рабочая программа по географии 8 класс для коррекционных школ VIII вида
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена с учётом психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на основании нормативно-правовых документов. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологиче-ские особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 8 класс для коррекционных школ VIII вида | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: на заседании Педагогического совета ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида протокол № 1 от «28» августа 2014г | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ________________ И.Н.Дешевых «01» сентября 2014г |
Рабочая программа
по географии 8 класс
на 2014-2015 уч.г.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов за год: 68 ч.
Разработчик: Абулева Нина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории
Структура
- Пояснительная записка
- Содержание образовательной области по предмету
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Календарно – тематическое планирование
- Контрольно – измерительные материалы
- Средства обучения
- Источники информации
- Мониторинг
- Требования к оснащению учебного процесса
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на основании нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. – Сб. 1; и допущена Министерством образования Российской Федерации;
- Устава школы № 23 VIII вида;
- Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»;
- Программы обучения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областного центра диагностики и консультирования «Развитие», Ульяновск, 2010г.;
- Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»;
- Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
География 8 класса является предметом Федерального компонента учебного плана специального (коррекционного) обучения VIII вида ОУ, на реализацию которого отводится 2 часа, по программе.
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Учебники по географии соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида на 2014-2015 учебный год.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Обучающиеся должны познакомиться не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. В четвертой четверти 8 класса дается общий обзор природных условий материка, на котором мы живем.
При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на страноведческие и общекультурные.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю необходимо сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
В 8 классе изучаются государства — бывшие союзные республики. Здесь уделяется внимание страноведению, ознакомлению с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах.
Формы, методы и приемы обучения:
- форма обучения – урок
- методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.
приёмы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей
Формы учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний;
- Урок формирования и закрепления знаний и умений;
- Урок обобщения и систематизации знаний;
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
- Комбинированный урок.
Обучающиеся 8 класса:
- Васильев Игнат
- Козлов Руслан
- Сафонов Кирилл
Знания и умения обучающихся в календарно- тематическом плане определены по уровням (I и II уровни) исходя из психофизиологических возможностей учащихся данного класса:
Козлов Руслан - будет выполнять задания 1 уровня;
Сафонов Кирилл - будет выполнять задания I уровня;
Васильев Игнат - будет выполнять задания II уровня.
Планирование коррекционной работы
по географии в 8 классе
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Африка | 11 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты). Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
2 | Австралия | 8 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
3 | Антарктида | 6 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция внимания (объем и переключение). |
4 | Америка | 20 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. |
5 | Евразия | 16 | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА,
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
География материков и океанов (68 часов)
1 четверть (18 часов)
Введение (2 часа)
1-2. Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.
Океаны (5 часов)
- Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
4. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
5. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
6. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
7. Современное изучение Мирового океана.
Межпредметные связи
Сравнение размеров океанов (математика).
Вода. Водоросли. Обитатели морей (естествознание).
Практические работы
Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Материки и части света
Африка (11 часов)
- Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова.
- Разнообразие рельефа, климата и природных условий.
- Растения тропических лесов.
- Животные тропических лесов.
- Растительный мир саванн.
- Животный мир саванн.
- Растительный и животный мир пустынь.
- Население. Жизнь и быт народов.
16-17. Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР — или другие по выбору учителя).
18. Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте остров Мадагаскар, полуостров Сомали, пустыню Сахара, крупнейшие реки (Нил, Нигер, Заир), горы (Атласские), Суэцкого канал, изученных государств. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
2 четверть (14 часов)
Австралия (8 часов)
- Географическое положение, очертания берегов, острова.
- Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера.
- Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.
- Растительный мир.
- Животный мир. Охрана природы.
- Население (коренное и пришлое).
- Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.
26. Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея и Тасмания, реки Муррей, города Канберра, Сидней и Мельбурн. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Антарктида (6 часов)
- Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.
- Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
- Особенности природы, ее поверхность и климат.
- Растительный и животный мир. Охрана природы.
31. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.
32. Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте изучаемого материка. Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида»
3 четверть (20 часов)
Америка (20 часов)
33. Открытие Америки.
Северная Америка (9 часов)
- Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова.
- Природные условия, рельеф, климат.
- Реки и озера.
- Растительный и животный мир.
38. Население и государства.
39-40. США.
41. Канада.
42. Мексика. Куба.
Практические работы
Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.
Южная Америка (10 часов)
- Географическое положение, очертания берегов.
- Природные условия, рельеф, климат.
- Реки и озера.
- Растительный мир тропических лесов.
- Растительный мир пустынь, саванн и горных районов.
48-49. Животный мир.
- Население (коренное и пришлое).
- Крупные государства (Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя), их столицы.
52. Обобщающий урок Часть света — Америка.
Практические работы
Обозначение на контурной карте: остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская равнина, горы Анды, река Амазонка, озеро Титикака, Магелланов пролив. Нанесение изученных государств и их столиц. Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
IV четверть (14 часов)
Евразия (14 часов)
53. Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними.
54-55. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.
- Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.
- Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии.
- Типы климата Евразии.
- Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы.
60.Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы.
61-62. Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.
- Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии.
- Культура и быт народов Европы и Азии.
- Обобщающий урок.
- Контрольная работа.
67-68.Повторение. Итоги года.
Межпредметные связи
Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).
Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).
Практические работы:
Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, рек Нил, Нигер, Заир, Атласских гор, Суэцкого канала, изученных государств Африки.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Африки.
Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея, Тасмания, реки Муррей, городов Канберра, Сидней и Мельбурн.
Обозначение на контурной карте Антарктиды.
Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури Великих озер. Нанесение изученных государств Северной Америки и их столиц.
Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анд, реки Амазонки, озера Титикака, Магелланова пролива.
Нанесение изученных государств Южной Америки и их столиц.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Южной Америки.
Обозначение на контурной карте Евразии:
- моря (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское);
- заливы (Финский, Бенгальский, Персидский);
- острова (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские);
- полуострова (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский);
- горы (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ);
- реки (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья);
- озеро Балхаш;
- пустыни (Гоби, Каракум, Кызылкум).
Проведение границы между Европой и Азией.
Запись в тетради названий типичных растений и животных Евразии
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
- Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.
Обучающиеся должны уметь:
- показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.
Календарно-тематическое планирование образовательной области
№ | Тема урока. | Часы | Дата | Основные понятия. Словарь. | Выполнение практической части программы. | |
Iчетверть. (18) | ||||||
I | ВВЕДЕНИЕ. (2 часа) | |||||
1 | Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. с. 4-5 | 1 | Введение в тему. Повторение понятий: суша, океан, остров, материк. План изучения материков и океанов. | Работа с глобусом и физической картой полушарий. | ||
2 | Мировой океан. с. 6-8 | 1 | Мировой океан. План изучения океанов (алгоритм). | Работа с глобусом и физической картой полушарий. | ||
II | ОКЕАНЫ. (5 часов) | |||||
3 | Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. с. 8-12 | Работа по алгоритму. | Обозначение океанов на к/карте полушарий. ПР.Р. | |||
4 | Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. с. 12-16 | 1 | Работа по алгоритму. | Обозначение океанов на к/карте полушарий. ПР.Р. | ||
5 | Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. с.16-19 | 1 | Работа по алгоритму. | Обозначение океанов на к/карте полушарий. ПР.Р. | ||
6 | Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. с. 19-21 | 1 | Работа по алгоритму. | Обозначение океанов на к/карте полушарий. ПР.Р. | ||
7 | Современное изучение Мирового океана. с. 21-23 | 1 | Изучение Мирового океана. Значение в жизни человека. Экологические проблемы. | |||
III | АФРИКА. (11 часов) | |||||
8 | Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова. с. 24-26 | 1 | Особенности геогр. положения. Место на карте и глобусе. Океаны, омыв. берега Африки. Острова и полуострова. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
9 | Разнообразие рельефа, климата и природных условий. с. 27-29 | 1 | Особенности поверхности континента. Климат Африки. Пустыня Сахара. Реки и озёра континента. Полезные ископаемые. | Обозначение на к/карте крупнейших рек Нил, Нигер, Заир; Атласских гор, озёр: Чад, Виктория, Суэцкого канала. ПР.Р. | ||
10 | Растения тропических лесов. с. 30-33 | 1 | Особенности флоры тропических лесов. Влияние климата на рас. мир тропических лесов. | Запись в тетрадь типичных растений тропических лесов. | ||
11 | Животные тропических лесов. с.33-36 | 1 | Особенности фауны тропических лесов. Влияние климата на жив. мир тропических лесов. | Запись животных тропических лесов. | ||
12 | Растительный мир саванн. с. 37-40 | 1 | Особенности флоры саванн, влияние жаркого климата на рас. мир. | Запись в тетрадь типичных растений саванн. | ||
13 | Животный мир саванн. с. 40-44 | 1 | Особенности фауны саванн, влияние жаркого климата на животный мир. | Зарисовка в тетрадь типичных животных саванн. | ||
14 | Растительный и животный мир пустынь. с. 45-48 | 1 | Особенности флоры и фауны пустынь, влияние жаркого климата на животный и растительный мир. | Запись названий растений и животных пустынь. | ||
15 | Население. Жизнь и быт народов. с. 48-52 | 1 | Национальный состав континента, культура, быт, особенности народов Африки. | |||
16 | Государства, их столицы: Египет. с. 52-55 | 1 | Особенности каждого государства, столица, национальный состав, полезные ископаемые. | Обозначение на к/карте изучаемых государств. ПР.Р. | ||
17 | Государства, их столицы: Эфиопия, ЮАР. с. 55-57, 66-69 | 1 | Особенности каждого государства, столица, национальный состав, полезные ископаемые. | Обозначение на к/карте изучаемых государств. ПР.Р. | ||
18 | Обобщающий урок. Контрольная работа за четверть с. 69 | 1 | ПР.Р | |||
II четверть. (14 часов) | ||||||
IV | АВСТРАЛИЯ. (8 часов) | |||||
19 | Географическое положение, очертания берегов, острова. с. 70-72 | 1 | Особенности геогр. положения. Место на карте и глобусе. Океаны, омыв. берега Австралии. Острова. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
20 | Природные условия, поверхность, климат. Реки и озёра. с. 73-75 | 1 | Рельеф Австралии, климат. Водоёмы континента. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
21 | Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. с. 85-87 | 1 | Особенности путешествия. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
22 | Растительный мир. с. 75-77 | 1 | Растительный мир континента. Влияние клим. условий на флору . Заповедники. | Запись в тетрадь наиболее типичных растений Австралии. | ||
23 | Животный мир. Охрана природы. с. 77-80 | 1 | Животный мир континента. Влияние клим. условий на фауну. Заповедники. | Запись в тетрадь наиболее типичных животных Австралии. | ||
24 | Население (коренное и пришлое). с. 80-82 | 1 | Национальный состав континента. Население пришлое и коренное. Культура и быт народов. | |||
25 | Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней, Мельбурн. с. 83-85 | 1 | Особенности государства, столицы. Промышленность, инфраструктура. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
26 | Обобщающий урок. | 1 | ||||
V | АНТАРКТИДА. (6 часов) | |||||
27 | Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. с. 88-91 | 1 | Особенности геогр. положения материка, моря и океаны, омывающие берега. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
28 | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. с. 91-93 | 1 | Покорение Южного полюса Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым. | Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида». | ||
29 | Особенности природы, её поверхность и климат. с. 93-95 | 1 | Климат Антарктиды, влияние климата на природу. Рельеф континента. | |||
30 | Растительный и животный мир. Охрана природы. с. 95-97 | 1 | Особенности растительного и животного мира. | |||
31 | Изучение Антарктиды учёными разных стран. Современные исследования Антарктиды. с.98-100 | 1 | Особенности континента (отсутствие постоянного населения), история изучения материка. охрана природы. | |||
32 | Обобщающий урок. Контрольная работа за четверть | 1 | ПР.Р. | |||
IIIчетверть. (20 часов) | ||||||
VI | АМЕРИКА (21 час) | |||||
33 | Открытие Америки. с. 101-104 | 1 | Путешествие Колумба. Америго Веспутчи. | |||
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. (10 часов) | ||||||
34 | Географическое положение, очертание берегов. Острова и полуострова. с. 104-107 | 1 | Особенности геогр. положения материка, моря и океаны, омывающие берега. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
35 | Природные условия. Рельеф. Климат. с. 107-109 | 1 | Особенности рельефа материка. Климатические условия. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
36 | Реки и озёра. с. 110-112 | 1 | Особенности рек и озёр Америки. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
37 | Растительный и животный мир. с. 113-118 | 1 | Особенности растений и животных Северной Америки. | заполнение таблицы. | ||
38 | Население и государства. с. 118-121 | 1 | Коренное и пришлое население, традиции и обычаи, уровень жизни. | Рисунки. | ||
39 | Соединенные Штаты Америки. с. 121-122 | 1 | Особенности геогр. положения США. 50 штатов государства. Промышленность. Особенности нац. состава населения. | |||
40 | Экономическое развитие США. с. 122-124 | 1 | ||||
41 | Канада. с. 125-128 | 1 | Особенности государства, столицы. Национальный состав населения. Промышленность, инфраструктура. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
42 | Мексика. Куба. с. 128-132 | 1 | Особенности государства, столицы. Национальный состав населения. Промышленность, инфраструктура. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (11 часов) | ||||||
43 | Географическое положение, очертание берегов. с. 133-135 | 1 | Юж. Америка на глобусе и карте. Моря и океаны, омыв. берега континента. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
44 | Природные условия, рельеф, климат. с. 136-138 | 1 | Особенности рельефа, клим. условия. Пол. ископаемые. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
45 | Реки и озёра. с. 138-140 | 1 | Особенности рек и озёр Южной Америки. | Обозначение на к\карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
46 | Растительный мир тропических лесов. с. 40-143 | 1 | астения тропиков Юж. Америки. Влияние клим. условий на флору континента. Заповедники. | Запись названий растений в тетрадь. | ||
47 | Животный мир тропического леса. с. 143-146 | 1 | Животные Южной Америки. Влияние климата на фауну континента. Заповедники. | Запись названий животных. | ||
48 | Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. с. 147-149 | 1 | Растения пустынь, саванн и гор Южной Америки. Влияние клим. условий на флору континента. Заповедники. | Запись названий растений в тетрадь. | ||
49 | Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор. с. 149-151 | 1 | Животные Южной Америки. Влияние климата на фауну континента. Заповедники. | Запись названий животных. | ||
50 | Население (коренное и пришлое). с. 152-155 | 1 | Коренное и пришлое население, традиции и обычаи, уровень жизни. | |||
51 | Контрольная работа за четверть | 1 | ПР.Р. | |||
52 | Крупные государства (Бразилия, Перу, Аргентина), их столицы. с. 155-158 | 1 | Национальный состав каждого государства, культурные традиции народов. Столицы государств. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
IVчетверть. (18 часов) | ||||||
53 | Обобщающий урок. Часть света – Америка. с. 159-161 | 1 | ||||
VII | ЕВРАЗИЯ (17 часов) | |||||
54 | Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними. с. 165-168 | 1 | Особенности геогр. положения самого большого материка. Условная граница между Европой и Азией. Евразия на глобусе и карте. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | границы между Европой и Азией. | |
55 | Очертания берегов Евразии. с. 169-171 | 1 | Береговая линия Евразии. Моря и океаны, омыв.берега континента. Острова и полуострова. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
56 | Крупнейшие острова и полуострова. с. 171-173 | 1 | Острова и полуострова Евразии. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
57 | Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. с. 173-175 | 1 | Поверхность Европы. Горы и равнины Европы. Полезные ископаемые. | Особенности рельефа Среднего Поволжья | ||
58 | Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. с. 175-178 | 1 | Поверхность Азии. Горы и равнины Азии. Полезные ископаемые. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
59 | Типы климата Евразии. с. 179-181 | 1 | Особенности климата континента. | Климат Среднего Поволжья | ||
60 | Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. с. 181-183 | 1 | Реки и озера Европы. Экологические проблемы. Значение в жизни людей. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
61 | Реки и озёра Азии. с. 184-185 | 1 | Крупнейшие реки и озёра континента. | Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р. | ||
62 | Растительный мир Евразии. с. 186-188 | 1 | Флора и фауна континента, отличие рас. и жив. мира Европы и Азии. | Запись в тетради названий растений и животных. | ||
63 | Животный мир Евразии с. 188-190 | 1 | ||||
64 | Международное сотрудничество в охране природы. с. 191-195 | 1 | Международные организации по охране природы | |||
65 | Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. с. 195-199 | 1 | Национальный состав государств, культура. | Нац. с–в народов Ср. Поволжья | ||
66 | Культура и быт народов Европы и Азии с. 200-202 | 1 | Особенности быта, культуры народов. | |||
67 | Обобщающий урок. с. 203 | 1 | ||||
68 | Контрольная работа за год. | 1 | Контрольная работа за год ПР.Р. |
Мониторинг образовательной области по предмету география 8 класс
Состояние владения навыками и мотивация к учению Вид деятельности | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||||||||||||||
Степень владения | Мотивация | Степень владения | Мотивация | Степень владения | Мотивация | Степень владения | Мотивация | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | да | нет | 1 | 2 | 3 | да | нет | 1 | 2 | 3 | да | нет | 1 | 2 | 3 | да | нет | |
Знание названий океанов: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский | ||||||||||||||||||||
Знание географического положения и хозяйственное значение океанов | ||||||||||||||||||||
Знание особенностей географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка | ||||||||||||||||||||
Знание население и особенности размещения на материке | ||||||||||||||||||||
Умение показывать на географической карте океаны, давать им характеристику | ||||||||||||||||||||
Умение определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка | ||||||||||||||||||||
Умение давать элементарное описание их природных условий | ||||||||||||||||||||
Итого баллов: |
Условные обозначения: 1 – не выполняет; 2 – выполняет с помощью учителя; 3 – выполняет хорошо и самостоятельно
Уровни оценивания: Высокий – 19-21 балл; Средний – 14-18 баллов; Низкий – 9-13 баллов; Несформированный – 7-8 баллов
Требования к оснащению учебного процесса
Материально-техническое оснащение преподавания географии соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и обеспечивает выполнение учащимися практических работ. Государственный стандарт по географии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся комплекса общих учебных и предметных умений.
В перечне объектов и средств материально-технического обеспечения представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, т.к. многие производимые средства являются взаимозаменяемыми, и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Библиотечный фонд
- Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, допущенные МОиН РФ;
- Справочные материалы: справочники по географии, энциклопедии, книги
для чтения, атласы;
- Программно-методические материалы: программа по географии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Дидактические материалы к урокам географии.
Печатные пособия
- Таблицы по темам программы;
- Портреты;
- Карты мира (в соответствии с требованиями программы);
- Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями прог-
раммы);
- Карты России (в соответствии с требованиями программы);
- Рельефные физические карты (в соответствии с требованиями программы);
- Альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;
Информационно-коммуникационные средства
- Мультимедийные обучающие программы;
Технические средства обучения
- Компьютер (мультимедийное оборудование доступно);
- Интерактивная доска;
- Телевизор с диагональю 72 см;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности);
- Коллекции (в соответствии с программой);
- Гербарии (в соответствии с программой);
Учебно-методический комплекс уроков географии
8 класс | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В. Раздел «География» Лифанова Т.М..- М.: Владос, 2001 | Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов: 8 класс: Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида – М.: Просвещение, 2004 | Таблицы по темам, карточки – задания, географические карты, контурные карты. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии материков и океанов 8 класс. - М.: Просвещение, 2005 | Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. – М.:ТЦ Сфера, 2002. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Изд. «Первое сентября», 2000 Душина И.В. География материков и океанов. 8 кл. Рекомендации к планированию урокам. Метод. пособие. – М,: Дрофа, 2003. Семкин Г.В. Атлас. Страна, в которой я живу. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 Большая книга интересных фактов \ Науч-поп. Издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 Бейко В.Б. , Березина М.Ф., Боготырева Е.Л. Большая энциклопедия животного мира.: Науч.-поп. Издание для детей. - ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 | Контрольные срезы, практические работы, тесты, устные опросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочие программы для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Надомное обучение...
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс
Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...
Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...