грамматический разбор
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обратите внимание!
- В слове может быть не один корень, а два и более: птицефабрика;
- В слове может быть не одна приставка, а две и более: понаслышке;
- У глаголов, оканчивающихся на –чь, чь входит в состав корня: жечь;
- Суффикс глагола прошедшего времени –л- и суффикс инфинитива –ть (-ти) в основу слова не входят: вспоминал, завести;
- Суффикс возвратного глагола –ся (-сь) входит в основу слова: умылся;
- В неизменяемых словах основа слова равна всему слову, знак нулевого окончания не ставится: жалюзи, попросту.
План анализа:
- Определить, какой частью речи является слово.
- У изменяемого слова найти окончание.
- Указать основу слова.
- Выделить корень, подобрав и записав несколько однокоренных слов.
- Выделить приставку (приставки), привести несколько слов с этой же приставкой.
- Выделить суффикс (суффиксы), привести несколько слов с этим же суффиксом.
Образец анализа:
отвертка
- отвертка – имя существительное;
- И.п. отвертка Р.п. отвертки Д.п. отвертке; суффикс – -а-;
- основа – отвертк;
- вертеть, отверточка, вертушка; корень - -верт-;
- отбивать, отпор, отходчивый; приставка – от-;
- известка, подпорка, улыбка; суффикс - -к-.
накануне
- накануне – наречие;
- окончания нет, так как наречие – неизменяемое слово;
- основа – накануне;
- канун, канунный; корень - -канун-;
- набело, напарник, набежать; приставка – на-;
- наедине, налегке, неуклюже; суффикс - -е-.
Предварительный просмотр:
План анализа.
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
- Постоянные признаки:
А) собственное или нарицательное
Б) одушевленное или неодушевленное
В) род
Г) склонение
3. Непостоянные признаки:
А) падеж
Б) число
- Синтаксическая функция.
Образец анализа.
Вонзаясь острым шпилем³ в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали, где знойная мгла скрывала землю.
- шпилем – имя существительное, т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос чем?
- 1. Н.ф. – шпиль;
2. Постоянные признаки:
А) нарицательное;
Б) неодушевленное;
В) мужского рода;
Г) 2-го склонения.
- Непостоянные признаки:
А) творительный падеж;
Б) единственное число.
- Вонзаясь (чем?) шпилем. В предложении выступает в роли дополнения.
Предварительный просмотр:
План анализа.
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Постоянные признаки:
разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
- Непостоянные признаки:
у качественных прилагательных:
А) степень сравнения;
Б) полная или краткая форма;
у всех прилагательных:
А) падеж;
Б) число;
В) род (в ед.ч.);
- Синтаксическая функция.
Образец анализа.
Ночь была полна глубокой³ тишиной, и темнота ее казалась бархатной и теплой.
- Глубокой – имя прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
- 1. Н.ф. глубокий;
2. Постоянные признаки:
качественное
- Непостоянные признаки:
употреблено в полной форме;
в творительном падеже;
в единственном числе;
в женском роде;
- тишиной (какой?) глубокой. В предложении выступает в роли определения.
Предварительный просмотр:
План анализа:
I Часть речи, общее значение.
II Морфологические признаки:
- Начальная форма (именительный падеж).
- Постоянные признаки:
A) разряд по строению: простое, составное, сложное;
Б) разряд по значению: количественное, собирательное, дробное, порядковое.
3. Непостоянные признаки:
А) падеж;
Б) число (если есть);
В) род(если есть).
III Синтаксическая функция.
Образец анализа:
Из девяти тысяч шестисот четырнадцати³ гектаров территории, которую занимает город, на трехстах пятидесяти восьми раскинулись зеленые насаждения, на пятистах семидесяти восьми – лесопарки.
- (Из) девяти тысяч шестисот четырнадцать (гектаров) – имя числительное, так как обозначает количество предметов.
1. Н.ф. девять тысяч шестьсот четырнадцать
2. Постоянные признаки:
А) составное;
Б) количественное;
3. Непостоянные признаки:
А) Родительный падеж;
Б) числа нет;
В) рода нет;
- Сочетается с существительным гектаров, согласуется с ним в падеже, в предложении выступает в роли дополнения.
Предварительный просмотр:
План анализа.
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
- Постоянные признаки:
А) разряд по значению;
Б) лицо (у личных местоимений);
3. Непостоянные признаки:
А) падеж;
Б) число(если есть);
В) род (если есть);
- Синтаксическая функция.
Образец анализа.
Мне³ нравятся те его³ картины, которые написаны маслом.
- мне – местоимение, т.к. указывает на предмет, но не называет его.
- 1. Н.ф. – я;
2. Постоянные признаки:
А) личное;
Б) 1 лицо;
- Непостоянные признаки:
А) дательный падеж;
Б) единственное число.
- Нравятся (кому?) мне. В предложении выступает в роли дополнения.
- те – местоимение, т.к. указывает на предмет, но не называет его.
II. 1. Н.ф. – тот;
2. Постоянные признаки:
А) указательное;
- Непостоянные признаки:
А) именительный падеж;
Б) множественное число.
- Картины (какие?) те. В предложении выступает в роли определения.
Предварительный просмотр:
План анализа.
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма (неопределенная форма).
- Постоянные признаки:
А) возвратный или невозвратный;
Б) вид (совершенный или несовершенный);
В) спряжение;
Г) переходный или непереходный;
3. Непостоянные признаки:
А) наклонение;
Б) время (в изъявительном наклонении);
В) лицо (если есть);
Г) число;
Д) род (если есть).
- Синтаксическая функция.
Образец анализа.
В лес я приходил к рассвету, налаживал снасти, развешивал³ манков, ложился на опушке леса и ждал, когда придет день.
- развешивал – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делал?
- 1. Н.ф. – развешивать;
2. Постоянные признаки:
А) невозвратный;
Б) несовершенный вид;
В) I спряжение;
Г) переходный.
- Непостоянные признаки:
А) изъявительное наклонение;
Б) прошедшее время;
В) –;
Г) единственное число;
Д) мужской род.
- Я (что делал?) развешивал. В предложении выступает в роли сказуемого.
Предварительный просмотр:
План анализа.
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Исходная форма, от которой образовано причастие.
- Постоянные признаки:
А) действительное или страдательное;
Б) время;
В) вид (совершенный или несовершенный);
4. Непостоянные признаки:
А) полная или краткая форма (у страдательных причастий);
Б) падеж (у причастий в полной форме);
В) число;
Г) род (в единственном числе);
- Синтаксическая функция.
Образец анализа.
Порыжел, потух папоротник, затоптанный³ и смятый мужиками…
- затоптанный – причастие, т.к. обозначает признак предмета по действию.
- 1. Н.ф. – затоптанный;
2. затоптать;
3. Постоянные признаки:
А) страдательное;
Б) прошедшее время;
В) совершенный вид;
- Непостоянные признаки:
А) полная форма;
Б) творительный падеж;
В) единственное число;
Г) мужской род.
- Папоротник (какой?) затоптанный. В предложении выступает в роли определения.
Предварительный просмотр:
План анализа.
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма (неопределенная форма глагола).
- Исходная форма, от которой образовано деепричастие.
А) вид (совершенный или несовершенный);
Б) возвратное или невозвратное;
В) неизменяемость;
- Синтаксическая функция.
Образец анализа.
Проснувшись на ранней заре, Левин попробовал будить товарищей.
- проснувшись – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.
- 1. Н.ф. – проснуться;
2. проснуться;
А) совершенный вид;
Б) возвратное;
В) неизменяемое;
- Попробовал будить (как?) проснувшись. В предложении выступает в роли обстоятельства.
Предварительный просмотр:
План анализа.
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма (для степеней сравнения).
- Разряд по значению.
- Степень сравнения (если есть).
- Неизменяемость.
- Синтаксическая функция.
Образец анализа.
Теперь поверните направо³.
- направо – наречие, т.к. обозначает признак предмета.
- 1.
2. наречие места;
3.
4.неизменяемое;
- Поверните (куда?) направо. В предложении выступает в роли обстоятельства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
Методический урок по русскому языку на тему: «Целостный лингвистический анализ поэтического текста с грамматическим разбором»
В последнее время возникла новая филологическая наука – лингвистика текста, которая включает в себя целый комплекс сведений, пограничных с рядом других наук: собственно лингвистикой, литературой, разв...
Пособие "Планы грамматических разборов".
В пособии представлены планы грамматических разборов....
Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"
Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...
"Трудные случаи грамматического разбора"
Программа элективных курсов для учащихся 10 класса...
Лексико-грамматический разбор текста.
В презентации представлен материал для спецкурса по русскому языку в 11 классе....
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Разбор задания № 8 (нахождение грамматической основы предложения).
Данный материал систематизирует темы "Подлежащие"и "Сказуемое", изученные в 8 классе, и помогает учащимся успешно выполнить экзаменационное задание....