Рабочая программа по русскому языку 5 кл. (ФГОС).
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, рекомендациями Примерной программы общего образования по русскому языку ( Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 – 9 классы. – М.: «Просвещение», 2012) на основе авторской программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. М.: «Просвещение», 2012 и УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ_5_fgos.docx | 71.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Сорочинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «__»___________20__ г.
| Утверждаю. Директор школы: ___________/Л.В.Барданова / Приказ № _____ от «__»_________20__ г.
|
Рабочая программа
учителя первой квалификационной категории
Черновой Любови Викторовны
по русскому языку
5 класс
Сорочинка
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, рекомендациями Примерной программы общего образования по русскому языку ( Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 – 9 классы. – М.: «Просвещение», 2012) на основе авторской программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. М.: «Просвещение», 2012 и УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения предмета. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: традиционное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение.
В основу педагогического процесса обучения русскому языку заложены следующие формы организации учебной деятельности: общеклассные формы: комбинированный урок, урок-игра, практическая работа, зачётный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой и электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания по темам.
На уроках русского языка используются следующие методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические – самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), выполнение практических работ, самостоятельные письменные задания. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению, формирование ответственного отношения к учению.
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование; письменный контроль – контрольная работа, сочинение, изложение; самоконтроль – устное и письменное воспроизведение изученного материала.
Срок реализации программы: 2015 – 2016 гг.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Специфика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка в 5 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование у обучающихся знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- формирование коммуникативной компетенции.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения русского языка в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, находящейся через язык и созданные на нём тексты в постоянном диалоге с миром и самой собой; формирование чувства языка;
- формирование представления об эстетической ценности русского языка; воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Описание места учебного предмета
В соответствии с учебным планом школы для изучения курса русского языка в 5 классе выделено 6 часов в неделю, что составляет 210 учебных часов. В 5 классе контрольных диктантов -8 , контрольных изложений - 2, контрольных сочинений - 2.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Русский язык в школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний об одном из самых развитых языков мира, о закономерностях его развития, богатстве и разнообразии словаря, словообразовательных и грамматических средств, о неисчерпаемых возможностях изобразительно-выразительных средств, стилистическом разнообразии. Обучение творческому применению знаний по русскому языку позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству. Школьный курс русского языка играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных и этнических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процесс получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутришкольному мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая осуществляется учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, выполняемого обучающимся в рамках одного учебного предмета с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть письменная работа (эссе).
Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, тематический, промежуточный контроль уровня обученности обучающихся. |
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам.
Содержание учебного курса
Общие сведения о русском языке (4 ч.)
Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Умение общаться – важная часть культуры человека. Язык и его единицы. Функциональные разновидности языка.
В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) характеризовать основные социальные функции русского языка; 2) определять различия между разновидностями языка;
получат возможность научиться: 1) характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие науки о языке, 2) готовить выступление, сочинение-рассуждение, принимать участие в беседах, разговорах, спорах.
Повторение изученного в 1 - 4 классах (27 ч.)
I. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Словарь как вид справочной литературы. Орфографический словарь. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема и план текста.
В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) повторить материал, изученный в 1- 4 классах по фонетике, орфографии, морфологии и культуре речи, 2) анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;
получат возможность научиться: осознанно использовать изученные правила в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (41ч.)
I. Синтаксис как раздел грамматики. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Разбор словосочетания. Основные виды словосочетаний.
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Интонационные особенности предложений с однородными членами.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Интонация предложений с обращением.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды, 2) анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, 3) употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка, 4) применять синтаксические знания и умения в практике правописания в различных видах анализа,5) участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания в зависимости от целей, сферы и ситуации общения;
получат возможность научиться: 1) анализировать синонимические средства синтаксиса, 2) анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (21ч.)
I. Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Изменения звуков в речевом потоке. Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка.
Фонетический разбор слова. Элементы фонетической транскрипции. Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах.
Орфоэпические словари и их использование для овладения произносительной культурой.
Графика как раздел лингвистики. Значение письменности. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Связь фонетики с графикой и орфографией. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) проводить фонетический анализ слова, 2) соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка, 3) извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, использовать её в различных видах деятельности, 4) владеть отбором языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания;
получат возможность научиться: 1) опознавать основные выразительные средства фонетики ( звукопись), 2) выразительно читать прозаические и поэтические тексты.
Лексикология. Культура речи (13 ч.)
I. Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово как основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Слово и его лексическое значение. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Переносное значение слов как основа тропов. Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различие омонимов и многозначных слов в речи. Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение над использованием синонимов в устных и письменных текстах. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Тематические группы слов. Толковые словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Учёный-лингвист Н.М.Шанский.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, 2) подбирать к словам синонимы, антонимы, 3) использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте, 4) пользоваться различными видами лексических словарей и использовать полученную информацию в различных видах деятельности,5) владеть навыками создания текста на основе исходного, членения его на части;
получат возможность научиться: 1) аргументировать различие лексического и грамматического значений слова, 2) опознавать омонимы разных видов, 3) оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфемика. Орфография. Культура речи (27 ч.)
I. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень слова. Корневые и некорневые морфемы. Суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова, 2) применять знания и умения по морфемике в практике правописания;
получат возможность научиться: 1) характеризовать словообразовательные цепочки, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов, 2) извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных.
Морфология. Орфография. Культура речи (65 ч.)
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20 ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Имя прилагательное (13 ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Правописание букв о-е после шипящих в окончаниях имён прилагательных. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (31ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
В результате изучения темы обучающиеся научатся: 1) опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, 2) анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, 3) употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка, 4) применять морфологические знания и умения в практике правописания в различных видах анализа, 5) распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач, 6) адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи;
получат возможность научиться: 1) анализировать синонимические средства морфологии, 2) различать грамматические омонимы, 3) опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их, 4) извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных, 5) использовать эту информацию в различных видах деятельности, 6) анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (12 ч.)
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках , корнях и окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания слов. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. В результате изучения темы обучающиеся
научатся: систематизировать материал, изученный в 5 классе по синтаксису, пунктуации, фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексикологии, морфемике, морфологии и культуре речи;
получат возможность научиться: осознанно использовать изученные правила в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование изучаемой темы (раздела) | Количество часов | Основное содержание по теме (разделу) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий) |
1. | Общие сведения о русском языке | 4 | Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Умение общаться – важная часть культуры человека. Язык и его единицы. Функциональные разновидности языка. | Получают представления о языке как средстве общения, единицах языка. Знакомятся с функциональными разновидностями языка. Овладевают практическими навыками их определения. Излагают свои мысли в устной и письменной форме. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2. | Повторение изученного в 1 - 4 классах | 27 | I. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Словарь как вид справочной литературы. Орфографический словарь. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. II. Текст. Тема и план текста. | Развивают навыки различения букв и звуков, выделения морфем в слове, определения места орфограмм в слове. Планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). Восстанавливают и отрабатывают навыки правописания орфограмм, изученных в 1 – 4 классах. Обобщают знания о частях речи, изученных в 1 – 4 классах. Получают практические навыки использования теоретического материала, изученного в 1 – 4 классах, на практике. Учатся представлять информацию в виде таблиц. Развивают представления о тексте, теме и плане текста. |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 41 | I.Синтаксис как раздел грамматики. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Разбор словосочетания. Основные виды словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Синтаксическая структура предложения. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Интонация предложений с обращением. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. | Расширяют знания о синтаксисе, основных синтаксических единицах и пунктуации. Анализируют строение словосочетания, смысловую и грамматическую связь в нём. Определяют виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, грамматической основе. Учатся понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство). Составляют разные предложения по цели высказывания с учётом речевой ситуации. Отрабатывают постановку знаков препинания в конце предложения, тире между подлежащим и сказуемым, в предложениях с обобщающими словами, с однородными членами и в сложном предложении. Получают представления о предложениях с прямой речью, учатся применять полученные знания на практике. Анализируют особенности употребления предложений с прямой речью с точки зрения их функционально-стилистических качеств. Овладевают навыками работы с текстом (сжатие, формулирование основной мысли, отбор в исходном тексте основного). Совершенствуют навыки культуры монологической и диалогической речи. Развивают навыки проектной деятельности. Извлекают необходимую информацию из справочной литературы. |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 21 | I. Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Изменения звуков в речевом потоке. Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Фонетический разбор слова. Элементы фонетической транскрипции. Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах. Орфоэпические словари и их использование для овладения произносительной культурой. Графика как раздел лингвистики. Значение письменности. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Связь фонетики с графикой и орфографией. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. | Восстанавливают знания о фонетике и орфоэпии, полученные в 1 – 4 классах. Совершенствуют навыки характеристики гласных и согласных звуков. Овладевают элементами фонетической транскрипции. Извлекают необходимую информацию из орфоэпических словарей для использования в различных видах деятельности. Устанавливают связь фонетики с графикой и орфографией. Знакомятся с понятием и назначением алфавита. Усваивают алгоритмы фонетического разбора слова, действий в случаях, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Отрабатывают навыки орфографического разбора и работы с орфографическим словарём. Развивают представления о типах текстов (повествовании и описании), их типичной структуре, стилевых особенностях. |
5. | Лексикология. Культура речи. | 13 | I. Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово как основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Слово и его лексическое значение. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Переносное значение слов как основа тропов. Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различие омонимов и многозначных слов в речи. Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение над использованием синонимов в устных и письменных текстах. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Тематические группы слов. Толковые словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Учёный-лингвист Н.М.Шанский. II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. | Актуализируют знания о словарном богатстве русского языка. Знакомятся с понятиями «лексикология», «лексическое значение слова», «однозначные» и «многозначные слова», «прямое» и «переносное» значения слов, «омонимы», «синонимы», «антонимы» и основными приёмами толкования лексического значения слова, Учатся разграничивать лексическое и грамматическое значения слова, различать прямое и переносное значения слов, определять омонимы, синонимы, антонимы. Овладевают навыками определения значения многозначного слова, работы с основными видами словарей. Получают практические навыки использования синонимов в устных и письменных текстах в соответствии с их стилистической окраской, употребления слов в свойственном им значении, создания текста на основе исходного членения его на части. Отрабатывают навыки описания изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств. |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 27 | I. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень слова. Корневые и некорневые морфемы. Суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. | Систематизируют знания по морфемике. Знакомятся с понятиями «однокоренные слова», «форма слова», «основные чередования гласных и согласных в корне», «беглость гласных», способами образования форм слов различных частей речи, Усваивают алгоритм действий при выделении окончания и основы различных частей речи, при применении правила правописания безударных гласных в корне слова, в приставках, при проверке гласных и согласных в приставках по сильной позиции. Отрабатывают навыки правописания слов с чередованием звуков в корне, гласных и согласных в приставках, буквы ё – о после шипящих в корне слова, и – ы после ц. Формируют умения находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные, пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Развивают представления о типах текстов (рассуждении в повествовании), их типичной структуре, стилевых особенностях. |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. | 65 | ||
7.1. Морфология как раздел грамматики. | 1 | Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. | Знакомятся с морфологией как разделом грамматики. Учатся разграничивать самостоятельные и служебные части речи. Получают представление о месте причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. | |
7.2.Имя существительное. | 20 | I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении. | Актуализируют знания о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении. Знакомятся с основными различиями между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными именами существительными, лексическими группами существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Усваивают алгоритм морфологического разбора имени существительного. Формируют умения писать большую букву в именах собственных, выделять кавычками заглавия книг, газет и т. п., правильно писать е - и в окончаниях существительных, о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определён неверно; правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа. Овладевают навыками работы с орфографическими словарями и справочниками по правописанию, использования доказательства и объяснения в рассуждении. | |
7.3.Имя прилагательное. | 13 | I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Правописание букв о-е после шипящих в окончаниях имён прилагательных. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. | Актуализируют знания об имени прилагательном, полученные в начальной школе (морфологические признаки, роль в предложении). Углубляют понятие о роли прилагательных в речи. Формируют умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных, пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли. Знакомятся с полной и краткой формой прилагательных; грамматическими особенностями кратких форм прилагательных, их синтаксической ролью. Овладевают навыками правописания кратких прилагательных с основой на шипящую, букв о – е в окончаниях прилагательных после шипящих. Усваивают алгоритм морфологического разбора имени прилагательного. Развивают представления о структуре описания животного в художественном стиле, об использовании образно-изобразительных средств в художественном описании. | |
7.4. Глагол | 31 | I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. | Восстанавливают знания о морфологических признаках глагола, его роли в предложении. Формируют умения правильно писать –ться и –тся в глаголах, употреблять ь после ч в неопределённой форме и в глаголах 2-го лица единственного числа, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов, не с глаголами; соблюдать орфоэпические нормы в глаголах; согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным; употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Осваивают правило правописания чередующихся гласных е и и в корнях глаголов и алгоритм применения правила на письме. Овладевают навыками графического обозначения условий выбора написания глаголов, распознавания видов глаголов по вопросам и значению. Развивают представления о типичной структуре рассказа, его стилевых особенностях. | |
8. | Повторение и систематизация изученного. | 12 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках , корнях и окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания слов. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Обобщают и систематизируют материал, изученный в 5 классе. Формулируют ответы на вопросы. Выполняют тестовые задания. Демонстрируют знания и умения, полученные в 5 классе по предмету. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплекс:
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2013
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
Контрольно-измерительные материалы
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013
2.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013
3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013
4.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013
5.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013
Методические рекомендации
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучени
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.
Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....
Рабочая программа по русскому языку 5кл (ФГОС)
по программе М.Разумовской...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс
Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку с УУД по ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса
Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....