СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья
«Особенностью английского языка, как учебного предмета, является то, что он как бы «беспредметен».
И.А. Зимняя
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Но узкая специализированность предметов, их слабая связь с реальной жизнью порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному её восприятию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бантурова О.А.,
учитель английского языка
МБОУ «Мотовиловская СОШ»
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Особенностью английского языка, как учебного предмета, является то, что он как бы «беспредметен».
И.А. Зимняя
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Но узкая специализированность предметов, их слабая связь с реальной жизнью порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному её восприятию.
Все чаще учителя сталкиваются со следующими проблемами:
- школьники овладевают обрывочными сведениями, таким образом у них возникает клочкообразное представление о мире и его законах. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;
- обучащиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, именно развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Во ФГОС второго поколения выделяются три группы результатов обучения - личностные, метапредметные, предметные. Если предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса, то метапредметные и личностные результаты - несколько новые понятия для учителя – предметника.
Особенностью же английского языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен» (И.А.Зимняя) и изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому английский (или другой иностранный) язык, как никакой другой предмет, открыт для использования в различных областях знаний.
Понятие «метапредметные результаты» в обучении
Метапредметные результаты образовательной деятельности - это
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Согласно образовательному стандарту начального общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.
• развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:
а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;
б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;
в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;
г) формирование гражданина и патриота.
Современные образовательные технологии
на уроках английского языка
Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования современных образовательных технологий, основанных на личностном и деятельностном подходе к обучению:
• личностно-ориентированные технологии, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
• технологии развивающего обучения, в центре внимания которых — способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
К ним можно отнести интегрированное, личностно – ориентированное обучение, информационно – коммуникационные, игровые, проектные технологии и другие. Данные технологии не используются изолировано, а применяются на практике в тесной взаимосвязи.
Личностно-ориентированный подход является одним из главных при обучении английскому языку, особенно на начальной ступени. Его эффективность доказывается повышением коммуникативной активности учащихся на уроке.
Рассмотрим Lesson 19, 2 класс. (УМК «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З.).
Ex.19, P.35 Покажи однокласснику семейную фотографию и расскажи о своей семье. Далее прилагается модель предложения:
- это действующее лицо
- это глагол, обозначающий действие, чувство, состояние
- это качество, объект
При выполнении упражнений данного типа, обучающийся развивает языковую и
речевую компетенции, формируя у себя следующие универсальные учебные действия:
- действия в личностном самоопределении, связанные с формированием Я – концепции и социализацией младшего школьника;
- действие саморегуляции – умения сосредоточиться на выполнении действий;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- овладение базовыми понятиями: семья, мама, папа, брат, сестра.
Технология интегрированного обучения является не менее важной на уроках английского языка. Интегрированные уроки не отличаются от традиционных уроков по типам и формам. Это уроки формирования, развития, и применения на практике ключевых компетенций, а также уроки контроля и проверки. Различие в том, что все типы и формы интегрированных уроков подразумевают достаточно большой информационный блок на самом уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо задачи.
2 класс, Lesson 22 (УМК «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З.), Ex. 2. P. 40. Мартин отправился в зоопарк. Но там потерял свои очки. Помоги ему сосчитать, сколько животных на прогулке.
Далее приведена красочная иллюстрация этого зоопарка.
При выполнении данного задания, обучающийся не только развивает языковую, речевую, но и учебно – познавательную компетенции, через межпредметную связь с математикой. При этом у ученика происходит формирование следующих универсальных учебных действий:
- дейстие саморегуляции – умения сосредоточиться на выполнении действий
- умение структурировать знания
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
- анализ объектов с целью выделения признаков
- владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка
Использование в работе информационно – коммуникационных технологий вносит динамику в процесс говорения на английском языке. Презентации вызывают большой интерес у учащихся .
Например, показ презентации по теме «Цвета», где помимо картинок используются ещё и коротенькие рифмовки на русском и английском языках, позволяет детям легче освоить новый лексический материал.
«Поросёнок – озорник,
Раньше розовый был PINK.
Но однажды он пролил
Целый пузырёк чернил!
С той поры наш недотёпа
Фиолетовый весь, PURPLE!»
Таким образом у ребят формируются следующие универсальные умения:
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- действие саморегуляции – умения сосредоточиться на выполнении действий;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Использование на уроках игровых технологий вносит в процесс изучения английского языка живость и яркость.
Исходя из собственного, пусть и не большого, опыта, могу уверенно утверждать, что с помощью использования игры у детей развиваются все виды компетенций. В игре дети примеряют на себя различные модели поведения и учатся анализировать поступки персонажей, в последствии соотнося их с действиями себя и других людей в реальной жизни.
С детьми из 3 и 4 классов мы впервые поставили сказку «The House in the Wood». (Учебно – методическое пособие «В помощь школьному учителю», Дзюиной Е.В. по УМК «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З.), после которой интерес к предмету и к театральной деятельности на английском языке значительно увеличился.
Такого плана мероприятия помогают учителю раскрыть творческий потенциал школьников, способствуют формированию универсальных действий планирования, коррекции, оценки и самооценки, саморегуляции, управления поведением партнёра, постановки вопросов. Таким образом, дети не только прорабатывают раннее пройденный материал, но и учатся коммуникации и умению держать себя на публике.
Для развития самостоятельности, воображения, фантазии, креативности и др. качеств личности используется проектная технология. Проект – это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности».
Работа над проектом делится на три этапа:
1) начальный этап (выбор темы);
2) основной этап (поиск источников информации, сбор материала);
3) заключительный этап (защита готовых проектов, обсуждение полученных результатoв).
Возьмём для примера в 3 классе Lesson 18, Work Book, (УМК «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З.), Project. Нужно составить меню для ученика лесной школы. (Ученика дети выбирают самостоятельно).
При организации проектной деятельности учитель имеет возможность формировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия:
- целеполагание;
- планирование своих действий;
- прогнозирование результатов;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка;
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Деятельностный характер процесса преподавания иностранного языка соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.д.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе и достигать следующих результатов:
- формирование представления об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими, пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием англоязычного материала, что соответствует метапредметным результатам, предусмотренным ФГОС.
Древняя мудрость гласит: «Учиться надо не для того, чтобы удивить других, а для того, чтобы совершенствовать себя ». Этот путь для человека открывает школа. Здесь не работают проверенные правила, здесь всё подвергается сомнению, здесь правда не равна истине, а истина постигается путём проб и ошибок. Здесь вечно царит эксперимент и будет царить до тех пор, пока есть ради кого работать.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011. –152 с.
- Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 2002.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996
- Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. № 2.
- Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. – Томск, 2005
- Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2.-С. 145
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. - Уч. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2002.
- Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке //Иностранные языки в школе, 2002. - № 6. - С. 52.
- Харисова Л.В Межпредметные связи в процессе преподавания английского языка”. – М., 2006
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., Лениздат, 2000
- J.C. Richards, T.S. Rogers. Approaches and methods in Language Teaching. - Cambridge University Press, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии электронного обучения на уроках английского языка в начальной школе
статья...
Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"
Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык ...
Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»
Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке...
Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе
В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...
Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».
Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...