного гл.; 3) Н.Ф. гл.; 4)кратк.страд.прич.; 5) катег.сост.; 6) словом нет; 7) сущ. в Р.п. с не или ни. |
Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна. Вот море, вот пермские дремучие леса | Люблю грозу в начале мая. Уходим завтра в море. Давайте поработаем. Выберите себе книгу по вкусу. | В дверь стучат. Газеты приносят по утрам. Сообщили о резком похолодании. | Мне нездоровится. На улице холодно. Пахнет сеном над лугами. У меня нет линейки. На небе ни одлачка. |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая.
2) Запятая ставится между однородными членами, если они соединены
- одиночными противительными союзами;
- повторяющимися союзами;
- двойными союзами.
Сочинительные союзы | ||
Соединительные | Разделительные | Противительные |
одиночные: и, да(=и) повторяющиеся: и …, и…, и … ни …, ни … двойные: не только …, но и … как …, так и … | одиночные: а, но, да(=но), однако, зато, же | одиночные: или(иль), либо повторяющиеся: или …, или… либо …, либо … то ..., то … не то …, не то … |
Например: 1. Дни стояли теплые и ласковые. 2. Ночью ветер злится да стучит в окно. 3. Нигде не видно ни воды, ни деревьев. 4. Она не только работала, но и училась. | Например: 1. Ученье без уменья не польза, а беда. 2. Мал золотник, да дорог. 3. На день рождения мне подарили небольшой, зато очень удобный велосипед. | Например: 1. В воскресенье мы поедем за город или пойдем в музей. 2. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб. 3. Долго ль мне гулять по свету то в карете, то верхом? |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Условия обособления | Примеры | |
Определения | 1) распространённые согласованные определения, стоящие после определяемого слова | Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Ветер, холодный, пронизывающий, зависал на карме. Узорчатые края облаков, пушистые и лёгкие, изменялись с каждым мгновением. |
Приложение | 1) если они относятся к личному местоимению | Мы, ученики, бегали по коридорам школы. Весь мир радовался подвигу Юрия Гагарина – первого космонавта Земли. |
Обстоятельство | выделяется запятыми вне зависимости от положения в предложении; не выделяются запятыми фразеологизмы. | Снег шёл с самого утра, не переставая. Он трудился не покладая рук. |
Уточняющий член предложения | 1) обстоятельства места и времени, стоящие после уточняемого слова | В передней, в правом углу, стоял деревянный сундук. На поляне были все дикорастущие растения, кроме мать-и-мачехи. |
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Вводные слова – это слова, сочетания слов, при помощи которых говорящий
выражает свое отношение к тому, о чем говорит;
указывает на последовательность изложения;
указывает на источник сообщения.
Вводные слова грамматически не связаны ни с одним членом предложения.
Не путайте с вводными словами слова вдруг, как раз, все-таки, даже, ведь и др.!
Значение | Вводные слова | Примеры |
Различная степень уверенности | Конечно, несомненно, безусловно, разумеется, в самом деле и др. Наверное, кажется, пожалуй. Не правда ли и др. Очевидно, вероятно, видимо, может быть и др. Возможно, может, может быть, должно быть и др. | Несомненно, солнечные дни установились надолго. |
Различные чувства | К счастью, к радости, к удивлению, к изумлению, к несчастью, чего доброго, к огорчению, на беду, к ужасу, к моему стыду, нечего греха таить и др. | Дождь, к счастью, быстро закончился. |
Источник сообщения | По-моему, по-вашему, по словам …, по сообщению …, по сведениям …, по мнению … и др. | По сообщению газет, в праздничные дни погода обещает быть ясной. |
Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, таким образом, наконец, итак, значит, например, наоборот и др. | Во-первых, занятия спортом закаляют организм, во-вторых, воспитывают волю и, наконец, дисциплинируют человека. |
Замечания о способах оформления мыслей | Одним словом, иначе говоря, лучше сказать и др. | Одним словом, все обошлось. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Схемы | Примеры |
«П,» - а. | «Очень хороший город, прекрасный город,» - отвечал Чичиков. |
«П!» - а. | «Право, останьтесь, Павел Иванович!» - сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. |
А: «П.» | Учитель сказал: «Ребята, будьте осторожны, переходя улицу.» |
А: «П?» | Я часто задавал себе вопрос: «В чем смысл человеческих подвигов?» |
«П, - а, - п.» | «Ну, матушка, - возразил Иван Кузьмич, - оставайся, коли ты на нашу крепость не надеешься.» |
«П, - а. – П.» | «Приходите вечером в плавательный бассейн, - сказал тренер. – Там продолжим тренировку.» |
«П! - а. – П.» | «Да ведь это школа! - радостно сказал шофер. - Здесь учительница живет.» |
«П? - а. – П.» | «Смела ли Маша? – отвечала ее мать. – Нет, Маша трусиха.» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие таблицы по русскому языку
Обобщающие таблицы по русскому языку...
Обобщающие таблицы по русскому языку ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемые обобщающие таблицы созданы много лет назад на основе технологии интенсификации обучения профессора В.Ф. Шаталова и имеют авторский о р и г и н а л ь н ы й характер. Особенности содержания...
Обобщающие таблицы по русскому языку
ТАБЛИЦЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАЗРАБОТАНЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО В. Ф. ШАТАЛОВУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ. РАБОТА ПРЕДТВАВЛЯЕТ СОБОЙ АВТОРСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. ВСЕГО РАЗР...
Обобщающие таблицы по русскому языку для 6,7, 8-9 классов.
Предлагаю обобщающие таблицы по морфологии и орфографии, по синтаксису и пунктуации для уроков русского языка. В таблицах обобщён учебный материал по изучаемым в школе грамматическим темам . Хор...
Обобщающие таблицы по русскому языку
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ...
Таблицы по русскому языку для учащихся 5-7 классов
Таблицы по русскому языку для учащихся 5-7 классов...
Обобщающие таблицы по русскому языку
Обобщающие таблицы по орфографии и пунктуации помогут при повторении тем в старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку...