Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по русскому языку в 7Б классе по теме:
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог». Формирование читательской грамотности».
В.А. Бабушкина, учитель русского языка
и литературы МАОУ Абатская СОШ №1
Цель:
1) создать условия для обобщения, систематизации и применения школьниками комплекса знаний по теме «Предлог».
2) содействовать развитию связной речи, умения работать с текстом, логического мышления, творческих способностей, орфографической, орфоэпической и грамматической зоркости, зрительной памяти,
3) воспитывать уважение к языку как культурному наследию нации, воспитывать культуру речи и письма, способствовать воспитанию стремления к системным знаниям по русскому языку, самостоятельности, ответственности, сообразительности, внимательности, умению работать в паре, группе, создать условия для творческой самореализации школьников.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Формирование читательской грамотности.
Форма организации: урок-обобщение знаний, работа с тестом
Работа в парах, группе, индивидуальная.
Технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества.
Ход занятия
- Организационно-мотивационный этап:
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Вы пришли сюда учиться,
Это в жизни пригодится.
Что ж пора нам начинать,
С вами мы должны всё знать.
Согласны со мной? (ответы учеников) Отлично. Надеюсь, вы пришли сегодня с хорошим настроением на урок? Если же нет, то оно должно обязательно приподняться, потому что сегодня День запрета на уныние. Поэтому давайте включаться в урок, работы у нас много. Надеюсь на вашу активность.
Начнём с орфоэпической разминки. Ой, а что такое орфоэпия? Красиво слово, а какая наука за ним кроется? Что изучает орфоэпия? И что мы сейчас повторим? (ответы детей: Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает нормы произношения и постановки ударения в словах.) На столах у каждого лежат листочки, переверните их, напишите свою фамилию, имя, класс, число и выполните первое задание. Думаю, что вам хватит двух минут. Желаю удачи. (Дети выполняют: расставляют ударения в словах).
А теперь обменяйтесь листочками и проверьте своего одноклассника по эталону
Слайд 1.
Посчитайте ошибки и поставьте оценку своему соседу по парте.
Итак, вы получили первую оценку. Ниже, на этой же карточке, вы будете оценивать себя в течение урока и в конце я, проверяя ваши карточки и, наблюдая за вашей работой, выведу средний балл, который превратится в оценку за урок. Понятно?
- Формирование темы урока учащимися.
Ребята, сейчас вы работать будете в паре.
Давайте вспомним правила работы. Работа должна быть совместной. Читаете текст, задание к нему, высказываете предположение и приходите к одному мнению.
Сегодня мы с вами будем работать с несколькими текстами. Предлагаю первый из них. Внимание на жёлтые листы. Здесь пропущены слова. Восстановите, пожалуйста, текст (приём «Письмо с дырками»).
Текст 1 для работы.
В течение недели мы изучали тему……………………..(?). Эта часть речи относиться к группе ………………………………...(?)частей речи. Вследствие некоторых трудностей возникла необходимость…………………………………………………………………….(?).Несмотря на сложную задачу, мы уверены, что в продолжение сегодняшнего урока успешно завершим эту тему.
Прочитайте, что у вас получилось. (Спросить желающих двух учеников).
- Слово учителя:
- Итак, о какой части речи мы сейчас говорили? Знакома ли вам эта тема? Исходя из этого сформулируйте тему урока. («Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог».)
Слайд 2.
- Какую цель мы перед собой поставим? (Обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Предлог», закрепить умения и навыки).
Слайд 3.
- Запишите число, тему урока в рабочих тетрадях.
- Этап. Повторение изученного. «Стадия осмысления».
- Что нам известно о предлоге? Давайте постараемся вспомнить.
Станция № 1 «Теоретическая».
- Какая часть речи называется предлогом? (Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении).
-А чтобы дополнить эти сведения о предлоге, заглянем на «Страничку для любознательных».
Слайд 4
«Страничка для любознательных»:
- Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
- В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.
Фронтальный опрос.
- На какие группы делятся предлоги по составу (простые и составные).
- На какие группы делятся предлоги по происхождению? (непроизводные и производные).
- Какие предлоги называются простыми? (предлоги, которые состоят из одного слова)
- Какие составными? (предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
- Какие предлоги называются производными? (это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи. Они теряют при этом свое лексическое значение и морфологические признаки.
- Какие непроизводными? (предлоги, потерявшие связь со словами, от которых они образованы. Это очень старые предлоги, например: Без, над, для, об, от, под, пред, при, про, через, в, до, за, из, к, на, о, по, с, у).
- На какие еще группы делятся предлоги? (Предлоги бывают однозначными и многозначными. Однозначные предлоги употребляются с одним падежом. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами).
- служебная часть речи,
- служит для связи слов в словосочетании,
- делится по способу образования на производные и непроизводные,
- по составу они бывают простые и составные,
- предлоги в русском языке употребляются с конкретными падежами,
- по значению они делятся на: временные, пространственные, причинные и т.д.
-неизменяемая часть речи
Итак, расскажите о предлоге.
А теперь снова небольшая индивидуальная работа. На листочках, на которых выполняли орфоэпическую разминку, есть следующее задание.
Слайд 5.
От каких частей речи образованы следующие производные предлоги?
- вокруг, впереди, согласно, вдоль от наречия
- в продолжение, вследствие, в силу от имени существительного
- спустя, благодаря, исходя из от деепричастия
- в течение, ввиду, вблизи, по причине от имени существительного
И снова я проверю у вас теорию, а то как же мы будем выполнять практику?
Поиграем в «ЛОВИ ОШИБКУ!». Отвечать будете в строчку и условным знаками «+» – правда «-» - ложь. Работаем на листочках.
Предлагаю вам ответить на 10 вопросов
Слайд 6.
1. Предлог – это служебная часть речи.
2. Предлоги бывают простыми и составными.
3. Предлоги могут быть однозначными.
4. Предлог является членом предложения.
5. Предлог не является членом предложения.
6. Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
7. Предлог в продолжение является составным.
8. Предлог благодаря является непроизводным.
9. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные.
10. Предлог (в) течение пишется слитно.
КЛЮЧ: + + + - + + + - +- Слайд 7
- Молодцы! Оценили себя!
А теперь станция № 2 «Практическая».
- Работает каждый индивидуально, проверяет себя.
Прочитайте. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите исправленный вариант. Подумайте. Кто первый выполняет, идёт к доске и исправляет.
Слайд 8.
- уверенность в победу,
- доказывать о своей правоте,
- указать о недостатках,
- таблетки для головной боли,
- встретились по приезду,
- пришел со школы,
- поделитесь о своих впечатлениях,
- разъяснять о правилах поведения.
- оплатить за билет.
Хорошо, проверяем. Молодец! Отличная работа!
Ребята, а где мы встречаем подобного рода задания? (Выполняя задания в формате ВПР. А номера заданий помните, где мы можем встретить подобные ошибки?) 3 и 6
-Хорошо!
- Физкультминутка
Если предлог производный – подняться на носки, руки вверх,
если непроизводный – присесть, руки вперёд.
Навстречу, из-за, через, над, вдоль, от, над, вместо, по, у, для, напротив, благодаря, о, из-под.
Попрошу снова объединить ваши умы и поработать в паре. Прочитайте Текст 2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Думаю, минут 5-7 вам вполне будет достаточно, чтобы вместе выполнить эту работу. Незабываем советоваться, чтобы найти верный ответ.
(В) следстви… плохой погоды / (в) следстви… допущены ошибки; отсутствовать (в) течени… недели / (в) течени… реки много поворотов; встретиться с героями (в) продолжени… фильма / путешествовать (в) продолжени… месяца; договориться (на) счёт ремонта / спонсоры перевели деньги (на) счёт школы; поднимались по склону, (не) смотря вниз, / собрали хороший урожай, (не) смотря на засуху; (в)виду приближающихся холодов / надо иметь это (в) виду; торопиться (на) встречу с одноклассниками / выйти (на) встречу гостям.
Какой процесс здесь мы наблюдаем? Когда слова произносятся одинаково, пишутся практически одинаково, значение лексическое разное? – омонимия.
Слайд 10
- Орфографические трудности возникают при написании производных предлогов.
Пишутся слитно следующие производные предлоги: вследствие, наподобие, вроде, насчет, ввиду, несмотря (на).
Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны.
А теперь задание посложнее. Опять вам понадобятся ваши умные головы.
Прочитайте Текст 3 и восстановите текст, вставьте предлоги. Назовите автора и из какого произведения данный отрывок.
- … базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. … ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... … площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят … свет божий уныло, как голодные пасти; … них нет даже нищих.
Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.
Какие предлоги пришли вам на помощь? – непроизводные.
Хорошо!
VII. Рефлексия. Предлагаю завершить изучение темы предлог составление синквейна. Слайд 11. Помните, что это такое?
Составьте синквейн к слову «Предлог» (Приём «Графической переработки материала»)
Станция № 3 «Творческая».
Синквейн
- Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:
- 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.
- 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
- 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.
- 4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме.
- 5 строка – одно слово, позволяющее выразить к ней личное отношение.
Синквейн
- Предлоги
- Производные, непроизводные
- Не изменяются, образуют, употребляются
- Они являются «словечками отношений»
- Часть речи
Синквейн (2 вариант)
Предлог
#1089;лужебный, неизменяемый
#1089;лужит, связывает, употребляется
#1057;вязывает слова в словосочетаниях.
#1063;асть речи
- Подведение итогов урока (рефлексия деятельности).
- – В завершение нашего урока предлагаю продолжить предложения
- - Я знаю…
- -Я могу…
- -Было трудно…
- -Я научился…
Закрепили знания о предлогах.
Научились правильно писать предлоги, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
. Этап информации о домашнем задании:
- 1. параграфы 52 -57 повторить;
- 2. На выбор:
- Упр. 352 (выпишите словосочетания, в которых зависимое слово присоединено к главному при помощи предлога).
- Написать сочинение на лингвистическую тему «Ох, уж этот предлог»
IX. Оценивание
На доске (для резерва)
Восстановите предложенные фразеологизмы, запишите, предлоги заключите в прямоугольник. Объясните значение фразеологизмов.
- Зарубить, нос – зарубить на носу (Твердо запомнить).
- Обвести, палец – обвести вокруг пальца (Ловко обмануть).
- Все, лопатки – во все лопатки (Очень быстро, с большим напряжением сил).
- Язык, кости – язык без костей (О человеке, который слишком много болтает, не думая о последствиях).
- Семь, пятница, неделя – семь пятниц на неделе (О человеке, который часто меняет свои мнения, решения).
- Смотреть, как, баран, новые, ворота – смотрит, как баран на новые ворота (Смотреть с недоумением, удивленно).
- Брать, бык, рога – брать быка за рога (Начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле).
- Как, рыба, вода – как рыба в воде (Вести, чувствовать себя уверенно и легко).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме : Обобщение и систематизация знаний по теме "Степень с рациональным показателем".
Заключительный урок по теме. Подготовка к контрольной работе....
Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач». Интеллектуальное казино.
Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач» проводится в форме Интеллектуального казино. На уроке используется много занимательн...
Открытый урок на тему: «Обобщение аналитических навыков и активизация творческого мышления на основе развивающих и познавательных заданий по предмету УП «Слушание музыки»
Цель урока: закрепление и обобщение изученного материала.Задачи урока:· образовательная- создание предпосылок для музыкального и личностного развития р...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Открытый урок по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"
Разработка открытого урока для 6 класса по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"....
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка. Методические рекомендации к изучению темы «Правописание причастий»
Данные методические рекомендации могут использоваться учителями русского языка общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования. Направлены на формирование читательск...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...