Глазарий по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Звуко-буквенный разбор, орфограммы, части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuko_bukvennyy_razbor_.doc | 2.27 МБ |
orfogrammy.doc | 118.5 КБ |
chasti_rechi_2.doc | 55 КБ |
chasti_rechi_3.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы с орфограммой | |||||||||||
№ | Орфограммы | Определил | Доказал | Написал | |||||||
1. | Безударный гласный, в корне слова, проверяемый ударением |
| |||||||||
| Образец: |
_______________________ | ____________________ | ____________________ | |||||||
2. | Парные звонкие /глухие согласные - на конце слова И - перед другими согласными |
? ?
|
|
| |||||||
| Образец: | ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ | ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ | |||||||
3. | Непроизносимые согласные в корне слова |
? |
| ||||||||
| Образец: | ______________________ ______________________
? | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ | |||||||
4. | Разделительный Ь знак | ˋЬ | ˋЬ Й | Ь
| |||||||
Образец: | ______________________ ? | ______________________ | ______________________ | ||||||||
5. | Разделительный Ъ знак | /Ъ | Ъ | Ъ | |||||||
| Образец: | ______________________ | ______________________ | ______________________ | |||||||
6. | Ь на конце имён сущ. после шипящих Наличие -Ж,-Ч, -Щ,-Ш Отсутствие | ? Ь |
Ж.р Ь М.р. | Ь | |||||||
| Образец: | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ | |||||||
7. | Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и других именах собственных | ? | |||||||||
8. | Буквы И, А, У после шипящих | Ж Ы Ш Ы Ч А Щ А Ч У Щ У | И
ˋА
ˋУ
| Ж И Ш И Ч А Щ А Ч У Щ У | |||||||
| |||||||||||
| Образец: | ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ | |||||||
9. | Заглавная буква в начале предложения | ? !? | !? | !? | |||||||
10. | Разделительное написание предлогов Слитное написание приставок | ||||||||||
Образец: | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ | ||||||||
11. | Раздельное написание НЕ с глаголами | НЕ ? | НЕ
| НЕ | |||||||
| Образец: | ______________________ | ______________________ | ______________________ | |||||||
12. | Правописание сочетаний ЧК ЧН | ЧˋК ЧˋН | ˋК ˋН | ЧК ЧН | |||||||
Образец: | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ | ||||||||
13. | Написание буквы Ы/И после Ц |
Ц Ц |
ЦИ ЦЫ |
ЦИ ЦЫ | |||||||
Образец: | |||||||||||
14. | Написание буквы Ы/И после Ц |
Ц Ц |
ЦИ ЦЫ |
ЦИ ЦЫ |
Предварительный просмотр:
Части речи | ||
Самостоятельные части речи | Служебные части речи | |
Имена существительные прилагательные глаголы Кто? Какой? Что делать? Что? Какая? Что сделать? Какие? Какое? | ||
Предлоги | Частицы |
Части речи | ||
Самостоятельные части речи | Служебные части речи | |
Имена
_______? _________? _________________? _______? _________? _________________? _________? _________? | ||
______________ | ____________ |
Самостоятельная часть речи | |||||||||
Одушевлённые предметы | Кто? | Н.Ф. | Что? | Неодушевлённые предметы | |||||
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ||||||||
главный чл. | или | второстепенный чл. • | |||||||
• Признаки | |||||||||
- постоянные | - изменяемые | Изменяются по команде вопросов | |||||||
• Род им.сущ. - ж. р. (она, моя) - м. р. (он, мой) - ср. р. (оно, моё) | • Число им. сущ. - ед.ч. - мн.ч. | • Падежи им. сущ. - Именительный падеж (кто? что?) - Родительный падеж (кого? чего?) - Дательный падеж (кому? чему?) - Винительный падеж (кого? что?) - Творительный падеж (кем? чем?) - Предложный падеж (о ком? о чём?) |
Самостоятельная часть речи | |||||||||
Одушевлённые предметы | _______? | Н.Ф. | ________? | Неодушевлённые предметы | |||||
| |||||||||
или |
• | ||||||||
Признаки | |||||||||
постоянные | изменяемые | Изменяются по команде вопросов | |||||||
• ________им.сущ. - _______ (она, моя) - _______ (он, мой) - _______ (оно, моё) | • _________ им. сущ. - ___________ - ___________ | • ____________им. сущ. - ___________ (кто? что?) - ___________ (кого? чего?) - ___________ (кому? чему?) - ___________ (кого? что?) - ___________ (кем? чем?) - ___________ о (ком?) о (чём?) |
Предварительный просмотр:
Части речи | |||||||||||
Самостоятельные части речи | Служебные части речи | ||||||||||
Имя Существительное, Местоимение | Глагол | Имя прилагательное | служат для связи слов в предложении. | ||||||||
Предлоги | Союзы | Частицы | |||||||||
Члены предложения Подлежащее Сказуемое Главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения
|
Определение Второстепенный член предложения выражен именем прилагательным | ||||||||||
в, на, к, по, из, около, возле, притом, среди | и, а, но, что, когда, где | не, ни, бы, лишь, неужели | |||||||||
| |||||||||||
Однородные члены предложения – являются одной и той же частью речи, относятся к одному и тому же слову в предложении. Однородными могут быть |
Дополнение Обстоятельство Второстепенные члены предложения выражены именем существительным или местоимением.
| ||||||||||
главные члены предложения. | второстепенные члены предложения. | ||||||||||
Однородные члены связаны союзами и интонацией перечисления | |||||||||||
И, ИЛИ запятая не ставится | А, НО запятая ставится | запятая ставится |
Характеристика предложения и разбор слова как части речи
Белеет парус одинокий в тумане неба голубом.
1. - обозначает предмет, отвечает на вопрос (кто? или что?) – значит это существительное. 2. Начальная форма (ед.ч. И.п.) 3. Род - … склонение - (постоянные признаки) 4. Стоит в форме: … падежа, …числа (непостоянные признаки) 5. Чем является в предложении: Подлежащее, дополнение, обстоятельство. | ОБРАЗЕЦ: 1. Парус (что?) – сущ. 2. Нач. ф. – парус. 3. М.р., 2- е скл. 4. В форме И.п., ед.ч. 5. Парус белеет. Парус – подлежащее. |
1. – обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (какого? какому? каким? каком?) - значит это прилагательное. 2. Начальная форма – (м.р., ед.ч.) 3. Стоит в форме: … рода, … падежа, …числа. 4. Чем является в предложении: Определением, | ОБРАЗЕЦ: 1. Голубом (каком?) - прилаг. 2. Нач. ф. – голубой 3. В форме: м.р., П.п., ед. ч. 4. В тумане голубом. Голубом – определение. |
1. – обозначает действие, отвечает на вопрос (см. табл. глагол) - значит это глагол. 2. Начальная форма – (что делать? что сделать?) … спряжение. 3. Стоит в форме: … времени, … числа, …лица. (глаголов Н.в. и Б.в.) … времени, … числа, … рода. (глаголов П.в.)
4. Чем является в предложении: Сказуемое. | ОБРАЗЕЦ: 1. Белеет – (что делает?) - глагол. 2. Начальная форма – белеть, 1-е спр. 3. Стоит в форме: Н.в., ед.ч., 3-го лица. 4. Парус белеет. Белеет - сказуемое. |
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
Части речи | |||||||
Имя существительное и имя прилагательное | Глагол | ||||||
1. | Укажи, к какой части речи относится слово. | Начальная форма | Настоящего и Будущего времени | Прошедшего времени | |||
Выдели: | 1. | Выдели: • суффикс Н.ф. –ть-, -чь-, -ти- • глагольный суффикс -а- , -е- … | Выдели: • окончание • глагольный суффикс -а- , -е- … | Выдели: • суффикс П.В. –л- • глагольный суффикс -а- , -е- … • окончание | |||
2. | окончание и основу слова | ||||||
3. | корень слова | ||||||
4. | приставку слова | ||||||
5. | суффикс слова | 2. | Выдели корень слова | ||||
3. | Выдели приставку слова | ||||||
Образец: | В основу глагола не входят: | ||||||
Подружка | Суффиксы Н.ф. -ть-, -чь-, -ти- | Суффикс П.В. –л- | |||||
Волнистое | В глаголах с частицей – ся - (сь) частицу помечать не нужно | ||||||
Бесспорный | Образец: | ||||||
Посолить | Поиграешь | Вычитал | |||||
Отстричь | Летишь | Хотела | |||||
Подвезти | Перекричишь | ||||||
Беречься |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...