Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи
статья по русскому языку на тему
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.
В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.
Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.
Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 82.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фонетика как раздел науки о языке.
Звук как единица языка. Звуки речи»
Учитель: Лисина Екатерина Михайловна
Цели:
Ввести в лексикон учащегося термин «фонетика»;
Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Оборудование:
Диск с записью звуков природы.
Конверты.
Материал для урока.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.
Схематический разрез гортани и надставной трубы: a — голосовая щель; b — щитовидный хрящ; c —надгортанный хрящ; d — увула
Звучание речи создается модификацией выдыхаемой воздушной струи, истекающей изо рта и из носа впроцессе дыхания. Эта модификация достигается при помощи работ подвижных органов речи,определяющих установку произносительного аппарата (рис.), конфигурацию полостей гортани, зева и рта ивключение в произносительный аппарат или выключение из него полости носа. Совокупностьпроизносительных работ, необходимых для осуществления установки того или иного звука, называетсяартикуляцией звука.
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.
Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.
Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
Гласные звуки
Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.
Гласных звуков шесть — а, о, у, э, ы, и, но на письме они обозначаются десятыо буквами — а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я. Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа — ехать — [j'э]хать, ёжик— [j'о]жик, юла — [j'у]ла, яма—[j'а]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j'].
Согласные звуки
Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих.
Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ
Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.
Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз'ба], а пишем косьба.
Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.
Остальные четыре звонких - р, л, н, м и четыре глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ.
Все согласные, кроме шипящих и ц могут быть и твердыми, и мягкими.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика, где мы сделаем удивительные открытия.
III. Изучение нового материала.
- Сегодня я на столе обнаружила два конверта. Посмотрим, что там? Диск. Давайте его послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока (работа в тетрадях)
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором).
- Но в русском языке есть слово «фон», например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем «фон» однокоренными? Почему? (Слово «фон» обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
V. Движение темы.
- Давайте поиграем с вами.
1. Измените первый звук.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
сом | чайка | моль |
ком | гайка | соль |
том | зайка | боль |
дом | байка | голь |
лом | шайка | роль |
ром | лайка | ноль |
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Только вместо станков на «заводе» – органы речи.
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом «заводе» рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где «живут» голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки . Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком . Их 36 в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.
- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?
1.
Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
2.
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.
- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?
Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.
Обе[т], вхо[т].
- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: ГБОУ СКШ №7, 5 «А» классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете звуки речи. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк, | В лесу родилась елочка, |
Ио и ео оая | Зимой и летом стройная |
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо?
VII. Итог урока.
- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки речи?
Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
Каких звуков больше: гласных или согласных?
VIII. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 5 класс «Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала...
по русскому языку на тему «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи» (5 класс)
Данный конспект написан с использованием норм ФГОС, содержит различного рода упражнения для закрепления темы «Фонетика»....
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...
Презентация к уроку русского языка " Звуки речи.Буквы. Алфавит"
Материал для уроков русского языка...