Программа элективного курса по русскому языку "Русская пунктуация (теория и практика)"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Шайдулина Минзифа Закировна
Данная авторская рабочая программа элективного курса для учащихся 10 – 11 классов разработана с учётом новых требований ФГОС второго поколения. Базируется на программно-методических материалах по русскому языку Н.Г. Гольцовой, Л.А. Чешко. Программа ориентирована на совершенствование навыков познавательной деятельности, на расширение и углубление знаний обучающихся по вопросам синтаксиса и пунктуации, дополняет и углубляет программу базового курса по пунктуации. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Овладение программным материалом позволяет формировать практические навыки выполнения тестовых заданий ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ek_russkaya_punktautsiya._teoriya_i_praktika.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чемашинская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

 «Русская пунктуация  

    (теория и практика)»

 

 

Авторская программа

Чемаши

2013

Автор - составитель:

Шайдулина Минзифа Закировна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ «Чемашинская средняя общеобразовательная школа»,

Октябрьского района, ХМАО - Югры

Тюменской области

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Пояснительная записка

  1. Учебно – тематический план
  2. Содержание курса
  3. Календарно – тематическое планирование
  4. Организация образовательной деятельности

Список литературы

  1. Приложения

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Знаки препинания – ноты при чтении»

А. П. Чехов.

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому

                                                    и я научусь.

Конфуций.

Данная авторская рабочая программа элективного курса для учащихся 10 – 11 классов разработана с учётом новых требований ФГОС второго поколения.  Базируется на программно-методических материалах по русскому языку Н.Г. Гольцовой, Л.А. Чешко.   Программа   ориентирована на совершенствование навыков познавательной деятельности, на расширение и углубление знаний обучающихся по вопросам синтаксиса и пунктуации, дополняет и углубляет программу базового курса по пунктуации.   Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Овладение программным материалом позволяет формировать практические навыки выполнения тестовых заданий ЕГЭ.

 Принципы построения

 Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

 Рассчитана на один час в неделю. В программе сформулированы цели, задачи  обучения старшеклассников синтаксису и пунктуации, критерии оценивания и требования к уровню подготовки обучающихся. Учебно-тематический план представлен в виде таблицы, в которой указаны лекционные и практические часы, образовательный продукт. Календарно-тематическое планирование представлено в виде таблицы. В качестве приложений даны проекты уроков, тексты, направленные на формирование пунктуационных навыков, проверочные и контрольные тесты, контрольные диктанты.

Актуальность программы обусловлена тем, что даёт возможность овладеть секретами пунктуационной грамотности и максимально подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ.  

 Программа курса рассматривает сложные вопросы синтаксиса и пунктуации, трудные случаи пунктуации,  вариативность выбора того или иного знака препинания.  В ней  учитывается специфика соответствующих заданий  КИМов, даётся комментарий   демонстрационной версии.   Подробно рассматриваются наиболее сложные случаи пунктуации, незнание которых приводит к большому количеству ошибок.  

 Подбор дидактического материала обоснован тем, что при подготовке к  ЕГЭ должна учитываться  систематизация знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.        

Таким образом, курс поддерживает и развивает  навыки грамотного письма, необходимые каждому образованному человеку, ориентирует на личность обучаемого, который  из объекта учебной деятельности  превращается в субъект. Обучающийся сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Задача педагога  состоит в том, чтобы не передавать знания, а сопровождать по пути к знанию, идти рядом, чтобы помочь, если в этом возникнет необходимость.

В программе выделены способы деятельности, обозначенные в ФГОС:  

  • познавательная,
  • информационно-коммуникативная,
  • рефлексивная.

Познавательная деятельность способствует овладению навыками познания окружающей действительности, творческому подходу к решению учебных и практических задач, участию в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность предполагает реализацию  адекватного восприятия устной речи, осознанное чтение текстов различных стилей и жанров, владение монологической и диалогической речью, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная - обеспечивает владение навыками контроля и оценки, формирует умение совместной деятельности, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

С учётом обозначенных видов деятельности планируются следующие групповые и индивидуальные формы изучения материала:

  1. подготовка и защита проектов;
  2. анализ ситуаций и игровое моделирование;
  3. деловые и ролевые игры;
  4. дискуссии по проблемным вопросам;
  5. эвристические беседы;
  6. тестирование;
  7. погружение в тему.

 Специфика элективного курса  заключается в том, что теория  дана в меньшем  объёме - в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами. Больше времени отводится практическим занятиям. Повышению результативности выполнения практических заданий будет способствовать комплекс заданий к упражнениям. Учащимся предлагается вместе с постановкой знаков препинания сделать синтаксический разбор отдельных предложений, который поможет обучающимся разобраться в синтаксических конструкциях. Это будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие  и эвристические задания будут направлены на развитие языковых навыков, лингвистического мышления и на закрепление знаний по пунктуации.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и сознательно-коммуникативного обучения.  Таким образом,  программа создает условия для реализации  системно - деятельностного подхода к изучению пунктуации на занятиях элективного курса.  

Главное, определяющее назначение практикума - выработка пунктуационных навыков у обучающихся.  Программа составлена с опорой на следующие учебники и учебные пособия:  «Русский язык» Н.Г. Гольцовой,   «Русский язык» Л. А. Чешко, «Русский язык. Пособие для поступающих в вузы» Д. Э. Розенталя, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы»    В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко и др.

Цель курса: осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которым в школьных программах и учебниках  уделяется недостаточно внимания.

   Задачи курса:

  1. изучить теорию вопроса о принципах русской пунктуации;
  2. раскрыть назначение пунктуации и знаков препинания;
  3. изучить пунктуационные правила;
  4.  выработать умение распознавать пунктограммы;
  5. научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  6. научить обучающихся находить пунктуационные ошибки и исправлять их;
  7.  научить работать с обобщающими таблицами и схемами по пунктуации;
  8. добиться относительной пунктуационной грамотности.

Основной образовательный продукт:  умение оперировать знаниями.

Компетенции учащихся на конец года:

знать в результате изучения курса

  • принципы русской пунктуации;
  • правила постановки знаков препинания, включая    исключения;
  • нормативную и факультативную знаки препинания.

 уметь в результате изучения курса

  1. находить в предложениях  синтаксические конструкции, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания;  расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами.
  2. находить пунктуационные ошибки и исправлять их;
  3. самостоятельно конструировать ту или иную пунктуационную модель и использовать её в собственной речи.
  4. работать с обобщающими таблицами и схемами по пунктуации.

 Место элективного курса по пунктуации в школьном курсе русского языка.

 Пунктуация, являясь средством членения предложения и текста, тесно связана с синтаксисом. Каждая пунктуационная норма, отражённая в формулировке правила, содержит в себе в качестве одного из условий выбора знака препинания указание на ту или иную синтаксическую категорию.  Следовательно, знакомству с пунктуационной нормой должно предшествовать изучение синтаксической категории. Данный факт определяет не компактное, а рассредоточенное изучение пунктуации. Этим объясняется параллельная с синтаксисом работа над пунктуационными правилами.

Количество часов: 34. Из них:

Лекций – 4

Практикумов – 28

Контрольных работ - 2

Оценивание обучающегося.

1. Результаты обучения на элективных курсах войдут в портфолио (портфель индивидуальных достижений) выпускника школы.

2. Комплексный зачёт.

3. Система оценки бинарная (зачтено / не зачтено).

II. Учебно-тематический план

Название темы

            Количество часов  

Образовательный продукт

 Всего  

Лекции

Практика

1

 Похвальное слово знакам препинания. Из истории знаков препинания. Функции и виды знаков препинания.

Роль М.В. Ломоносова в разработке русской пунктуации. Принципы русской пунктуации: логический, синтаксический, интонационный

   1

     1

Конспект

2

Знаки препинания. Самые «лёгкие» знаки препинания. Точка. Восклицательный знак. Вопросительный знак.

Правила постановки точки; точки с запятой; восклицательного знака; вопросительного знака

   1

     1

Тест

3

Трудные случаи пунктуации: Особые случаи постановки многоточия. Авторское многоточие. Многоточие при цитатах; употребление кавычек; прямая речь внутри авторских слов.

   1

     

     1

Тест

4

Пунктуация простого предложения. 12 часов.

   12

     

 

5

Пунктуация сложного предложения

   6

1

     5

Таблица, выполненные упражнения, диктант

6

Двоеточие.  

   2

     1

Таблица, выполненные упражнения тест

7

Тире. Авторские знаки препинания.

   5

1

     4

Таблица, выполненные упражнения, тест

8

Сочетания знаков препинания, последовательность их расположения

1

1

1

Тест

9

Скобки

1

1

Работа с текстом

10

Знаки препинания в особых речевых ситуациях. Авторские знаки препинания.

1

1

Работа с текстом

11

Обобщение

3

2

ИТОГО:

34

4

30

III. Содержание  

Введение. 3 часа.  

Вводное занятие. Похвальное слово знакам препинания. Из истории знаков препинания. Функции и виды знаков препинания. Роль М.В. Ломоносова в разработке русской пунктуации.

Принципы русской пунктуации: логический, синтаксический, интонационный. 1 час.

Виды знаков препинания. Группы знаков препинания по их функции. Самые «лёгкие» знаки препинания. Точка. Восклицательный знак. Вопросительный знак. Правила постановки точки; точки с запятой; восклицательного знака; вопросительного знака.

Трудные случаи пунктуации: Особые случаи постановки многоточия. Многоточие при цитатах; употребление кавычек; прямая речь внутри авторских слов. 2 часа.

Пунктуация простого предложения. 12 часов.

Синтаксические «великаны». Знаки препинания в простом распространённом предложении. Запятая перед союзом И  в простом предложении. Запятая между однородными членами предложения. Запятая между повторяющимися словами. Запятые при сравнительных оборотах. Запятые при определительных оборотах. Запятые при обстоятельственных оборотах. Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении. Запятые при вводных словах и вводных предложениях. Запятые при обращении. Запятые при междометии. Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.

Пунктуация сложного предложения. 4 часа.

Синтаксические «карлики». Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух коротких предложений. Запятая перед союзом И в сложном предложении. Случаи отсутствия запятой перед союзом И. «Опасный» союз И перед подчинительными союзами.

Запятая между главными и придаточными предложениями. Запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное и между придаточными, относящимися к одному главному.

Двоеточие. Случаи постановки двоеточия простом и сложном предложении.  2 часа.

Тире. Случаи постановка тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в предложениях с прямой речью. Тире в бессоюзном сложном предложении. Авторский знак препинания. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. 3 часа.

Многоликий союз как. 1 час.

Сочетания знаков препинания, последовательность их расположения. Скобки. 1 час.

Знаки препинания в особых речевых ситуациях. 1 час.
 Итоговая контрольная работа. 3 часа.

Итоговое занятие. 1 час.

IV. Календарно-тематическое планирование.

V. Организация        образовательной        деятельности.

 Методика  проведения занятий ориентирована на развитие   исследовательской деятельность учащихся,  предполагает  занимательные элементы, проектные задания и пр.

Курс включает лекционные и практические занятия. На лекциях обучающиеся знакомятся с теоретическими  вопросами элективного курса. В лекционный материал   включены проблемные вопросы, презентационные материалы.  
         На практических занятиях обучающиеся
   овладевают практическими умениями и навыками при выполнении групповых и индивидуальных заданий. Дидактический материал, используемый в качестве учебного материала, взят в основном из произведений классической литературы, что способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к классической литературе. В ходе  занятий используются материалы   ГИА и ЕГЭ предыдущих лет.

На практических занятиях проводится текущий контроль знаний и умений посредством контрольно-измерительных материалов (тестов), самостоятельных работ и контрольных заданий.

Также на занятиях проводятся семинары по темам: «Вопрос о принципах пунктуации», «Факультативные (авторские) знаки препинания», «Трудные случаи пунктуации»        и        др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

  1. справочно-ознакомительный (лекция, составление таблиц, памяток, работа с учебниками и справочниками)
  2. тренировочный (тестовые задания)
  3. контролирующий (диктанты, тесты)

VI. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Учебно- методический комплекс 

Для учителя:

  1. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009. – 222 с.: табл.– 19 п. л.
  2. Гольцова Н.Г. «Русский язык». 10 -11 классы. Русское слово, 2011
  3. Капинос В. И., Пучкова Л. И., Львова С. И. «Единый государственный экзамен. 2010: Русский язык: контрольные измерительные материалы.
  4. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Дрофа, 2009
  5. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.: Дрофа, 2001
  6. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А., Пособие для занятий по русскому языку. М., «Просвещение», 1983
  7. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А., Русский язык, 10-11 класс. Учебник. М., «Просвещение», 2011.
  8. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».  
  9. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».                         

 Для учащихся:

  1. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.- М.: Дрофа, 2000
  2. Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначения.- М., 1979
  3. Граник Г.Г.. Секреты пунктуации. М.: «Просвещение», 1987
  4. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений.- М., Дрофа, 2002.
  5. Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование.- М., 1988.
  6. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка. – М. 2003
  7. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. 2003
  8. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Справочник по пунктуации: Управление в русском языке. – М.: Эксмо- Пресс, 1998

2. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

ЦОРы

school-collection.edu.ruКаталог…07563a89-574d-4572-a461…

rudocs.exdat.comdocs/index-22415.html

sc.karelia.rucatalog/res/ebaa8f1b-d599-42c2-b1e7…

do2.gendocs.rudocs/index-403988.html

gramota.ruСправкаСправочник по пунктуации

public-liceum.ruМедиатекаruyaz/ruyaz_330.html

iso.ntf.ruDswMedia/20_corvshkole_metodika_fil.pdf

uchportal.ruМетодические разработки33-1-0-34269

TextoLogia.rurusskiy…o-punktuatsiirusskoy…649/…

orfo.ruГрамматический справочник

orthographia.ru

 TextoLogia.ru

3. Компьютерные презентации элективных курсов, учебно-методические материалы к элективным курсам (тематическое и поурочное планирование, схемы, таблицы и др.).
4. Кабинет обучения русскому языку с интерактивной доской и компьютерной установкой.

 Приложение 1.

Текст для учителя к уроку №1

Интересно о знаках препинания

Из истории пунктуации

Знаки препинания, дающие возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами, помогающие выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет, представляются настолько системными и привычными, что, кажется, существовали всегда и появились вместе с алфавитами. Но, конечно же, это не так.

Само слово пунктуация произошло от латинского punctus - ‘точка’. Но это слово первоначально имело совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него сейчас. До середины XVII века пунктуацией называлось употребление точек около согласных для обозначения гласных звуков в тексте на иврите, в то время как написание знаков в латинском тексте называлось простановкой точек. И только в середине XVII в. слово пунктуация стало употребляться в привычном для нас значении.

Методика пунктуации - раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков. Научно-методические основы методики пунктуации были заложены еще в XIX в. в трудах Ф.И. Буслаева, Я.К. Грота. Известный вклад в теорию обучения пунктуации внесли в XX в. лингвисты А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, А.Б. Шапиро и другие. Методика пунктуации в современном ее виде сформировалась в 40-70-е гг. в трудах С.И. Абакумова, Г.П. Фирсова, А.В. Дудникова, А.Ф. Ломизова, Г.И.Блинова, Л.Т. Григорян и других методистов. Были уточнены цели обучения пунктуации, определено ее содержание, разработаны методы обучения и контроля. В результате методика пунктуации стала самостоятельной областью методики преподавания русского языка в школе, встав в ряд с методикой орфографии, методикой фонетики и т.д.

Развитие пунктуационной системы в Европе

Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от ламбды (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию.

         Появление первого значимого знака препинания связано с именем философа Аристофана, жившего в IV в. до н.э. Это был параграфос – короткая горизонтальная линия внизу у начала строки. Употреблялся для указания на изменение смыслового значения и, следовательно, на новый, достаточно объемный раздел текста, который и в наши дни мы часто называем параграф, хотя обозначаем другим знаком (§).

Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э.. Грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрёл систему трёх точек: точка внизу – комма – ставилась в конце самого короткого отрезка; точка вверху – периодос – делила текст на большие отрезки, а точка в центре – колон – на средние.

         Есть предположение, что именно Аристофан изобрёл множество других пунктуационных знаков, например, дефис для написания составных слов, наклонную черту, которую ставил возле слов с неясным значением. Безусловно, эти знаки не получили широкого распространения, употреблялись спорадически и достаточно бессистемно.

Первая попытка ликвидировать эти неудобства была предпринята англосаксонским учёным Алкуином (735-804 гг.), руководившим придворной школой в Аахене (сейчас город в Германии). Реформируя систему Аристофана, Алкуин сделал несколько добавлений. Именно он ввёл в обиход punktum (.) и puktumversus (;) для обозначения пауз и изменения интонации. Но, несмотря на эти усовершенствования, системность в использовании знаков так и не была достигнута, и лишь в XV в. венецианский печатник Альд Мануций стал вводить в печатаемые им книги знаки пауз, вдоха, изменения интонации, а наиболее часто употребляемыми были точка, точка с запятой, двоеточие.

Первым человеком в Англии, заявившим о роли знаков препинания в синтаксическом плане, то есть об использовании их для определения структуры высказывания, был английский драматург Бен Джонсон. Сделал он это в работе «Английская грамматика» (конец XVI в.).

К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. В конце столетия в английской пунктуации появились кавычки.

        Как видим, история развития европейской пунктуационной системы длительна и достаточно интересна.

 

История русской пунктуации

 

Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка. Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии в низу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

Впервые попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе была предпринята М.Греком (XVI в.). Именно он в работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие»2 выказал стремление обозначить роль таких знаков, как точка, иподиастоли – запятая, иподиастоли с точкой – точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли с точкой рекомендовалось обозначать вопрос.

 

В эту же эпоху в рукописных сборниках появляются статьи анонимных авторов, в которых или только перечисляются знаки препинания, или даются немногочисленные советы по их употреблению. Здесь представлено описание таких знаков, как запятая, подостолия – запятая (чем они различались – установить трудно; кроме того, в некоторых работах подостолией называлась точка с запятой), кендема (знак ” в конце высказывания), статия ( ~ ,) и др.

Конец XVI – начало XVII вв. ознаменованы выходом печатных грамматик Лаврентия Зизания («Грамматика Словенска…» 1596 г.) и Мелетия Смотрицкого «Грамматики Словенския правильное синтагма» (в 1616 г. – первое издание, в Москве напечатана в 1648 г.), которые сыграли определённую роль в развитии русской пунктуационной системы.

         Лаврентий Зизания говорит о шести знаках препинания – это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л. Зизанией положен смысловой принцип, завершённость или незавершённость высказывания. Точка – в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия – знак выражения вопросительной интонации. Съединительная – знак переноса слов (кстати, ничего не говоря о слоговом членении слов, Л. Зизания в приводимых примерах демонстрирует учёт их морфемной структуры).

И. И. Срезневский справедливо отмечал, что «в грамматике Л. Зизания нередко наблюдается смешение сроки, запятой и двосрочия, а в некоторых случаях не разграничены функции сроки и точки». И всё же стремление определить место каждого знака в тексте – большая заслуга  Л. Зизании в разработке пунктуационной системы.

         Мелетий Смотрицкий выделяет уже десять «строчных препинаний» – это черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная [ ], отложная (). Как видим, именования знаков препинания уже несколько иные, чем у  Л. Зизании.

В основе употребления «строчных препинаний» у М. Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Так, черта – это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная – в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная – знаки переноса.

М.Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная – включает менее самостоятельную часть предложения; отложная – такую, которую можно полностью изъять из предложения.

         Несмотря на некоторое несовершенство описания правил употребления знаков препинания, грамматика М. Смотрицкого долгое время была основным учебным пособием для изучающих грамматику, орфографию и пунктуацию русского языка той эпохи. Значение её неоднократно подчёркивали такие известные лингвисты, как В. А. Богородицкий, В. В. Виноградов и др.

        Следующий серьёзный этап в развитии русской пунктуации связан с именем В. К. Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его достаточно объёмная (460 листов), известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Именно В. К. Тредиаковскому принадлежит заслуга формулирования правил употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им установлены отдельные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, с аргументацией каждого положения примерами. Кроме того, В. К. Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак (правда, описание его функции встречаем в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова) и представил употребление точки с запятой в современном понимании – уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и (иногда) при обращении.

В середине XVIII в. выходит в свет «Российская грамматика» М.В.Ломоносова. В V главе этого труда великого учёного под названием «О правописании» представлена краткая теория пунктуации.

М.В.Ломоносов не вводит новых знаков, но определяет основной принцип их употребления: с учётом не только смысла предложения, но и расположения частей и значения союзов, которые служат «к сопряжению и сношению понятий». Таким образом, в пунктуации М. В. Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический. Но М. В. Ломоносову не удалось представить полных и развёрнутых правил употребления знаков препинания. Так, функцию запятой он определяет лишь для разделения однородных («одинаких») членов предложения, других же правил использования данного знака не формулирует.

Кавычки появились в XVII веке в форме ковычька – «крюковой знак», современное произношение и написание с а появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме.

Интересна история такого знака пунктуации, как тире. Введён в употребление Н. М. Карамзиным, описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где и был именован молчанка, затем черта, позднее – знак мыслеотделительный (А. Х. Востоков). Всё это бывшие названия современного тире.

Дальнейшее развитие пунктуационной системы направлено на более детальную разработку её основ в разных направлениях: логическом (смысловом), грамматическом (синтаксическом) и интонационном. «Несмотря на расхождения во взглядах представителей разных направлений, общим у них является признание коммуникативной функции пунктуации как важного средства оформления письменной речи».

Таким образом, знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

         В русском языке этимологически собственно славянскими терминами являются такие названия, как точка – термин образован с помощью суф. –ьк- (совр. –к-) от точь <…>, восходящего к тъчь, являющемуся производным посредством темы –ь- от основы тък-, выступавшей в тъкати, тъкнути <…>; к перед ь изменилось в ч; запятая – происхождение «от глагола запяти – «воспрепятствовать, задержать». Ср. запонка, путо, препятствие» (обращаем внимание на то, что слово запятая однокоренное со словами знак препинания, запинка и др.); скобки, кавычки (собственно-русское) – «ковычька» – образование с суффиксом –ьк- (совр. –к-) от ковыка; к изменилось в ч перед ь – до сих пор в говорах сохранилось слово ковыка - ‘помеха, заминка’; черта – образовано от той же основы, что и глаголы чьрсти, чьрту - ‘чертить’ 6. Неславянского происхождения современные названия таких знаков препинания, как тире, дефис, апостроф, астериск. Термин тире заимствован в XIX веке из французского языка. Впервые фиксируется в Словаре Даля. От франц. tiret – чёрточка, является производным от tirer – тянуть. Слово дефис пришло в русскую пунктуацию из немецкого Divis от латинского divisio – разделение, расчленение. Апостроф – из греческого apostrophos – обращённый в сторону или назад. Астериск (*) – из греческогоaster – звезда; этот знак у нас предпочитают называть собственно русским словом звёздочка.

В развитии русской пунктуации обращают на себя внимание две особенности

Изменение начертаний знаков. Так, многоточие первоначально обозначалось шестью точками (……) и называлось просто точки – это отмечено в «Грамматике…» Н. И. Греча; затем четырьмя, а к концу XIX века так же, как сейчас – тремя. Иначе писались кавычки – не как в современном письме, а с поворотом на 180°.

Разнообразие изменений в названиях. Хотя А. И. Моисеев и говорит, что, «…судя по использованным источникам, кажется, только запятая сохранила неизменным своё первоначальное имя», более тщательный анализ грамматик и статей анонимных авторов XVI – XVII вв. убеждает, что запятую называли иподиастоли (М. Грек), иногда подстолия.  Точка называлась срока;  двоеточие – двосрочие, двоточие, позднее две точки, малая точка,  многоточие – точки, несколько точек, троеточие;  точка с запятой – иподиастоли с точкой, подстолия, знак получленный (А. А. Барсов);  тире – молчанка, черта, черточка;  скобки – вместная, отложная, вместительный знак; кавычки – отменительный знак, вносной знак, вносные знаки, чужеслов; восклицательный знак – удивная, удивительная, удивительный знак. Дефис – съединительная, единитная, единительная, единитный знак, черта единитная или единительная, горизонтальная получерта, чёрточка.

         Несмотря на то, что знаки пунктуации широко используются во всём мире, в количественном отношении система знаков препинания не достигла своей завершённости. В нормативных документах, определяющих правила постановки знаков препинания в русском языке, представлены 10 канонических знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки, хотя фактически их значительно больше. Как показывает практика письменной речи, в настоящее время широкоупотребителен дефис; редко, но всё же используются параграф, косая черта, астериск. В последние годы высказываются мнения об адекватности наименований таких знаков, как две запятые – как единый парный знак (в выделительной функции), два тире или двойное тире – как парный выделительный знак. Эти знаки служат для внутреннего членения предложения.

Таким образом, как справедливо указывает А. И. Моисеев, пунктуационную систему «как и систему букв, можно назвать алфавитом. Он обладает определёнными признаками: составом знаков, их начертанием и названиями, значениями или функциями. Правда, буквенный алфавит характеризуется ещё строгим порядком букв: А, Б, В и т.д. Этот параметр у знаков препинания по существу ещё не выработался». Следовательно, пунктуационная система ещё не завершила своего развития. в 30 - 40-е гг. XX в. Л. В. Щерба определял их следующим образом: "Кого считать грамотным в отношении знаков препинания? Тот, кто правильно ставит точку и знак вопросительный (знак восклицательный - вещь условная); кто ставит двоеточие перед перечислением и перед вводными словами и отделяет запятыми предложения, причастные и деепричастные обороты и вводные слова, а также однородные члены и, наконец, так или иначе отмечает прямую речь.

Более тонкие случаи употребления двоеточия, употребления точки с запятой и тире, а также разные каверзные случаи употребления или неупотребления запятых не входят в признак грамотного человека. Я не могу сказать, чтобы сочувствовал столь бедному идеалу; но таков факт жизни". В современной школе уровень относительной пунктуационной грамотности определяется количеством изучаемых пунктуационных правил.

 

Приложение 2

План урока по теме:

Урок

Тема: Основные пунктуационные правила

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о функциях знаков препинания; совершенствовать умения  расстановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях; способствовать полному и осознанному владению системой пунктуационных, стилистических норм; воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся. Оборудование: учебник, учебные тексты, схема «Функции знаков препинания» (на доске). Тип урока: урок-практикум (урок применения знаний и формирования умений).

Прогнозируемые результаты:

учащиеся находят в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания; ставят знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывают выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания; находят пунктуационные ошибки и исправляют их.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Беседа

♦ Что такое пунктуация? С какими разделами науки о языке она

Связана?

Сформулируйте основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

♦ Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.

♦ Назовите слова, грамматически не связанные с членами предложения. Расскажите о знаках препинания при них.

♦ Что вы знаете об обособленных членах предложения?

♦ Расскажите об особенностях постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и косвенной.

♦ Как знаки препинания в бессоюзном сложном предложении зависят от смысловых отношений между его частями?

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Пунктуация — это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Знаки препинания вместе с буквами служат графиче ским средством передачи на письме устной речи. Они используются в коммуникативных единицах — предложении и тексте — для их расчленения на осмысленные отрезки, имеющие своё синтаксическое строение и своё логико-предметное значение.

М. В. ломоносов, С. И. абакумов, л. В. Щерба, а. М. Пешков-ский, а. а. Реформатский, И. а. Бодуэн де Куртенэ, Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь — вот неполный перечень крупных русских учёных, чьи научные труды и практические пособия создали фундамент пунктуации как научного направления, так и учебного курса в русской пунктуационной школе. Изменения в русской пунктуации происходили и происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определённый временной отрезок, а практика употребления знаков препинания всегда зависит от причин языкового и внеязыкового характера.

Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения.

IV. Работа над темой урока

1. лекция учителя

(Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.)

— Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. В истории отечественного языкознания сложились три основных направления в оценке роли и принципов русской пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное.

Основное назначение пунктуации — указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними. Сравните постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же предложении: Всадник крикнул, лошадь понеслась (по следовательность двух действий); Всадник крикнул — лошадь понеслась (в первой части указывается причина, во второй — следствие; или же отмечается быстрая смена одного явления другим); Всадник крикнул: лошадь понеслась (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Сравните также постановку или отсутствие запятой при определениях, предшествующих определяемому существительному, в зависимости от наличия или отсутствия дополнительных обстоятельственных оттенков значения, с чем связано обособление или необособление этих определений, например: Усталые до последней степени, экскурсанты не могли продолжать свой путь; Усталые до последней степени экскурсанты не могли продолжать свой путь.

Таким образом, в ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений в письменном тексте, которые не могут быть выражены при помощи грамматических и лексических средств. Образуя вместе с буквами общую графическую систему языка, знаки препинания выполняют в ней особые функции.

По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац — написание с новой строки. Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части. По своим функциональным качествам близкими являются запятая, точка с запятой, точка. Знаки эти ставятся при перечислении синтаксически равнозначных единиц: однородных членов предложения и частей предложения (запятая, точка с запятой), отдельных предложений (точка). Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл, может подчёркивать алогизм.

Пунктуационная норма — это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте.

Так, в предложении Пушкин — поэт. пунктуационной нормой является постановка тире, а её отсутствие считается пунктуационной ошибкой.

2. ознакомление со схемой «Функции знаков препинания» (на доске)

Функции знаков препинания

3. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Š Прочитайте. Объясните отсутствие запятых в сложносочинённых предложениях. Назовите грамматические основы. Перестройте предложения таким образом, чтобы между простыми предложениями, входящими в состав сложного, нужно было поставить запятую. Запишите полученные предложения, подчеркните грамматические основы.

Утром погода изменилась и мне захотелось покататься на лыжах. Вчера состоялся разговор с Костей и мне пришлось признать его правоту. Дорогой обдумывал я и то и другое, и вчерашняя история показалась мне вполне объяснимой. От сильного мороза тротуары обледенели, и прохожие шли осторожно, боясь поскользнуться. В саду слышалась веселая музыка и раздавались голоса гуляющих. В чаще токовали глухари и птички распевали свои последние вечерние песенки.

2. объяснительный диктант с выполнением дополнительного

Задания

Всё, что происходит, творится в природе по нашей воле,— это, если хотите, является зеркальным отражением нас самих: наших знаний, гражданского самосознания, совестливости и доброты нашей, нашего эстетического вкуса. Свобода выбора, какой пользуется человек в природе, на землях общенародного пользования требует особой сознательности, особого чувства ответственности. И ничто, по-видимому, так ясно, так наглядно не говорит, сколь важна эта ответственность и какова её действительная цена для всех нас, как бедствия лесных пожаров последних лет.

Думаю, что и после проведения в жизнь больших и сложных юридически законодательных, научно оправданных акций в защиту природы останется едва ли не самый сложный фактор — психология людей, нравственно-эстетическая сторона нашего отношения к природе, а её-то изменить к лучшему всего труднее. Надо ведь побороть и облагородить, если это возможно, психологию хозяйственника-временщика, а главное, массовую обывательскую психологию иждивенческого, потребительского отношения к природе.

(135 слов) (По В. Романенко)

Дополнительное задание

Š Сформулируйте и запишите основную проблему, поднятую в тексте, отношение к ней автора. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений) иждивенческий, потребительский, обывательский. Составьте антонимический ряд со словами совестливость, доброта.

3. Практическая работа с языковым материалом с выполнением творческого задания (по вариантам)

Вариант 1

Прочитайте. Спишите текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы в сложносочинённых предложениях. Возможна ли ситуация, извиняющая невежливость?

Недавно мне пожаловался знакомый предпр..ниматель. У него неожида..о сорвался в Японии контракт с с..лидной токийской фирмой. Обо всём почти договорились но согл..шение осталось (не) подписанным и он (ни)как (не)мог понять причину.

Через (не)которое время мы встретились снова и он мне всё объ..снил. О (не)удаче в Япони.. он ра..казал знакомому в..сток..-веду и не без уд..вления узнал о своей промашке. Во время п..р..г..-во ров он по привычке смотрел японскому п..ртнеру прямо в глаза а у японцев это сч..тае..ся чуть(ли) (не)грубостью. Но и японские бизнесмены ок..зались нович..ками в общени.. с ро..иянами. Наши п..вадки им то(же) были (не)знакомы.

(По Л. Кудрявцевой)

Творческое задание. На основе содержания текста напишите сочинение-миниатюру на тему «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Включите в сочинение советы, которые вы бы дали героям этой истории.

Вариант 2

Прочитайте, спишите текст, разделяя его на абзацы, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

МИР ЧЕЛОВЕКА

Юность. Трогательный и уд..вительно пр..красный п..риод человеческой жизни. В этом возр..сте совершае..ся одно из важнейших открытий открытие самого себя. Человек как бы остаё..ся наед..не с самим собой и миром. В нём р..ждае..ся свой неповторимый голос свое «я». В этот «звёздный час» мы обраща..мся внутрь себя но пр..обрета..м возможность общат..ся с вечностью. Каждый из нас станови..ся учас..ником непр..кр..щающегося диалога человека с вечными в..просами человеческого бытия диалога народов и культур диалога между прошлым настоящим и будущим. В юности мы не только поэты но одновременно и философы а из филосо-фи.. никогда не уходят проблемы волнующие каждое пок..ление. Что такое человек? Каково его предн..значение? Что значит для него мир и что он значит для мира? Что такое жизнь и что такое смерть? Способен ли человек познать мир? Может ли он поб..дить зло? Спасёт ли красота мир? И многие другие.

(Из книги «Мир человека»)

Творческое задание. Что открывает человеку философия? Какие из перечисленных в тексте вопросов вам представляются наиболее интересными? Какие бы ответы вы дали на них? Напишите сочинение-миниатюру, рассказав в нём, с кем из известных людей прошлого вы хотели бы провести беседу и на какую тему. Объясните, почему она вас волнует.

4. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

♦ Сравните толкование термина пунктуация в разных лингвистических книгах. Какое из них вам представляется более точным и полным?

1) Знаки препинания, пунктуация,— знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия и т. д.) (Д. Э. Розенталь).

2) Термин пунктуация (лат. punctum — точка) означает, во-первых, совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи, во-вторых, собрание правил их расстановки (в последнем смысле точнее говорить о правилах пунктуации) (Н. Валгина).

3) Пунктуация (от лат. punctum — точка) 1) собрание правил постановки знаков препинания; 2) расстановка знаков препинания в тексте; 3) то же, что знаки препинания (Русский язык. Энциклопедия).

2. Заключительное слово учителя

— Современная русская пунктуация — это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию при творческом её использовании в мощное смысловое и стилистическое средство. Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию — раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. а без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно представить себе жизнь современного человека.

VII. Домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика  решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в  неделю...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...