Лексические нормы.Паронимы.Подготовка к ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Аржанухина Татьяна Александровна

Данный конспект урока нацелен на подготовку учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку (задание №5). Предлагаются различные задания, связанные с правильным употребленипем паронимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Лексические нормы. Паронимы. Подготовка к ЕГЭ

10 класс                                                              Учитель Аржанухина Т.А.

Цель урока: формирование навыка, необходимого для выполнения тестовых заданий ЕГЭ .

Образовательные задачи: активизировать знания по теме «Лексика»;  научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости, закреплять и расширять знания лексических норм языка.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, воображения. продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: Словарь паронимов русского языка, автор Вишнякова О.В.- Москва, “Русский язык”, 1984 г., словарики паронимов, раздаточный материал.

Ход урока

Актуализация

Что это такое паронимы?

Для чего нужно уметь правильно употреблять паронимы?

В ЕГЭ есть целое задание 5, проверяющее умение правильно употреблять слова паронимической пары. Среди них бывают сложные варианты. Сегодня мы столкнемся с этим интересным явлением в языке.

Паронимы – это слова, сходные по форме, но имеющие разный смысл. Обычно эти слова образованы от одного корня с помощью разных аффиксов или просто созвучные слова. Классическая пара адресат – адресант – это паронимы. Тот, кому отправляют почту. – Тот, кто отправляет почту. Здесь есть хотя бы пересечение смыслов. А в паре здравица – здравница ничего общего в значениях слов уже нет. Это просто похожие слова, но у них совершенно разное лексическое значение. Здравица – это тост, речь с пожеланием здоровья, а здравница – это место или учреждение, где отдыхают и лечатся.

      Для некоторых нет никакой разницы, например, между словами  надеть – одеть, лирический – лиричный, исполнительский – исполнительный, командированный – командировочный, а между тем лексические значения этих слов разные, они употребляются в разных ситуациях и, что самое важное, по-разному сочетаются с другими словами: исполнительный комитет, но исполнительское мастерство.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов
вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
          Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное
вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

      Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Однако из этого вовсе не следует, что к паронимии надо относиться отрицательно.

       Еще в 80-х годах XIX века Николай Вячеславович Крушевский (рус.-польск. языковед, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию) в своей книге «Очерк науки о языке» писал: «Языку вообще присуще обновлять и пополнять свой состав за счет тех факторов, которые, на первый взгляд, кажутся разрушительными, хотя и являются в высшей, в свою очередь, степени благодетельными для языка… Они и только они доставляют постоянно языку новый материал, без которого немыслим никакой прогресс языка, ни структурный, ни тем более материальный, лексический».
         Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности и действенности текста наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
При «столкновении» паронимов в рамках одной фразы или абзаца ярче выявляются прежде всего смысловые, а также и стилистические особенности каждого из сопоставляемых слов. Вот как Е. Евтушенко воспользовался паронимами
праздничность и праздность:

Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не
праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.

       В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила. Ср. в «Тихом Доне» М. Шолохова: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий восклицает:  «Служить бы рад,, прислуживаться тошно!»
Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например:
Служение, а не служба; Долг и должность и др.
От собственно паронимов принято отличать парономазы (от
греч. para «возле»+ onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет и др.
      Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.

Задание 5 ЕГЭ  проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.

 Используя словарики паронимов, составьте предложения (по вар.) со следующими парами паронимов:

1 вар. Абонент-абонемент

будний-будничный

освоить -усвоить

2 вар.

Эффективность — эфффектность

лесистый — лесной

предоставить — представить

 Подберите к словам паронимы.
Глубинный, артистичный, безответный, лакировочный, годовой, болотный, генеральный, заводной


Карточка
. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

 Задание на интерактивной доске. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

  1. (Абонемент, абонент) не отвечает.
    8.(Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
    9. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
    10. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
    11. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
    12. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Работа в парах, обменяться тетрадями. Определите, в каких предложениях допущены лексические ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к гористому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.

5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова
иголочные следовало употребить игольчатые).
2. (Вместо слова
лесистому следовало употребить лесному).
3. (Вместо слова
памятливое следовало употребить памятное).
5. (Вместо слова
рискованный следовало употребить рисковый).
7. (Вместо слова
сборочном следовало употребить сборный )

Самостоятельная работа (раздаточный материал)

1. Объясните разницу между приведенными ниже словами, употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, возмутительные).

Абонент – абонемент (концертный, молодой, в бассейн, просроченный).

Дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса).

Советник – советчик (тайный, непрошенный).

Экономичный - экономический(факультет, машина).

2. Выберите нужное слово или словосочетание.

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

4. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

5. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

3. Подберите к словам паронимы.

Бедный, генеральный, гуманный, заводной, луковичный, овчарня.

4. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

2. (Абонемент, абонент) не отвечает.

3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

  1. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

Теперь обратимся к заданиям, которые вы встретите в КИМах ЕГЭ. (Работа с тестами ЕГЭ, задание 5)

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

  1. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

5    В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.

2. Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.

3. КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов утроа и сразу же приступил к работе.

  1. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. В результате социологического опроса был выявлен рейтинг ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса

2. Палаты Романовых в Зарядье отреставрируют к 400-летнему юбилею ЦАРСТВЕННОЙ династии.

3. Впервые мысль о получении ИСКУССТВЕННЫХ тканей была высказана французским ученым Р. Реомюром ещё в 1734 году.

4. КОНСТРУКТИВНОЙ может считаться лишь такая критика, которая не приводит к конфликтам.

Домашнее задание. Подобрать существительные к следующим паронимическим парам: автоматический – автоматичный, , вбежать – взбежать, гоночный – гончий, дружеский – дружественный, земляной – земной, непонятливый – непонятный, обидный – обидчивый, фактический – фактичный, целый – цельный, явный – явственный

Составьте предложения со словами-паронимами далекий-дальний, желанный-желательный, ледовый-ледяной, царский-царственный,  

Рефлексия

Подведение итогов урока.

                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи» с использованием отечественной мультипликации

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической  теме «Овощи»Цель: Коррекция развития лексико-грамматических средств языка и связного вы­сказывания с использ...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...

Презентация к уроку русского языка "Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала....