Урок "Фонетика. Звуки речи."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Методическая разработка урока поможет провести интересное путешествие в мир Фонетики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_fonetika.docx120.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Звуки речи»

Цели деятельности учителя

Формировать у учащихся представления о звуках речи и отличия их от всех других звуках, принципе деления звуков на гласные и согласные;  развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; совершенствовать представление о звукописи как изобразительно-выразительном фонетическом средстве.

Тип урок

«Открытие» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; осознавать смыслоразличительную функцию звука.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования звуковой стороны слова.

Личностные:  формирование познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности; осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Учебный комплект

Бабайцева В.В. Русский язык: Телория. 5-9 кл.- М.: Дрофа, 2012

А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика. 5 класс. .- М.: Дрофа, 2012

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации для создания картины «Новогодняя сказка»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя (читает стихотворение Е.Шуваевой)

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

Слушают учителя, настраиваются на восприятие учебного материала

Регулятивные УУД:

  • целеполагание

•        эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУД:

•        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

•        мобилизация внимания, уважение к окружающим.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

1.- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О звуках)

- А вот какая наука изучает звуки, мы узнаем, когда решим орфографические задачи:

Ше…ствовать (над малышами)

Х…ккей

Тен…ис

Сув…нир

Трос…ник

Ц…рк

Во…зал

К…рнавал

Работа выполняется в парах, один учащийся выполняет у доски

-Назовите науку, изучающую звуки. (Фонетика)

— В природе, в окружающем нас мире много самых различных звуков, приятных и неприятных для нашего слуха. Изучает ли их фонетика? (Нет, не изучает. Фонетика — наука не о любых звуках, а только о звуках речи.)

Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? (Тем, что из них образуются слова.)

 Фонетика изучает только звуки речи, или звуковой состав языка.

Запись темы урока.

ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ.

2.- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

•Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

•Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

•Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

•Микрофон (прибор для усиления голоса);

•Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

•Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

•Фонотека (собрание звукозаписей);

•Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

•Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

•Патефон (граммофон с рупором).

1.Осуществляют само- и взаимоконтроль знаний:

а) работают с упражнением;

б) осуществляют проверку  самопроверку.

2. Формулируют тему, записывают её в тетрадь

Коммуникативные УУД:

•        умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

•        достижение договоренностей и согласование общего решения.

 Регулятивные УУД:

•        постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

•        умение планировать и оценивать свои действия;

•        умение выявлять затруднения в выборе орфограмм.

Познавательные УУД :

•    умение  

 анализировать

    языковой материал;

•        поиск и выделение необходимой информации.

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа

- Капитанам выдаются карточки с одним и тем же текстом, но ни капитанам, ни командам об этом не сообщается. Используя жесты, мимику, но не произнося ни звука, они по очереди пытаются передать содержание текста, после чего команды объясняют, что они поняли.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Детям читается текст.

-Почему мы не смогли понять смысл текста?

(Трудно только жестами и мимикой передать смысл текста – необходимы звуки, из которых сложатся слова)

Обдумывают ответы на вопросы, осознают не достаточность знаний и необходимость изучать звуки.

Познавательные УУД :

•        овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся;

•        выбор наиболее эффективных способов решения задач;

•         извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

•        аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Помогает учащимся сформулировать цели урока в форме проблемных вопросов:

-Ребята, как вы думаете,  какие вопросы у вас могут возникнуть при изучении данной темы?

(-Как образуются звуки?

- На какие две группы делятся звуки?

- Важны ли звуки в речи?  

- Может один звук в слове что – то изменить?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Обратиться к учебнику, к текстам, к экспертам.) 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Называют пути выхода из затруднения. Работают с материалом учебника на стр. 51-53

Коммуникативные УУД:

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•        коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия).

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

-Обратимся к эксперту.

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/686/685429/685429_html_3d22809f.jpg

-                                                                 Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, нёбо, нос, губы, зубы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Воздуху иногда удается вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, но чаще  воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос. Все органы речи работают под руководством мозга.

- Какие звуки не встречают преград?

- Встречают преграды?

- Проведём опыт. Произнесем вместе

звуки А, О, У, Э , И, Ы

Преграду ощущаете? (Нет) Значит, эти звуки – гласные.

- А теперь произнесем следующие звуки:

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).

“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).

“З”, “с”? (Сомкнутые зубы). Эти звуки - согласные.

Сегодня у нас еще одни гости – в преддверии самого сказочного и любимого всеми праздника Нового года к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка, как и полагается, они принесли подарки. Но необычные – это, конечно же, звуки. Используя наши знания, сведения из учебника мы вместе с вами должны создать новогоднюю картину.

1.- На столе каждой группы лежат снежинки. Выберите из звуков только гласные, прикрепите их к снежинкам и разместите в верхней части доски. Произнесем их.

- На какие группы делятся гласные? (Ударные и безударные.

- Расставьте в словах ударение и назовите ударные звуки:

сИлосный, каталОг, дОсыта, нАсухо, тОтчас. началА, прОлил.

2. Скажите, по каким признакам делятся согласные? (по звонкости – глухости, твердости-мягкости.) Возьмем первый признак. П.№37поможет выполнить это задание.  На столе каждой группы есть елочка, но на них не хватает игрушек.- звуков. Первая группа – глухие парные, Вторая - звонкие парные, Третья - звонкие непарные, А капитаны команд -  глухие непарные (за отдельным столом) Произнесите звуки.

- Замените в данных словах начальный согласный парным ему глухим или звонким.

Образец:  дом - том.        

Почка -…, шалость -…,  доска -…,  балка -…. горка -…., колос - …,  тело - …,  злой  - ….,

жар - …, слить – ….

Меняется только звуковой состав слова или пары слов различаются с помощью согласных по своему значению?

3. Откроем учебник на стр.52, П.38. Назовите парные согласные звуки. Имеющие пару. Теперь нарядим снеговиков. 1 ряд - всегда мягкие, 2 ряд - всегда твердые, 3 ряд – шипящие.П.37 Произнесем звуки.

- Подберите и запишите к приведённым ниже словам однокоренные глаголы, в которых последний согласный корня был бы мягким.

Образец. Разговор - разговорить.

Спор, проверка, трудовой, жёлтый, гордый, закалка.

Вот такая замечательная звуковая новогодняя картина у нас получилась.

1.Работают с материалом параграфа  37, 38, выбирают нужные звуки, создают «Новогоднюю картину.»

2.Выполняют упражнения на Рабочем листе, осуществляют само и взаимопроверку.

Регулятивные УУД:

•        планирование;

•        прогнозирование.

Познавательные УУД :

•        поиск и выделение необходимой информации;

•        умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания;

•        использование знаково-символических средств.

Физкультминутка

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

Дети под нежную музыку, опустив головы на парты, представляют зимний лес.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Формирование рациональных способов применения новых знаний на практике

- Как мы уже увидели, звуки являются смыслоразличителями. Если бы этого не было,  мы бы запутались и получилось бы вот что:

Закричал охотник: «Ой!»

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

- Найдите ошибки, выпишите эти слова, подберите нужное слово, изменив один звук (каждый столбик – одному ряду)

Исправляют ошибки: записывают пары слов. Текст в исправленном виде читается вслух.

Коммуникативные УУД:

•        умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Регулятивные УУД:

•        способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•        оценка деятельности;  саморегуляция.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Применение новых знаний в практической деятельности

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную» загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

- Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?

(Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.)

- Как называется такой прием на языке лингвистики? (Это звукопись.)

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы.

Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (Звуки г,р, р’.)

-Прочитайте текст, подчеркните звуки, передающие определенный смысл Установите соответствие между звуком и смыслом.

1. Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

(Звук ш передает шуршание мышей, шелест, мы слышим, как мыши шелестят)

2.        У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(Звук У предает предостережение, неожиданность, а звук Шура  помогает)

3.Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема  полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов)

(Звук Л помогает нам увидеть плавные движения плывущей русалки, мы видим ее во всей  красе.)

- В чем убедила нас проведенная исследовательская работа? (При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления).

Выделяют повторяющиеся звуки, устанавливают соответствия между звуком и смыслом, образом. Определяют, к какому виду звукописи относится представлен в данном стихотворном отрывке.

Регулятивные УУД:

•        умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном.

Познавательные УУД :

•        анализ, классификация;

•        понимание текстов, извлечение необходимой информации.

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний

1.        Фонетика – это…

1.        раздел лингвистики, изучающий части речи;

2.        раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения;

3.        раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

2.        В каком слове ударение падает на первый слог?

1.        портфель

2.        игра

3.        шорты

3.        Выдели слово, в котором все согласные – глухие:

1.        рисунок

2.        шишка

3.        фантазия

4.        В каком слове все согласные – мягкие:

1.        дождь

2.        олень

3.        лесной

5.        В каком слове все согласные – парные:

1.        кость

2.        цапля

3.        шарик

Выполняют тест.

Регулятивные УУД:

•        коррекция;

•        контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:

•        самоопределение

9.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Оценивание результатов работы

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • В процессе работы было трудно…
  • Больше всего запомнилось…
  • Было интересно…

Закончим нашу картину, прикрепим снежок с изображением вашего настроения.

Домашнее задание:

1.        П. 34, 37,38;

2. а)  № 393,

     б) Разгадайте метаграмму,

     в) Составить синквейн «Фонетика».

Делятся своими впечатлениями , прикрепляют смайлы на доску, записывают Д/З.

Регулятивные УУД:

•        саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

•        оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

•        умение выражать свои мысли.  

•        инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Презентация-тренажер по русскому языку в 5-ом классе на тему "Звуки речи"

В состав учебного пособия входит 10 слайдов, каждый из которых предполагает выполнение учащимися различных заданий. Ресурс можно использовать на различных этапах урока. В ходе учебной деятельности реб...

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...

Логопедическое занятие: «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».

Логопедическое занятие по теме «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи»....