Написание сочинения на ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_sochineniya_na_ege_po_russkomu_yazyku.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (Задание 25)
при подготовке к ЕГЭ
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст).
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
Тему можно использовать для написания вступления:
Шаблоны
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
Как начать сочинение?
Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
На вечные темы можно начать так: Любовь… Сколько о ней сказано!
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Шаблоны:
Проблема (чего?)…
точка зрения на какую-либо проблему,
поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему,
коснуться какой-либо проблемы,
уделить внимание какой-либо проблеме,
какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно комментировать не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны:
автором проблема может быть: поставлена/изложена/рассмотрена/выдвинута/затронута/поднята/сформулирована/исследована/проанализирована.
Возможные проблемы:
-Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
-Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
-Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? что значит любить свою семью и свою Родину?);
-Проблема памяти об отчем доме (почему нельзя забывать отчий дом?);
-Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?);
-Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
-Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
-Проблема влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
-Проблема несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
-Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
-Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
-Проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
-Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
-Проблема коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему.
Комментарий отличается от простого пересказа: в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное!
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
Кому адресован текст?
Какова степень актуальности текста?
Как автор подходит к решению этой проблемы?
К какой категории относится проблема? Нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая?
Насколько освещена эта проблема в литературе?
Кто из авторов касался ее?
Как автор подошел к своей задаче?
Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию.
Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя?
С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает?
Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны:
Проблема может быть:
социальная; общественно-политическая;идеологическая; морально-этическая; философская; психологическая; нравственная; эстетическая.
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
общественно-значимая
животрепещущая
жизненная
насущная
первоочередная
острая
важная
серьёзная
спорная
глубокая злободневная
актуальная
главная
сложная
принципиальная
жгучая
наболевшая
основная
неразрешимая
назревшая
Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься
рассуждать вместе с автором
лучше понять себя и окружающих
лучше понять трагизм происходящего
серьёзно размышлять
критичнее относиться к…
по-иному посмотреть на…
поделиться мыслями о…
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
Это позволяет увидеть, что интересует автора. Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора. Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
Пересказа исходного текста или его части.
Рассуждений по поводу всех проблем текста.
Грубых комментариев о действиях героев текста и о самом авторе.
Избегать повторов слова «проблема».
Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его
мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не
снизили балл).
Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно (использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.)
Автор может (шаблоны для комментария):
Посвящать свою статью
Решать заявленную проблему
Эмоционально воздействовать на читателя
Делать читателя своим союзником
Образно воссоздавать картину происходящего
Выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы)
Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
Раскрывать сущность поставленных проблем
Точно формулировать (выражать) мысль
Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой
проблеме
Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
Подчёркивать остроту поставленной проблемы
Видеть глубину и актуальность проблемы
Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
Выражать мнение большинства
Пытаться понять, почему…
Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
Помочь нам увидеть традиционную тему по–новому
Утверждать, что…
Уточнять некоторые моменты
Писать интересно и ново о старых проблемах
Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
Привести в качестве примера цитату
Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
Дать новую жизнь старой теме
Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к
поднятым проблемам
Подчеркнуть истинное положение вещей
Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д.) повествовать о событиях и героях
Показывать образец поведения, отношения к жизни
Говорить с тревогой о наболевших
Использовать ряд убедительных аргументов
Побуждать искать истину
Стараться объяснить, почему…
Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
Заставить сделать переоценку отношений…
Открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к…
Призывать нас к…
Представлять истинную картину происходящего
Автор стремится реализовать цели:
Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой, проблемой
Эмоционально воздействовать на вас
Найти в вас единомышленника
Шаблоны:
Автор считает, что… Автор утверждает, что…
Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что…
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к выводу: …
… – в этих словах, по–моему, отражена основная проблема текста.
… – это высказывание точно отражает мысль автора.
Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам читательского или
жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером. Важно доказать, почему вы так думаете. Аргументы должны быть точными. Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
Шаблоны:
Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор, по–моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
Автор справедливо отмечает, что…
Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
Во-первых,…Во-вторых,… Таким образом,…
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
С помощью словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом..
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
В этом легко убедиться, обратившись к…
С помощью вводных слов и словосочетаний:
Например,… Допустим…
По свидетельству кого-либо,… Предположим…
Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
С помощью союзов и придаточной части:
Так как…
Потому что…
Оттого что…
Благодаря тому что…
В связи с тем что…
6. Как заканчивать сочинение?
2-3 предложениями, дублирующими вступление.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения:
Вступление.
Проблемы, над которыми размышляет автор.
Комментарий.
Выявление позиции автора.
Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).
Советы:
Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина
Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...
Методические рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
Как научить "видеть" проблему текста....
Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку
Представленная презентация поможет преподавателю подготовить учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задание 15.1.): выработать умения по определению ключевых слов в высказываниях учё...
Алгоритм написания сочинения 15.1 по русскому языку ОГЭ
Дана структура сочинения в виде таблицы с опорными словами...
План написания сочинения. ЕГЭ-2022 по русскому языку.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку имеет четкую структуру. И для получения максимального балла ее нужно соблюдать....
подготовка к написанию сочинения 9.3 ОГЭ русский язык
данная разработка поможет учителю и детям в краткие сроки понять суть сочинения...
«Сочинение в формате ЕГЭ. Подготовка к написанию» план-конспект урока по русскому языку (10 - 11 класс)
Урок по подготовке к сочинению ЕГЭ - задание 27 ( план сочинения, анализ текста, образец сочинения)...