Учебная ситуация по теме «Дружба» для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса монгольской школы (русский язык как иностранный)
методическая разработка по русскому языку на тему

Хамтаева Светлана Георгиевна

Ребята, все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем. Нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатии друг к другу, то нас можно назвать товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_v_shkole_mongolii.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                МБОУ Загустайская СОШ                            

                                                     Мастер-класс

                                 Учебная ситуация по теме «Дружба»

 для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса

                                              монгольской школы

                                    (русский язык как иностранный)

                   (в рамках международного сотрудничества с Орхонской СОШ

                                                              Монголии)

                                                                      Выполнил: Хамтаева С.Г.,

                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                     у. Тохой, 2015г

                                                         Мастер-класс

                                 Учебная ситуация по теме «Дружба»

 для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса

                                      (русский язык как иностранный)

                                                                           

Практические цели урока:
- составлять краткие монологические высказывания с  использованием активизируемой на уроке лексики;

-  понять общий смысл прочитанного текста;

- назвать черты характера, которыми должен обладать настоящий друг;
-  использовать речевые клише, необходимые для вступления в беседу,
поддержания беседы, выражения согласия/несогласия с собеседником.

 Развивающие цели урока:
- произвести операции анализа и синтеза необходимых речевых единиц при построении монологического высказывания;
- самостоятельно подобрать выражения, адекватные речевой ситуации;
- извлечь из текста выраженную информацию;
- логически обосновать свое мнение.

Воспитательные цели урока:

- осознают необходимость целеустремленной работы для достижения совместных целей;
- испытают потребность к сотрудничеству при работе в парах и группах;
- осознают необходимость иметь друзей и значимость дружбы как одной из общечеловеческих ценностей.

Языковой материал:

- лексика по темам «Друзья»
- тексты с речевыми ситуациями

Оснащение урока:

- слайдовая презентация
- песни о дружбе

                                                         Ход урока

Организационный момент.

      1.Знакомство

 Меня зовут……………………..

 Мне………….…(год, года, лет).

 У меня есть……………………..  

 Мне нравится (увлечение)………………

2. Определим тему занятий по следующим высказываниям:

Слово учителя. Ребята, прочитаем вместе высказывания и сформулируем тему нашего урока.

     Дружба-это священное слово, это-святое чувство, которое устанавливается только между порядочными людьми и развивается лишь на основе взаимного уважения.

                                                                                                                                    Э Боэбси.

     Лучшее, что есть у человека, - верный друг (поговорка).

Слово учителя. Ребята, все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем. Нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатии друг к другу, то нас можно назвать товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.

II. Разбор ситуаций (анализ текста).  Диалоги друзей.

 Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.

Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Маша: Гулять пойдешь?

Даша: Да я еще задачу по математике не решила.

Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Даша: О! Ты настоящая подруга!

 Учитель: Как вы считаете, можно ли назвать Машу - настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?

Примерные ответы детей:

- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.

- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.

- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.

Вывод: Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

Ситуация вторая.  В ней участвуют Вова и Гриша.

 Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.

Вова: Гришка, мячик принес?

Гришка: Конечно!

Вова: Давай пас!

Гриша: Лови!

Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.

Вова: К сожалению, я не смог поймать мяч, и он угодил в окно.

Классный руководитель: Так-так! Кто разбил стекло?

Вова: Это он бросил. Я тут ни при чем!

Классный руководитель: Ты бросил мяч?

Гриша: Ну, я.

Классный руководитель: Давай дневник! Безобразие! Вызову родителей!

Вова: Ну, что в футбол играть будем?

Гриша: Да нет, что-то не хочется!

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?

Примерные ответы детей:

- Он расстроился из-за выговора.

- Ему было обидно, что друг его выдал.

- Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.

- Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.

- Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.

- Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.

Учитель: Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?

                                 (Ребята дружно отвечают, что нет.)

Вывод: Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.

III. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?

Учитель. А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой.

                                     (ключевые слова записать на доске)

 Примерные ответы детей:

В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п.

Учитель: Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом?

Примерные ответы детей:

- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.

- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.

- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.

- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.

- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.

- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.

V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»

Учитель: Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников, устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

И нам будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

Сейчас мы проведем деловую игру.

В течение 5 минут вы должны собрать аппликацию и прикрепить к доске.

 Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?

Примерные ответы детей:

- Работой довольны, вместе работать здорово, интересно и т.д.

VI. Сюрпризный момент. «Подарок для друга». 

 Мои ученики подготовили маленький сюрприз для вас (вручение подарков).

 VII. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель. Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен.

 Я желаю вам найти верных и преданных друзей.

 Благодарю вас за совместную работу, за сотрудничество!

 

                                    Ситуация  

Знакомьтесь: Даша и Маша.

Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Маша: Гулять пойдешь?

Даша: Да я еще задачу по математике не решила.

Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Даша: О! Ты настоящая подруга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

"Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка"

Введение. Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучен...

Статья: «Развитие монологической и диалогической речи учащихся на основе учебного текста»

Статья посвящена роли учебных текстов в формировании навыков монологической диалогической речи учащихся....

Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка

Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...