Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по ФГОС к учебнику Баранова, Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_5_klass.docx | 61.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБОУ СОШ № 21
от ______ сентября 2016 г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(базовый уровень)
5А, 5Б класс
Составитель: Конакова Екатерина Алексеевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Ногинск
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М .: Просвещение , 2014) .
Цели обучения
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач
- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной под руководством учителя, самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом -пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речеведение
Обучающийся научится:
проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю, функционально-смысловому типу речи, средств выразительности и др.;
применять коммуникативные навыки в речевой деятельности с учётом ситуации и сферы общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.
Виды речевой деятельности
Чтение
Обучающийся научится:
• адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой функциональной разновидности языка;
владеть навыками различных видов чтения;
владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;
владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
• извлекать информацию по заданной проблеме ( включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов
СМИ , в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Письмо
Обучающийся научится:
создавать собственные тексты различных функционально - меловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой стилевой разновидности языка;
совершенствовать и редактировать тексты;
соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
• аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты;
понимать основные причины коммуникативных неудач к письменном общении и уметь их объяснять.
Слушание
Обучающийся научится:
• адекватно понимать и интерпретировать текст различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей языка;
владеть навыками информационной переработки прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать скрытую информацию публицистического характера (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Говорение
Обучающийся научится:
• создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи и определённой функциональной разновидности языка;
• создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного опыта (на основе жизненных наблюдений, чтения учебной, научной и художественной литературы);
• соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
• участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их объяснять.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• проводить фонетический, орфоэпический, звукобуквенный анализ слова;
• применять знания по фонетике и орфоэпии при выполнении различных видов языкового анализа, соблюдать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
• выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слов;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной и публицистической речи;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
• проводить лексический анализ слов;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• применять знания по лексике и фразеологии в практике правописания, в различных видах анализа, в том числе опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства и средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; I использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• использовать в речи грамматическую синонимию;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• опознавать орфограммы и пунктограммы;
• проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме (с помощью графических символов);
• соблюдать нормы правописания в письменной речи (в объёме содержания курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
• иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному , услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос , диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др. ; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики : лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание курса
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов Iи IIспряжения; буква ъ во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.). Текст. Тема текста. Стили.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если .
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная ; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
К. Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ё' и о после шипящих в корне. Буквы ь и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть{-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тьсяи -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; Iи IIспряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и ив корнях глаголов -бер-, -вир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
К. Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация материала, изученного в 5 классе
К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.
Место предмета
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 175 часов за учебный год.
Уроки развития речи
№ | Тема |
1 | Стили речи. |
2 | Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) |
3 | Основная мысль текста. |
4 | Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. |
5 | Сочинение на свободную тему. |
6 | Письмо |
7 | Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». |
8 | Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). |
9 | Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. |
10 | Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). |
11 | Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). |
12 | Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). |
13 | Рассуждение. Сочинение – рассуждение. |
14 | Выборочное изложение с изменением лица. |
15 | Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). |
16 | Доказательства в рассуждении. |
17 | Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.Пермяк «Перо и чернильница») |
18 | Подробное изложение с изменением лица. |
19 | Устное сочинение по картине (Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье») |
20 | Описание животного. |
21 | Контрольное сочинение. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Н. Комаров «Наводнение») |
22 | Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И.С. Тургенева «Муму») |
23 | Рассказ. |
24 | Невыдуманный рассказ (о себе) |
25 | Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф Савчук «Шоколадный торт») |
26 | Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку») |
Контрольные работы
№ | Тема |
1 | Входной контроль (диктант): «Повторение изученного в начальных классах» |
2 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Синтаксис простого предложения» |
3 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Синтаксис и пунктуация» |
4 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Фонетика и графика» |
5 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. «Морфемика. Орфография». |
6 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя существительное» |
7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя прилагательное» |
8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Глагол» |
9 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс.
Базовый уровень (175 часов)
№ | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 +1) | ||||
1 | Читаем учебник. | Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога). | 01.09-03.09 | |
2 | Язык и человек. | Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение. | 01.09-03.09 | |
3 | Общение устное и письменное. | Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми. | 01.09-03.09 | |
4 | Р. Р. Стили речи. | Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. | 05.09-10.09 | |
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (20 + 3) | ||||
5. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. | 05.09-10.09 | |
6. | Орфограмма. | Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах. | 05.09-10.09 | |
7. | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. | 05.09-10.09 | |
8. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра. | 05.09-10.09 | |
9. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка, отражающего содержание. | 12.09-17.09 | |
10. | Буквы и, у, а после шипящих. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. | 12.09-17.09 | |
11. | Разделительные ъ и ь. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. | 12.09-17.09 | |
12. | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации). | 19.09-24.09 | |
13. 14. | Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Изложение. | 12.09-17.09 | |
15. 16 | Входной контроль (диктант): «Повторение изученного в начальных классах» Анализ контрольного диктанта. | Выполнение контрольной работы. | 19.09-24.09 | |
17. | Части речи. | Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение. | 19.09-24.09 | |
18. | Глагол. | Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. | 19.09-24.09 | |
19. | -Тся и –ться в глаголах | Выполнение упражнений, руководствуясь правилом. | 26.09-01.10 | |
20. | Р. Р.Тема текста. | Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта | 26.09-01.10 | |
21. | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами. | 26.09-01.10 | |
22. | Имя существительное. | Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных» | 26.09-01.10 | |
23. | Имя прилагательное. | Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины. | 26.09-01.10 | |
24. | Местоимение. | Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки. | 03.10-08.10 | |
25. | Р. Р. Основная мысль текста. | Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос. | 03.10-08.10 | |
26. 27. | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Синтаксис простого предложения» | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | 03.10-08.10 | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (27+4) | ||||
28. | Синтаксис и пунктуация. | Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов. | 03.10-08.10 | |
29. | Словосочетание. | Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. | 10.10-15.10 | |
30. | Разбор словосочетаний. | Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. | 10.10-15.10 | |
31. | Предложение. | Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Сжатое изложение по тексту. | 10.10-15.10 | |
32. | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения. | 10.10-15.10 | |
33. | Виды предложений по цели высказывания. | Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений. | 10.10-15.10 | |
34. | Восклицательные предложения. | Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах. | 17.10-22.10 | |
35. | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения. | 17.10-22.10 | |
36. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. | 17.10-22.10 | |
37. | Сказуемое. | Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. | 17.10-22.10 | |
38. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними. | 17.10-22.10 | |
39. | Нераспространенные и распространенные предложения. | Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами. | 24.10-29.10 | |
40. | Второстепенные члены предложения. | Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения. | 24.10-29.10 | |
41. | Дополнение. | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений. | 24.10-29.10 | |
42. | Определение. | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями. | 24.10-29.10 | |
43. | Обстоятельство. | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами. | 24.10-29.10 | |
44. 45. 46. | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. | Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант. | 31.10-03.11 | |
47. | Предложения с обращениями. | Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями. | 14.11-19.11 | |
48. | Р. Р. Письмо. | Работа с жанром письма. Написание письма товарищу. | 14.11-19.11 | |
49. | Синтаксический разбор простого предложения. | Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения. | 14.11-19.11 | |
50. 51. | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | Написание сочинения. | 14.11-19.11 | |
52. | Пунктуационный разбор простого предложения. | Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения. | 21.11-26.11 | |
53. | Простые и сложные предложения. | Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам. | 21.11-26.11 | |
54. | Синтаксический разбор сложного предложения. | Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения. | 21.11-26.11 | |
55. | Предложения с прямой речью. | Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем. | 21.11-26.11 | |
56. | Диалог. | Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине). | 21.11-26.11 | |
57. | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. | 28.11-03.12 | |
58. 59. | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Синтаксис и пунктуация» | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | 28.11-03.12 | |
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.(13+5) | ||||
60. | Фонетика. | Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки». | 28.11-03.12 | |
61. | Согласные звуки. | Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. | 28.11-03.12 | |
62. | Изменение звуков в потоке речи. | Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. | 05.12-10.12 | |
63. | Согласные твердые и мягкие. | Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью. | 05.12-10.12 | |
64. 65. | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения. | 05.12-10.12 | |
66. | Согласные звонкие и глухие. | Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация. | 05.12-10.12 | |
67. | Алфавит. | Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста. | 12.12-17.12 | |
68. | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения. | 12.12-17.12 | |
69. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте. | 12.12-17.12 | |
70. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. | 12.12-17.12 | |
71. | Орфоэпия. | Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок. | 12.12-17.12 | |
72. | Фонетический разбор слова. | Фонетический разбор. | 19.12-24.12 | |
73. | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | 19.12-24.12 | |
74. 75. | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Фонетика и графика». Анализ контрольного диктанта. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Работа над ошибками. | 19.12-24.12 | |
76. 77. | Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | Написание сочинения. | 19.12-24.12 26.12-29.12 | |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (7+4) | ||||
78. | Слово и его лексическое значение. | Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания | 26.12-29.12 | |
79. | Однозначные и многозначные слова. | Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему. | 11.01-14.01 | |
80. | Прямое и переносное значение слов. | Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения. | 11.01-14.01 | |
81. | Омонимы. | Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы. | 11.01-14.01 | |
82. | Синонимы. | Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы. | 11.01-14.01 | |
83. 84. | Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). | Написание сочинения. | 16.01-21.01 | |
85. | Антонимы. | Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём. | 16.01-21.01 | |
86. | Повторение изученного в разделе «Лексика». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | 23.01-28.01 | |
87. 88. | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | Написание изложения. | 16.01-21.01 | |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (19+4) | ||||
89. | Морфема — наименьшая значимая часть слова. | Морфемный анализ слов. | 23.01-28.01 | |
90. | Изменение и образование слов. | Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов. | 23.01-28.01 | |
91. | Окончание. | Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. | 23.01-28.01 | |
92. | Основа слова. | Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания. | 23.01-28.01 | |
93. | Корень слова. | Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов. | 30.01-04.02 | |
94. | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | Написание сочинения. | 30.01-04.02 | |
95. | Суффикс. | Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. | 30.01-04.02 | |
96. | Приставка. | Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов. | 30.01-04.02 | |
97. | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | Написание изложения. | 30.01-04.02 | |
98. 99. | Чередование звуков. Беглые гласные. | Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова. | 06.02-11.02 | |
100. | Варианты морфем. Морфемный разбор. | Работа с однокоренными словами. | 06.02-11.02 | |
101. | Правописание гласных и согласных в приставках. | Обозначить приставки в словах, проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём. | 06.02-11.02 | |
102. | Буквы З и С на конце приставок. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | 06.02-11.02 | |
103. | Буквы а – о в корнях –лаг- — -лож-. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | 13.02-18.02 | |
104. | Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | 13.02-18.02 | |
105. | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | 13.02-18.02 | |
106. | Буквы И – Ы после Ц. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | 13.02-18.02 | |
107. | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | 13.02-18.02 | |
108. 109. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. «Морфемика. Орфография». | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | 20.02-25.02 | |
110. 111. | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). | Написание сочинения. | 20.02-25.02 | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (16+6) | ||||
112. | Имя существительное как часть речи. | Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине. | 27.02-04.03 | |
113. | Р. Р. Доказательства в рассуждении. | Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение. | 27.02-04.03 | |
114. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений. | 27.02-04.03 | |
115. | Имена существительные собственные и нарицательные. | Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение. | 27.02-04.03 | |
116. | Род имен существительных. | Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных. | 27.02-04.03 | |
117. | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст. | 06.03-11.03 | |
118. 119 | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница") | Написание изложения. | 06.03-11.03 | |
120. | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. | 06.03-11.03 | |
121. | Три склонения имен существительных. | Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных» | 13.03-18.03 | |
122. | Падежи имен существительных. | Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже | 13.03-18.03 | |
123. 124. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам. | 13.03-18.03 | |
125. 126 | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | Написание изложения. | 13.03-18.03 | |
127. | Множественное число имен существительных. | Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста. | 20.03-24.03 | |
128. | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. | 20.03-24.03 | |
129. | Морфологический разбор имени существительного. | Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного. | 20.03-24.03 | |
130. | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | 20.03-24.03 | |
131. | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | Составление устного описания картины, отзыва. | 03.04-08.04 | |
132. 133. | Диктант с грамматическим заданием: «Имя существительное» | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | 03.04-08.04 | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (7+5) | ||||
134. | Имя прилагательное как часть речи. | Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. | 03.04-08.04 | |
135. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных. | 03.04-08.04 | |
136. | Р. Р. Описание животного. | Написание изложения. | 10.04-15.04 | |
137. | Прилагательные полные и краткие. | Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине. | 10.04-15.04 | |
138. 139. | Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине. (А. Н. Комаров. «Наводнение") | Написание сочинения. | 10.04-15.04 | |
140. | Морфологический разбор имени прилагательного. | Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. | 10.04-15.04 | |
141. 142. | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»). | Написание изложения. | 17.04-22.04 | |
143. | Повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | 17.04-22.04 | |
144. 145. | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя прилагательное» | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | 17.04-22.04 | |
ГАЛАГОЛ (19+4) | ||||
146. | Глагол как часть речи. | Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим. | 24.04-29.04 | |
147. | Не с глаголами. | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | 24.04-29.04 | |
148. | Р. Р. Рассказ. | Создание устного рассказа по иллюстрациям | 24.04-29.04 | |
149. | Неопределенная форма глагола. | Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола. | 24.04-29.04 | |
150. | Правописание -ться и –тся в глаголах. | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | 24.04-29.04 | |
151. | Виды глагола. | Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа). | 03.05-06.05 | |
152. | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | 03.05-06.05 | |
153. | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | Самостоятельное составление устного рассказа о себе. | 03.05-06.05 | |
154. | Время глагола. | Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов. | 03.05-06.05 | |
155. | Прошедшее время глагола. | Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём. | 08.05-13.05 | |
156. | Настоящее время глагола. | Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа. | 08.05-13.05 | |
157. | Будущее время глаголов. | Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт». | 08.05-13.05 | |
158. | Спряжение глаголов. | Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений. | 08.05-13.05 | |
159. 160. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | 08.05-13.05 | |
161. | Морфологический разбор глагола. | Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. | 15.05-20.05 | |
162. | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица ( А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт") | Написание изложения. | 15.05-20.05 | |
163. | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | 15.05-20.05 | |
164. | Повторение изученного по теме «Глагол». | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | 15.05-20.05 | |
165. 166. | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Глагол» | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | 15.05-20.05 | |
167. 168. | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). | Написание сочинения. | 22.05-27.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА, ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (7) | ||||
169. | Разделы науки о языке. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану. | 22.05-27.05 | |
170. | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений. | 22.05-27.05 | |
171. | Орфограммы в окончаниях слов. | Составление и анализ обобщающей таблицы. | 22.05-27.05 | |
172. | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. | 22.05-27.05 | |
173. | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. | 29.05-30.05 | |
174. 175. | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | 22.05-27.05 29.05-30.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. «Просвещение» 2010.
- Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
- Рабочая тетрадь к УМК под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. ФГОС. 2014г.
- Поурочное планирование. Русский язык 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л.А. Издательство «Учитель» 2014г.
- Уроки русского языка в 5 классе. «Просвещение» 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО, специальность - "Документационное обеспечение управления и архивоведение")
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык"...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОУД.01 Русский язык
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2021 – 2022 учебный годУД/МДК/ ОУД 01. Русский языкгруппа ТА-121...