Глазарий по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Звуко-буквенный разбор, орфограммы, части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuko_bukvennyy_razbor_.doc2.27 МБ
Microsoft Office document icon orfogrammy.doc118.5 КБ
Microsoft Office document icon chasti_rechi_2.doc55 КБ
Microsoft Office document icon chasti_rechi_3.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     

Алгоритм работы с орфограммой

Орфограммы

              Определил

Доказал

Написал

1.

Безударный гласный, в корне слова, проверяемый ударением

 

                       

Образец:

       

_______________________

____________________

____________________

2.

          Парные

звонкие /глухие согласные

 - на конце слова

            И

 - перед другими согласными

                                             

                                         ?                    

                                 ?  

                                             

                                 

   

                           

                                                                                                                             

 

  Образец:

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

_____________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

3.

Непроизносимые согласные в корне слова

                                                                     

                       ?  

 

                             

 

Образец:

______________________

______________________

                   

                     ?

______________________

______________________

______________________

______________________

4.

Разделительный Ь знак

                  ˋЬ

                    ˋЬ        

                Й                      

                       Ь

                           

Образец:

______________________

                  ?  

______________________

______________________

5.

Разделительный Ъ знак

                /Ъ         

              Ъ

                  Ъ

 

Образец:

______________________                    

______________________

______________________

6.

Ь на конце имён сущ.  после шипящих                           Наличие -Ж,-Ч, -Щ,-Ш            Отсутствие 

                                 ?

                                Ь

                                                                             

    Ж.р             Ь

             М.р.

                    Ь

 

Образец:

______________________

______________________                  

______________________

______________________

______________________

______________________

7.

Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и других именах собственных

     ?  

8.

Буквы  И, А, У после шипящих

             Ж Ы  

             Ш Ы  

             Ч  А  

             Щ А  

             Ч  У  

             Щ У  

                 И

               

                ˋА  

                 

                ˋУ  

               

             Ж И  

             Ш И  

              Ч А  

             Щ А  

              Ч У  

             Щ У  

 

                   

             

 

 

Образец:

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________                                  

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________                  

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________                  

 9.

Заглавная буква в начале предложения

  ?                     !? 

                                       !?

                     !?

10.

Разделительное написание  

                                         предлогов

Слитное написание

                                         приставок

Образец:

______________________

______________________                  

______________________

______________________

______________________

______________________

11.

Раздельное написание НЕ с глаголами

НЕ ?

 НЕ   

 

НЕ   

 

Образец:

______________________                 

______________________

______________________

12.

Правописание сочетаний   ЧК  

                                     ЧН

              ЧˋК  

              ЧˋН  

                ˋК 

                ˋН 

                ЧК 

                ЧН 

Образец:

______________________

______________________                  

______________________

______________________

______________________

______________________

 

13.

Написание буквы Ы/И после Ц

         

                 Ц

                            Ц

             

                 ЦИ

                            ЦЫ

             

                 ЦИ

                            ЦЫ

Образец:

14.

Написание буквы Ы/И после Ц

         

                 Ц

                            Ц

             

                 ЦИ

                            ЦЫ

             

                 ЦИ

                            ЦЫ



Предварительный просмотр:

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

                                Имена

 существительные            прилагательные                  глаголы

Кто?                                  Какой?                              Что делать?

Что?                                  Какая?                               Что сделать?

                                          Какие?  

                                          Какое?

Предлоги

Частицы

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

                                Имена

            

_______?                             _________?              _________________?

_______?                             _________?              _________________?

                                             _________?

                                             _________?

______________

____________

Самостоятельная часть речи

Одушевлённые предметы

Кто?

Н.Ф.

Что?

Неодушевлённые предметы

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

          главный чл.

или

     второстепенный чл.                                  

                                                                         •                                              

• Признаки

- постоянные

- изменяемые

Изменяются по команде вопросов

• Род им.сущ.

- ж. р.   (она, моя)

- м. р.   (он, мой)

- ср. р.  (оно, моё)

• Число им. сущ.

- ед.ч.

- мн.ч.

 • Падежи им. сущ. 

- Именительный падеж  (кто? что?)

- Родительный падеж     (кого? чего?)

- Дательный падеж         (кому? чему?)

- Винительный падеж    (кого? что?)

- Творительный падеж  (кем? чем?)

- Предложный падеж    (о ком? о чём?)

Самостоятельная часть речи

Одушевлённые предметы

_______?

Н.Ф.

________?

Неодушевлённые предметы

 

или

     

                                                                         •                                              

Признаки

постоянные

изменяемые

Изменяются по команде вопросов

• ________им.сущ.

- _______  (она, моя)

- _______  (он, мой)

- _______  (оно, моё)

• _________ им. сущ.

- ___________

- ___________

 • ____________им. сущ. 

- ___________ (кто? что?)

- ___________ (кого? чего?)

- ___________ (кому? чему?)

- ___________ (кого? что?)

- ___________ (кем? чем?)

- ___________ о (ком?) о (чём?)



Предварительный просмотр:

Части речи

                            Самостоятельные части речи

Служебные части речи

            Имя

 Существительное,

      Местоимение            

           Глагол

Имя прилагательное

служат для связи слов

в предложении.

Предлоги

Союзы

Частицы

                                                    Члены предложения

         Подлежащее                     Сказуемое

Главные члены предложения.

Они составляют грамматическую

 основу предложения     

                                     

        

       

 Определение

Второстепенный член предложения выражен именем прилагательным

в, на, к, по, из, около, возле, притом, среди

и, а, но, что, когда, где

не, ни, бы, лишь, неужели

 

     

 Однородные члены предложения – являются одной и той же частью речи, относятся к одному и тому же слову в предложении.

                    Однородными могут быть

     

         Дополнение

      Обстоятельство

Второстепенные члены предложения выражены именем существительным или местоимением.

     

главные

члены предложения.

второстепенные

члены предложения.

Однородные члены связаны

     союзами                и       интонацией перечисления

И, ИЛИ

запятая не ставится

А, НО

запятая ставится

запятая ставится

Самостоятельная часть речи

Одушевлённые предметы

Кто?

Н.Ф.

Что?

Неодушевлённые предметы

                       подлежащее

                            главный чл. пр.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

или

торостепенный член пр.

 дополнение, обстоятельство            

                                                            

             

 

     Признаки

Изменяются по команде вопросов

скл. сущ. в ед. ч.

сущ. во мн. ч.

не различаются

по склонениям

земля

рука

стол

плечо

 степь

грудь

Предлоги

- постоянные

• Род им.сущ.

- ж. р.   (она, моя)

- м. р.   (он, мой)

- ср. р.  (оно, моё)

- изменяемые                                               • Число им. сущ.

- ед.ч.

- мн.ч.

Падежи

вопросы

1 скл.

2 скл.

3 скл

дополнение

обстоятельство

- И.п.  Есть

кто? что?

а - я

о - е

ы - и

ы - и

а - я

и

- Р.п.  Нет

кого? чего?

где? чей? откуда?

ы - и

а - я

и

ов – ёв

□ - ей

ей

у, от, до, с, из, без, около, из – за, после

- Д.п.  Дам

кому? чему?

куда? где?

е  

у - ю

и

ам - ям

ам - ям

ам - ям

к, по, благодаря, вопреки

- В.п.  Вижу

кого? что?

куда?

у - ю

□ – я

о - е

ы - и

ов – ёв

а – я

      и

и - ей

в, за, на, про, через, под, сквозь

- Т.п.

Восхищаюсь

кем? чем?

где?

ой – ёй

ою - ёю

ом – ём

ом - ем

ю

ами - ями

ами - ями

ами - ями

За, над, с, под, перед, между, согласно с

- П.п.

Думаю о

о ком? о чём?

где?

е

е

и

ах - ях

ах - ях

ах - ях

В, о, на, об, при

Самостоятельная часть речи

_Какой?

Н.Ф.

ед.ч.   м.р.

     Чей?

 

                                     Главный чл. пр.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                                               

 

     Определение

Второстепенный чл. пр                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                     

                            Изменение прилагательных по числам

Склонение во

мн.  числе

Падежи

В ед. ч. по родам

Мужской род

Женский род

Средний род

Какие?

- ые – ие -

И.п.

 Кто? Что?

Какой?

-ый – ой – ый -

Какая?

- ое - ее -

Какое?

- ая – яя -

Каких?

- ых – их -

Р.п.

Кого? Чего?

Какого?

- ого – его -

Какого?

- ого – его -

Какой?

- ой – ей -

Каким?

- ым – им -

Д.п.

Кому? Чему?

Какому?

- ому – ему -

Какому?

- ому – ему -

Какой?

- ой – ей -

Какие?

- ые – ие -

В.п.

Кого? Что?

Какой?

-ый – ой – ый-

Какое?

- ое - ее -

Какую?

- ую - юю -

Каких?

- ых – их -

Какого?

- ого – его -

так же

так же

Какими?

- ыми – ими -

Т.п.

Кем? Чем?

Каким?

- ым – им -

Каким?

- ым – им -

Какой?

- ой – ей -

Каких?

- ых – их -

П.п.

О ком? О чем?

Каком?

- ом – ем -

Каком?

- ом – ем -

Какой?

- ой – ей -

Самостоятельная часть речи

Что делать?

Н.Ф.

Что сделать?

                                 Существительное

                                   Подлежащее

                   ГЛАГОЛ               

                                                                             

      Глагол

      Сказуемое

                           Главный чл. пр.

                                                 Времена глагола                                      

Основа предложения

                   Главный чл. пр.    

                                                                     

Прошедшее

Настоящее

Будущее

- Частица НЕ с глаголами  пишется раздельно.        

- Во всех формах  глаголов на конце основы и на конце окончаний  после шипящих и Ч пишется Ь. (ТЫ знаешь, ТЫ будешь, не плачь)

- Глаголы в  повелительной форме  отвечают  на команды, делай или сделай в ед. числе и делайте или сделайте во мн. числе.

- Во множественном числе глаголы с шипящим на конце основы пишутся с Ь знаком после  шипящего.

Обозначают действие, которое уже произошло

Обозначают действие, которое происходит в настоящее время

Обозначают действие, которое еще не произошло  Простая Ф.            Сложная Ф.

- что делал?- что сделал?

- что делали?- что сделали?

- что делаю?- что делаешь?

- что делаете? - что делают?

- что сделает?          что будет делать?

- что сделают?         что будут делать?

Не изменяются

- по лицам.

Не изменяются - по родам.

Изменяются

- по числам;

- в ед. ч. по родам.

- сохраняется глагольный суффикс начальной формы

Изменяются (спрягаются) - по числам;   - по лицам;

Глагол с ударным личным окончанием поставить в форму 2-го лица ед. ч. (ТЫ) и 3-го лица мн.ч. (ОНИ) в окончаниях глаголов выдели букву, которой они отличаются.

Глагол с безударным личным окончанием поставить в начальную форму и выделить глагольный  в суффикс.

I спряжение

        II спряжение

Ударные гласные в окончаниях  

-Е- (У-Ю)

Безударные окончания глаголы на  - ать, - ять, - оть, - еть, - уть, - ыть  + брить, стелить

Ударные гласные в окончаниях -И- (А-Я-)

Безударные окончания глаголы на  - ить   +  гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и смотреть, и  терпеть, и ненавидеть, и обидеть, и вертеть.

число  

лицо

Простое  Б.в

 (что сделать?)

Сложное Б.в

 (что делать?)

Ед.ч.

1-е

Что сделаю?

Я ____________

Что буду делать?

Я буду ________________

2-е

Что сделаешь?

Ты ____________

Что будешь делать?

Ты будешь ____________

3-е

Что сделает?

Он

Она  ____________

Оно

Что будет делать?

Он

Она   будет ____________

Оно

Мн.ч.

1-е

Что сделаем?

Мы____________

Что будем делать?

Мы будем _____________

2-е

Что сделаете?

Вы ____________

Что будете делать?

Вы будете ____________

3-е

Что сделают?

Они  ____________

Что будут делать?

Они  будут ____________

Самостоятельная часть речи

Кто? Что?

Н.Ф.

   Команды вопросов?

                       подлежащее

                            главный чл. пр.

МЕСТОИМЕНИЕ

или

  дополнение

  второстепенный чл. пр.            

                                                            

             

Личные местоимения  указывают на предметы, названные ранее, изменяются по падежам (склоняются).                   Склонение личных местоимений

 

Падеж

Вопрос

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

- И.п.  

Есть

кто?

Я

МЫ

ТЫ

ВЫ

ОН, ОНО

ОНА

ОНИ

- Р.п.  

Нет

у кого?

у

МЕНЯ

у

НАС

у

ТЕБЯ

у

ВАС

у

НЕГО,

ЕГО

у

НЕЁ,

ЕЁ

у

НИХ,

ИХ

- Д.п.  

Дам

к кому?

ко

МНЕ

к

НАМ

к

ТЕБЕ

к

ВАМ

к

НЕМУ,

ЕМУ

к

НЕЙ,

ЕЙ

к

НИМ,

ИМ

- В.п.

 Вижу

 на кого?

на

МЕНЯ

на

НАС

на

ТЕБЯ

на

ВАС

на

НЕГО,

ЕГО

на

НЕЁ,

ЕЁ

на

НИХ,

ИХ

- Т.п.

Восхищаюсь

с кем?

со

МНОЙ

с

НАМИ

с

ТОБОЙ

с

ВАМИ

с

НИМ,

ИМ

с

НЕЙ,

ЕЙ

к

НИМИ,

ИМИ

- П.п.

Думаю о

о ком?

обо

МНЕ

о

НАС

о

ТЕБЕ

о

ВАС

о

НЁМ,

о

НЕЙ,

о

НИХ,

Характеристика предложения и разбор слова как части речи

Белеет парус одинокий в тумане неба голубом.

1.                    - обозначает предмет, отвечает на вопрос (кто? или что?) – значит это существительное.

2. Начальная форма  (ед.ч.  И.п.)

3. Род - … склонение - (постоянные признаки)

4. Стоит в форме: … падежа, …числа (непостоянные  признаки)

5. Чем является в предложении:  

Подлежащее, дополнение, обстоятельство.

 ОБРАЗЕЦ:

1. Парус (что?) – сущ.

2. Нач. ф. – парус.

3. М.р., 2- е скл.

4. В форме И.п., ед.ч.

5. Парус белеет. Парус – подлежащее.

1.                 – обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (какого? какому? каким? каком?)  -  значит это прилагательное.

2. Начальная форма  –  (м.р., ед.ч.)

3. Стоит в форме: … рода, … падежа,  …числа.

4. Чем является в предложении:   Определением,

ОБРАЗЕЦ:

1. Голубом  (каком?) -  прилаг.

2. Нач. ф. – голубой

3. В форме: м.р., П.п., ед. ч.

4. В тумане голубом. Голубом – определение.

1.                     – обозначает действие, отвечает на вопрос (см. табл. глагол) -  значит это глагол.

2. Начальная форма  – (что делать? что сделать?)  … спряжение.

3. Стоит в форме: … времени, … числа,  …лица. (глаголов Н.в. и Б.в.)

                                … времени, … числа, … рода. (глаголов П.в.)

     

4. Чем является в предложении: Сказуемое.

ОБРАЗЕЦ:

1. Белеет  – (что делает?) -  глагол.

2. Начальная форма –  белеть, 1-е спр.

3. Стоит в форме: Н.в., ед.ч.,  3-го лица.

4. Парус белеет. Белеет - сказуемое.  

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Части речи

Имя существительное  и имя прилагательное

Глагол

1.

Укажи, к какой части речи относится слово.

Начальная форма

Настоящего и Будущего времени

Прошедшего времени

Выдели:

1.

 Выдели:

• суффикс Н.ф.

ть-,  -чь-,  -ти-

• глагольный суффикс      -а- , -е- …

Выдели:

• окончание

• глагольный суффикс  -а- , -е-  …

Выдели:

• суффикс П.В.  –л-

• глагольный суффикс  -а- , -е-  …  

• окончание

2.

окончание и основу слова

3.

корень слова

4.

приставку  слова

5.

суффикс слова

2.

Выдели корень слова

3.

Выдели приставку слова

 Образец:

В основу глагола не входят:

Подружка  

Суффиксы  Н.ф.  

-ть-,  -чь-,  -ти-

Суффикс П.В.

 –л-

Волнистое

В глаголах с частицей – ся - (сь) частицу помечать не нужно

Бесспорный

Образец:

Посолить

Поиграешь

Вычитал

Отстричь

Летишь

Хотела

Подвезти

Перекричишь

Беречься


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...