Рабочая программа по русскому языку 6 класс 238 часов
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Михайлова Екатерина Валерьевна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (базовый уровень)  объемом 238 часов состоит из пояснительной записки и календарно-тематического плана 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_6kl_238_chasov.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 251
Кировского района Санкт-Петербурга

ОДОБРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании МО предметов

гуманитарного цикла                                                               от «___»  августа 2015  года

протокол № ___

Зам. директора по УВР

_______________ / Епихина Л.С.

от «___» августа 2015  года

УТВЕРЖДЕНО

приказом по ГБОУ СОШ №251

Кировского района Санкт-Петербурга

от «____» августа  2015 года    № ____

Директор ________ / Конышева О.А.

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

(базовый уровень)

для  6 класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Михайлова Екатерина Валерьевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №251 Кировского  района

Санкт-Петербурга, 6 б класс

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :

1. Концепцией модернизации российского образования на  период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.

2.Федеральным компонентом  государственного стандарта основного общего образования, одобренного  совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного  приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089

3. Законом Российской Федерации «Об образовании»

4. Учебным планом  ГБОУ СОШ № 251 Кировского района Санкт-Петербурга

5.Примерной программой основного общего образования по русскому языку. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский .( «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений . 5-9 классы». М.,  «Просвещение», 2010 г. (Рекомендована Министерством образования и науки России).)

Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим подходом в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В VIклассе изучаются лексика и фразеология (продолжение изученного в 5 классе), словообразование, систематический курс морфологии (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол)(причем имя существительное, прилагательное, глагол начали изучать в 5 классе), а также орфографические темы, связанные с изучаемыми морфологическими темами. Систематически ведется работа надзакреплением пунктуационных умений, сформированных ранее.Тесно связана с изучением морфологии и работа по культуре речи. В процессе изучения курса идет и развитие речи учащихся, выделены специальные уроки на развитие связной речи учащихся.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Изучение темы начинается с актуализации тех знаний, умений и навыков, которые уже есть у учащихся. Каждая тема завершается повторением пройденного. Предусмотрено повторение и в конце года,  и в начале года.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Учащиеся приучаются обращаться к справочным пособиям в случае затруднения в написании, произношении слова, образовании формы слова, толковании значения слова.

Учащихся следует приобщать и к разнообразной научно-популярной литературе, что способствует повышению интереса к русскому языку.

Цель и задачи обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующей цели- выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Решение данных задач способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ СОШ №251 Кировского района Санкт-Петербурга. Изменения в программе. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 204 часов (из расчета 6 часов в неделю), дополнительно за счет регионального компонента введен 1 час в неделю, 34 часа в год.  Рабочая программа разработана  на 238 часов.

 Срок реализации программы – 1 год.

№ п/п

Раздел

Количество часов в рабочей  программе ( общее количество часов+ количество часов р/р из общего количества)

1

Язык, речь, общение

2

2

Повторение изученного в 5 классе

10

3

Текст

6+2

4

Лексика и фразеология. Культура речи

14+2

5

Словообразование. Орфография. Культура речи.

20+5

6

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

24+6

7

Имя прилагательное

17+2

8

Имя числительное

22+4

9

Местоимение

25+5

10

Глагол

29+6

11

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

31+6

Итого

200+38

Технологии обучения, формы и приемы обучения.

При реализации данной программы используются следующие методы:

  • репродуктивный
  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемный
  • частично-поисковый
  • исследовательский

Проблемный метод используется при формировании знаний учащихся, на этапе знакомства с языковыми явлениями.

Используются формы работы:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Используются такие формы урока: урок изучения нового материала, контроля, закрепления, повторения и обобщения, комбинированный урок. При необходимости могут проводиться уроки-практикумы. При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Для формирования навыков грамотного письма используются разнообразные виды диктантов и списывания (комментированный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, распределительный диктант, творческий диктант, свободный диктант, осложненное списывание, выборочное и распределительное списывание).

На уроках русского языка активно используется  графическое комментирование, составление схем, таблиц, что помогает систематизировать знания, обобщить, четко представить структуру языковой единицы и проч. Систематизации знаний учащихся способствуют  разборы разного вида (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный).

На уроках русского языка идет активное развитие речи учащихся. Есть формы работы, которые непосредственно ориентированы на развитие речи: изложения разных видов (подробное, выборочное, сжатое, изложение с грамматическим заданием, изложение с творческим заданием), сочинение. Развитие речи учащихся идет и через работу с текстом, что делает изучение языка для учащихся более осмысленным, интересным, оправданным.

В 6 классе на уроках русского языка используются игровые технологии, проектные технологии, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии. Предусмотрены и задания с элементами исследовательской деятельности.

Большое внимание уделяется самостоятельности в работе учащихся.

Необходимым компонентом работы на уроках русского языка является работа со словарями и справочниками, что позволяет учащимся узнать нормы литературного языка и приобрети навыки самостоятельной работы, навыки самообразования.

 В основе выбора методов и приемов лежит системно-деятельностный подход.

Формы контроля.

Промежуточный:

тест, диктант с грамматическим заданием, разного вида разборы (фонетический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, морфемный, словообразовательный, лексический), разного вида диктанты (выборочный, распределительный), изложения разного вида, сочинение, конкурс, игровые задания, составление плана, таблицы, устный ответ-рассуждение, зачет

Итоговый:

контрольный диктант с грамматическим заданием или/и тест.

Периодичность и сроки контроля утверждены локальным актом ГБОУ СОШ № 72.

Соответствие государственной итоговой аттестации.Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения  государственной итоговой аттестации.

Планируемые результаты изучения курса русского языка в 6 классе.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведеческих понятий, орфографических и пунктуационных  правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

I.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

- По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

- По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

- По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.   Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Содержание тем учебного курса

Язык, речь, общение.  ( 2 ч)

Русский язык – один из развитых языков мира. Многообразие языка.

Повторение пройденного в 5 классе ( 10ч).

Фонетика и орфоэпия. Морфемы

Текст.  (6ч+2)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи. (14 ч+2)

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (20 ч+5)

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а  корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.  

Имя существительное ( 24 ч+ 6)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные  ч    и    щ   в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное ( 17 ч+ 2)

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (22 ч+ 4)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение ( 25 ч+ 5)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол ( 29 ч+ 6)

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе ( 31 ч + 6)

Повторение сведений о существительных, прилагательных, числительных, местоимениях, глаголах, полученных в 5-6 классах.

Сочинение на выбранную тему.

Изложение.

Дискуссия

              ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ :

Виды диктантов: обучающий, словарно-орфографический, распределительный, предупредительный, графический, выборочный;

Основные виды  грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический;

Сочинение разных жанров: рассуждение, описание, по картине,

Изложение: сжатое, подробное, выборочное, с элементами сочинения

Тесты:  интерактивные, обучающие, тематические;

Теория: зачеты и письменные опросы; Контрольные работы: тематические в разных форматах.

Формы организации образовательного процесса:

урок-консультация, урок-практикум, уроки «Погружения», уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-зачеты , уроки-семинары , интегрированные уроки, уроки-мастерские и др

Технологии, используемые в образовательном процессе:

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на

различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

проектная деятельность

исследовательская деятельность

применение ИКТ

Виды и формы контроля

индивидуальный

групповой

фронтальный

Виды контроля

предварительный

текущий

тематический

итоговый

                     Учебно-методический комплекс. 

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:

1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс.». Научный редактор- Н.М. Шанский. М. «Просвещение», 2013

2. Обучение русскому языку в 6 классе: методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. М.: «Просвещение», 2001

3.Л.А.Солодовникова. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. К учебнику М.Т. Баранова и др. 6 класс.» М.: «Экзамен», 2013

4. Е.П. Черногрудова. «Дидактические материалы по русскому языку. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс. В двух частях.» М.: «Экзамен»,2013

5.М.Т. Баранов . Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский . «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений . 5-9 классы» М., «Просвещение» , 2010 г. (Рекомендована Министерством образования и науки России).

Учебно-методическое обеспечение.

Список литературы ( основной и дополнительной)

Литература для учителя

1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс.». Научный редактор- Н.М. Шанский.М.

2.Л.А.Солодовникова. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. К учебнику М.Т. Баранова и др. 6 класс.»»М.: «Экзамен», 2013

3. Е.П. Черногрудова. «Дидактические материалы по русскому языку. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс. В двух частях.»»М.: «Экзамен»,2013

4.М.Т. Баранов . Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский . «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений . 5-9 классы» М., «Просвещение» , 2010 г. (Рекомендована Министерством образования и науки России).

5. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. «Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс.» М.: «Просвещение», 2002

6. И.В. Текучева. «Тесты по русскому языку. 6 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. «Русский язык. 6 класс.»» М.: «Экзамен», 2010

Литература для учащихся

1) М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс.». Научный редактор- Н.М. Шанский.

2) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986

3) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

4) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.

Справочная литература для учащихся

1)Д.Н. Ушаков.«Орфографический словарь». М.: Просвещение, 1990 ( 41 изд.)

2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд.)

3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка».М.,1991

4) М .С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. « Школьный толковый словарь русского языка». М., 1998 ( 3 изд) ( под редакцией Ф. П. Филина)

5) В.В. Одинцов и др. « Школьный словарь иностранных слов». Под редакцией В.В. Иванова.-8 изд..-М.: Просвещение, 2006

6) М.Т. Баранов. «Школьный словарь образования слов русского языка».- 4 изд.- М.: 2006

7) З.А.Потиха. «Школьный словарь строения слов русского языка».- 2 изд.- М.: Просвещение, 1998

8) А.Н.Тихонов. «Школьный словообразовательный словарь русского языка».- 2 изд., перераб. -М. :Просвещение, 1991

9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка».- 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005.

10) М.Р. Львов.» Школьный словарь антонимов русского языка».- 8 изд., испр. и дополн. -М.: Просвещение, 2006

11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. « Школьный этимологический словарь русского языка». М.: Просвещение, 1997

12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. «Школьный орфоэпический словарь русского языка».- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006

13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. « Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIXвв.)».М.: Просвещение, 1996

14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. «Русский язык: справочные материалы». Под редакцией Н. М. Шанского.- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007

15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. «Школьный толковый словарь русского языка».- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006

Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел.Тема урока

Дата

Примечание

1

Русский язык-один из развитых языков мира

2

Язык, речь, общение

3

Морфема в слове.Морфемный разбор.

4

Орфограммы в приставках и корнях.

5

Части речи. Морфологический разбор слова.

6

Части речи. Морфологический разбор слова

7

Словосочетание.Простое предложение.

8

Простое предложение. Знаки препинания.

9

Сложное предложение.

10

Контрольный диктант.

11

Работа над ошибками.Анализ часто встечающихся ошибок.

12

Обращения. Знаки препинания при обращении.

13

Текст.

14

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

15

Основные признаки текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

16

Текст. Стили речи.

17

Офицально-деловой стиль речи.

18

Лексика.Слово и его лексическое значение.

19

Подготовка к сочинению.

20

Сочинение.

21

Общеупотребительные слова.

22

Профессианализмы.Диалектизмы.

23

Жаргонизмы.Эмоционально-окрашенные слова.

24

Изложение. Упр 119

25

Изложение. упр.119

26

Исконно русские и заимствованные слова.

27

Неологизмы.

28

Устаревшие слова

29

Словари

30

Повторение

31

Контрольный диктант с лексическим заданием.

32

Анализ ошибок

33

Фразеологие.Фразеологизмы.

34

Источники фразеологизмов

35

Повторение

36

Контрольный тест

37

Словообразование.

38

Словообразование.

39

Описание помещения.

40

Основные способы образования слов в русском языке.

41

Этимология слов

42

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

43

Сочинение.  Описание помещения

44

Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Редактирование текста.

45

Буква А и О в корне -кас -кос.

46

Буквы А и О в корне   - кас-   -кос-

47

Буква А и О в корне -гар -гор.

48

Буква А и О в корне  - гар -     -гор-

49

Буква  А и О в корне - зар-  -зор-

50

Обобщение по теме

51

 Буквы   И  и  Ы  после приставок

52

Гласные в приставках  пре -    при -

53

Гласные в приставках  пре-   при-

54

Сложные слова. Соединительные гласные  О  и  Е

55

Сложные слова.  Соединительные гласные  О  и  Е

56

Сложносокращенные слова

57

Написание плана сочинения- описания по картине Т.Яблонской "Утро"

58

Написание сочинения- описания по картине Т.Яблонской "Утро"

59

Подготовка к контрольной работе

60

Контрольная работа

61

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

62

Имя существительное как часть речи.

63

Имя существительное как часть речи. Род имен существительных

64

Разносклоняемые имена существительные

65

Разносклоняемые имена существительные

66

Буквы Е в суффиксе  - ен - существительных на  -мя

67

Буквы Е в суффиксе  - ен - существительных на  -мя

68

Несклоняемые имена существительные

69

Несклоняемые имена существительные.

70

Род несклоняемых  имен существительных.

71

Имена существительные общего рода

72

Имена существительные общего рода

73

Морфологический разбор имен существительных

74

Морфологический разбор имен существительных

75

Письмо. Правила составления текста

76

Р.Р. Написание сочинения по упр. 284. Подготовка

77

Р.Р. Написание сочинения по упр. 284

78

Повторение изученного материала

79

Не с существительными

80

Не с существительными

81

Буквы  Ч  и  Щ  в суффиксе существительных - чик и  - щик

82

Гласные в суффиксах существительных  - ек  и -ик

83

Гласные  О  и  Е   после шипящих в суффиксах существительных

84

Гласные  О  и  Е   после шипящих в суффиксах существительных

85

Повторение по теме "Имя существительное"

86

Контрольная работа

87

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

88

Р.Р. Сочинение по выбору. Разбор примеров тематических текстов

89

Р.Р.Письмо другу

90

Р.Р. Составление текста. Памятка "Как вести себя в незнакомом лесу"

91

Р.Р. Правила составления текстов. Разбор примеров тематических текстов.

92

Имя прилагательное как часть речи

93

Р.Р. Описание природы

94

Степени сравнения имен прилагательных

95

Степени сравнения имен прилагательных

96

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

97

Качественные прилагательные

98

Относительные прилагательные

99

Притяжательные прилагательные

100

Контрольный тест "Имя прилагательное"

101

Морфологический разбор имени прилагательного

102

Не с прилагательными

103

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

104

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

105

Различение на письме  суффиксов прилагательных -К- и  -СК-

106

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

107

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

108

Контрольный тест "Имя прилагательное"

109

Анализ ошибок, допущенных в тесте

110

Р.Р. Разбор текстов с элементами рассуждения

111

Имя числительное как часть речи

112

Простые и составные числительные

113

Простые и составные числительные

114

Мягкий знак на конце и в середине числительных

115

Мягкий знак на конце и в середине числительных

116

Порядковые числительные.

117

Порядковые числительные. Даты

118

Р.Р. Подготовка к изложению

119

Р.Р. Написание изложения

120

Разряды количественных  числительных

121

Разряды количественных  числительных

122

Числительные, обозначающие целые числа

123

Числительные, обозначающие целые числа

124

Дробные  числительные

125

Собирательные числительные

126

Собирательные числительные

127

Морфологический разбор имени числительного

128

Обобщающий урок по теме "Числительное"

129

Контрольный тест по теме "Числительное"

130

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

131

Р.Р. Подготовка к сочинению на тему "Ленинградская блокада"

132

Р.Р. Написание сочинения о блокаде

133

Составление текста объявления

134

Подготовка к контрольному диктанту

135

Контрольный диктант с грамматическим заданием

136

Анализ ошибок, допущенных в работе

137

Местоимение как часть речи

138

Личные местоимения

139

Личные местоимения

140

Р.Р. Составление рассказа от первого лица

141

Возвратное местоимение  себя

142

Возвратное местоимение  себя

143

Вопросительные и относительные местоимения

144

Вопросительные и относительные местоимения

145

Составление фантастической истории с использованием пройденных местоимений

146

Неопределенные местоимения

147

Неопределенные местоимения

148

Отрицательные местоимения

149

Отрицательные местоимения

150

Проверочная работа

151

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе

152

Притяжательные местоимения

153

Притяжательные местоимения

154

Р.Р. Подготовка к сочинению - рассуждению

155

Написание сочинения-рассуждения

156

Указательные местоимения

157

Указательные местоимения

158

Определительные местоимения

159

Определительные местоимения

160

Местоимения как часть речи. Морфологический разбор.

161

Подготовка к контрольному диктанту

162

Контрольный диктант с грамматическим заданием

163

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

164

Р.Р. Подготовка к  изложению

165

Р.Р. Написание изложения

166

Местоимения и другие части речи

167

Глагол как часть речи

168

Глагол как часть речи

169

Разноспрягаемые глаголы

170

Разноспрягаемые глаголы

171

Р.Р. Подготовка к сочинению. План

172

Р.Р. Сочинение на тему "Уроки доброты"

173

Глаголы переходные и непереходные

174

Глаголы переходные и непереходные

175

Наклонение глагола

176

Повторение изученного

177

Изъявительное наклонение глагола

178

Изъявительное наклонение глагола

179

Условное наклонение глагола

180

Условное наклонение глагола

181

Повелительное наклонение

182

Повелительное наклонение

183

Правописание гласных в суффиксах глаголов

184

Правописание гласных в суффиксах глаголов

185

Систематизация и обобщение по теме «Глагол»

186

Систематизация и обобщение по теме «Глагол»

187

Контрольная работа  по теме «Глагол». Тест.

188

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте

189

Р.Р. Публичное выступление.

190

Р.Р. Подготовка к изложению. Составление плана.

191

Р.Р. Изложение

192

Употребление наклонений

193

Безличные глаголы

194

Безличные глаголы

195

Морфологический разбор глагола

196

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

197

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

198

Р.Р. Сжатое изложение

199

Подготовка к контрольной работе

200

Контрольная работа по теме: «Глагол»

201

Анализ ошибок в контрольной работе

202

Повторение  и систематизация изученного в 5 и 6 классе. Разделы науки о языке.

203

Орфография. Орфографический разбор слова

204

Орфография. Орфографический разбор слова

205

Пунктуация. Пунктуационный разбор предложения

206

Р/р. Сочинение на выбранную тему. Название. План.

207

Р/р. Сочинение.

208

Лексика и фразеология.

209

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

210

Морфология. Морфологический разбор слова.

211

Морфология. Морфологический разбор слова.

212

Синтаксис. Синтаксический разбор.

213

Р.Р. Подготовка к изложению.

214

Р.Р. Выборочное изложение.

215

 Игра- викторина «Части речи»

216

Повторение и обобщение знаний об имени  существительном.

217

Повторение и обобщение знаний об имени  существительном.

218

Повторение и обобщение знаний об имени  прилагательном.

219

Повторение и обобщение знаний об имени  прилагательном.

220

Повторение и обобщение знаний об имени  прилагательном.

221

Повторение и обобщение знаний об имени  числительном.

222

Повторение и обобщение знаний об имени  числительном.

223

Повторение и обобщение знаний об имени  числительном.

224

Повторение и обобщение знаний о местоимении

224

Аттестационная работа за курс 6 класса

225

Анализ ошибок, допущенных в аттестационной работе.

226

Повторение и обобщение знаний о местоимении

227

Повторение и обобщение знаний о местоимении

228

Повторение и обобщение знаний о глаголе

229

Повторение и обобщение знаний о глаголе

230

Повторение и обобщение знаний о глаголе

231

Р.Р. Дискуссия «Роль частей речи»

232

Р.Р. Дискуссия «Роль частей речи».

233

Текст. Стили речи.

234

Р.Р. Научный стиль речи. Написание текста.

235

Р.Р. Художественный стиль речи. Написание текста.

236

Р.Р. Официально-деловой стиль речи. Составление текста документа.

237

Р.Р. Разговорный стиль речи.

238

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 170 часов 7 класс

Рабочая программа по русскому языку составленна на 170 часов ( 5 часов в неделю) для общеобразовательной школы по учебнику Т.М.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой....