Методическая разработка урока по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
методическая разработка по теме
Данное занятие проводится в рамках изучения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по разделам I «Общие основы педагогики», II «Процесс обучения» и III «Процесс воспитания») и направлено на реализацию целей:
- образовательная: закрепить и систематизировать знания студентов по изученным разделам;
- воспитательная: способствовать сплочению коллектива группы, способности сопереживать за однокурсников, гордости за свой коллектив, воспитание профессионально важных качеств таких как ответственность, внимательность;
- развивающая: продолжить формировать общеучебные умения и навыки (умение обобщать, делать выводы, анализировать); развивать творческое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_distsipline_obshchaya_i_professionalnaya_pedagogika.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тверской области
ГБОУ СПО «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный
колледж»
Специальность 051001 «Профессиональное обучение»
специализация «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Методическая разработка урока по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика».
«Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться».
Преподаватель Л.Э.Лосева
Торжок, 2014
1 Пояснительная записка
Методическая разработка занятия по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика».- (90 минут) «Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться».
Данное занятие проводится в рамках изучения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по разделам I «Общие основы педагогики», II «Процесс обучения» и III «Процесс воспитания») и направлено на реализацию целей:
- образовательная: закрепить и систематизировать знания студентов по изученным разделам;
- воспитательная: способствовать сплочению коллектива группы, способности сопереживать за однокурсников, гордости за свой коллектив, воспитание профессионально важных качеств таких как ответственность, внимательность;
- развивающая: продолжить формировать общеучебные умения и навыки (умение обобщать, делать выводы, анализировать); развивать творческое мышление.
Форма проведения занятия: конкурс.
Ход занятия:
I конкурс – Представление команды (3 минуты для каждой команды)
II Общие вопросы на знание дисциплины, два этапа
1 этап вопрос по очереди командам, отвечает капитан. Если у команды нет варианта ответа или ответ не правильный, вопрос переходит к другой команде
(по 4 вопроса на команду)
- Что такое педагогика? (наука о воспитании)
- Назовите древнегреческих мыслителей, которые разработали важные идеи и положения, связанные с воспитанием (Сократ, Платон, Аристотель)
- Назовите автора труда «Великая дидактика» (Я.А.Каменский)
- Перечислите основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование)
- Перечислите факторы, влияющие на развитее личности (наследственность, среда, воспитание, деятельности личности)
- Перечислите этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный)
- Перечислите методы воспитания (три метода) – (методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования)
- В чем заключается диалектизм процесса воспитания (в противоречиях, которые бывают внутренними и внешними)
2 этап – игра «Педагогические пазлы»
Правила игры:
1. Ознакомьтесь с содержанием карточек в конверте.
2. Прочитайте определение на слайде.
3. По сигналу поднимите карточку с соответствующим понятием.
Вопросы для пазлов
- Обучение - специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков
- Образование - результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый
- Педагогический процесс - способ организации воспитательных отношений, это отношения педагогов и студентов
- Дидактика - раздел педагогики, изучающий процесс обучения
- Принципы обучения - основные положения, которыми нужно пользоваться педагогу, чтобы достичь цели обучения
- Средства обучения - материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации
- Метод обучения- способ взаимодействия педагог и ученика, направленный на достижение целей обучения
- Урок - законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
- Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности
- Диалектика процесса воспитания - непрерывное развитие, динамичность, изменчивость воспитательного процесса
III Задания по разделу «Дидактика»
1 Определить, какой принцип обучения реализуется через выполнение правил – (8 минут) Приложение 1
2 Методы обучения – выберите правильный ответ из предложенных вариантов. – (8 минут ) Приложение 2
3 Определите тип урока – перед вами планы уроков, где прописаны цели уроков, КМО и структурные элементы Вы должны определить тип урока. Все уроки пронумерованы.
IV Задания по разделу «Процесс воспитания»
1 Определить основные направления воспитания – педагогические пазлы
Ответы:
- Умственное
- Трудовое
- Физическое
- Эстетическое
- Нравственное
- Этика
- Мораль
- Гражданское
- Патриотическое
- Психологическое
- Экологическое
2 Сочинение – рассуждение
Студенты определили основные направления воспитания. Нужно подумать, по какому из этих направлений, сложно работать учителям, преподавателям, классным руководителям в учебном заведении и почему? Напишите небольшое сочинение рассуждение. Когда закончите работать, каждый капитан должен будет прочитать это сочинение.
Конкурс болельщиков «Пословицы и поговорки на темы воспитания и обучения»
3 Решение педагогической задачи.
Каждой команде предлагается задача.
1. Какие методы и приемы применил А.С.Макаренко?
2 Каким современным принципам воспитания отвечают действия А.С.Макаренко?
Продолжение конкурса для болельщиков «Пословицы и поговорки на темы воспитания и обучения» продолжение
V Конкурс организаторов (на подготовку и проведение 5 минут)
VI Домашнее задание – защита презентации на тему «Идеальный портрет учителя, классного руководителя».
Заключение
Слово жюри, вручение грамот. Подведение итогов.
Приложение 1
Какой принцип обучения реализуется через выполнение правил?
I.
- Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части и последовательно их прорабатывайте.
- Учебный предмет - это уменьшенная копия науки. Формируйте у учащихся представление о своем предмете как о частице науки и реальной действительности.
- Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное.
- Устанавливайте межпредметные связи.
II.
- Возбуждай интерес к изучаемому материалу, потребность в нём.
- Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова и предложения.
- Чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся понимать причинно-следственные связи.
- Приучайте учащихся действовать и думать самостоятельно, не допускай подсказывания и списывания.
III.
- Все, что только можно, предоставляйте для воспитания чувствами,
- Средства должны быть эстетичны, наглядны
- При показе направляйте внимание на главные, существенные стороны изучаемого предмета или явления
- Управляйте наблюдением, учите выделять главное, систематизировать наблюдения
IV.
- Подберите оптимальный темп для учебного процесса.
- Учитывайте уровень подготовленности учащихся, учите, опираясь на их возможности.
- Продумывайте, сколько времени потребуется для оптимального усвоения темы.
- В обучении иди от простого к сложному.
V
- Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре
- Не перегружайте урок новой терминологией
- Приучайте учащихся следить за научной информацией, поощряйте коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем
- Поощряйте научно-исследовательскую работу учащихся, находите возможности знакомить их с технологией экспериментальной работы.
VI
- Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на котором бы учащийся не знал жизненного значения своей работы.
- Рассказывайте учащимся о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях
- Помогайте ученикам овладеть культурой труда: беречь время, рационально использовать материалы и т.д.
- Воспитывайте стремление к постоянному улучшению своих результатов
VII
- Изучайте закономерности памяти, опирайтесь на них при организации запоминания учебного материала.
- Связывай материал со взглядами, жизненным опытом учащихся
- Организуй самостоятельные работы, взаимопроверки и взаимообучение
- Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися учебного материала.
«Ключ» |
1 Систематичности и последовательности |
2 Сознательности и активности |
3 Наглядности |
4 Доступности |
5 Научности |
6 Связь теории с практикой |
7 Прочности |
Таблица оценок
Количество правильных ответов | Баллы |
менее 5 | 2 |
5 | 3 |
6 | 4 |
7 | 5 |
Приложение 2
«Методы обучения»
Порядок выполнения
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных и соотнесите номер вопроса и букву варианта ответа (например:1-а, 2-в и т.д.)
1 Что такое метод?
а) способ взаимодействия ученика и учителя, направленный на достижение целей обучения
б) составная часть приема
в) метод устного контроля и самоконтроля
г) формирование интересов к учебе
2 Что такое прием?
а) словесное изучение материала
б) составная часть метода
в) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
г) наглядно-чувственное ознакомление с предметами
3 Что такое демонстрация?
а) обмен взглядами по конкретной проблеме
б) наглядно-чувственное ознакомление учащегося с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде
в) интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений, новых источников экранного преподнесения информации
г) словесный метод устного изложения
4 Монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний – это…
а) лекция
б) дискуссия
в) рассказ
г) беседа
5 Какой метод относится к словесным?
а) демонстрация
б) иллюстрация
в) видеометод
г) дискуссия
6 Какой метод относится к наглядным?
а) лекция
б) конспектирование
в) демонстрация
г) упражнение
7 Какой метод относится к практическим?
а) работа с книгой
б) упражнение
в) демонстрация
г) беседа
8 Специально созданная ситуация моделирования реальности из которой учащемуся дают найти выход – это…
а) лекция
б) практический метод
в) видеометод
г) познавательная игра
9 Иллюстрация – это…
а) объяснение с помощью наглядных примеров
б) один из способов работы с книгой
в) словесное изучение материала
г) формирование интересов к учебе
10 Лабораторный метод – это…
а) когда в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач
б) основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися
в) метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества
г) описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера
Таблица оценок
Количество правильных ответов | Баллы |
менее 8 | 2 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 5 |
Ключ к тесту по теме «Методы обучения»
№ вопроса | Вариант ответа |
1 | А |
2 | Б |
3 | Б |
4 | В |
5 | Г |
6 | В |
7 | Б |
8 | Г |
9 | А |
10 | Б |
Оценочный лист
I Представление команды (до 5 баллов)
Критерии: внешний вид команды, форма представления, содержание представления, форма приветствия, содержание приветствия.
II Общие вопросы по дисциплине (за правильный ответ – 1 балл)
Ш Задания по разделу «Дидактика»
1 Принципы обучения (таблица оценок в приложении 1)
2 Методы обучения (таблица оценок в приложении 2)
3 Определить тип урока – 1 балл за правильный ответ
IV Задание по разделу «Процесс воспитания»
1 Определить основные направления воспитания (правильный ответ – 1 балл)
2 Сочинение рассуждение – критерии оценивания: наличие тезиса, аргументация (наличие доказательств), примеры из жизни, логичность, вывод.
3 Конкурс организаторов (игра со зрителями)
Критерии(по 1 баллу за каждый критерий |
1 Интересность игры |
2 Качество объяснения |
3 Качество проведения |
V Презентация (дом. задание)
Критерии (по 1 баллу за каждый критерий) |
1 Зрелищность |
2 Грамотность |
3 Соответствие текстовой информации видеоряду |
4 Оригинальность |
ИТОГО: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"
Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"...
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""
Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Поисковые системы"
Тема урока: Поисковые системыТип урока: практическая работаЦели урока:1. Обучающие:Закрепить правила работы в современных поисковых системахРассмотреть ...
методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров
В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с применением систем мультимедиа....
методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Электронные таблицы
В методической разработке представлен план проведения занятия по теме "Электронные таблицы" и презентация к уроку....
Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: "Компьютерные сети"
В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с использованием мультимедийной презентации "Компьютерные сети" и тестирования по изученному материалу ....
Методическая разработка урока по дисциплине Иностранный язык в профессиональной деятельности на тему: Этикет и манера общения по телефону
Методическая разработка и презентация на тему: "Этикет и манера общения по телефону"...