Образовательная программа дополнительного образования "Журналистика в школе"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа составлена на основе программы "Теория и практика сочинений разных жанров", авторы Т.А.Ладыженская,Т.С.Зепалова.
Новизна программы состоит в том, что она предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, дает расширенное представление о жанрах публицистического стиля,газетных жанрах,знакомит учащихся с основными признаками гипертекста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnalistika.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением математики»
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № ______ От ____________ 20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 _______________С.В.Белканова «_____»_______________________ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Журналистика в школе»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составители программы:
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Цыс Марина Николаевна
Земцова Лариса Владиславовна
Великий Новгород
2012 год
Пояснительная записка
Программа «Журналистика в школе» имеет социально-педагогическую направленность и разработана на основе программы «Теория и практика сочинений разных жанров», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 1990 года выпуска, авторы Т.А.Ладыженская и Т.С. Зепалова
Настоящая Программа оформлена в соответствии c письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется педагогами дополнительного образования, учителями русского языка и литературы в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 33 с углубленным изучением математики».
Одной из задач современной школы является профильное обучение старшеклассников, цель которого – максимальная индивидуализация и социализация обучения.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту.
Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.
Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.
Программа кружка «Журналистика в школе» предлагается для учащихся 5-7 классов как элемент активизации деятельности учащихся.
Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.
Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, в единстве творческого и рационального познания искусства слова, помогающего развитию личности школьника.
Отличительной особенностью программы является ее
направленность на развитие письменной речи учащихся, совершенствование содержания и языкового оформления речи, что способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся.
Программа развивает творческие способности учащихся, умение работать с различными видами текста, строить связные высказывания, используя различные жанры.
Новизна программы состоит в том, что она предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, дает расширенное представление о жанрах публицистического стиля, газетных жанрах, знакомит учащихся с основными признаками гипертекста, который широко представлен в новых информационных и коммуникационных технологиях. Программа выводит учащихся на новый виток осмысления полученных на уроках знаний. Программа имеет практическую значимость: активное вовлечение учащихся в дискуссии, самостоятельные поиски, работа в разноообразной деятельности, отвечающей интересам и возможностям детей: исследовательской, игровой, практической. Программа предлагается как элемент активизации интереса к гуманитарным дисциплинам и служит предпрофильной подготовкой для последующего выбора профессии.
Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов-исследователей, проявить коммуникативные качества, творческие и ораторские способности.
Цели программы:
Образовательные:
- Систематизировать знания о стилях, типах речи.
- Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
- Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.
- Научить самооценке своей работы.
Развивающие:
Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.
- Развить диалогическую и монологическую речь.
- Развить память, воображение, мышление.
- Формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Воспитательные:
1. Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.
2 Формирование основных этических норм и понятий.
3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции.
Для достижения данных целей формируются следующие задачи:
- Содействие в воспитании информационной культуры школьников, развитие творческих и коммуникативных способностей.
- Повышение интереса к учебе (литературе, русскому языку, информатике).
- Знакомство с основами профессии журналиста.
- Формирование начальных представлений о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.
- Содействие воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
- Совершенствование умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.
- Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
- Привитие трудовых навыков, профессиональная ориентация и социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
Ожидаемые результаты
- Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.
- Расширение кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.
- Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики (умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное).
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Свободное владение печатным словом (умение писать в разных жанрах).
- Воспитание активной гражданской позиции.
7. Установление связей с городскими СМИ, публикация статей членов творческого объединения в городских и областных печатных изданиях.
8. Предоставление возможностей для самореализации учащихся, общественного признания, создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
Формы занятий
- Лекции.
- Семинары.
- Практикумы.
- «Круглый стол».
- Беседы.
- Экскурсии.
Методы и приемы
- Словесный (лекции, семинары, диспуты).
- Наглядный.
- Проблемный.
- Игровой.
- Диалоговый.
- Экскурсии.
- Проектный (создание, издание и распространение школьной газеты).
Критерии отслеживания программы
- Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.
- Развитие креативного мышления учащихся.
- Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.
- Написание сочинений разных жанров.
- Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.
- Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах .
Программа творческого объединения «Журналистика в школе» ориентирована на дополнительное образование учащихся 5-7 классов и рассчитана на 2 учебных года. Общее количество часов –136, первый год обучения – 68 часов, второй – 68 часов (2 часа в неделю). Возрастной состав обучающихся – 11-14 лет.
Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей, наполняемость групп – до 20 человек.
Наполняемость учебных групп и продолжительность занятий выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
- учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
- смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
В течение учебного года воспитанники могут быть зачислены в группу по результатам собеседования.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Тематическое планирование занятий первого года обучения
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов | |
теор | практика | ||
1 | Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка | 1 | |
2 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи | 2 | |
3 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 1 | |
4 | Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи | 1 | |
5 | Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | 1 | 1 |
6 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 1 | |
7 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение | 1 | 1 |
8 | Беседа «Моя любимая газета». Разбор рубрик и разделов газеты | 1 | |
9 | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника | 1 | 1 |
10 | Организация работы корреспондентов-хроникеров | 2 | |
11 | Расширенная информация | 1 | |
12 | Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ | 2 | |
13 | Заметка. Заметка информационного характера | 1 | |
14 | Заметка типа делового описания | 1 | |
15 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования | 1 | |
16 | Информационная заметка с отрицательным содержанием | 1 | |
17 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков | 1 | |
18 | Заметка на дискуссионную тему | 2 | |
19 | Заметка-благодарность | 1 | |
20 | Заметка-вопрос | 1 | |
21 | Заметка-просьба | 1 | |
22 | Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ | 2 | |
23 | Ролевая игра «Мы – репортеры» | 1 | |
23 | Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов | 1 | 2 |
24 | Интервью-монолог | 1 | |
25 | Интервью-диалог | 1 | |
26 | Интервью друг у друга (игра) | 1 | |
27 | Интервью-зарисовка | 1 | |
28 | Деловая игра «Интервью и интервьюирование» Интервью по телефону | 1 | |
29 | Анкетирование | 1 | |
30 | Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ | 2 | |
31 | Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи» | 1 | |
32 | Путевые заметки | 1 | 1 |
33 | Конкурс творческих работ. Путевые заметки | 2 | |
34 | Отчет. Отчет общий (прямой) | 1 | |
35 | Отчет тематический | 1 | |
36 | Отчет с комментариями | 1 | |
37 | Практическая работа. Написание отчета. Анализ работ | 3 | |
38 | Репортаж. Событийный репортаж | 1 | |
39 | Тематический репортаж | 1 | |
40 | Постановочный репортаж | 1 | |
41 | Репортаж с места (на основе классного часа) | 1 | |
42 | Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ |
| 3 |
43 | Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ | 1 | 1 |
44 | Экскурсия в редакцию газеты. Встреча с сотрудниками редакции | 4 | |
45 | Подготовка и проведение смотра стенгазет | 3 | |
36 | 32 | ||
Всего: | 68 |
Тематическое планирование занятий второго года обучения
№ | Тематика занятий | Количество часов | |
1 | Корреспонденция | 2 | |
2 | Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ | 3 | |
3 | Статья. Передовая статья. Проблематика. Патриотизм – круглый стол | 1 | |
4 | Статья, обобщающая опыт работы | 1 | |
5 | Проблемная статья | 1 | |
6 | Критическая статья | 1 | |
7 | Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ | 4 | |
8 | Обзор печати. Тематический обзор | 2 | |
9 | Общий обзор | 2 | |
10 | Информационный обзор | 2 | |
11 | Практическая работа. Подготовка обзора. Анализ работ | 2 | |
12 | Рецензия. Рецензия на литературную тему | 2 | |
13 | Рецензия на искусствоведческую тему | 2 | |
14 | Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ | 4 | |
15 | Очерк. Очерк портретного характера | 1 | |
16 | Проблемный очерк | 1 | |
17 | Событийный очерк | 1 | |
18 | Путевой очерк | 1 | |
19 | Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ | 4 | |
20 | Фельетон. Тематический фельетон | 1 | |
21 | Проблемный фельетон | 1 | |
22 | Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ. | 3 | |
23. | Работа с источниками (библиотека, Интернет) и архивами | 1 | 1 |
24 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок , репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) | 1 | 1 |
25 | Обучение практике верстки стенных газет | 2 | |
26 | Литературное редактирование | 2 | |
27 | Практическая работа. Редактирование текста | 2 | |
28 | Теория и практика литературной правки | 1 | 2 |
29 | Экскурсия в типографию | 1 | |
30 | Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?» | 2 | |
31 | Практическая работа. Оформление одного и того же материала в различных газетных жанрах | 4 | |
32 | Подготовка и проведение смотра лингвистических газет | 3 | |
33 | Час общения «Если бы я был редактором…» | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Смотр достижений | 2 | |
34 | 34 | ||
Итого: | 68 |
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
Программа должна помочь учащимся реализовать свои творческие возможности, повысить уровень информационной культуры, научить грамотно подготавливать материал для дальнейшей работы с ним, публиковать собственные труды, внимательно относиться к написанному, попробовать себя в различных ролях.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:
- Выпуск школьной газеты;
- Создание, публикация и защита своих работ;
- Участие в конкурсе «Юный журналист»
Учащиеся должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- признаки и особенности правильной речи;
- виды речевых ошибок и недочетов;
- художественно-выразительные средства языка;
- структуру и особенности работы в различных газетных жанрах;
- правила и нормы «газетного языка»;
- этапы создания печатного издания;
- обязанности каждого члена редакции;
- виды школьных газет.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
- оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
- выявлять интересные события и явления повседневной жизни;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал и собирать информацию из различных газетных источников, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
- соблюдать стилевое единство при построении устных и письменных сообщений;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- анализировать и рецензировать текст, определять стиль и тип речи;
- сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
- различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
- иметь практику публичных выступлений, рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
- спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
- грамотно проводить интервью у знакомых и незнакомых людей.
- грамотно компоновать материал;
- работать в различных журналистских жанрах;
- вести репортаж с места событий;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные грамматические и речевые ошибки;
Литература, использованная при подготовке программы
Литература для учителя
- Богданов Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
- Ворошилов В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
- Журбина Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.
- О печати: закон РФ.
- Попов А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
- Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Хорошев М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002.
- Шостак М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997
9. Гринина-Земскова А.М.Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы). –
М., 1977
10. Никитина Е.И. Русская речь. – М., 1992
11. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980
12. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. –
М., 1977
Литература для учащихся
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980
- Голуб И.Б., Розенталь Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997
- Журбина Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1969
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
Методическое обеспечение
программы дополнительного образования детей
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- разработки ролевых игр, деловых игр, уроков-тренингов, экскурсий
- рекомендации по проведению риторического анализа устных и письменных текстов.
- разработки по составлению презентации в программе MS PowerPoint с требованиями к оформлению презентаций.
Рекомендации по организации практических работ:
Практические работы предусматривают выполнение различных практических и творческих заданий по темам, создание выпуска газеты, проведение конкурса «Лучшее интервью», проведение ролевых игр, деловых игр, проведение занятий в форме интервью, пресс-конференции, регламентированной дискуссии, “живой газеты”, редакционного совета.
Дидактический материал представлен:
- тексты и задания по теории;
- презентации по темам программы.
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- газетные статьи;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;
- подборка школьных газет.
Лекционный материал представлен:
Тематическими беседами по темам программы.
Материально-техническое оснащение занятий:
Кабинет для обучения:
- Интерактивная доска – 1 штука,
- столы – 17 штук,
- стулья – 34 штуки,
- компьютер – 15 штук,
- мультимедийный видеопроектор – 1 штука,
- фотоаппарат – 1 штука,
- стеллажи для хранения – 2 штуки.
Инструменты и приспособления: ножницы, кнопки, магниты.
Материалы: ватман, офисная бумага, цветная бумага, мел, скотч, клей, фломастеры, цветные карандаши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...
образовательная программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства"
Авторская программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства" разработана для обучения старших вожатых школ, руководителей детских общесвенных организаций....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленно...
Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)
Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...