Методическая разработка урока по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
методическая разработка по теме

Лосева Лариса Эдуардовна

Данное занятие проводится в рамках изучения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по разделам I «Общие основы педагогики», II «Процесс обучения» и III «Процесс воспитания») и направлено на реализацию целей:

  • образовательная: закрепить и систематизировать знания студентов по изученным разделам;
  • воспитательная: способствовать сплочению коллектива группы, способности сопереживать за однокурсников, гордости за свой коллектив, воспитание профессионально важных качеств таких как ответственность, внимательность;
  • развивающая: продолжить формировать общеучебные умения и навыки (умение обобщать, делать выводы, анализировать); развивать творческое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

ГБОУ СПО «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный

колледж»

Специальность 051001 «Профессиональное обучение»

специализация «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Методическая разработка урока по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика».

«Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться».

Преподаватель Л.Э.Лосева

Торжок, 2014


1 Пояснительная записка

Методическая разработка занятия по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика».- (90 минут) «Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться».

Данное занятие проводится в рамках изучения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по разделам   I «Общие основы педагогики», II «Процесс обучения» и III «Процесс воспитания») и направлено на реализацию целей:

  • образовательная: закрепить  и систематизировать знания студентов по изученным разделам;
  • воспитательная: способствовать сплочению коллектива группы, способности сопереживать за однокурсников, гордости за свой коллектив, воспитание профессионально важных качеств таких как ответственность, внимательность;
  • развивающая: продолжить формировать общеучебные умения и навыки (умение обобщать, делать выводы, анализировать); развивать творческое мышление.

Форма проведения  занятия: конкурс.


Ход занятия:

I конкурс – Представление команды (3 минуты для каждой команды)

II Общие вопросы на знание дисциплины, два этапа

1 этап вопрос по очереди командам, отвечает капитан. Если у команды нет варианта ответа или ответ не правильный, вопрос переходит к другой команде

(по 4 вопроса на команду)

  1. Что такое педагогика? (наука о воспитании)
  2. Назовите древнегреческих мыслителей, которые разработали важные идеи и положения, связанные с воспитанием (Сократ, Платон, Аристотель)
  3. Назовите автора труда «Великая дидактика» (Я.А.Каменский)
  4. Перечислите основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, развитие, формирование)
  5. Перечислите факторы, влияющие на развитее личности (наследственность, среда, воспитание, деятельности личности)
  6. Перечислите этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный)
  7. Перечислите методы воспитания (три метода) – (методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования)
  8. В чем заключается диалектизм процесса воспитания (в противоречиях, которые бывают внутренними и внешними)

2 этап – игра  «Педагогические пазлы»  

Правила игры:

1. Ознакомьтесь с содержанием карточек в конверте.

2. Прочитайте определение на слайде.

3. По сигналу поднимите карточку с соответствующим понятием.

Вопросы для пазлов

  1. Обучение - специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков
  2. Образование - результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый
  3. Педагогический процесс - способ организации воспитательных отношений, это отношения педагогов и студентов
  4. Дидактика - раздел педагогики, изучающий процесс обучения
  5. Принципы обучения - основные положения, которыми нужно пользоваться педагогу, чтобы достичь цели обучения
  6. Средства обучения - материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации
  7. Метод обучения- способ взаимодействия педагог и ученика, направленный на достижение целей обучения
  8. Урок - законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
  9. Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности
  10. Диалектика процесса воспитания - непрерывное развитие, динамичность, изменчивость воспитательного процесса

III Задания по разделу «Дидактика»

1 Определить, какой принцип обучения реализуется через выполнение правил – (8 минут) Приложение 1

2 Методы обучения – выберите правильный ответ из предложенных вариантов. – (8 минут ) Приложение 2

3 Определите тип урока – перед вами планы уроков, где прописаны цели уроков, КМО и структурные элементы  Вы должны определить тип урока. Все уроки пронумерованы.

IV Задания по разделу «Процесс воспитания»

1 Определить основные направления воспитания – педагогические пазлы

Ответы:

  1. Умственное
  2. Трудовое
  3. Физическое
  4. Эстетическое
  5. Нравственное
  6. Этика
  7. Мораль
  8. Гражданское
  9. Патриотическое
  10. Психологическое
  11. Экологическое

2 Сочинение – рассуждение

Студенты  определили основные направления воспитания. Нужно подумать, по какому из этих направлений, сложно работать учителям, преподавателям, классным руководителям в учебном заведении и почему? Напишите небольшое сочинение рассуждение. Когда закончите работать, каждый капитан должен будет прочитать это сочинение.

Конкурс болельщиков  «Пословицы и поговорки на темы воспитания и обучения»

3 Решение педагогической задачи.

Каждой команде предлагается задача.

1. Какие методы и приемы применил А.С.Макаренко?

2 Каким современным принципам воспитания отвечают действия А.С.Макаренко?

Продолжение конкурса для болельщиков  «Пословицы и поговорки на темы воспитания и обучения» продолжение

V Конкурс организаторов (на подготовку и проведение  5 минут)

VI Домашнее задание – защита презентации на тему «Идеальный портрет учителя, классного руководителя».

Заключение

Слово жюри, вручение грамот. Подведение итогов.


Приложение 1

Какой принцип обучения реализуется через выполнение правил?

I.

  1. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части и последовательно их прорабатывайте.
  2. Учебный предмет - это уменьшенная копия науки. Формируйте у учащихся представление о своем предмете как о частице науки и реальной действительности.
  3. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное.
  4. Устанавливайте межпредметные связи.

II.

  1. Возбуждай интерес к изучаемому материалу, потребность в нём.
  2. Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова и предложения.
  3. Чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся понимать причинно-следственные связи.
  4. Приучайте учащихся действовать и думать самостоятельно, не допускай подсказывания и списывания.

III.

  1. Все, что только можно, предоставляйте для воспитания чувствами,
  2. Средства должны быть эстетичны, наглядны
  3. При показе направляйте внимание на главные, существенные стороны изучаемого предмета или явления
  4. Управляйте наблюдением, учите выделять главное, систематизировать наблюдения

IV.

  1. Подберите оптимальный темп для учебного процесса.
  2. Учитывайте уровень подготовленности учащихся, учите, опираясь на их возможности.
  3. Продумывайте, сколько времени потребуется для оптимального усвоения темы.
  4. В обучении иди от простого к сложному.

V

  1.  Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре
  2. Не перегружайте урок новой терминологией
  3. Приучайте учащихся следить за научной информацией, поощряйте коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем
  4. Поощряйте научно-исследовательскую работу учащихся, находите возможности знакомить их с технологией экспериментальной работы.

VI

  1. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на котором бы учащийся не знал жизненного значения своей работы.
  2. Рассказывайте учащимся о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях
  3. Помогайте ученикам овладеть культурой труда: беречь время, рационально использовать материалы и т.д.
  4. Воспитывайте стремление к постоянному улучшению своих результатов

VII

  1. Изучайте закономерности памяти, опирайтесь на них при организации запоминания учебного материала.
  2. Связывай материал со взглядами, жизненным опытом учащихся
  3. Организуй самостоятельные работы, взаимопроверки и взаимообучение
  4. Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися учебного материала.

 «Ключ»

1 Систематичности и последовательности

2 Сознательности и активности

3 Наглядности

4 Доступности

5 Научности

6 Связь теории с практикой

7 Прочности

Таблица оценок

Количество правильных ответов

Баллы

менее 5

2

5

3

6

4

7

5


Приложение 2

«Методы обучения»

Порядок выполнения

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных и соотнесите номер вопроса и букву варианта ответа (например:1-а, 2-в и т.д.)

1 Что такое метод?

а) способ взаимодействия ученика и учителя, направленный на достижение целей обучения

б) составная часть приема

в) метод устного контроля и самоконтроля

г) формирование интересов к учебе

2 Что такое прием?

а) словесное изучение материала

б) составная часть метода

в) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

г) наглядно-чувственное ознакомление с предметами

3 Что такое демонстрация?

а) обмен взглядами по конкретной проблеме

б) наглядно-чувственное ознакомление учащегося с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде

в) интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений, новых источников экранного преподнесения информации

г) словесный метод устного изложения

4 Монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний – это…

а) лекция

б) дискуссия

в) рассказ

г) беседа

5 Какой метод относится к словесным?

а) демонстрация

б) иллюстрация

в) видеометод

г) дискуссия

6 Какой метод относится к наглядным?

а) лекция

б) конспектирование

в) демонстрация

г) упражнение

7 Какой метод относится к практическим?

а) работа с книгой

б) упражнение

в) демонстрация

г) беседа

8 Специально созданная ситуация моделирования реальности из которой учащемуся дают найти выход – это…

а) лекция

б) практический метод

в) видеометод

г) познавательная игра

9 Иллюстрация – это…

а) объяснение с помощью наглядных примеров

б) один из способов работы с книгой

в) словесное изучение материала

г) формирование интересов к учебе

10 Лабораторный метод – это…

а) когда в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач

б) основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися

в) метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества

г) описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера

Таблица оценок

Количество правильных ответов

Баллы

менее 8

2

8

3

9

4

10

5

Ключ к тесту по теме «Методы обучения»

№ вопроса

Вариант ответа

1

А

2

Б

3

Б

4

В

5

Г

6

В

7

Б

8

Г

9

А

10

Б


Оценочный лист

I Представление команды  (до 5 баллов)

Критерии: внешний вид команды, форма представления, содержание представления, форма приветствия, содержание приветствия.

II Общие вопросы по дисциплине (за правильный ответ – 1 балл)

Ш Задания по разделу «Дидактика»

1 Принципы обучения (таблица оценок в приложении 1)

2 Методы обучения (таблица оценок в приложении 2)

3 Определить тип урока – 1 балл за правильный ответ

IV Задание по разделу «Процесс воспитания»

1 Определить основные направления воспитания (правильный ответ – 1 балл)

2 Сочинение рассуждение – критерии оценивания: наличие тезиса, аргументация (наличие доказательств), примеры из жизни, логичность, вывод.

3 Конкурс организаторов (игра со зрителями)

Критерии(по 1 баллу за каждый критерий

1 Интересность игры

2 Качество объяснения

3 Качество проведения

V Презентация (дом. задание)

Критерии (по 1 баллу за каждый критерий)

1 Зрелищность

2 Грамотность

3 Соответствие текстовой информации видеоряду

4 Оригинальность

ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"

Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"...

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Поисковые системы"

Тема урока: Поисковые системыТип урока:         практическая работаЦели урока:1. Обучающие:Закрепить правила работы в современных поисковых системахРассмотреть ...

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа....

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Электронные таблицы

В методической разработке представлен план проведения занятия по теме "Электронные таблицы" и презентация к уроку....

Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: "Компьютерные сети"

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с использованием мультимедийной презентации "Компьютерные сети" и тестирования по изученному материалу ....