Мастерская творческого письма как эффективное средство развития речи и повышения мотивации
статья по русскому языку на тему

Лукина Марина Владимировна
К минусам мастерской обычно относят трудоемкий подготовительный процесс . Но практика показывает, что отдельные элементы мастерской можно использовать буквально на любом уроке. Давайте на конкретных примерах разберемся, как можно оптимизировать работу по подготовке мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_tvorcheskogo_pisma.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская творческого письма

как эффективное средство развития речи и повышения мотивации

 на уроках разной предметной направленности.

1.Происхождение мастерской письма. Плюсы и минусы технологии.

Мастерская письма – это разновидность педагогической мастерской, обоснованной и внедренной французскими педагогами, представителями – «Французской группы нового образования»  еще в 80 - ых годах 20 века. Многим учителям хорошо знакома данная технология.

Среди очевидных плюсов мастерской учителя обычно отмечают следующее:

  1. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
  2. Мастерская направлена на пробуждение личностной мотивации к изучаемой теме.
  3. В мастерской индивидуальное знание и незнание сталкивается с коллективной, т.к. в мастерской постоянно чередуется индивидуальная и коллективная работа.
  4. Важен не только результат, но и процесс.

К минусам мастерской обычно относят трудоемкий процесс подготовки. Но практика показывает, что отдельные элементы мастерской можно использовать буквально на любом уроке. Давайте на конкретных примерах разберемся, как можно оптимизировать работу по подготовке мастерской.

2. Цель мастерской письма и целесообразность применения.

Целью мастерской письма является создание текста, в котором ученик, нащупав вопросы по теме, осознав границы своего незнания, привлекая дополнительные знания, полученные в ходе мастерской, пытается скорректировать текст, создать более полный и совершенный по форме и содержанию текст.

Мастерские письма и другие разновидности мастерских целесообразно, на мой взгляд, проводить как в начале изучения темы, так и в конце изучения темы, на обобщающих уроках. Мастерская на начальных этапах изучения темы помогает сформировать у учащихся хорошую мотивацию, информационный запрос. А уроки-мастерские на обобщающих уроках позволяют ученику до конца проследить свой путь в изучении темы и оценить результат.

3.Этапы мастерской.

Для того чтобы этот процесс состоялся каждый участник проходит четыре обязательных этапа мастерской: индуктор, афиширование, разрыв, рефлексия. В классическом варианте мастерской выделяют 7 этапов, но опыт проведения мастерских показывает, что строго необходимы только четыре вышеперечисленных  этапа:

  1. Индуктор  -  ключевой базовый этап, определяющий успех всей мастерской. На данном этапе происходит индивидуальное погружение в тему, происходит процесс извлечения личных смыслов, пробуждается мотивация к дальнейшему изучению материала и обмену мнением с участниками мастерской.

  1.  Афиширование – необходимый этап мастерской. На этом этапе происходит обмен знаниями, появляется понимание неполноты собственного субъективного понимания,  начинает формироваться информационный запрос и разрыв.

  1. Разрыв –  этап мастерской, когда появляется потребность восполнить пробел собственного незнания, желание откорректировать первоначальный результат.
  2. Рефлексия – формирование нового  представления и обмен мнениями о прожитом и понятом в мастерской.

4.Работа с индуктором.

Зачастую основные затруднения при подготовке мастерской связаны с первым этапом – подготовкой и поиском индуктора. Однако есть несколько проверенных  вариантов работы с индуктором, на которые не нужно тратить время. Остановимся подробнее  на этих вариантах и правилах подбора индуктора. 

Первое правило подбора индуктора: задание  индуктора должно быть нетрудным для ученика (имеющегося личного опыта должно быть вполне достаточно, чтобы справиться с его выполнением)

Второе правило: задание предполагает множество вариантов его выполнения (ответов), что снимает всякий страх перед ошибкой.

Третье правило: задание должно создавать интригу, порождающую любопытство; интерес, иногда недоумение – важные движущие силы творческого процесса.

Четвертое правило: индуктор должен быть всегда связан с замыслом мастерской.

А) Индуктор - слово

Всем этим правилам соответствует работа со словом. В качестве индуктора, пробуждающего интерес к теме и повышение мотивации, всегда может выступать слово. Слово  таит в себе пучок смыслов, множество оттенков восприятия и понимания. Только через работу со словом можно прийти к разрыву, осознанию неполноты своего субъективного знания.

Самый простой и самый эффективный прием работы со словом в качестве индуктора  - это подбор ассоциаций. Ассоциации  позволяют встретиться с собственным пониманием того или иного явления. Другой работающий способ – подбор однокоренных слов и составление словосочетаний. Также графическое изображение слова хорошо работает в роли индуктора.

Б) Индуктор – фото, картина, музыкальное произведение.

Принципы работы с такими индукторами напоминают принципы работы со словом. Также можно использовать ассоциации, составление словосочетаний, формулирование вопросов, возникающих в процессе слушания музыкального произведения или разглядывания изображения.

В) Индуктор – текст. Возможности работы с текстом обширны. Наша задача выявить наиболее простые формы работы с ним в качестве индуктора.

Варианты работы с текстом:

  • выделение ключевых слов и подбор ассоциаций;
  • продолжение незаконченной фразы;
  • обмен мнениями о прочитанном тексте в  группе;
  • афиширование мнения о прочитанном с помощью знаков;
  • обоснование сделанного выбора.

5.Афиширование.

Если работа с индуктором прошла успешно, то процесс афиширования доставляет всем участникам мастерской удовольствие от открытия нового знания в коллективе.

Участники мастерской не являются пассивно слушающими, а активно воспринимают чужие находки, вопросы, ассоциации, мысли, чтобы пополнить понравившимися высказываниями, словами, вопросами собственное рабочее поле, откорректировать свой первичный результат.

6.Разрыв.

На мой взгляд, именно данный этап требует наиболее тщательной подготовки, т.к. на этом этапе учащихся следует подвести к новому знанию, дать материал для работы, для анализа.

Этот этап в большей степени напоминает традиционный урок.

Это в наименьшей степени творчество. Это аналитическая работа с фактами, работа по образцу. Это этап освоения новых знаний объективного характера. Задача участников мастерской на данном этапе – получить знания из независимых источников, овладеть технологией, получить навык.

7.Рефлексия. 

Этап создания нового творческого продукта, включения новых объективных знаний в собственное субъективное представление, объединение субъективного и объективного.

Этот процесс готовить не нужно, он зависит от предыдущих этапов.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология мастерских не так сложна в подготовке. Но зато польза данной технологии очевидна.

В качестве примера приведу выдержки из работ детей, созданных в мастерской письма на уроке по  теме «Роль причастных и деепричастных оборотов в художественном тексте». Ребята должны были в процессе мастерской понять, что в художественном  тексте,  несмотря на то, что в предложении  причастия и деепричастия – являются второстепенными членами предложения, в художественном произведении они выходят на первый план, становятся главными, т.к. участвуют в создании образа, воздействующего на читателя.

Примеры текстов, созданных в процессе мастерской :

Грузные облака, плывущие по далекому небу, отражаясь в воде, создают ощущение бесконечности и свободы. Маленькие волны, стремящиеся к берегу, помогают заметить, что залив, покачиваясь, дышит, живет  своей собственной таинственной жизнью. В этой жизни и птицы, позволяющие воде укачивать себя, и горизонт, нечеткой полоской темнеющий вдали, и толстые ватные тучи, похожие на замок, выстроенный в небесной стране.

Зобнина Вика

Этим летним вечером я снова пришла к берегу моря. Снова сижу я на большом камне, рассматривая подводный мир и отражающиеся в воде облака. Утки и чайки, плавающие медленно и нерасторопно, заставляют водную гладь волноваться. Я слушаю ветер, звучащий над морем, и мне хочется подняться к облакам, проплывающим надо мной.

Байкова  Аня

Голубые облака, передвигаясь по небу, все летят куда-то. Каждое мгновение они меняют ландшафт небосклона. На горизонте виден берег. Там стоит великий Кронштадт, грозно патрулируя залив. Вода спокойно покачивается среди двух берегов. Как мама, нежно укачивающая ребенка на руках. Чайки, будто спутники облаков, бродят по синей глади, переговариваясь друг с другом. Все так и манит, так и затягивает в это спокойное, живущее вечно пространство.

Худяков Дима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Конспект урока по развитию речи "Мастерская творческого письма" 6-8 класс

В данном конспекте урока по русскому языку представлена разработка на тему: «Мастерская творческого письма».В течение урока учащиеся работают со словом, подбирают к нему ассоциации, которые возникли, ...

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...

Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"

В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...