Методическая разработка урока по теме "Предлог" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Стебенева Татьяна Николаевна

Урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlog_5_klass.docx21.77 КБ
Файл skazka_pridumannaya_uchenikami.docx14.51 КБ
Файл ohotnichiy_kray.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Стебенева Татьяна Николаевна

Предмет: Русский язык

Класс 5

Тема урока: Предлог

УМК: «Русский язык 5 класс». Учебник под ред. М.М. Разумовской. Издательство «Дрофа», Москва, 2014

Цели деятельности

педагога

Дать понятие о предлоге, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: научиться отличать предлог от приставки, знать, с какими частями речи он употребляется и о его роли в речи

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Методы и формы

обучения

Деятельностно-практический метод, индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Морфология, самостоятельные и служебные части речи, предлог

 

Организационная структура урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Цель: включение в деловой ритм

- Запишите в тетрадях число, Классная  работа

Приветствуют учителя. Начинают работу.

2.Целеполагание и построение выхода из затруднения

Цель: наблюдение за языковым материалом

Сегодня ребята покажут сказку, которую сами сочинили на предыдущем уроке. Посмотрите её.

- О чём же мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в тетрадях.

- Подчеркните орфограмму в слове «предлог». Что происходит в этом слове? Что нужно сделать, чтоб правильно написать?

- Скажите, почему части речи не пустили предлог к себе в словарик?

- Какую цель мы сегодня мы сегодня поставим перед собой?

Группа ребят разыгрывают сказку, другие смотрят.

Формулируют тему урока «Предлог» и записывают её в тетрадях.

Ребята отвечают, что предлог не отвечает на вопрос, ничего не обозначает, не является членом предложения, это служебная часть речи, а не самостоятельная.

Ребята отвечают, что должны доказать, что предлог тоже нужен в речи.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из наблюдения.

Личностные: желают вспомнить приобретённые ранее знания.

Регулятивные: освоение учебной деятельности в умственной форме

3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: проверка усвоенных ранее знаний

- 5 октября в школу пришла телеграмма, давайте посмотрим её содержание (слайд 1)

- Понятен ли вам смысл этой телеграммы?

- Но можно ли сказать, что это текст? Да, нет, почему?

- Прочитайте, как должен звучать текст.

- Какую роль выполнили предлоги?

- А вы знаете, почему предлоги и знаки препинания убирают из телеграммы?

Смысл телеграммы понятен, но текстом его назвать нельзя, потому что нет точек и нет предлогов.

Предлоги связали слова в предложении.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют поиск необходимой информации из памяти.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

 Коммуникативные: строят совместную учебную деятельность с учителем, доказывают правильность своего выбора и принятого решения, преодолевают застенчивость.

4. Включение в систему знаний

- К доске идет один ученик. Записываем в тетрадях три словосочетания в строчку:

вышел из школы, думал о ней, отнять от шести

- Денис, сотри предлоги. Будут ли теперь это словосочетания? Какую роль выполнили предлоги?

- Укажите главное слово в словосочетаниях и подпишите части речи.

- С какими частями речи употребляются предлоги? Составьте опорные схемы.

- Прочитайте правило на стр. 54.

- Запишем текст под диктовку.

Посмотрим, сумеете ли вы отличить предлог от приставки.

              Охотничий край

    На рассвете мы остановились в двух километрах от берега. На нём темнела группа деревянных построек. Лиловые горы заросли рыжей шубой лесов. Солнце отливало на стальной поверхности моря. Вереница птиц вытягивалась в ниточку, извивалась и пролетала над линией горизонта.

   Это летели дикие утки. Мы въезжали в охотничий край.

         (По Соколову-Микитову)

Лиловые – темное соцветие сирени.

- Подчеркните предлоги вместе с частями речи, к которым они относятся.

Самопроверка! (слайд №2)

Один ученик работает у доски, остальные за партами.

Ребята в тетрадях самостоятельно составляют опорные схемы, потом 2-3 ученика рисуют на доске.

Открывают учебник и читают правило.

Ученики записывают текст под диктовку, выполняют задание, проверяют себя и оценивают 5,4,3,2

Познавательные: выстраивают логические цепи рассуждений.

Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учётом конкретной учебно-познавательной задачи, высказывают и обосновывают свою точку зрения

5. Подведение итогов

- Запишите в тетрадях, какую роль выполняют предлоги в нашей речи.

- Итак, доказали ли мы сегодня на уроке, что предлоги нужны?

Ребята записывают и некоторые по желанию читают записи.

Регулятивные: оценивают результат деятельности

6. Домашнее задание

Запиши на дом упр. 151

Записывают домашнее задание в дневник

Познавательные: осуществляют анализ информации

7. Рефлексия

Цель: подвести итоги

- Подведем итоги.

Что такое существительные общего рода?

Добились ли мы поставленной цели?

В тетради письменно продолжите предложения:

(3 слайд)

На уроке я узнал…

Я умею…

Затрудняюсь…

Записывают ответы  в произвольной форме.

Читают записи (по желанию).

Регулятивные: оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, понимают значение знаний для человека



Предварительный просмотр:

Стоит на полке словарь-словарик.

Бежит мимо существительное. Увидело словарик, остановилось и спрашивает:

        - Словарь-словарик! Кто в словарике живёт?

Никто не отзывается.

Вошло существительное в словарик и стало в нём жить.

Прискакало к словарику прилагательное и спрашивает:

        - Словарь-словарик! Кто в словарике живёт?

        - Я имя существительное, предметно удивительное! А ты кто?

        - А я имя прилагательное замечательное!

        - Иди ко мне жить!

Прилагательное прыгнуло в словарик. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо числительное. Остановилось и спрашивает:

        - Словарь-словарик! Кто в словарике живёт?

        - Я имя существительное, предметно удивительное!

        - Я имя прилагательное замечательное!

        - А ты кто?

         - А я имя числительное, цифрой заменительное!

        - Иди к нам жить!

Числительное скок в словарик. Стали они втроём жить.

Идёт местоимение. Постучалось в окошко и спрашивает:

        - Словарь-словарик! Кто в словарике живёт?

        - Я имя существительное, предметно удивительное!

         - Я имя прилагательное замечательное!

        - Я имя числительное, цифрой заменительное!

        - А ты кто?

        - А я местоимение, супер заменение!

        - Иди к нам жить!

Забралось местоимение в словарик. Стали они вчетвером жить.

Прибежал глагол, заглянул в дверь и спрашивает:

        - Словарь-словарик! Кто в словарике живёт?

        - Я имя существительное, предметно удивительное!

        - Я имя прилагательное замечательное!

        - Я имя числительное, цифрой заменительное!

        - Я местоимение, супер заменение!

        - А ты кто?

        - А я глагол-балабол!

        - Иди к нам жить!

Глагол вошёл в словарик. Стали они жить впятером.

Идёт наречие. Увидело словарик и спрашивает:

        - Словарь-словарик! Кто в словарике живёт?

        - Я имя существительное, предметно удивительное!

        - Я имя прилагательное замечательное!

        - Я имя числительное, цифрой заменительное!

        - Я местоимение, супер заменение!

        - Я глагол-балабол!

        - А ты кто?

        - А я наречие неизменчивое!

        - Иди к нам жить!

Стали они жить вшестером.

И вдруг около словарика появился предлог. И спрашивает:

        - Словарь-словарик! Кто в словарике живёт?

        - Я имя существительное, предметно удивительное!

        - Я имя прилагательное замечательное!

        - Я имя числительное, цифрой заменительное!

        - Я местоимение, супер заменение!

        - Я глагол-балабол!

        - А я наречие неизменчивое!

        - А ты кто?

        - А я предлог!

Призадумались части речи и говорят:

        - Я существительное отвечаю на вопросы кто? что? А ты отвечаешь на какой-нибудь вопрос?

        - Нет.

        - Я прилагательное обозначаю признак предмета. А ты что-нибудь обозначаешь?

        - Нет.

        - Я глагол в предложении являюсь сказуемым. А ты каким-нибудь членом предложения являешься?

        - Нет.

        - Так мы тебя в наш словарь не пустим!

         



Предварительный просмотр:

Охотничий край

                На рассвете мы остановились в двух километрах от берега. На нём темнела группа деревянных построек. Лиловые горы заросли рыжей шубой лесов. Солнце отливало на стальной поверхности моря. Вереница птиц вытягивалась в ниточку, извивалась и пролетала над линией горизонта.

        Это летели дикие утки. Мы въезжали в охотничий край

                                                                        (По И.С.Соколову-Микитову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....