Основные способы образования слов в русском языке
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели урока:
Обучающая: сформировать умение определять способы образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.
Воспитывающая: воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.
Развивающая: развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.
Тип урока: урок-усвоение нового материала.
Этапы урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя.
3. Повторение пройденного. Опрос.
4. Письменная работа по пройденному мате\риалу.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление материала. Выполнение практических заданий по теме урока.
7. подведение тогов урока.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Методы обучения: частично-поисковый, консультативный
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Специфика класса: общеобразовательный
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, программа для создания презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_russkiy_6_klass.ppt | 319 КБ |
osnovnye_sposoby_obrazovaniya_slov.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– ГАР- / -ГОР- (Под ударением – А, без ударения – О. Например: заг о реть – заг а р)
– ЗАР- / -ЗОР-? (Под ударением – О, без ударения – А. Например: заря – зорька )
-РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- (Вырастить – выращивать – вырос. Исключения : росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) - ЛАГ - / - ЛОЖ – ( положиться – полагаться) - БЕР - / - БИР -,-ПЕР - / - ПИР-, - МЕР - / -МИР и др. (соберу - собирать)
Самостоятельная работа.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
Способы словообразования Морфемный Сложносокращенные слова Сложения
Морфемный : 1) Суффиксальным (лес+ок - лесок) 2) Приставочный (по + темнеть – потемнеть) 3) Приставочно – суффиксальный (на + хлеб + ник) 4) Бессуффиксный (синева – синь)
Сложения : 1) Сложение основ (зверолов, пешеход) 2) Сложение целых слов (диван – кровать, плащ-палатка) 3) Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет) 4) Переход из одной части речи в другую (Ванная комната – ванная, столовая комната – столовая )
Сложносокращённые слова: 1) Часть, состоящая из нескольких звуков (Завуч ,завхоз) 2) Часть состоящая из начальных букв (ВВЦ,МГУ) 3) Часть, состоящая из начальных звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ)
Домашнее задание : выучить способы образования слов, уметь приводить примеры.
Предварительный просмотр:
Основные способы образования слов в русском языке.
- Орг. Момент
- Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела под названием «Словобразование и орфография». В начале урока мы с вами повторим пройденный на прошлых занятиях материал.
- Повторение пройденного.
Мы с вами уже закончили разговор о чередующихся гласных в корне слова. Давайте вспомним их правописание.
- Как же определить, в каком случае писать А, а в каком О в корнях –ГАР-/ -ГОР-? (Под ударением – А, без уд. – О. Н.: загореть – загар)
- А в корнях –ЗАР- / -ЗОР-? (Под уд. – О, без уд. – А. Н.: заря – зорька)
- Давайте вспомним и те корни, о которых мы говорили в 5 классе:
-РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- (вырастить – выращивать – вырос Искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)
-ЛАГ- / -ЛОЖ- (положиться – полагаться)
-БЕР- /БИР-, -ПЕР- / -ПИР-, -МЕР-/-МИР- и др. (соберу-собирать)
3. Самостоятельная работа на листочках по ранее пройденному материалу.
Загорать на пляже, беречься от загара, располагать свободным временем, школьный возраст, утренняя заря, молоко пригорело, возлагать надежды, полезные растения, взобраться на пригорок, гористая местность, собираться за грибами, запереть дверь.
4. А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
5. Вопрос: а от чего и с помощью чего обр-ся новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
6. Правильно! Вот мы и подошли к основной теме нашего сегодняшнего урока. Сегодня я вам расскажу об основных способах образования слов в русском языке.
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.МОРФЕМНЫЙ
2. СЛОЖЕНИЯ
3. СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА
Морфемные:
- Есть слово ЛЕС, какой суффикс нужно добавить, чтоб сделать лес маленьким (-ОК-)? Такой способ образования слов называется суффиксальным.
- Приставочный (по + темнеть – потемнеть)
- Приставочно-суффиксальный (на +хлеб+ник)
- Бессуффиксный (синева – синь)
Сложения:
- Сложение основ (зверолов, пешеход)
- Сложение целых слов (диван-кровать, плащ-палатка)
- Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет)
- Переход из одной части речи в другую (ванная комната – ванная, столовая комната – столовая)
Сложносокращенные слова:
- Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)
- Часть состоящая из нач. букв (ВВЦ, МГУ)
- Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ)
7. Упр. 123 (пис.) По одному выходим к доске выполнять упражнение)
8. РЕЗЕРВ: запись текста под диктовку («Февраль»)
Задание: записать предложения, прокомментировать знаки препинания, определить способы образования некоторых слов.
Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.
В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.
Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.
Наследник
Последний
Морозотрескучий
Колючеметательный
Вытягиваются
Предчувствие
9. Рефлексия.
Чему вы научились сегодня на уроке?
Какие способы образования слов вы знаете?
10. Домашнее задание: выучить способы образования слов, уметь приводить примеры, упр. 126
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Презентация.Основные способы образования слов в русском языке.
Схемы в первом блоке слайдов - "Теоретический материал" - содержат описания приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального и буссуффиксного способов словообразования.Второй блок - "Трениров...
Основные способы образования слов в русском языке
Уроки № 35-36 по русскому языку для 6-го класса по УМК «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013...
Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...