Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему

Данное календарно-тематическое планирование по русскому языку разработано на основе программы М. М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_russkiy_2015.docx62.5 КБ
Файл 8_russkiy_2015.docx62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и  Программы по русскому (родному) языку для 5-9 классов. Авторы: М. М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова; ООО «Дрофа», 2012 год.

         Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в обеспечении языкового развития учащихся, в овладении ими речевой деятельностью.

          Предметом обучения в школьном курсе русского языка является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в различных социолингвистических условиях. Курс русского языка предполагает развитие и совершенствование у учащихся всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). В соответствии с этим курс русского языка содержит те языковые факты, законы и правила, освоение которых обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке.

         Сказанное выше определяет основные задачи обучения русскому языку в основной школе. Они состоят в том, чтобы обеспечить формирование:

1. Элементарной лингвистической компетенции, которая включает необходимые знания по лингвистике и важнейшие сведения об ученых русистах.

2. Языковой компетенции, включающей в себя знания самого русского языка, владение языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными.

3. Коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи.

         Стержнем учебного курса является языковой раздел – лексика и грамматика, на основе которого не только формируется системное знание о разном языке с необходимыми умениями и навыками, но и предусматривается работа по речевому развитию учащихся.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех видах речевой деятельности;
  • Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  • Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
  • Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

В программе проведена корректировка некоторых тем:

1.На  3 контрольные работы, которые были рассчитаны на 2 часа, отведено по  1 часу, так как второй час предполагал работу над ошибками, которая не может занимать весь урок. Второй час отведен  на обобщающее повторение по темам «Вводные и вставные конструкции», «Обособленные члены предложения»..

2.Резервные уроки отведены на 2 контрольные работы, 1час на обобщающее повторение за 7 класс.

                       Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. Предусмотрено 14 контрольных работ, из них – 4 сочинения, 2 изложения, 6 диктантов, 2 контрольные работы. Преобладающей формой текущего контроля является письменный.

К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
  • по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
  • по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

  • по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Учебно-методические средства обучения

  1. «Русский язык 8 класс» М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Дрофа» 2009год
  2. Рабочие программы. Русский язык 5-9 классы.- М: «Дрофа», 2012г.
  3. О.В.Беляева, О.А.Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 8 класс Москва «ВАКО» 2007 год
  4. Н.О.Крамаренко. Уроки русского языка 8 класс. Поурочные планы – Волгоград «Учитель» 2005 год
  5. Методические рекомендации. Русский язык 8 класс под редакцией М.М.Разумовской.
  6. Русский язык. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской. Москва. Дрофа. 2001 год.
  7. М.Бройде. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва. Айрис. 2001 год.
  8. Русский язык. Тесты. Фонетика. Грамматика. Текст. Москва. Дрофа. 2002 год.
  9. Е.А.Полежаева. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. Ростов-на-Дону. Феникс.2003 год.
  10. Т.А.Костяева. Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.8 класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение».2000 год.
  11. Л.А.Ахременкова. «К пятерке шаг за шагом». 8 класс. Москва. «Просвещение». 2006 год.
  12. Школа радости. Нестандартные уроки русского языка 5 -8 класс. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2002 год.
  13. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Диктанты и тесты по русскому языку 5-8 класс. Москва. «Аквариум». 1997 год.
  14. С.С.Петровская, И.И.Черников. Диктанты по русскому языку 8 класс (библиотека учителя). Москва. «Дрофа». 2002год.
  15. ЦОР Русский язык. Поурочные планы 5-9 классы – «Учитель», 2012 г.

Содержание учебного курса

О языке

Русский язык в кругу других славянских языков.  Роль старославянского {церковнославянского) языка в развитии русского языка.  Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.

Речь        

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.  Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.                                                                                                                                                                                                                   Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея).      Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».                                                                                                                                                                                                                         Язык. Правописание. Культура речи

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.  Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.    Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.                                                              Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.   Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.

Синтаксис простого предложения.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.                                                                              Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами.            Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.                                  Обстоятельства, места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика                         Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.                                                                    Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.                                                                                                           Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.                                                                          Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных  членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.                                                       Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов.                                                                                                                                                                   Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и....                                                            Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.

Предложения с обращениями,  вводными словами, обращениями

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.                                                                           Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.                                                                                                                        Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.     Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.

Предложения с обособленными членами.

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.

Прямая и косвенная речь.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.      Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.   Культура речи. Замена прямой речи косвенной.                                                                              Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ и диктантов

Кол-во сочинений и изложений

Кол-во тестов

1.

Язык и речь.

1

2.

Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах.

3

1

3.

Орфография и морфология (повторение).

8

2

4.

Речь (повторение).

2

5.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

5

6.

Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

12

1

7.

Речь. Жанры публицистики. Репортаж

13

1

8.

Неполное предложение.

3

1

9.

Речь. Жанры публицистики (продолжение).

3

1

10.

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

12

1

1

11.

Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

11

1

12.

Предложения с обособленными членами.

19

3

13.

Речь. Жанры публицистики (продолжение).

5

1

14.

Прямая и косвенная речь.

8

Итого:

105

8

6

График контрольных работ

№ п/п

Наименование контрольной работы

Дата (план)

Дата (факт)

1.

Р.р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки.

03.09               08.09

2.

Входная контрольная работа.

17.09

3.

Контрольная работа 2. Диктант по теме «Орфография и морфология».

24.09

4.

Контрольная работа № 3. Диктант «Члены предложения» с дополнительными заданиями.

17.11

5.

Р.р. Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа

24.11

6.

Сочинение по картине №5

23.12

7.

Р.р. Контрольная работа № 6. Изложение  с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод.

30.12

8.

Р.р. Контрольная работа № 7 Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница».

27.01

9.

Контрольная работа № 8.               Диктант по теме «Однородные члены предложения».

03.02

10.

Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции».

01.03

11.

Контрольная работа № 8. Диктант по теме   «Обособленные определения и приложения».

31.04

12.

Контрольная работа № 9.Диктант по теме «Уточняющие члены предложения ».

19.04

13.

Промежуточная аттестация

26.04

14.

Р.р. Контрольная работа № 10. Сочинение в жанре портретного очерка

04.05

Календарно – тематическое планирование

(всего 105 часов, 3 часа в неделю)

№ четверти

Тема раздела и количество часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Цели и задачи урока

Дата

(план)

Дата

(факт)

     I     четверть

Язык и речь.

1 час

1

Русский язык в семье славянских языков.

1

Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков. Выявить роль старославянского языка в развитии русского языка.

01.09

Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах

3 часа

1/2

Р.р. Разновидности речи.

1

Повторить изученное в разделе «Речь» в 5— 7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа

02.09

2-3/    3-4

Р.р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки.

2

Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним — читатели

03.09

08.09

Орфография и морфология (повторение)

8 часов

1/5

Работа над ошибками.              Буквы к и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

1

Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами н и нн

09.09

2/6

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1

Закрепляются понимание и верное написание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями (такую группировку частей речи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать)

10.09

3/7

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями.

1

Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не я ни с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов

15.09

4/8

Употребление в тексте частицы ни.

1

Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщённое значение в придаточном предложении

16.09

5/9

Входная административная  контрольная работа.

1

Проверить уровень знаний учащихся на начало учебного года.

17.09

6/10

Работа над ошибками. Употребление дефиса.

1

Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах

22.09

7/11

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения

23.09

8/12

Контрольная работа 2. Диктант по теме «Орфография и морфология».

1

Проверить усвоение изученных правил орфографии Проверить усвоение правил пунктуационного оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

24.09

Речь (повторение)

2 часа

13

Работа над ошибками.                         Р.р. Типы речи.

1

Закрепить знание типов речи. Подготовиться к написанию  небольшого домашнего сочинения «Легко ли быть молодым? » с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца; тип речи — рассуждение

29.09

14

Р.р. Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Учиться определять способы и средства связи предложений в тексте.

30.09

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

5 часов

1/15

Что такое словосочетание.

1

Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний

01.10

2/16

Три типа связи слов главного и зависимого в словосочетании.

1

06.10

3/17

Синтаксический разбор словосочетания.

1

07.10

4-5/   18-19

Предложение.

2

Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова

08.10

13.10

Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

12 часов

1-2/  20-21

Интонация простого предложения.

2

Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста

14.10

15.10

3/22

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения.

1

Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении

20.10

4/23

 Сказуемое и способы его выражения.

1

21.10

5/24

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме

22.10

6/25

Правильное согласование главных членов предложения.

1

Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования

27.10

7-8/   26-27

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение.

2

Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи

28.10

29.10

     II     четверть

9/28

Дополнение.

1

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме

10.11

10/29

Обстоятельство.

1

Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

11.11

11/30

Р.р. Порядок слов в предложении.

1

Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи

12.11

12/31

Контрольная работа № 3. Диктант «Члены предложения» с дополнительными заданиями.

1

Определить уровень усвоения темы. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

17.11

Речь. Жанры публицистики. Репортаж

13 часов

1/32

Работа над ошибками.                            Р.р. Репортаж.

1

Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста

18.11

2/33

Р.р. Репортаж-повествование.

1

Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования

19.11

3/34

Р.р. Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа

1

Учиться создавать репортажи, подбирать к ним материал

24.11

4/35

Работа над ошибками.                  Р.р. Репортаж-описание.

1

Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Выявить особенности репортажа-описания

25.11

5/36

Виды односоставных предложений.

1

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное

26.11

6-7/  37-38

Определённо-личное предложение.

2

Знать особенности употребления в речи определённо-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях

01.12

02.12

8-9/  39-40

Неопределённо-личное предложение.

2

Знать, когда употребляются в речи неопределённо-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях

03.12

08.12

10/ 41

Обобщённо-личное предложение.

1

09.12

11-12/ 42-43

Безличное предложение.

2

Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях

10.12

15.12

13/44

Назывное   предложение.

1

Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям

16.12

Неполное предложение

3 часа

1/45

Понятие неполного предложения.

1

Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме

17.12

2/46

Оформление неполных предложений на письме.

1

22.12

3/47

Изложение (или сочинение по картине № 5

1

23.12

Речь. Жанры публицистики (продолжение)

3 часа

1/48

Работа над ошибками                             Р.р. Статья в газету, понятие о жанре.

1

Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи

24.12

                                                                  III    четверть

2/49

Р.р. Статья в газету. Строение текста

1

Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя  

29.12

3/50

Р.р. Контрольная работа № 6. Изложение  с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод.

1

Конструировать отдельные части статьи: тезис, вывод; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса

30.12

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

12 часов

1/51

Работа над ошибками.          Понятие однородности членов предложения.

1

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Различать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом и, да (=и) и сложное предложение с аналогичной связью

31.12

2-3/  52-53

Предложения с однородными членами.

2

12.01

13.01

4-6/  54-56

Средства связи между однородными членами предложения.

3

Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соответствующие предложения. Безошибочно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи

14.01

19.01

20.01

7-8/   57-58

Однородные и неоднородные определения.

2

Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме

21.01

26.01

9/ 59

Р.р. Контрольная работа № 7 Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница».

1

Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах

27.01

10-11/ 60-61

Работа над ошибками      Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2

Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

28.01

02.02

12/62

Контрольная работа № 8.               Диктант по теме «Однородные члены предложения».

1

Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы

03.02

Предложения с обращениями и вводными конструкциями

11 часов

1-2/  63-64                                                                                  

Работа над ошибками.

Обращение.

2

Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции). Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного предложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем

04.02

09.02

3/ 65

Понятие водности как речевой категории.

1

Познакомиться с явлением вводности как речевой категорией. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомиться с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в. предложении, тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико-грамматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может, вправо и т. п.)

10.02

4\5/  66-67

Группы вводных конструкций по значению.

2

11.02 16.02

6-7/  68-69

Предложения с вводными конструкциями.

2

17.02

18.02

8-9/  70-71

Вставные конструкции.

2

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания при письме. Совершенствовать умение опознавать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет

24.02

25.02

10/72

Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции».

1

Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции»

01.03

11/73

Работа над ошибками.   Обобщение по  теме «Вводные и вставные конструкции».            

1

Выполнить анализ контрольной работы. Обобщить знания по теме, устранить «пробелы»

02.03

Предложения с обособленными членами

19 часов

1-2/   74-75

Понятие обособления второстепенных членов предложения.

2

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами

03.03

09.03

3/76

Обособленные определения и приложения.

1

Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания

10.03

                                 IV   четверть

4-5   77-78

Обособленные определения и приложения.

2

15.03

16.03

6-8/   79-81

Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

3

17.03

29.03

30.03

9/82

Контрольная работа № 10. Диктант по теме   «Обособленные определения и приложения».

1

Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения»

31.03

10/83

Работа над ошибками.   Обособленные обстоятельства.

1

Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Иметь представление об изобразительно-выразительной функции обособленных обстоятельств в художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами

05.04

11-13/

 84-86

Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств.

3

06.04

07.04

12.04

14-15/  87-88

Уточняющие члены предложения.

2

Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания

13.04

14.04

16/89

Контрольная работа № 11.Диктант по теме «Уточняющие члены предложения ».

1

Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения », «Обособленные обстоятельства»

19.04

17-18/ 90-91

Работа над ошибками.    Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

2

Проанализировать  контрольную работу.  Устранить «пробелы» в знаниях по изученной теме.

20.04

21.04

19/92

Промежуточная аттестация

1

Проверить уровень знаний и сформированность умений по изученным темам 8 класса

26.04

Речь. Жанры публицистики (продолжение)

5 часов

1-2/  

93-94

Работа над ошибками                      Р.р. Портретный очерк.

2

Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы Анализировать тексты-образцы, тренироваться в построении отдельных фрагментов очерка

27.04

28.04

3/95

Р.р. Контрольная работа № 12. Сочинение в жанре портретного очерка

1

При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать; 2) чем интересен этот человек; 3) какую черту характера будете подчёркивать?

04.05

4-5/   96-97

Работа над ошибками.                     Урок — деловая игра «Мы делаем газету».

2

Формировать умение работать в группах. Учиться создавать тексты в публицистическом стиле.

05.05

10.05

Прямая и косвенная речь

8 часов

1-3/   98-100

Прямая речь и её оформление.

3

Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью

11.05

12.05

17.05

4-5/ 101-102

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

2

Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот.

18.05

19.05

6/103

Цитаты и их обозначение.

1

Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи

24.05

7/104

Обобщающее повторение за курс 7 класса.

1

Повторить и обобщить знания по основным темам и разделам языкознания, изученным в 8 классе.

25.05

8/105

Урок – путешествие «По страницам языкознания».

1

В игровой форме проверить уровень подготовки учащихся. Закреплять умение работать в группах.

26.05



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и  Программы по русскому (родному) языку для 5-9 классов. Авторы: М. М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова; ООО «Дрофа», 2012 год.

         Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в обеспечении языкового развития учащихся, в овладении ими речевой деятельностью.

          Предметом обучения в школьном курсе русского языка является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в различных социолингвистических условиях. Курс русского языка предполагает развитие и совершенствование у учащихся всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). В соответствии с этим курс русского языка содержит те языковые факты, законы и правила, освоение которых обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке.

         Сказанное выше определяет основные задачи обучения русскому языку в основной школе. Они состоят в том, чтобы обеспечить формирование:

1. Элементарной лингвистической компетенции, которая включает необходимые знания по лингвистике и важнейшие сведения об ученых русистах.

2. Языковой компетенции, включающей в себя знания самого русского языка, владение языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными.

3. Коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи.

         Стержнем учебного курса является языковой раздел – лексика и грамматика, на основе которого не только формируется системное знание о разном языке с необходимыми умениями и навыками, но и предусматривается работа по речевому развитию учащихся.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех видах речевой деятельности;
  • Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  • Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
  • Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

В программе проведена корректировка некоторых тем:

1.На  3 контрольные работы, которые были рассчитаны на 2 часа, отведено по  1 часу, так как второй час предполагал работу над ошибками, которая не может занимать весь урок. Второй час отведен  на обобщающее повторение по темам «Вводные и вставные конструкции», «Обособленные члены предложения»..

2.Резервные уроки отведены на 2 контрольные работы, 1час на обобщающее повторение за 7 класс.

                       Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. Предусмотрено 14 контрольных работ, из них – 4 сочинения, 2 изложения, 6 диктантов, 2 контрольные работы. Преобладающей формой текущего контроля является письменный.

К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
  • по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
  • по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

  • по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Учебно-методические средства обучения

  1. «Русский язык 8 класс» М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Дрофа» 2009год
  2. Рабочие программы. Русский язык 5-9 классы.- М: «Дрофа», 2012г.
  3. О.В.Беляева, О.А.Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 8 класс Москва «ВАКО» 2007 год
  4. Н.О.Крамаренко. Уроки русского языка 8 класс. Поурочные планы – Волгоград «Учитель» 2005 год
  5. Методические рекомендации. Русский язык 8 класс под редакцией М.М.Разумовской.
  6. Русский язык. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской. Москва. Дрофа. 2001 год.
  7. М.Бройде. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва. Айрис. 2001 год.
  8. Русский язык. Тесты. Фонетика. Грамматика. Текст. Москва. Дрофа. 2002 год.
  9. Е.А.Полежаева. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. Ростов-на-Дону. Феникс.2003 год.
  10. Т.А.Костяева. Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.8 класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение».2000 год.
  11. Л.А.Ахременкова. «К пятерке шаг за шагом». 8 класс. Москва. «Просвещение». 2006 год.
  12. Школа радости. Нестандартные уроки русского языка 5 -8 класс. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2002 год.
  13. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Диктанты и тесты по русскому языку 5-8 класс. Москва. «Аквариум». 1997 год.
  14. С.С.Петровская, И.И.Черников. Диктанты по русскому языку 8 класс (библиотека учителя). Москва. «Дрофа». 2002год.
  15. ЦОР Русский язык. Поурочные планы 5-9 классы – «Учитель», 2012 г.

Содержание учебного курса

О языке

Русский язык в кругу других славянских языков.  Роль старославянского {церковнославянского) языка в развитии русского языка.  Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.

Речь        

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.  Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.                                                                                                                                                                                                                   Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея).      Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».                                                                                                                                                                                                                         Язык. Правописание. Культура речи

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.  Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.    Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.                                                              Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.   Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.

Синтаксис простого предложения.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.                                                                              Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами.            Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.                                  Обстоятельства, места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика                         Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.                                                                    Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.                                                                                                           Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.                                                                          Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных  членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.                                                       Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов.                                                                                                                                                                   Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и....                                                            Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.

Предложения с обращениями,  вводными словами, обращениями

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.                                                                           Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.                                                                                                                        Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.     Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.

Предложения с обособленными членами.

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.

Прямая и косвенная речь.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.      Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.   Культура речи. Замена прямой речи косвенной.                                                                              Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ и диктантов

Кол-во сочинений и изложений

Кол-во тестов

1.

Язык и речь.

1

2.

Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах.

3

1

3.

Орфография и морфология (повторение).

8

2

4.

Речь (повторение).

2

5.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

5

6.

Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

12

1

7.

Речь. Жанры публицистики. Репортаж

13

1

8.

Неполное предложение.

3

1

9.

Речь. Жанры публицистики (продолжение).

3

1

10.

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

12

1

1

11.

Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

11

1

12.

Предложения с обособленными членами.

19

3

13.

Речь. Жанры публицистики (продолжение).

5

1

14.

Прямая и косвенная речь.

8

Итого:

105

8

6

График контрольных работ

№ п/п

Наименование контрольной работы

Дата (план)

Дата (факт)

1.

Р.р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки.

03.09               08.09

2.

Входная контрольная работа.

17.09

3.

Контрольная работа 2. Диктант по теме «Орфография и морфология».

24.09

4.

Контрольная работа № 3. Диктант «Члены предложения» с дополнительными заданиями.

17.11

5.

Р.р. Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа

24.11

6.

Сочинение по картине №5

23.12

7.

Р.р. Контрольная работа № 6. Изложение  с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод.

30.12

8.

Р.р. Контрольная работа № 7 Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница».

27.01

9.

Контрольная работа № 8.               Диктант по теме «Однородные члены предложения».

03.02

10.

Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции».

01.03

11.

Контрольная работа № 8. Диктант по теме   «Обособленные определения и приложения».

31.04

12.

Контрольная работа № 9.Диктант по теме «Уточняющие члены предложения ».

19.04

13.

Промежуточная аттестация

26.04

14.

Р.р. Контрольная работа № 10. Сочинение в жанре портретного очерка

04.05

Календарно – тематическое планирование

(всего 105 часов, 3 часа в неделю)

№ четверти

Тема раздела и количество часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Цели и задачи урока

Дата

(план)

Дата

(факт)

     I     четверть

Язык и речь.

1 час

1

Русский язык в семье славянских языков.

1

Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков. Выявить роль старославянского языка в развитии русского языка.

01.09

Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах

3 часа

1/2

Р.р. Разновидности речи.

1

Повторить изученное в разделе «Речь» в 5— 7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа

02.09

2-3/    3-4

Р.р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки.

2

Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним — читатели

03.09

08.09

Орфография и морфология (повторение)

8 часов

1/5

Работа над ошибками.              Буквы к и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

1

Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами н и нн

09.09

2/6

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1

Закрепляются понимание и верное написание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями (такую группировку частей речи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать)

10.09

3/7

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями.

1

Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не я ни с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов

15.09

4/8

Употребление в тексте частицы ни.

1

Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщённое значение в придаточном предложении

16.09

5/9

Входная административная  контрольная работа.

1

Проверить уровень знаний учащихся на начало учебного года.

17.09

6/10

Работа над ошибками. Употребление дефиса.

1

Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах

22.09

7/11

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения

23.09

8/12

Контрольная работа 2. Диктант по теме «Орфография и морфология».

1

Проверить усвоение изученных правил орфографии Проверить усвоение правил пунктуационного оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

24.09

Речь (повторение)

2 часа

13

Работа над ошибками.                         Р.р. Типы речи.

1

Закрепить знание типов речи. Подготовиться к написанию  небольшого домашнего сочинения «Легко ли быть молодым? » с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца; тип речи — рассуждение

29.09

14

Р.р. Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Учиться определять способы и средства связи предложений в тексте.

30.09

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

5 часов

1/15

Что такое словосочетание.

1

Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний

01.10

2/16

Три типа связи слов главного и зависимого в словосочетании.

1

06.10

3/17

Синтаксический разбор словосочетания.

1

07.10

4-5/   18-19

Предложение.

2

Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова

08.10

13.10

Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

12 часов

1-2/  20-21

Интонация простого предложения.

2

Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста

14.10

15.10

3/22

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения.

1

Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении

20.10

4/23

 Сказуемое и способы его выражения.

1

21.10

5/24

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме

22.10

6/25

Правильное согласование главных членов предложения.

1

Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования

27.10

7-8/   26-27

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение.

2

Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи

28.10

29.10

     II     четверть

9/28

Дополнение.

1

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме

10.11

10/29

Обстоятельство.

1

Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

11.11

11/30

Р.р. Порядок слов в предложении.

1

Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи

12.11

12/31

Контрольная работа № 3. Диктант «Члены предложения» с дополнительными заданиями.

1

Определить уровень усвоения темы. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

17.11

Речь. Жанры публицистики. Репортаж

13 часов

1/32

Работа над ошибками.                            Р.р. Репортаж.

1

Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста

18.11

2/33

Р.р. Репортаж-повествование.

1

Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования

19.11

3/34

Р.р. Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа

1

Учиться создавать репортажи, подбирать к ним материал

24.11

4/35

Работа над ошибками.                  Р.р. Репортаж-описание.

1

Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Выявить особенности репортажа-описания

25.11

5/36

Виды односоставных предложений.

1

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное

26.11

6-7/  37-38

Определённо-личное предложение.

2

Знать особенности употребления в речи определённо-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях

01.12

02.12

8-9/  39-40

Неопределённо-личное предложение.

2

Знать, когда употребляются в речи неопределённо-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях

03.12

08.12

10/ 41

Обобщённо-личное предложение.

1

09.12

11-12/ 42-43

Безличное предложение.

2

Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях

10.12

15.12

13/44

Назывное   предложение.

1

Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям

16.12

Неполное предложение

3 часа

1/45

Понятие неполного предложения.

1

Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме

17.12

2/46

Оформление неполных предложений на письме.

1

22.12

3/47

Изложение (или сочинение по картине № 5

1

23.12

Речь. Жанры публицистики (продолжение)

3 часа

1/48

Работа над ошибками                             Р.р. Статья в газету, понятие о жанре.

1

Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи

24.12

                                                                  III    четверть

2/49

Р.р. Статья в газету. Строение текста

1

Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя  

29.12

3/50

Р.р. Контрольная работа № 6. Изложение  с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод.

1

Конструировать отдельные части статьи: тезис, вывод; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса

30.12

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

12 часов

1/51

Работа над ошибками.          Понятие однородности членов предложения.

1

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Различать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом и, да (=и) и сложное предложение с аналогичной связью

31.12

2-3/  52-53

Предложения с однородными членами.

2

12.01

13.01

4-6/  54-56

Средства связи между однородными членами предложения.

3

Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соответствующие предложения. Безошибочно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи

14.01

19.01

20.01

7-8/   57-58

Однородные и неоднородные определения.

2

Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме

21.01

26.01

9/ 59

Р.р. Контрольная работа № 7 Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница».

1

Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах

27.01

10-11/ 60-61

Работа над ошибками      Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2

Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

28.01

02.02

12/62

Контрольная работа № 8.               Диктант по теме «Однородные члены предложения».

1

Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы

03.02

Предложения с обращениями и вводными конструкциями

11 часов

1-2/  63-64                                                                                  

Работа над ошибками.

Обращение.

2

Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции). Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного предложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем

04.02

09.02

3/ 65

Понятие водности как речевой категории.

1

Познакомиться с явлением вводности как речевой категорией. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомиться с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в. предложении, тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико-грамматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может, вправо и т. п.)

10.02

4\5/  66-67

Группы вводных конструкций по значению.

2

11.02 16.02

6-7/  68-69

Предложения с вводными конструкциями.

2

17.02

18.02

8-9/  70-71

Вставные конструкции.

2

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания при письме. Совершенствовать умение опознавать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет

24.02

25.02

10/72

Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции».

1

Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции»

01.03

11/73

Работа над ошибками.   Обобщение по  теме «Вводные и вставные конструкции».            

1

Выполнить анализ контрольной работы. Обобщить знания по теме, устранить «пробелы»

02.03

Предложения с обособленными членами

19 часов

1-2/   74-75

Понятие обособления второстепенных членов предложения.

2

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами

03.03

09.03

3/76

Обособленные определения и приложения.

1

Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания

10.03

                                 IV   четверть

4-5   77-78

Обособленные определения и приложения.

2

15.03

16.03

6-8/   79-81

Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

3

17.03

29.03

30.03

9/82

Контрольная работа № 10. Диктант по теме   «Обособленные определения и приложения».

1

Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения»

31.03

10/83

Работа над ошибками.   Обособленные обстоятельства.

1

Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Иметь представление об изобразительно-выразительной функции обособленных обстоятельств в художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами

05.04

11-13/

 84-86

Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств.

3

06.04

07.04

12.04

14-15/  87-88

Уточняющие члены предложения.

2

Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания

13.04

14.04

16/89

Контрольная работа № 11.Диктант по теме «Уточняющие члены предложения ».

1

Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения », «Обособленные обстоятельства»

19.04

17-18/ 90-91

Работа над ошибками.    Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

2

Проанализировать  контрольную работу.  Устранить «пробелы» в знаниях по изученной теме.

20.04

21.04

19/92

Промежуточная аттестация

1

Проверить уровень знаний и сформированность умений по изученным темам 8 класса

26.04

Речь. Жанры публицистики (продолжение)

5 часов

1-2/  

93-94

Работа над ошибками                      Р.р. Портретный очерк.

2

Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы Анализировать тексты-образцы, тренироваться в построении отдельных фрагментов очерка

27.04

28.04

3/95

Р.р. Контрольная работа № 12. Сочинение в жанре портретного очерка

1

При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать; 2) чем интересен этот человек; 3) какую черту характера будете подчёркивать?

04.05

4-5/   96-97

Работа над ошибками.                     Урок — деловая игра «Мы делаем газету».

2

Формировать умение работать в группах. Учиться создавать тексты в публицистическом стиле.

05.05

10.05

Прямая и косвенная речь

8 часов

1-3/   98-100

Прямая речь и её оформление.

3

Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью

11.05

12.05

17.05

4-5/ 101-102

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

2

Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот.

18.05

19.05

6/103

Цитаты и их обозначение.

1

Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи

24.05

7/104

Обобщающее повторение за курс 7 класса.

1

Повторить и обобщить знания по основным темам и разделам языкознания, изученным в 8 классе.

25.05

8/105

Урок – путешествие «По страницам языкознания».

1

В игровой форме проверить уровень подготовки учащихся. Закреплять умение работать в группах.

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...