Этап | Цель | Содержание учебного материала. Деятельность учителя. | ФОУД* |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(1 -2 мин.)
| Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Включение в деловой ритм. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Работа с эпиграфом к уроку. Эпиграф. (Слайд 1). Красна птица перьем, а человек - ученьем. (Русская пословица)
Объясните, как вы понимаете эту пословицу. А как вы думаете, для чего надо учиться? (Несколько учеников отвечают вслух. Молодцы! Очень хорошие ответы. Вы уже многое знаете. Я желаю вам узнать ещё больше и делать каждый день открытия! У вас все получится, потому что вы талантливые дети! Приём «Загадка» (Слайд 2) Учащимся предлагается отгадать загадку (О какой части речи говорится в загадке?) Художницу нашу Знает весь свет. Раскрасит художница Всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? (Имя прилагательное). О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? Сегодня вы продолжите работать над именем прилагательным и откроете новое знание. Что нужно для этого сделать? (Выяснить, что не знаем, выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение, выяснить причину затруднения и самим открыть новое знание.) Желаю вам удачи! | Фронтальная
|
3. Выявление места и причины затруднения. ( 1 мин.)
| Цель: - выявить место и причину затруднения. | − Все справились с заданием? Устная работа с теми, кто справился с заданием: − По каким критериям вы распределили имена прилагательные? Почему? Объяснить свой выбор. − Как можно назвать каждую группу прилагательных? В чем ваше затруднение? −Почему возникло затруднение?
|
|
4. Построение проекта - выхода из затруднения. (2 -3 мин.)
| Цель: - согласовать и зафиксировать образовательную цель и тему урока; - построить план и определить средства достижения цели.
| − Какую цель вы бы поставили перед собой сегодня на уроке? (Узнать, по каким признакам делятся прилагательные на разряды). − Что мы должны делать, когда возникают затруднения? Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения – план действия). - Определить, какие качества могут иметь признаки, или как различаются по качеству признаки предмета, или как различаются по значению имена прилагательные
- Выяснить, на какие группы делятся все прилагательные в русском языке по качеству признака, по значению.
- Выяснить, как связаны вопросы прилагательного со значением.
- Определить, какую роль в предложении могут играть прилагательные каждой группы.
|
|
5.Реализация построенного проекта. (10 мин.)
| Цель: Реализовать проект , зафиксировать написание на эталоне.
| По ходу выполнения задания заполняется таблица.
- Определите, от каких прилагательных можно образовать хотя бы одну форму какой-либо степени сравнения. Выпишите эти прилагательные. Что они обозначают? (качество) Как вы думаете, как могут называться прилагательные, которое обозначают качество предмета? (Качественные). Записывает название первой группы имён прилагательных в таблице.
- Придумайте словосочетания: «ОЧЕНЬ + ДАННЫЕ прилагательные». С какими прилагательными у вас получились словосочетания?
- Образуйте краткую форму от данных имён прилагательных. Запишите эти слова. От каких прилагательных Вы сумели образовать краткую форму?
- Сформулируйте основные признаки качественных прилагательных и запишите их в таблицу.
- Определите, к каким прилагательным можно задать вопрос ЧЕЙ? Что они обозначают? (Признак по принадлежности лицу или животному: принадлежит Серёже, принадлежит птице). Как могут называться такие прилагательные (Ваши гипотезы)? (Притяжательные). Каких признаков, которые есть у качественных имён прилагательных, нет у данных прилагательных?
- Что обозначают оставшиеся прилагательные? (Признак предмета по отношению к другому предмету, т.е. ОТНОШЕНИЕ к предмету, времени, месту (пространству). (Общее лексическое значение относительных прилагательных может быть определено как «относящийся к данному предмету», «характерный для данного предмета»).
- Как вы думаете, как могут называться такие прилагательные? Ваши гипотезы? (Относительные).
Разряды | Качественные | Относительные | Притяжат. | Примеры | Большой – размер (по величине) Маленький – размер Прочный Удобный Сухой | Дачный Весенний Деревянный | Серёжина Птичий
| Значение | Обозначают качество, то есть такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени | Обозначают такой признак предмета по отношению к другому предмету: к материалу, к месту и ко времени (пространственный и временной признаки) | Обозначают признак по принадлежности предмета какому-либо лицу или животному | Вопрос |
Какой? |
Чей? | Признаки | 1) Образуют формы сравнительной и превосходной степени; 2) образуют краткую форму; 3) сочетаются со словом ОЧЕНЬ
|
НЕТ | Синтаксическая роль | Сказуемое, определение | Определение |
Для определения какого разряда достаточно задать вопрос? А как будем различать другие два разряда?
| Работают в парах; высказывают свои предположения; сверяют с информацией в таблице.
Составляют эталон, применяют его для проверки ранее написанных слов. |
6. Первичное закрепление во внешней речи. (5 мин.)
| Цель: зафиксировать во внешней речи правило распознавания разрядов прилагательных. | Слайд 3.
Задание № В данных словосочетаниях найдите имена прилагательные, определите их разряды. Устно объясните свой выбор. Соломенная крыша, медвежья берлога, звонкий голосок, городской парк, свежий ветер, заячьи следы, апрельский дождь. |
Образец для проговаривания (эталон). (Смотри Приложение)
| Работа по цепочке (индивидуально); читают словосочетания, называют имена прилагательные, называют разряд имени прилагательного, объясняют свой выбор. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 7 мин.)
| Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; -проверить сформированность представления о разрядах прилагательных . | Организует деятельность по применению новых знаний. Базовый уровень.
Выпишите из каждого предложения имена прилагательные, распределите их в разные столбики. Скворечник вышел очень хороший. От него пахло смолой и черемуховой веткой. Отец тут же пошел в огород. Павлуня видел, как он нашел длинную жердь и приколотил к ней скворечник. Затем отец начал с натугой поднимать жердь и ставить ее как раз напротив Павлуниного окошка. Павлуня глядел на новый скворечник, раскрыв рот. (По В.Белову)
|
(Проверить по эталону). (См. Приложение).
Повышенный уровень.
Дополните текст подходящими по смыслу прилагательными. Укажите разряд имени прилагательного. Хороши берёзовые ( … ) рощи! Как только сойдёт снег, набухнут на берёзках ( … ) почки. В эти ( … ) весенние дни берёзки угощают на ( … ) берёзовым соком. Далеко разносятся по лесу ( ... ) птичьи песенки. Ковром расстилаются под берёзами ( … ) подснежники. |
| Применяя знания, полученные на уроке, самостоятельно выполняют задания. Взаимопроверка по эталону. Выставляют отметки .
«5»- о ошибок; «4»-1 -2 ошибки; «3» -3- 4 ошибки; «2»- 5 и более ошибок. |
8.Включение в систему знаний.( 3-5 мин)
| Цель: - сформировать способность к определению разрядов имени прилагательного; - зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
| Слайд 8
Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните орфограммы. Найдите имена прилагательные и укажите их разряды. Выполните синтаксический разбор предложений. Базовый уровень. Прозрач ( ..)ны воды горн.. чист… озера. На б (..) рёзах находят (..) ся грачьи гнёзда.
Повышенный уровень.
Прочитайте предложение и выполните задание.
Летние тихие вечера долги. 1. Выпишите из предложения сказуемое и укажите, чем оно выражено. 2. Образуйте от прилагательного ТИХИЕ краткую форму и запишите это слово. 3. Выпишите из предложения относительное имя прилагательное.
| Работают в группах, вставляют в предложения пропущенные слова. Руководители групп представляют полученные модели предложений. Коллективно обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. Оценивают друг друга. |
9. Рефлексия учебной деятельности.( 1 -2 мин.) (итог урока) | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | Организует рефлексию.
− Что нового вы узнали на уроке? − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чем у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание?
Д/З на выбор: а) упр. (по учебнику) б) составить 5-7 предложений на тему «Приход весны» и указать разряды над именами прилагательными.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Записывают домашнее задание. |