НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Закрепление материала. Формировать умение писать частицу Не с глаголами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Не сглаголами | 987.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Школа - интернат» Юргинского городского округа
Урок письма и развития речи
7 класс
«НЕ с глаголами»
Подготовила: Попова И.В.
Юрга
ЦЕЛЬ.1. Формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами.
2. Актуализация знаний о грамматических признаках глагола (время, число)
3. Прививать интерес к урокам русского языка
ЗАДАЧИ.
- Коррекционно–образовательные.
- Формировать умение писать частицу НЕ с глаголами раздельно.
- Формировать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».
- Закреплять навыки и умения в определении грамматических признаков глаголов (время, число).
2. Коррекционно-развивающие.
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
- Развивать память, наблюдательность, внимание.
- Обогащать словарный запас учащихся.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир любовь к родному языку, интерес к предмету.
- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
-Добрый день! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
-Ребята, послушайте внимательно и подумайте, что напоминает вам этот шум? (звучит аудиозапись шума моря).
-Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду -все в действие придет:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
-О какой части речи говорится в этой загадке?
-Верно, это глагол. И мы отправляемся в путешествие по морю знаний на удивительный остров Глагол.
Кто окажется впереди всех?
Кто быстрее и лучше всех сумеет справиться с заданиями?
Кого ждет главное сокровище острова? Это мы узнает в конце урока.
-Но прежде, чем отправиться в путь за знаниями, проверим, готовы ли вы к путешествию – проверяем домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
-Какое задание вы выполняли дома?
-Из упражнения, которое было задано на дом, прочитайте глаголы с частицей НЕ, которые передают состояние покоя и тишины.
-Как вы написали частицу НЕ с глаголами?
Какое значение имеют глаголы с частицей НЕ? (отрицательное)
-Молодцы!
Вы готовы к уроку.
-Итак, в путь, к знаниям.
-Какое сегодня число? Проговорим орфографически правильно.
III. Постановка цели и задач урока.
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит…
Быть может, там таинственных
Ошибок мир лежит?
А может мы с веселыми
Там встретимся глаголами?
Там за бортом, направо
Уже видна земля.
И до земли остался
Лишь поворот руля.
-Чтобы мы могли высадиться на остров, нужно назвать признаки глагола.
Дополните.
глагол - это?(часть речи)
которая обозначает? (действие предмета)
отвечает на вопросы? (что делать? что сделать? и др.)
глагол изменяется по (временам и числам)
в прошедшем времени в единственном числе (по родам)
в предложении является (сказуемым)
Как пишется частица НЕ с глаголами?
-Верно, сегодня на уроке мы будем закреплять правила правописания частицы НЕ с глаголами, поупражняемся в определении грамматических признаков глаголов.
IY. Актуализация знаний учащихся.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
Давайте посмотрим, что принесла нам бочка.
«Заморочки из бочки».
ЗАДАНИЕ.
Прочитайте пословицы и поговорки.
Некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали несуразными.
Отыщи и исправь недочеты- где нужно, ставьте частицу НЕ перед глаголами. В скобке напишите о чем эти пословицы.
Работаем в парах. Помогайте друг другу, советуйтесь друг с другом.
-Если понимаешь, спроси у старшего(__________________)
- Хочешь есть калачи, так сиди на печи. (_____________)
- Кто работает, тот ест___________________________)
- Без труда вытянешь рыбку из пруда (_________________________)
- Лень добра делает (_____________________________)
-Стыдно знать, стыдно учиться(______________________)
- После драки кулаками машут.(________________________)
- Кто стыдится спрашивать, узнает многое.(___________________)
- _учи рыбу плавать(____________________________)
- Волков бояться – в лес ходить.(____________________)
- В каких пословицах говорится о пользе учения?
Y.Физминутка.
Гимнастика для глаз:
Глаза у нас устали. Мы дадим им отдохнуть.
1,2,3,4,5- глаза быстро закрывать.
6,7- их открыть и на руки поглядеть.
Головою не верти, лишь глазами ты води:
Вверх, вниз, влево, вправо.
- Я буду называть глаголы в разных временных формах, а вы выполняйте следующие движения:
Настоящее время –присесть;
Прошедшее время – хлопнуть в ладоши
Будущее время- вращение
(повторить вопросы)
Настоящее прыгает, догоняют, бросает
Прошедшее переползал, смотрел, рассказывали
Будущее буду нырять, топнет, буду плавать
Отдохнули?
Продолжаем путешествие по острову.
VI. Словарная работа.
От имён существительных образовать глаголы с таким же корнем, вставив пропущенные орфограммы.
Например: беседа – беседовать, охрана –охранять.
1 ученик выполняет у доски, остальные в тетради.
Маст…р – мастерить,
Пр…д…вец – продавать,
Трен…р– тренировать
Данные глаголы поставьте во все временные формы.(по одному выходят к доске)Устно определите число.
Наст.вр. Что делает, что делают, | Прош. Вр. Что делал, что делали? | Буд. Вр. Что будет делать, что сделает | ||
мастер | мастерить | мастерит | мастерил | Будет мастерить, смастерит |
продавец | продавать | продает | продавал | Будет продавать, продаст |
тренер | тренировать | тренирует | тренировал | Будет тренировать |
VII. Закрепление знаний.
Наше путешествие продолжается. На острове глаголов долгие годы царит спокойствие и тишина. Но что я вижу? Письмо?! Кто его оставил? Ведь остров необитаемый.
Давайте прочитаем письмо.
Оно адресовано нам.
Посмотрим. Тут задание.
Выполнить упражнение на стр.208 учебника, упр. 269
Переписка
Переписка двух людей – это их тайна и никто …..смеет нарушать эту тайну.
Всегда считалось, что порядочный человек никогда ……станет подглядывать, ……..будет подслушивать и …..посмеет читать чужие письма. А кто захочет заняться такими позорными делами, от того все ……отвернутся и никто ему …..подаст руки.
(Дети выписывают глаголы, комментируя правописание орфограмм).
- Какая частица придала глаголам значение отрицания?
- Как она пишется с глаголами?
Какие сведения вы узнали из упражнения?
Можно ли читать чужие письма?
YIII. Глаголы подготовили нам новое задание. «Кто самый смекалистый?».
Проверим, кто из вас лучше умеет отгадывать загадки.
Выполнять это задание будет каждый самостоятельно.
-Проведем выборочный диктант.
- Я буду читать вам загадки, а вы должны выписать глаголы с частицей НЕ и записать отгадки.
(дети выполняют задание в тетрадях, два ученика на доске).
ЗАГАДКИ.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.(замок)
-Течет, течет-не вытечет, бежит, бежит, не выбежит.(река)
- И в огне не горит, и в воде не тонет. (лед)
(Взаимопроверка выполнения задания).
IX. Итог урока.
Итак, ребята!
Над чем мы сегодня работали?
Что мы выяснили?
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
-Какое значение придает глаголам частица НЕ?
-Какие задания помогли вам закрепить умения:
- писать НЕ с глаголами?
-определять грамматические признаки глаголов?
-правильно писать орфограммы в глаголах.
- Какие задания были наиболее трудными и почему?
-Какие задания вам показались наиболее интересными и почему?
X. Домашнее задание. Стр.209, упр.270
XI. Выставление оценок.
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Кто поставил себе «5», «4», «3»? Обоснуйте ответ.
ХII. Рефлексия.
Я считаю, что мы сегодня хорошо поработали на уроке.
- Глаголы, так же как и я, рады вашим успехам на уроке.
-Кому же из детей вы отдали бы главный приз- клад, который мы нашли на острове?
- Я считаю, что главные сокровища, которые мы приобрели на уроке-это знания. А клад из шкатулки мы должны поделить друг с другом. Согласны?
-Спасибо за урок!
Самоанализ урока письма.
Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами».
Урок проведён в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Тип урока – комбинированный. Урок начала с повторения, затем перешли к закреплению темы «правописание частицы НЕ с глаголами».
Для организации учеников в начале урока включила аудио запись шума моря, этим привлекла внимание детей и погрузила их в атмосферу происходящего, нацелив на путешествие.
Материал к уроку подбирала с учётом накопленных знаний, умений и навыков учеников. Для того чтобы вспомнить, какую часть речи мы изучали на прошлых уроках, была загадана загадка о глаголе. Ученики её отгадали, опираясь на накопленные знания. Затем повторили тему «Глагол» отвечая устно на вопросы. И завершили повторение проверкой домашнего задания.
Урок построила таким образом, чтобы деятельность учеников постоянно менялась. Поработали в парах с пословицами и поговорками, выписали из упражнения учебника глаголы с частицей НЕ, сделали вывод о написании частицы с глаголом, словарная работа была построена таким образом, чтобы повторить временные формы глагола. Провели выборочный диктант, где ученики самостоятельно применяли полученные знания, подвели итог урока, обобщив знания. Проводя физминутку, сначала провели зарядку для глаз. А заодно повторили временные формы глагола.
Урок прошёл методически грамотно. Ученики не устали, т. к. постоянно менялась их деятельность, они слушали – писали – отвечали….. На протяжении всего урока прослеживается игровая деятельность.
Данный урок достиг своих целей, ученики закрепили материал, показав это выполняя задания.
Используемая литература:
1. Аксенова А. К. Методика обучения по русскому языку в специальной (коррекционной) школе М. ВЛАДОС, 2002 г.
2. Барская Н. М. Обучение по русскому языку в 5 - 9 классе вспомогательной школы М. «Прогресс», 1992 г.
3. Бетенькова Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроке русского языка М.: «Астрель» 2004 г.
4. Волина В. В. Занимательная грамматика, М.: «знание», 1995 г.
5. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В., Рабочая тетрадь по русскому языку № 4 глагол
М.: «Просвещение», 2002 г.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка «Просвещение» 1984 г.
7. Узенкова А. В. Русский - с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр «АРД», 1999 г.
8. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. Занимательные упражнения «Просвещение» 1989 г.
9. Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, «Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Москва «Просвещение» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...
Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»
Цели: Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...
"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...
Конспект урока по марийскому языку в 7 классе "Ах, глагол,глагол, кумылым тарватышыч тый чот!" по теме "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме "Глагол" в 7 классе...
Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")
Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...
Сравнение русских приставочных глаголов и английских фразовых глаголов. Исследование смыслов фразовых глаголов
Легкий способ запомнить фразовый глагол...