Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов
методическая разработка по русскому языку на тему

Прилучная Людмила Викторовна

Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической зоркости», и очень много учителей пользуются этим приемом именно для достижения предметных результатов. Однако использование  алгоритмов особенно ценно тем, что оно прежде всего «работает» на достижение метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад26.45 КБ
Файл Презентация к докладу155.46 КБ

Предварительный просмотр:

Составление алгоритмов на уроках русского языка

как способ достижения метапредметных результатов

В настоящее время перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание, как неоднократно сегодня говорилось, уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимаются «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». Именно метапредметные результаты, в основе которых лежат универсальные учебные действия, будут являться «мостами», связывающими все изучаемые в школе предметы, помогающими применять тот объем знаний, который сформируется сформировавшиеся в ходе обучения.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Существует немало приемов и методов, способствующих формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов обучения на уроках русского языка. Большинство этих приемов являются классическими видами работ на уроках, постоянно используемыми учителями для достижения предметных результатов. В то же время  упражнения имеют более широкую направленность, развивая у учащихся способность к универсальным учебным действиям. Одним из таких способов является работа с алгоритмами.

Как известно, составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической зоркости», и очень много учителей пользуются этим приемом именно для достижения предметных результатов. Однако использование  алгоритмов особенно ценно тем, что оно прежде всего «работает» на достижение метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Как уже было сказано, нам нужно стремиться научить детей не только действовать, но и планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели. Этому как раз и способствует навык составление алгоритма, во время которого требуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть причинно-следственные связи. При конструировании алгоритма ученики не просто узнают новый материал, а осознают принцип поиска, овладевают системой определенных действий.

Обучение алгоритмам можно производить двумя путями. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Даже такая работа способствует формированию таких универсальных действий как умение работать по плану, сверяясь с целью, способность оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, больших затрат времени. Но зато он «работает» на достижение целого комплекса метапредметных результатов, таких как:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение.

Работу по составлению алгоритмов на уроке, как и любую деятельность, можно организовать по-разному: как массовую, групповую или индивидуальную деятельность. И если учащиеся начинают составлять алгоритм в группе, то тогда эта работа будет направлена и на достижение таких метапредметных результатов (коммуникативных УУД) как умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со  сверстниками;   работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Таким образом, можно сказать, что работа с алгоритмами способствует  формированию и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

 

Прием алгоритмизации учебного материала можно использовать при изучении практически всех разделов русского языка, например морфологии, синтаксиса, орфографии, фонетики.

Уже на самом первом этапе «знакомства» с алгоритмами учащимся нужно объяснить, то алгоритм – это последовательность действий, ведущая к поставленной цели. Алгоритм-это правило, пользуясь которым обучающиеся приходят к правильному выбору.  

В образовательной системе «Школа 2100» использование алгоритмов является одним из распространенных способов работы с учебным материалом. В учебнике русского языка Р.Н. Бунеева задания, связанные с алгоритмами, применяются как при освоении с орфографических правил, так и при изучении основных терминов, работе с текстами.

На уроках русского языка я очень часто использую алгоритмы: практически на каждой теме, на каждом уроке мы с учениками создаем алгоритм работы с тем или иным орфографическим или пунктуационным правилом. На своих уроках я использую несколько способов работы, связанные с использованием алгоритмов.

Чтобы ребята поняли, зачем нужен алгоритм работы, чем он помогает  в практической деятельности (например, при применении правила или определении грамматического признака слова) на первых уроках можно предложить уже готовый алгоритм и научить его применять – продвигаться от этапа к этапу и приходить к намеченному результату. Когда же принцип алгоритмизации материала становится понятен ученикам, можно переходить к тому, чтобы учащиеся сами принимали участие в составлении алгоритмов. И тогда я использую следующие способы:

- Подбор различных примеров к предложенному готовому алгоритму. Например, предлагается разветвленный алгоритм с разными результатами в итоге, и нужно подобрать примеры, иллюстрирующие все варианты использования алгоритма.

Такая форма работы используется при повторении уже изученного материала.

- Совместное составление алгоритма. Например, на уроке изучения новой темы, «познакомившись» с орфографическим правилом, мы начинаем вместе с учениками рассуждать, с чего начинать его применение, что делать в дальнейшем, чего мы должны добиться в результате.

- «Продолжение» алгоритма, когда даны только первые «шаги» последовательности  действий, а ученики должна привести всё действие к логическому завершению.

- Составление алгоритма учащимися из предложенных этапов. Например, нередко я использую для этого раздаточный материал, чтобы ученики составляли алгоритм «своими руками», что очень хорошо способствует его запоминанию.

Хочу предложить вашему вниманию фрагмент урока, где был использован такой способ работы с алгоритмом. Темой урока было «Тире между подлежащим и сказуемым», и ребята должны были составить алгоритм постановки или непостановки тире между этими членами предложения. Работа проводилась по группам.

- Следующим приемом работы с алгоритмом можно отнести восполнение недостающего звена алгоритма. Примером такой работы может служить упражнение из учебника Бунеева. Одним из первых упражнений, посвященных правописанию букв гласных в безударных личных окончаниях глаголов, является восстановление алгоритма определения спряжения и правописания личных окончаний глаголов.

- Определение ошибки в составленном алгоритме. Эту работу можно проводить, предложив учащимся уже готовый алгоритм с ошибкой, либо при составлении алгоритма на уроке, например, группами предложить вариант алгоритма одной из групп для нахождения в нем ошибки оставшимися учащимися.

- Полностью самостоятельное составление алгоритма учащимися (опять же его можно проводить как индивидуально, так и по группам или по парам).

В завершение своего выступления еще раз подчеркну, что применение технологии алгоритмизации способствует формированию всех универсальных учебных действий. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере  регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся  овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Таким образом, составление алгоритмов на уроках русского языка – один из эффективных способов достижения метапредметных результатов обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов обучения

Слайд 2

М етапредметные результаты - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Слайд 3

2 пути обучения алгоритмам давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений; организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися.

Слайд 4

С пособы работы, связанные с использованием алгоритмов Подбор примеров к предложенному готовому алгоритму,

Слайд 5

1 . Выдели суффикс - чик- (- щик - ). 3. Посмотри на конечную букву согласного основы исходного слова. Д, Т, З, С, Ж другие буквы Пиши -чик- Пиши -щик- 2. Определи его значение. лицо по профессии уменьшительно-ласкательное Пиши -чик-

Слайд 6

С пособы работы, связанные с использованием алгоритмов Подбор примеров к предложенному готовому алгоритму; совместное составление алгоритма;

Слайд 7

1) Поставить существительное в форму В.п. мн.ч ., выделить окончание. 2) Поставить его в форму И.п. мн.ч . и Р.п. мн.ч . 3) Сравнить , с какой формой совпадает форма В.п . Если В.п. мн.ч . совпадает с И.п. мн.ч ., то существительное неодушевлённое . Если В.п. мн.ч . совпадает с Р.п. мн.ч ., то существительное одушевлённое . Алгоритм определения одушевленных – неодушевленных существительных

Слайд 8

С пособы работы, связанные с использованием алгоритмов Подбор примеров к предложенному готовому алгоритму; совместное составление алгоритма; продолжение алгоритма; составление алгоритма учащимися из предложенных этапов;

Слайд 9

1. Найти грамматическую основу предложения . 2. Определить, какими частями речи выражены главные члены Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в Им. п. Оба главных члена не выражены именами существительными в Им. п. Не ставлю тире Не ставлю тире Ставлю тире Частицы ВОТ, ЭТО Частица НЕ Алгоритм постановки или непостановки тире между подлежащим и сказуемым 3. Нахожу частицы Нет частицы

Слайд 10

С пособы работы, связанные с использованием алгоритмов Подбор примеров к предложенному готовому алгоритму; совместное составление алгоритма продолжение алгоритма; составление алгоритма учащимися из предложенных этапов ; в осполнение недостающего звена алгоритма

Слайд 12

Технологии алгоритмизации способствует формированию всех универсальных учебных действий Личностные УУД формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы . Регулятивные УУД Познавательные УУД все типы учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение . использование знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий Коммуникативные УУД умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...

Интегрированный урок как эффективный способ достижения метапредметных результатов

Метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активно...

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                            «Особенностью английского языка, ...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...