Учебная ситуация по теме «Дружба» для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса монгольской школы (русский язык как иностранный)
методическая разработка по русскому языку на тему
Ребята, все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем. Нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатии друг к другу, то нас можно назвать товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_v_shkole_mongolii.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Загустайская СОШ
Мастер-класс
Учебная ситуация по теме «Дружба»
для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса
монгольской школы
(русский язык как иностранный)
(в рамках международного сотрудничества с Орхонской СОШ
Монголии)
Выполнил: Хамтаева С.Г.,
учитель русского языка и литературы
у. Тохой, 2015г
Мастер-класс
Учебная ситуация по теме «Дружба»
для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса
(русский язык как иностранный)
Практические цели урока:
- составлять краткие монологические высказывания с использованием активизируемой на уроке лексики;
- понять общий смысл прочитанного текста;
- назвать черты характера, которыми должен обладать настоящий друг;
- использовать речевые клише, необходимые для вступления в беседу,
поддержания беседы, выражения согласия/несогласия с собеседником.
Развивающие цели урока:
- произвести операции анализа и синтеза необходимых речевых единиц при построении монологического высказывания;
- самостоятельно подобрать выражения, адекватные речевой ситуации;
- извлечь из текста выраженную информацию;
- логически обосновать свое мнение.
Воспитательные цели урока:
- осознают необходимость целеустремленной работы для достижения совместных целей;
- испытают потребность к сотрудничеству при работе в парах и группах;
- осознают необходимость иметь друзей и значимость дружбы как одной из общечеловеческих ценностей.
Языковой материал:
- лексика по темам «Друзья»
- тексты с речевыми ситуациями
Оснащение урока:
- слайдовая презентация
- песни о дружбе
Ход урока
Организационный момент.
1.Знакомство
Меня зовут……………………..
Мне………….…(год, года, лет).
У меня есть……………………..
Мне нравится (увлечение)………………
2. Определим тему занятий по следующим высказываниям:
Слово учителя. Ребята, прочитаем вместе высказывания и сформулируем тему нашего урока.
Дружба-это священное слово, это-святое чувство, которое устанавливается только между порядочными людьми и развивается лишь на основе взаимного уважения.
Э Боэбси.
Лучшее, что есть у человека, - верный друг (поговорка).
Слово учителя. Ребята, все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем. Нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатии друг к другу, то нас можно назвать товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
II. Разбор ситуаций (анализ текста). Диалоги друзей.
Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша: Гулять пойдешь?
Даша: Да я еще задачу по математике не решила.
Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша: О! Ты настоящая подруга!
Учитель: Как вы считаете, можно ли назвать Машу - настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
Примерные ответы детей:
- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.
- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.
- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
Вывод: Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Ситуация вторая. В ней участвуют Вова и Гриша.
Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
Вова: Гришка, мячик принес?
Гришка: Конечно!
Вова: Давай пас!
Гриша: Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
Вова: К сожалению, я не смог поймать мяч, и он угодил в окно.
Классный руководитель: Так-так! Кто разбил стекло?
Вова: Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель: Ты бросил мяч?
Гриша: Ну, я.
Классный руководитель: Давай дневник! Безобразие! Вызову родителей!
Вова: Ну, что в футбол играть будем?
Гриша: Да нет, что-то не хочется!
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
Примерные ответы детей:
- Он расстроился из-за выговора.
- Ему было обидно, что друг его выдал.
- Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.
- Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.
- Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.
- Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.
Учитель: Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
(Ребята дружно отвечают, что нет.)
Вывод: Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.
III. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
Учитель. А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой.
(ключевые слова записать на доске)
Примерные ответы детей:
В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п.
Учитель: Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом?
Примерные ответы детей:
- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.
- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»
Учитель: Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников, устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
И нам будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Сейчас мы проведем деловую игру.
В течение 5 минут вы должны собрать аппликацию и прикрепить к доске.
Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?
Примерные ответы детей:
- Работой довольны, вместе работать здорово, интересно и т.д.
VI. Сюрпризный момент. «Подарок для друга».
Мои ученики подготовили маленький сюрприз для вас (вручение подарков).
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель. Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен.
Я желаю вам найти верных и преданных друзей.
Благодарю вас за совместную работу, за сотрудничество!
Ситуация
Знакомьтесь: Даша и Маша.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша: Гулять пойдешь?
Даша: Да я еще задачу по математике не решила.
Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша: О! Ты настоящая подруга!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...
"Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка"
Введение. Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучен...
Статья: «Развитие монологической и диалогической речи учащихся на основе учебного текста»
Статья посвящена роли учебных текстов в формировании навыков монологической диалогической речи учащихся....
Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»
Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...
Статья на тему «Использование технологии развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках русского языка в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов»
Инновационные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях...
Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка
Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...