Методические рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 10 класс) по теме

Гамаюнова Ирина Петровна

Как научить "видеть" проблему текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_teksta.rar247.21 КБ

Предварительный просмотр:


Особую тревогу как  у учащихся, так и у учителей вызывает выполнение задания части С – написание рецензии на прочитанный текст.

При планировании работы по подготовке к экзамену я учитываю  методические рекомендации ФИПИ:  «Трудности, которые испытывают экзаменуемые при написании сочинения-рассуждения (С1), обусловлены слабо развитыми навыками аналитической работы со словом и текстом, отсутствием достаточной практики анализа языковых явлений. Известно, что любые умения и навыки, в том числе и коммуникативно-речевые, формируются наиболее успешно сознательным путем, с опорой на теоретические обобщения. Понятия и правила, являясь ориентировочной основой учебных действий, способствуют осознанию способов действия, создают условия для переноса знаний и умений, помогают учащимся осуществлять самоконтроль в обучении».

Наибольшие затруднения вызывают у учеников определение проблемы текста и комментарий. Я расскажу о том, какие приемы использую для того, чтобы мои ученики легко и безошибочно определяли проблему текста.

  1. Т.к. одной из наиболее распространенных практических трудностей, возникающих при анализе содержания, является неразличение или отождествление темы, проблемы и идеи, необходимо особое внимание уделять  теоретической основе.

На уроках литературы и русского при анализе текстов очень важно, начиная буквально с 5 класса, отрабатывать умение определять тему, идею, позицию автора.

Тема – круг явлений, представленный в тексте. То, о чем в тексте говорится.

Проблема – главный вопрос или один из главных вопросов текста. Проблема – нерешенная задача.

Основная мысль – то же, что идея. Ради чего автор создавал этот текст? Ради идеи. Её ещё называют авторской позицией.

Итак, основная мысль текста = идея текста = авторская позиция.

А вот схема, которую нужно постоянно держать в голове!

тема, проблема, основная мысль — объясняем для чайников

Тема, проблема, идея «Колобка».

Для начала, чтобы все и всем было понятно, предлагаю ученикам  взять самый известный сюжет, например,  сказку «Колобок» (можно ухмыляющихся школьников попросить коротко пересказать сказку).

Прошу определить тему, проблему, авторскую позицию.

Тема – судьба, предначертание жизненного пути с самого рождения.

Проблема – можно ли избежать того, что уготовила судьба?

Авторская позиция – от судьбы не уйдешь!!!

  1. Учу   не просмотровому, а вдумчивому, аналитическому чтению . Подробный, вдумчивый анализ текста – главное условие успеха в написании части С.

Рекомендую: читать текст три раза.

Первое прочтение – понять о чем он, т.е. определить тему.

Второе прочтение – уяснить проблему и авторскую позицию(идею).

Проблема может быть выражена в проблемном вопросе (например: хорошо ли, что дети так много времени проводят за компьютером);

В наличии факта бедствия (сегодня психика наших детей в опасности из-за чрезмерного увлечения интернетом);

Может быть не высказана в конкретных словах, а подразумеваться, а это значит, что её придется формулировать самим.

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается читателя, других людей, всего человечества.

Помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии -  это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Следовательно, формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Во время третьего прочтения убеждаемся, что все поняли правильно; поправляем себя, если ошиблись, определяемся с собственной позицией.

Предлагаю ребятам следующую инструкцию-памятку:

Инструкция

1

Читайте произведение внимательно, не торопясь, не пропуская даже малых отрывков. Порой суть произведения, отношение автора к главным и второстепенным персонажам кроется именно в деталях. Если вы их упустите, вам будет трудно понять цель художественного текста.

2

После прочтения постарайтесь ответить на вопросы:

- О чем это произведение (то есть каково его содержание, тема)?
- Какие проблемы или вопросы автор вынес на суд читателей?
- Какая из этих проблем на первом месте?

3

После этого вы можете задаться главным вопросом: так какова же цель этого художественного текста? То есть, что хотел донести автор до читателя; над какими вопросами и проблемами заставить поразмыслить его; какие чувства в нем пробудить? Для того чтобы безошибочно определить цель произведения, вам надо научиться отделять главное от второстепенного.

  1. В обязательном порядке объясняю и показываю ученикам  на примерах различных по содержанию и по форме текстов необходимость разного к ним подхода с целью правильного выявления проблемы.

Но прежде, детей необходимо научить хорошо различать типы, стили речи, а в некоторых случаях и жанры.

Рассмотрим некоторые примеры.

Ни для кого не секрет, что определить проблему текста публицистического гораздо легче, чем художественного.

Текст-рассуждение, как правило,  содержит сформулированный автором тезис-проблему.

Как , например, в тексте Л.Гинзбург.

В тексте-описании  проблема буквально не высказана, значит необходимо найти фразы, содержащие оценку; обратить внимание на художественные средства, которые помогут понять идею автора. В данном тексте авторская позиция такова:

Тишина и красота леса способны привести душу человека в настоящий восторг, они дарят наслаждение и отдых.

Зная идею-ответ, задаем к ней проблему-вопрос:

Как красота тихого леса влияет на человека?

В тексте с доминирование повествования так же, как и в описании не содержится авторского тезиса. Тезис вытекает из самого драматизма эпизода. Весь текст, по существу является аргументом иллюстрацией. Необходимо попытаться найти слова, предложения, содержащие оценку описываемой ситуации.

Текст-притча имеет аллегорический, иносказательный характер. Тезис не выражен конкретно, он вытекает из того чувства сожаления по поводу судьбы рябинки, которое рождается в душе читателя: красота в бездушном мире ничем не защищена. Каждый человек должен видеть последствия своих необдуманных действий, осознавать за них ответственность.

Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации должна носить системный характер, что следует шире использовать работу с текстом, на протяжении всего школьного курса языка,  отрабатывать навыки рационального чтения различных  текстов, обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Непосредственно  с учащимися 10 и 11 классов я провожу дополнительные занятия по курсу «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку».

 На данных занятиях объясняю ребятам законы жанра, примерный план сочинения, требования и критерии оценки.

Затем мы рассматриваем образцы текстов разных по типу и стилю речи, учимся видеть и формулировать проблему, понимать отношение к ней автора, его позицию, составлять комментарий  по тексту в соответствии с требованиями. Рассматривая каждый текст, подбираем примеры–аргументы в доказательство своей точки зрения из жизненного и литературного опыта. Используем при этом технологию сотрудничества, обмениваясь мнениями, примерами, составляя коллективные комментарии и целые сочинения. Также ребята пишут рецензии самостоятельно. Готовые работы мы корректируем, исправляем ошибки и недочеты, анализируем, выступая в роли экспертов.  

У нас имеется свой банк примеров из литературного опыта, который мы создаём, изучая  произведения на уроках литературы.

Использую при подготовке к занятиям, подборе заданий «Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года по русскому языку», которые можно найти на сайте ФИПИ.

Источники и литература.

  1. nsportal.ruШкола
  2. festival.1september.ruЭлективный курс
  3. dxdy.rutopic66035.html
  4. likbez24.ruindex.php/chasts…kak…problemu-teksta
  5. Что необходимо для подготовки учащихся к выполнению задания «С»

[ Текст ]: методические рекомендации/авт.-сост. В.Я.Рыбникова. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2009. – 112 с.

  1. Русский язык. Всё для ЕГЭ 2014. Книга «/ Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2014.- 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к написанию сочинения.

В данной работе представлена четкая схема работы над сочинением,которая поможет учащимся выполнить работу на высоком уровне....

Методические рекомендации по написанию сочинения

1. Как сформулировано задание С2.1?Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – ка...

Методические рекомендации к написанию сочинения ЕГЭ (часть 2, задание 25)

Данные методические рекомендации содержат информацию о подготовке к сочинению по прочитанному тексту....

Написание сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (задание 25)при подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку

Представленная презентация поможет преподавателю подготовить учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задание 15.1.): выработать умения по определению ключевых слов в высказываниях учё...

Алгоритм написания сочинения 15.1 по русскому языку ОГЭ

Дана структура сочинения в виде таблицы с опорными словами...

методические рекомендации по написанию сочинения в жанре эссе 9 класс

Литература1.Лаврова С. Лекции в ЧГУ, Череповец.2.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры…». – Русский язык в школе, 1998, №3.3.Меркин Г.С. и другие. Раз...