Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Готолхакова Руфина Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_proektnaya_deyatelnost.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

                         МБОУ Заларинская СОШ №1

             

                 

                      Доклад по самообразованию

«Проектная деятельность на уроках               русского языка и литературы»

                                                                    Выполнила: Готолхакова Р.П.,        учитель русского языка и литературы

 

                                                                         Залари, 2016г.

                                               

                               

                                              Актуальность темы

           Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Школа должна воспитывать предприимчивого, деятельного, мобильного человека, способного жить в современном мире и быть конкурентоспособным на рынке труда. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Информационная стадия развития общества, в которую мир вступил в последнее десятилетие XX века, требует постоянного поиска новых форм организации учебного процесса, которые позволили бы:

-обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять
их на практике;

-развить каждого учащегося как творческую личность, способную определить цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;

-формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

-повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству;

-вовлечь каждого ученика в познавательный процесс;

-научить грамотно работать с информацией, обеспечивая  свободный доступ к ней в школе.

      Значительное обновление содержания образования направлено на то, чтобы привести его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования. В связи с этим в школьном образовании идет поиск новых методов работы.
        В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов.


       Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.
      Метод проектов в значительной мере может обогатить классно - урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.

                                           

                                             Из истории

           Проективный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

            В 1905 году в России педагог Т.С.Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем. Но в череде серьёзных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Было несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе: - не было учителей способных работать с проектами;

- не было разработанной методики проектной деятельности;

- «метод проектов» неграмотно соединили с идеей

«комплексных программ» и т.д.

           В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах применяли активно и весьма успешно. Он прижился в Европе и не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приёмов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остаётся прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. И в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.

       

                              Проектная деятельность

    Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

          Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

       Учебный проект – это не жёстко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на получение наглядно представляемого результата, полученного путём их самостоятельно-групповой творческой деятельности.

     Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем между собой, и результат деятельности как найдённый ими способ решения проблемы проекта

      Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Плюсы проектной деятельности 

+ навыки самообразования и самоконтроля

+ моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат

+ навыки групповой деятельности

+ индивидуальный подход

+ интерес к познавательной деятельности

+лучшее закрепление полученного на уроках материала, а следовательно, и повышение результативности обучения

+ использование на любом уровне и в любом возрасте


Минусы проектной деятельности

- возрастает нагрузка на учителя

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)

- психологические, коммуникативные проблемы

- проблема субъективной оценки

-опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.

               Признаки проектной деятельности:

-самостоятельность;

-творчество;

-активность проектантов;

-инициатива;

-практическое применение имеющихся знаний и умений

               Классификация проектов:

В зависимости от предметно-содержательной стороны предмета различают проекты:

1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета.  При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.

2. Межпредметные: интегрируется смежная тематика нескольких предметов.  

(«Слово о полку Игореве» в литературе, живописи, музыке»).

3. Надпредметные: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу.   («Нравственный человек в жизни и в литературе»).

В зависимости от включённости проектов в учебный план выделяются:

1.Текущие (на проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения).

2.Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается усвоение определённого учебного материала).

По продолжительности выполнения:

1.мини-проекты (укладываются в один урок);

2.краткосрочные проекты (несколько уроков);

3.недельные проекты

4.долгосрочные (в течение года)

По количеству участников:

1.Коллективные

2.Индивидуальные

3.Групповые

 По доминирующей деятельности учащихся

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
-цель проекта,

-его актуальность,

-методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки"),  

-обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

-результат (статья, реферат, доклад,   презентация )

2.Исследовательский проект

требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

  При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д

3.  Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта.  Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.

4.Творческий проект.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Игровой (ролевой)

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.  

      Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классники любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты.

Организация проектной деятельности

Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения.

 

Этапы работы        

Содержание работы        

Деятельность обучающихся        

Деятельность учителя

1. Подготовительный        

Определение темы и целей проекта        

Обсуждение и выбор темы        

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта        

Выбор подтемы или предложение новой подтемы        

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп         

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды        

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе        

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса        

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания        

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование        

Определение источников, способов сбора и анализа информации        

Корректировка и дополнение предложений учителя        

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта        

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение        

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации        

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов        

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета        

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета        

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация        

Предоставление выполненной работы         

Доклад о результатах работы        

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание        

Оценка работ согласно разработанным критериям        

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок        

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

   Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа на проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы (классификация В. Соколовой)

Учитель

Ученик

Первый этап – погружение в проект

Постановка проблемы, целей и задач исследования

Выбор проблемы. Вживание в ситуацию

Второй этап – организация деятельности

Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности

Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы

Третий этап – осуществление деятельности

Консультирование и контроль

Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации)

Четвертый этап – презентация проекта

Обобщение и резюмирование результатов

Демонстрация результатов исследования

Пятый этап- оценка работы

Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей

Взаимооценка

Правила успешной проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

      Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

             Что же может стать содержанием исследования по русскому языку? Изменения в языке происходят очень медленно, и, как правило, у учащихся складывается представление о нем как явлении нормированном, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом.  

         Организовывая в 5 классе проектную деятельность, мы обучаем детей ставить цели к      заданиям, упражнениям:

  • С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
  • Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

  Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даем учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

         Учащиеся 5 классов учатся создавать презентации по заданной теме. Например, при закреплении материала по разделу «Лексика» учащиеся делятся на несколько групп и составляют презентации по темам: «Омонимы в стране «Лексика», «Синонимы: для чего они нужны в речи?», « Сказочная страна Антонимов».

На уроках русского языка  учащиеся изучают тему «Имя прилагательное как части речи», а на уроках литературы «Эпитет как выразительное средство языка». Изучаемые темы достаточно значимы и объемны, поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над проектом «Изобразительные возможности имен прилагательных».

       Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает свое задание:                                        «Морфологические признаки имени прилагательного»,                                                                                  «Грамматическая природа кратких прилагательных»,                                                                                                        «Прилагательные-эпитеты»,                                                                                                                       «Прилагательные в переносном значении»,                                                                                           «Прилагательные-синонимы»,                                                                                                                     «Прилагательные-антонимы»,                                                                                                                                «Употребление прилагательных в именной части сказуемого».                                                                                     В течение 10-14 дней ученики подбирают материал в соответствии со своими заданиями.

Интересен проект «Энциклопедия слова»

Цель: составить энциклопедию одного слова, т.е. собрать как можно больше материала о жизни слов.

Задачи: познакомить с различными типами словарей и их структурой; определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем, составить комплексное представление слова.

Алгоритм данного проекта

1. Слово… и его лексическое (ие) значение(я).

2. Этимология слова…

3. Слово… и “слова-родственники” (однокоренные).

4. Слово… и его синонимы.

5. Слово… и его антонимы.

6. Слово-омоним (если есть).

7. Слово… во фразеологических оборотах.

8. Слово… и слова (сочетания)- рифмы.

9. Слово… в русском фольклоре; в пословицах и поговорках; в загадках;

в скороговорках; в притчах, легендах, приметах, обычаях; в народных играх;

в хороводах; в русских народных песнях; в народных сказках.

10. Соответствие слова… в пословицах и поговорках народов мира.

11. Слово… в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза).

12. Слово… в текстах художественной литературы.

13. Слово… в названиях картин художников.

14. Слово… в названиях художественных и документальных фильмов.

15. Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

16. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

17. Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся. (Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с этим словом.)

Еще один проект «Интересная фразеология»

Тип проекта: информационно-исследовательский

Основополагающие вопросы:

1)Что такое фразеология?

2) Каковы источники фразеологии?

3)Каково значение и этимология фразеологизмов?

Дидактические цели проекта:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

-совершенствование навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Методические задачи проекта:

-закрепить знания по фразеологии;

-формировать умение правильно использовать в речи фразеологизмы.

Проблемы самостоятельных исследований:

-Откуда в речи появились фразеологизмы?

-Что произойдёт с нашей речью, если не использовать фразеологизмы?

Результаты исследований:

Презентация исследовательской деятельности учащихся .

Темы проектов по русскому языку:

-Фразеологизмы с числовыми категориями

Выдвижение гипотезы: школьники изучают фразеологизмы и какова роль фразеологизмов на уроке литературы; более подробно фразеологизмы начинают изучать к 8-9классу; фразеологизмы с числовыми категориями появились в далекой древности.

Цель: узнать, что обозначают числовые категории во фразеологизмах, изучить, знают ли учащиеся моей школы ,что такое фразеологизмы с числовыми категориями и какие знают.

 

-Имена прилагательные в названиях растений

Цель : найти названия и фотографии растений, показать , как образовались прилагательные в этих названиях, определить разряд имен прилагательных.

-Имена собственные в пословицах и поговорках

Цель: выявить роль имен собственных в пословицах и поговорках, частотность их употребления.

Задачи исследования: выявить художественные особенности пословицы и поговорки, отобрать для анализа пословицы и поговорки, в которых употребляются имена собственные, представить анализ топонимов в пословицах и поговорках, выявить роль имен собственных в них.

-Имена прилагательные в названиях произведений

Цель: найти произведения художественной литературы, в названиях которых употребляются имена прилагательные, определить , как образовались имена прилагательные в этих названиях( н-р, «Медный всадник» А.Пушкина, «Слепой музыкант» Короленко, « Конь с розовой гривой» В.Астафьева и др.)

-Словарь жаргонизмов( составление тематической группы данных слов: наименования людей по профессии: училка, мусор, по родству: маман, сеструха, пища: хавчик, рубать)

-Деепричастия в сказках( найти устаревшие деепричастия, определить значение и что передают- душевное состояние или внешнее действие)

-Какие виды слов существуют в русском языке( рассмотреть синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, профессиональные, диалектные, эмоционально –окрашенные и т.д.)

- Проверяемые согласные в корне слова

Задание: Найдите заданную орфограмму. Отгадайте загадки.

- Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте «ядрышки»-мысли. Собранным тренировочным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

-Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. «Конечным продуктом» вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которыми могут воспользоваться ученики вашего класса.

-Выберите один из творческих проектов: 1) «Сборник сочинений нашего класса о животных», 2) «Сборник стихов и рассказов о животных».

Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты «о братьях наших меньших» из учебника. Материалы оформите в виде рукописного или электронного журнала.

-Вам нужно подготовить для учеников занятие кружка по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности. Посмотрите главу «Дорога к письменности», найдите дополнительный материал и подберите интересные задания. При подготовке проекта вы можете пользоваться мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников».

-Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберите букву, которую вы будете представлять на этом параде. Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. (Вашими незаменимыми помощниками при подготовке проекта станут книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы» и др. Их можно найти во Всемирной паутине.

-Какой словарь интересно было бы составить вам? Может быть, это будет словарь цветов, или словарь запахов, или словарь весёлых слов, или словарь футболиста, или… Попробуйте составить свой личный словарь на любую тему. Рукописный или электронный – не имеет значения.

-Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?»

-Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный  «Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне. Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания.

-Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: АНТИ, ТЕЛЕ, ДРОМ, ТЕКА и др. Обратитесь за помощью к следующим словарям: «Школьный словарь иностранных слов», «Школьный словарь строения слов русского языка» и другие. Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры их детской классики или детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словаря.

-Сочините лингвистическую сказку о приставках ПРИ- и ПРЕ-. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите в виде электронной газеты или журнала.

Использование основных видов проектов на уроках литературы

    На наш взгляд, к созданию проектов ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства

Предлагаем вашему вниманию материалы по моделированию урока средствами проектного обучения на общедидактическом уровне и на уровне методики закрепления темы “Сказки”. Это первый раздел, изучаемый в 5-ом классе на уроках литературы. После изучения народных и литературных сказок мы закрепляем следующие понятия: модель сказки, зачин, концовка, признаки волшебной сказки. Затем проводятся уроки работы над проектом “Сказочная страна”.

 Тип урока – комбинированный (2 часа + 1 час на защиту творческого проекта).

Вид проекта – продуктивный.

Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений.

Цели по содержанию:

•        образовательная – проверить знания учащихся по теме “Сказка”;

•        развивающая – продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;

•        воспитательная – формировать умение работать в коллективе.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Оборудование:

1.        Цветные картинки с изображением сказочных героев, листы бумаги, карандаши, клей, учебники, книги со сказками;

2.        Памятка.

Ученикам предлагается создать карту сказочной страны, выбрать сказочных героев, которые будут по ней путешествовать, сочинить сказку, используя знания, полученные при изучении темы “Сказки”. Этой стране нужно дать название, выбрать средство передвижения главного героя, сохраняя законы сказочного мира.

Еще один проект «Избранные страницы жизни Чехова»( информационный проект с элементами исследовательской и творческой деятельности).

Основополагающий вопрос: Каким человеком был писатель Чехов.

Вопросы проекта: в какую эпоху формировался Чехов как личность и писатель; какую роль сыграла семья в формировании личности, каким Чехов был в дружбе.

 

Темы проектов по литературе:

-Этимология названий одежды и обуви.

-Этимология названий предметов домашнего обихода.

-Как состроена русская изба?

-Правила этикета в крестьянской семье.

-Береза — символ Руси.

-Народное творчество для детей. (Скороговорки, потешки, колыбельные, сказки...)

-Обрядовые песни.

-Что в имени тебе моем? (История русских имен)

-Древнерусские меры веса, длины, объема.

-Сказки для самых маленьких и тех, кто постарше (сопоставительный анализ)

-Персонажи славянской мифологии

- Гоголь Н.В. - словесный кулинар.

- Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

- Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе

- Образы деревьев в стихотворениях А.Фета

- "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова

- Мои ровесники в литературных произведениях

                     Заключение

    Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

     Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

    Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.  Главное – продумать  способы введения метода проектов в структуру уроков.

                   

 Литература

  1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

  2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка /Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.

4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  – Москва, 2007 г.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Данный материал состоит из:1. пояснительной записки2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"3. разработки урока "Суд над Онегиным"4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси ж...

Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...