Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (на основе литературного материала, посвященного дню 8 марта)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс) на тему

Урок носит ярко выраженный воспитательный характер, поскольку весь привлеченный материал обращает внимание на уважительное отношение к материи, к женщине. Особое место  на уроке занимает отработка заданий, сформулированных с учетом требований ЕГЭ по русскому языку. Отрабатываются не только знаки препинания, но и художественные средства, изученные части речи, лексическое знанчение слов.  Проводится работа по подготовке учащихся к написанию-сочинения рассуждения по заданию №25. Урок отличает насыщенность и многоплановость в выполнении заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_marta.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Название работы.  «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Номинация. Методические разработки.

Вид работы. Конспект урока по русскому языку для 11 класса.

Сведения об авторе. Баженова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19 г. Курганинска

«Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Цель: обобщить ранее изученный материал по пунктуации и синтаксису сложноподчиненного предложения.

Задачи: продолжить работу по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку (отработка заданий №15, 18,19, 24), продолжить работу по развитию монологической речи с учетом критериев К1-К4 задания №25, воспитывать через язык бережное отношение к женщине, матери.

Оборудование: таблица «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными», учебник русского языка под ред.              , раздаточный материал с заданием по КАТ, презентация.

                                                Ход урока.

1) Организационный момент.  Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными». Мы должны на уроке повторить и систематизировать ранее изученный материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, знание которого необходимо для выполнения заданий №15, 18, 19, 24 на ЕГЭ по русскому языку. Хочу предупредить заранее, что весь материал, на основе которого мы будем работать, тематически объединен. Думаю, что, выполнив традиционное задание-разминку, вы сумеете определить эту тему.

2) Задание-разминка. Какие из языковых средств художественной выразительности использует К. Бальмонт в своем стихотворении. ( слайд 1)

Женщина- с нами, когда мы рождаемся,

Женщина- с нами в последний наш час.

Женщина- знамя, когда мы сражаемся,

Женщина- радость раскрывшихся глаз.

Женщина- музыка.

Женщина-свет.

( Предполагаемые ответы: анафора, эпитет, метафора, эллипсис, синтаксический параллелизм ). Какие из художественных средств отнесем к тропам,  приемам?  

Как вы понимаете значение слова «радость»? Работа по « Толковому словарю  русского языка» под ред. И. Ожегова, Н.Ю. Шведковой. ( слайд 2)

Радость: 1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

Испытать радость. Доставить радость.

2. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство. Радость жизни. Дети-радость матери.

3.Радостное, счастливое событие, обстоятельство. В семье радость: приехал сын.

Вот мы и проанализировали значение лова «радость». Ребята, когда читаете значение слов, обращайте внимание на примеры, это поможет нам помочь выполнить задание №3 ЕГЭ по русскому языку. А теперь давайте составим предложения, используя  каждое из значений. Это наше задание по развитию речи. Учащиеся третьей группы             ( слабоуспевающие) могут составить одно предложение, выбрав значение, с которым вам легче работать. ( Ответы учащихся, параллельное комментирование возможных речевых, грамматических ошибок, вывод сделать с опорой на воспитательный момент:  Надеюсь, что своим близким вы будете приносить только радость.)

 Как вы понимаете, что накануне Международного женского дня 8 марта весь анализируемый материал на уроке будет освещать роль женщины в нашей жизни. Особенно обратим внимание на образ женщины-матери в русской литературе, живописи. На домашнюю работу вы получили задание не из учебника: вы должны были найти сложноподчиненные предложения из произведений, посвященных матерям. Ваша задача была следующей: выписать подходящее предложение, подчеркнуть основу, определить вид придаточного.

3) Выборочная проверка домашнего задания.

( Предполагаемые ответы: Я помню руки матери моей,

                                               Хоть нет ее давно уже на свете. (придаточное уступки)

                                               Мама… В целом мире слов не хватит,

                                              Чтоб за все тебя благодарить,

                                               За бессонные моменты у кровати,

                                              И за слезы горькие обид. ( придаточное изъяснительное)

                                               И будет вечер пахнуть хлебом,

                                               Как руки матери моей. ( придаточное сравнительное))

4) Работа по теме.

Фронтальный опрос.  Чем сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного? Какие виды придаточных вы знаете?  Давайте повторим виды подчинения: если в состав сложноподчиненного предложения входит несколько придаточных, то мы различаем последовательное, параллельное подчинение.                                              ( слайд 3)

Последовательное подчинение.

Параллельное однородное подчинение ( соподчинение)

Параллельное неоднородное подчинение.

Закрепим типы подчинения на практике. Работа с предложениями. ( слайд 4 )

Я считаю (1) что международный женский день- прекрасный праздник(2) которой является символом женственности (3)и  красоты. ( 12)

                                                           *  *  *

На девяносто процентов я состоял из маминых забот (1) но не замечал их (2) как не чувствуем мы(3)  и совсем не видим воздуха (4)  которым мы дышим.(124)

                                                                   *   *  *

Меня охватывает желание оказаться в детстве (1)чтобы вновь была возможность обнять маму и (2) чтобы сказать ей слова любви и благодарности. ( 1)                              Отработка правила: при параллельном однородном запятая между придаточными  не ставится.                     

                                                 *    *   *

Сергей переживал (1)что (2) если не вернется вовремя (3) мать снова начнет волноваться и не уснет до утра. ( 123)

Отработка правила: если рядом два союза, то между ними не ставится запятая, если придаточная часть начинается со слов то, но, так.

  Подведение итогов. Соблюдение этих правил поможет вам, ребята, выполнить №18, №19 на ЕГЭ по русскому языку.

5) Практикум. Работа по КАТ по раздаточному материалу.                                                 (Отрывок из рассказа А. Алексина «Прости меня, мама»)    Параллельно на доске выводится ( Слайд 5), который отражает образ матери в живописи.

1) Мамы давно уже нет… 2) А я все еще мысленно говорю: 3) «Прости меня, мама..». 4) Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: она очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. 5) Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. 6) А слов, которыми сейчас переполнен, что подступаю т сейчас к горлу не высказал. 7) Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. 8) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. 9) «Я понимаю, как ты занят!» 10) Иногда раздражался по пустякам…11) «Я понимаю, как ты устал!» 12) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! 13) Поздно!

14) «Берегите матерей!»-провозгласил в поэме один маститый поэт. 15) Хорошо бы было добавить: 16) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» 17) Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. 18) Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: 19) «Не отдает ли нам мать последнее? Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

20) Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. 21) «В муках мы мать вспоминаем,»- писал Н.А. Некрасов. 22) И за спасение от своих детских недугов тоже обращаемся к ней. 23) «Ничего страшного: я с тобой… Все пройдет»-шепчет мама. 24)И болезнь отступает, потому что рядом Она.                           25) Я прихожу к маме, склоняясь над гранитной плитой. 26) То в реальности, а то и мысленно… 27) Вовремя, при их жизни, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. 28) Прости меня, мама…

Задание: - определите стиль речи, характерные типы речи,

                - укажите номера сложноподчиненных предложений,

                 - определите  вид подчинения в сложноподчиненном с несколькими придаточными,

                - укажите предложение с обособленными членами, определив вид обособления,

                - определите поставленную проблему, прокомментируйте ее.

Подвести к возможному выводу. Мама- самый дорогой человек на земле, которого надо ценить, пока не поздно, пока мама  жива, а у каждого из нас есть возможность сказать слова любви, благодарности и признательности.   Да, самая главная женщина на земле-мама, но мне хочется, чтобы вы, ребята, в каждой женщине видели прекрасное начало, источник жизни, красоту, любовь, без чего наша жизнь была бы невозможна. И в качестве подтверждения я хотела бы вам напомнить слова                                И. Тасалова  ( Слайд 6 )

 Краше розы нет творенья!

Краше женщин нет созданья!

Величавая она-

То небесна, то земна.

Это тайна! Это клад!-

Так в народе говорят.

Чтобы тайну разгадать,

Надо на колени стать.

Чтобы клад сей заиметь,

Надо головой владеть.

Пред этой тайной бытия

Склоняю голову и я.

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

7) Домашнее задание: подобрать материал на читательский опыт в количестве 4-8 предложений             ( это для всех), дополнительно- в СПП определить виды придаточных, подчинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Интегрированный урок русского языка и литературы , посвящённый творчеству А.С.Пушкина. Цели урока: 1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препина...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...