Определительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Рыжикова Ольга Ивановна

Конспект урока "Определительные местоимения" постпоен в соответствии с требованиями проблемно-диалогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelitelnye_mestoimeniya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс методических разработок «Мой лучший урок по ФГОС»

Тема урока

«Определительные местоимения»

6 класс

                                                                     Автор:   Рыжикова  Ольга  Ивановна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                     МБОУ «Чушевицкая средняя школа»

2016 год

Предмет: русский язык

Тема урока: «Определительные местоимения»

Автор учебника: Е.А.Быстрова

Тип урока: открытие нового знания

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группе, взаимопроверка.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint, учебник.

Цели урока:

Образовательная  цель:

- сформировать понятие об определительных местоимениях;

- вырабатывать умение находить определительные  местоимения в тексте и употреблять их в речи;

- сформировать умения употреблять в речи пословицы, имеющие в своем составе определительные местоимения;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Развивающая цель: 

- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.        

3.Воспитывающая цель:

- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют устный ответ по плану, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

На уроке были использованы методы проблемного диалога.

Ход урока:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: организация рабочей обстановки,  приветствие. 

           

           Я заменить могу другие части речи,

           Взвалив обязанности их себе на плечи.

           Когда приходится слова другие замещать,

           На их значение всегда мне надо указать.

                                                                  П.Чесноков

- О какой части речи  говорит поэт? Почему вы так решили?

- Вы правы,  местоимения – незаметные, скромные заместители важнейших частей речи. Они в любой момент готовы бескорыстно заменить и имена существительные, и прилагательные, и числительные. Местоимения в речи употребляются  довольно  часто (по частоте употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов). К сожалению, мы еще не всегда узнаем этих незаметных помощников в лицо.

        Поэтому я предлагаю вам проверить себя, что мы знаем об этой части речи.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. «Верю – не верю» (самопроверка)

Я верю, что…

а) местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо,  предмет, признак, действие, но не называет их;

б) местоимения являются  одним из основных средств связи предложений в тексте;

в) в предложении  притяжательные местоимения являются определениям;

г) указательное местоимение таков в предложении всегда является сказуемым,

д) местоимение  любой – личное.

№ задания

Ответ

а)

-

б)

+

в)

+

г)

-

Подведем итог.

Проверка: правильные ответы: б, в, г.

- Почему вы решили, что местоимение любой   не является личным?

III. Проблемное объяснение нового знания

        Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

        1. Наблюдение  за языковым материалом. Запишем в  тетрадь предложение

«Доброе слово любого человека достанет».

        Самопроверка.  Слайд.  

- Подчеркните все члены предложения. Проверьте себя.        Каким членом

предложения является местоимение  любой?

- Так как же называются такие  местоимения? Эта группа местоимений и будет сегодня на уроке в центре нашего внимания. Запишем тему урока «Определительные местоимения».

- Какой у вас возникает вопрос? Что предстоит выяснить?

(Ответы учащихся)

        Запись на доске основного вопроса: «Что такое  определительные местоимения?»

        Целеполагание:

- Значит, наша задача найти ответы на  поставленные вопросы, узнать, какие местоимения относятся к определительным,  что они обозначают, каким членом предложения  являются, как изменяются; научиться употреблять их в речи.

- Где мы можем найти ответы на вопросы, вызвавшие затруднения?

(Ответы учащихся)

- Прочитаем определение на стр. 31. §6

-В чем особенность этих местоимений?

Вывод 1.  

- Определительные местоимения отличаются друг от друга  значением.

2. Изучение нового материала. Групповая работа.

- Начинаем небольшую исследовательскую работу.

Цель: выяснить значение  определительных местоимений.

В этом нам поможет материал §6.

- Найдите в пословицах   о дружбе  определительные местоимения. Расскажите о них по плану.

- Составим план исследования.

- Что обозначают определительные местоимения?

- На какие вопросы отвечают?

- Как изменяются определительные местоимения?

- Какими членами предложения  являются?

3. Работа в группах. Оцениваем  свою работу в группе.

4. Заслушаем каждую группу, сделаем общий вывод, используя материал

http://school-collection.edu54.ru/

На слайде.

         Вывод 2. Определительные местоимения изменяются, как и прилагательные: по родам, числам и падежам. В предложении он могут быть подлежащим, определением, дополнением.

Суперфизминутка   http://www.youtube.com

   IV. Закрепление нового материала.

     1. В начале урока мы говорили о том, что непросто узнавать местоимения в лицо, особенно в текстах, не просто и употреблять их в речи правильно. Этому нужно учиться.

- А теперь давайте вернемся к предложениям:

Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд.

Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.

-Чем различаются эти местоимения? (ударением). Назовите  мне начальную форму каждого местоимения.

  - Рассмотрим таблицу учебника на 31 странице. В чем особенность склонения местоимений САМ, САМЫЙ?

Вывод 3.Эти местоимения в косвенных падежах различаются только ударением.

См. http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/7d3104e4-6956-4340-8f59-88f7e09c2825/view/

-Запомним это и закрепим  знания, употребляя эти местоимения в речи.

Задание 1.

- Составьте несколько словосочетаний, употребляя  данные местоимения  в одинаковых падежных формах.  

Задание 2.

- Вместо пропусков вставьте местоимения САМСАМЫЙ  в нужной грамматической форме. Укажите предложения, в которых местоимение САМЫЙ  служит для образования превосходной степени прилагательного.

Самопроверка

Задание 3. Упражнение 38. Поможет нам проверить, умеем ли мы употреблять правильно  определительные местоимения. Нам дан текст.  Работаем в парах (взаимооценка).

Задание по колонкам:

1 колонка- 1 абзац

2 колонка – 2 абзац.

3 колонка – 3 и 4 абзацы.

- Прочитайте текст.     Проверим, как удалось нам восстановить текст.

- Итак, чему вы должны научиться, выполняя это упражнение?  (Ответы учащихся).

- Какие из пословиц о дружбе, встретившихся сегодня на уроке, мы можем привести к тексту упражнения?

     V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    - Сегодня мы проделали интересную работу. Познакомились с новым разрядом местоимений, учились употреблять  их в речи.

Вернемся к началу урока. С какой проблемой мы столкнулись в начале урока?

- Мы  не знали, какие местоимения относятся к определительным,  что они обозначают, каким членом предложения  являются,  как они изменяются,  мы не всегда правильно  употребляли  их в речи.

- Удалось ли нам ее решить?

- Теперь каждый из вас оценит собственную учебную деятельность на уроке.

Рефлексия:

- Я сегодня научился…

- Я сегодня узнал…

- Теперь я могу…

- Над чем нам стоит поработать дома?

VI .  Домашнее задание:

1.  Найти в  рассказе А.П.Чехова предложения с определительными местоимениями, записать их.

2. Написать  мини-сочинение на тему  «Мое свободное время», используя определительные местоимения.

3. Составить 5 предложений с определительными местоимениями.

4.  Пройти тест на сайте:  http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/vxodnoj-test-po-russkomu-yazyiku-mestoimenie-6-klass.html (по выбору)

Лист самооценки по теме «Определительные местоимения»

Фамилия, имя _________________________

№п/п

Этапы урока

Оценка

1.

«Верю – не верю»

С

2.

Работа в группе (исследовательская работа: самостоятельный вывод, умение отвечать по плану)

С

3.

Употребление местоимений САМ, САМЫЙ (восстановление текста)

С

4.

Восстановление текста (упр. 38), проверка орфографии.

В

5.

Итоговая оценка за урок

С

У

Раздаточный материал

Материал для исследования

1 группа

Друзьями хвались, но и сам в хвосте (не) плетись.

Самым дорогим кажет(?)ся то, во что вложен твой труд.

Дал бы дру..ку пиро..ка, да у самого   ни куска.

_________________________________________________________________

2 группа

Дружба дружбе рознь, а   иную  хоть брось.

 Иная   дружба, что на..пись (на) льду

_________________________________________________________

3 группа

 Всякий выб..рает себе друга (по) своему нраву.

Чего себе (не) хочешь, того и  другому (не) делай.

________________________________________________________________

4 группа

Все вещи лежали (на) своих местах.

 Все за одного, а один (за)   всех, тогда и (в) деле будет успех.

__________________________________________________________________

5 группа

Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.

Веселиш?ся, еш? да пьёш? - так любой дружок хорош?, а в день горя хороша только близкая душа.

Задание

        Вместо пропусков вставьте местоимения самсамый в нужной грамматической форме. Укажите предложения, в которых местоимение самый служит для образования превосходной степени прилагательного.

Работа на даче была для бабушки ... любимым делом. Он получил подарок от ... директора. Я ... вскопаю грядки. Они дружили с ... детства. У ... забора росла берёзка. Саша может сделать это ..., без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, ... загадочный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Определительные местоимения".

Урок построен по новым стандартам ФГОС ОО. Объяснение нового материала. На уроке используется мультимедийная презенация....

Определительные местоимения

Урок в 6 классе по теме "Определительные местоимения"...

"Определительные местоимения"

Презентация может быть использована для организации этапов объяснения нового материала и закрепления....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Определительные местоимения»

Тип урока: комбинированный - изучение и первичное закрепление новых знаний       Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  у...

Урок на тему "Определительные местоимения"

Сформировать понятие об определительных местоимениях, научится находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи....

Методическая разработка урока "Определительные местоимения"

Материал содержит подробное описание хода урока- открытия нового материала по теме "Определительные местоимения"....

Определительные местоимения

Конспект урока по русскому языку для 6 класса...