Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
Данное календарно-тематическое планирование по русскому языку разработано на основе программы М. М. Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_russkiy_2015.docx | 62.5 КБ |
8_russkiy_2015.docx | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому (родному) языку для 5-9 классов. Авторы: М. М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова; ООО «Дрофа», 2012 год.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в обеспечении языкового развития учащихся, в овладении ими речевой деятельностью.
Предметом обучения в школьном курсе русского языка является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в различных социолингвистических условиях. Курс русского языка предполагает развитие и совершенствование у учащихся всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). В соответствии с этим курс русского языка содержит те языковые факты, законы и правила, освоение которых обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке.
Сказанное выше определяет основные задачи обучения русскому языку в основной школе. Они состоят в том, чтобы обеспечить формирование:
1. Элементарной лингвистической компетенции, которая включает необходимые знания по лингвистике и важнейшие сведения об ученых русистах.
2. Языковой компетенции, включающей в себя знания самого русского языка, владение языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными.
3. Коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи.
Стержнем учебного курса является языковой раздел – лексика и грамматика, на основе которого не только формируется системное знание о разном языке с необходимыми умениями и навыками, но и предусматривается работа по речевому развитию учащихся.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех видах речевой деятельности;
- Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
- Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
В программе проведена корректировка некоторых тем:
1.На 3 контрольные работы, которые были рассчитаны на 2 часа, отведено по 1 часу, так как второй час предполагал работу над ошибками, которая не может занимать весь урок. Второй час отведен на обобщающее повторение по темам «Вводные и вставные конструкции», «Обособленные члены предложения»..
2.Резервные уроки отведены на 2 контрольные работы, 1час на обобщающее повторение за 7 класс.
Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. Предусмотрено 14 контрольных работ, из них – 4 сочинения, 2 изложения, 6 диктантов, 2 контрольные работы. Преобладающей формой текущего контроля является письменный.
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
- по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
- по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
• по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Учебно-методические средства обучения
- «Русский язык 8 класс» М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Дрофа» 2009год
- Рабочие программы. Русский язык 5-9 классы.- М: «Дрофа», 2012г.
- О.В.Беляева, О.А.Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 8 класс Москва «ВАКО» 2007 год
- Н.О.Крамаренко. Уроки русского языка 8 класс. Поурочные планы – Волгоград «Учитель» 2005 год
- Методические рекомендации. Русский язык 8 класс под редакцией М.М.Разумовской.
- Русский язык. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской. Москва. Дрофа. 2001 год.
- М.Бройде. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва. Айрис. 2001 год.
- Русский язык. Тесты. Фонетика. Грамматика. Текст. Москва. Дрофа. 2002 год.
- Е.А.Полежаева. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. Ростов-на-Дону. Феникс.2003 год.
- Т.А.Костяева. Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.8 класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение».2000 год.
- Л.А.Ахременкова. «К пятерке шаг за шагом». 8 класс. Москва. «Просвещение». 2006 год.
- Школа радости. Нестандартные уроки русского языка 5 -8 класс. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2002 год.
- Н.В.Охременко, О.В.Федина. Диктанты и тесты по русскому языку 5-8 класс. Москва. «Аквариум». 1997 год.
- С.С.Петровская, И.И.Черников. Диктанты по русскому языку 8 класс (библиотека учителя). Москва. «Дрофа». 2002год.
- ЦОР Русский язык. Поурочные планы 5-9 классы – «Учитель», 2012 г.
Содержание учебного курса
О языке
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского {церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?». Язык. Правописание. Культура речи
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.
Синтаксис простого предложения.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства, места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Односоставные простые предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и.... Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
Предложения с обращениями, вводными словами, обращениями
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
Предложения с обособленными членами.
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
Прямая и косвенная речь.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ и диктантов | Кол-во сочинений и изложений | Кол-во тестов |
1. | Язык и речь. | 1 | |||
2. | Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах. | 3 | 1 | ||
3. | Орфография и морфология (повторение). | 8 | 2 | ||
4. | Речь (повторение). | 2 | |||
5. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | 5 | |||
6. | Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 12 | 1 | ||
7. | Речь. Жанры публицистики. Репортаж | 13 | 1 | ||
8. | Неполное предложение. | 3 | 1 | ||
9. | Речь. Жанры публицистики (продолжение). | 3 | 1 | ||
10. | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. | 12 | 1 | 1 | |
11. | Предложения с обращениями и вводными конструкциями. | 11 | 1 | ||
12. | Предложения с обособленными членами. | 19 | 3 | ||
13. | Речь. Жанры публицистики (продолжение). | 5 | 1 | ||
14. | Прямая и косвенная речь. | 8 | |||
Итого: | 105 | 8 | 6 |
График контрольных работ
№ п/п | Наименование контрольной работы | Дата (план) | Дата (факт) |
1. | Р.р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки. | 03.09 08.09 | |
2. | Входная контрольная работа. | 17.09 | |
3. | Контрольная работа 2. Диктант по теме «Орфография и морфология». | 24.09 | |
4. | Контрольная работа № 3. Диктант «Члены предложения» с дополнительными заданиями. | 17.11 | |
5. | Р.р. Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа | 24.11 | |
6. | Сочинение по картине №5 | 23.12 | |
7. | Р.р. Контрольная работа № 6. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод. | 30.12 | |
8. | Р.р. Контрольная работа № 7 Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница». | 27.01 | |
9. | Контрольная работа № 8. Диктант по теме «Однородные члены предложения». | 03.02 | |
10. | Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции». | 01.03 | |
11. | Контрольная работа № 8. Диктант по теме «Обособленные определения и приложения». | 31.04 | |
12. | Контрольная работа № 9.Диктант по теме «Уточняющие члены предложения ». | 19.04 | |
13. | Промежуточная аттестация | 26.04 | |
14. | Р.р. Контрольная работа № 10. Сочинение в жанре портретного очерка | 04.05 |
Календарно – тематическое планирование
(всего 105 часов, 3 часа в неделю)
№ четверти | Тема раздела и количество часов | № п/п | Тема урока | Количество часов | Цели и задачи урока | Дата (план) | Дата (факт) |
I четверть | Язык и речь. 1 час | 1 | Русский язык в семье славянских языков. | 1 | Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков. Выявить роль старославянского языка в развитии русского языка. | 01.09 | |
Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах 3 часа | 1/2 | Р.р. Разновидности речи. | 1 | Повторить изученное в разделе «Речь» в 5— 7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа | 02.09 | ||
2-3/ 3-4 | Р.р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки. | 2 | Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним — читатели | 03.09 08.09 | |||
Орфография и морфология (повторение) 8 часов | 1/5 | Работа над ошибками. Буквы к и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий. | 1 | Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами н и нн | 09.09 | ||
2/6 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | Закрепляются понимание и верное написание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями (такую группировку частей речи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать) | 10.09 | |||
3/7 | Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями. | 1 | Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не я ни с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов | 15.09 | |||
4/8 | Употребление в тексте частицы ни. | 1 | Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщённое значение в придаточном предложении | 16.09 | |||
5/9 | Входная административная контрольная работа. | 1 | Проверить уровень знаний учащихся на начало учебного года. | 17.09 | |||
6/10 | Работа над ошибками. Употребление дефиса. | 1 | Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах | 22.09 | |||
7/11 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 1 | Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения | 23.09 | |||
8/12 | Контрольная работа 2. Диктант по теме «Орфография и морфология». | 1 | Проверить усвоение изученных правил орфографии Проверить усвоение правил пунктуационного оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. | 24.09 | |||
Речь (повторение) 2 часа | 13 | Работа над ошибками. Р.р. Типы речи. | 1 | Закрепить знание типов речи. Подготовиться к написанию небольшого домашнего сочинения «Легко ли быть молодым? » с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца; тип речи — рассуждение | 29.09 | ||
14 | Р.р. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | Учиться определять способы и средства связи предложений в тексте. | 30.09 | |||
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. 5 часов | 1/15 | Что такое словосочетание. | 1 | Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний | 01.10 | ||
2/16 | Три типа связи слов главного и зависимого в словосочетании. | 1 | 06.10 | ||||
3/17 | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | 07.10 | ||||
4-5/ 18-19 | Предложение. | 2 | Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова | 08.10 13.10 | |||
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. 12 часов | 1-2/ 20-21 | Интонация простого предложения. | 2 | Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста | 14.10 15.10 | ||
3/22 | Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. | 1 | Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении | 20.10 | |||
4/23 | Сказуемое и способы его выражения. | 1 | 21.10 | ||||
5/24 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме | 22.10 | |||
6/25 | Правильное согласование главных членов предложения. | 1 | Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования | 27.10 | |||
7-8/ 26-27 | Второстепенные члены предложения, их функции. Определение. | 2 | Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи | 28.10 29.10 | |||
II четверть | 9/28 | Дополнение. | 1 | Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме | 10.11 | ||
10/29 | Обстоятельство. | 1 | Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | 11.11 | |||
11/30 | Р.р. Порядок слов в предложении. | 1 | Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи | 12.11 | |||
12/31 | Контрольная работа № 3. Диктант «Члены предложения» с дополнительными заданиями. | 1 | Определить уровень усвоения темы. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. | 17.11 | |||
Речь. Жанры публицистики. Репортаж 13 часов | 1/32 | Работа над ошибками. Р.р. Репортаж. | 1 | Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста | 18.11 | ||
2/33 | Р.р. Репортаж-повествование. | 1 | Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования | 19.11 | |||
3/34 | Р.р. Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа | 1 | Учиться создавать репортажи, подбирать к ним материал | 24.11 | |||
4/35 | Работа над ошибками. Р.р. Репортаж-описание. | 1 | Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Выявить особенности репортажа-описания | 25.11 | |||
5/36 | Виды односоставных предложений. | 1 | Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное | 26.11 | |||
6-7/ 37-38 | Определённо-личное предложение. | 2 | Знать особенности употребления в речи определённо-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях | 01.12 02.12 | |||
8-9/ 39-40 | Неопределённо-личное предложение. | 2 | Знать, когда употребляются в речи неопределённо-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях | 03.12 08.12 | |||
10/ 41 | Обобщённо-личное предложение. | 1 | 09.12 | ||||
11-12/ 42-43 | Безличное предложение. | 2 | Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях | 10.12 15.12 | |||
13/44 | Назывное предложение. | 1 | Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям | 16.12 | |||
Неполное предложение 3 часа | 1/45 | Понятие неполного предложения. | 1 | Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме | 17.12 | ||
2/46 | Оформление неполных предложений на письме. | 1 | 22.12 | ||||
3/47 | Изложение (или сочинение по картине № 5 | 1 | 23.12 | ||||
Речь. Жанры публицистики (продолжение) 3 часа | 1/48 | Работа над ошибками Р.р. Статья в газету, понятие о жанре. | 1 | Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи | 24.12 | ||
III четверть | 2/49 | Р.р. Статья в газету. Строение текста | 1 | Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя | 29.12 | ||
3/50 | Р.р. Контрольная работа № 6. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод. | 1 | Конструировать отдельные части статьи: тезис, вывод; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса | 30.12 | |||
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами 12 часов | 1/51 | Работа над ошибками. Понятие однородности членов предложения. | 1 | Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Различать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом и, да (=и) и сложное предложение с аналогичной связью | 31.12 | ||
2-3/ 52-53 | Предложения с однородными членами. | 2 | 12.01 13.01 | ||||
4-6/ 54-56 | Средства связи между однородными членами предложения. | 3 | Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соответствующие предложения. Безошибочно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи | 14.01 19.01 20.01 | |||
7-8/ 57-58 | Однородные и неоднородные определения. | 2 | Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме | 21.01 26.01 | |||
9/ 59 | Р.р. Контрольная работа № 7 Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница». | 1 | Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах | 27.01 | |||
10-11/ 60-61 | Работа над ошибками Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 2 | Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами | 28.01 02.02 | |||
12/62 | Контрольная работа № 8. Диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 | Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы | 03.02 | |||
Предложения с обращениями и вводными конструкциями 11 часов | 1-2/ 63-64 | Работа над ошибками. Обращение. | 2 | Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции). Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного предложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем | 04.02 09.02 | ||
3/ 65 | Понятие водности как речевой категории. | 1 | Познакомиться с явлением вводности как речевой категорией. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомиться с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в. предложении, тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико-грамматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может, вправо и т. п.) | 10.02 | |||
4\5/ 66-67 | Группы вводных конструкций по значению. | 2 | 11.02 16.02 | ||||
6-7/ 68-69 | Предложения с вводными конструкциями. | 2 | 17.02 18.02 | ||||
8-9/ 70-71 | Вставные конструкции. | 2 | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания при письме. Совершенствовать умение опознавать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет | 24.02 25.02 | |||
10/72 | Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции». | 1 | Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции» | 01.03 | |||
11/73 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Вводные и вставные конструкции». | 1 | Выполнить анализ контрольной работы. Обобщить знания по теме, устранить «пробелы» | 02.03 | |||
Предложения с обособленными членами 19 часов | 1-2/ 74-75 | Понятие обособления второстепенных членов предложения. | 2 | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | 03.03 09.03 | ||
3/76 | Обособленные определения и приложения. | 1 | Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания | 10.03 | |||
IV четверть | 4-5 77-78 | Обособленные определения и приложения. | 2 | 15.03 16.03 | |||
6-8/ 79-81 | Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. | 3 | 17.03 29.03 30.03 | ||||
9/82 | Контрольная работа № 10. Диктант по теме «Обособленные определения и приложения». | 1 | Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения» | 31.03 | |||
10/83 | Работа над ошибками. Обособленные обстоятельства. | 1 | Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Иметь представление об изобразительно-выразительной функции обособленных обстоятельств в художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами | 05.04 | |||
11-13/ 84-86 | Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. | 3 | 06.04 07.04 12.04 | ||||
14-15/ 87-88 | Уточняющие члены предложения. | 2 | Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания | 13.04 14.04 | |||
16/89 | Контрольная работа № 11.Диктант по теме «Уточняющие члены предложения ». | 1 | Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения », «Обособленные обстоятельства» | 19.04 | |||
17-18/ 90-91 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | 2 | Проанализировать контрольную работу. Устранить «пробелы» в знаниях по изученной теме. | 20.04 21.04 | |||
19/92 | Промежуточная аттестация | 1 | Проверить уровень знаний и сформированность умений по изученным темам 8 класса | 26.04 | |||
Речь. Жанры публицистики (продолжение) 5 часов | 1-2/ 93-94 | Работа над ошибками Р.р. Портретный очерк. | 2 | Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы Анализировать тексты-образцы, тренироваться в построении отдельных фрагментов очерка | 27.04 28.04 | ||
3/95 | Р.р. Контрольная работа № 12. Сочинение в жанре портретного очерка | 1 | При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать; 2) чем интересен этот человек; 3) какую черту характера будете подчёркивать? | 04.05 | |||
4-5/ 96-97 | Работа над ошибками. Урок — деловая игра «Мы делаем газету». | 2 | Формировать умение работать в группах. Учиться создавать тексты в публицистическом стиле. | 05.05 10.05 | |||
Прямая и косвенная речь 8 часов | 1-3/ 98-100 | Прямая речь и её оформление. | 3 | Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью | 11.05 12.05 17.05 | ||
4-5/ 101-102 | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. | 2 | Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот. | 18.05 19.05 | |||
6/103 | Цитаты и их обозначение. | 1 | Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи | 24.05 | |||
7/104 | Обобщающее повторение за курс 7 класса. | 1 | Повторить и обобщить знания по основным темам и разделам языкознания, изученным в 8 классе. | 25.05 | |||
8/105 | Урок – путешествие «По страницам языкознания». | 1 | В игровой форме проверить уровень подготовки учащихся. Закреплять умение работать в группах. | 26.05 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому (родному) языку для 5-9 классов. Авторы: М. М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова; ООО «Дрофа», 2012 год.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в обеспечении языкового развития учащихся, в овладении ими речевой деятельностью.
Предметом обучения в школьном курсе русского языка является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в различных социолингвистических условиях. Курс русского языка предполагает развитие и совершенствование у учащихся всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). В соответствии с этим курс русского языка содержит те языковые факты, законы и правила, освоение которых обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке.
Сказанное выше определяет основные задачи обучения русскому языку в основной школе. Они состоят в том, чтобы обеспечить формирование:
1. Элементарной лингвистической компетенции, которая включает необходимые знания по лингвистике и важнейшие сведения об ученых русистах.
2. Языковой компетенции, включающей в себя знания самого русского языка, владение языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными.
3. Коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи.
Стержнем учебного курса является языковой раздел – лексика и грамматика, на основе которого не только формируется системное знание о разном языке с необходимыми умениями и навыками, но и предусматривается работа по речевому развитию учащихся.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех видах речевой деятельности;
- Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
- Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
В программе проведена корректировка некоторых тем:
1.На 3 контрольные работы, которые были рассчитаны на 2 часа, отведено по 1 часу, так как второй час предполагал работу над ошибками, которая не может занимать весь урок. Второй час отведен на обобщающее повторение по темам «Вводные и вставные конструкции», «Обособленные члены предложения»..
2.Резервные уроки отведены на 2 контрольные работы, 1час на обобщающее повторение за 7 класс.
Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. Предусмотрено 14 контрольных работ, из них – 4 сочинения, 2 изложения, 6 диктантов, 2 контрольные работы. Преобладающей формой текущего контроля является письменный.
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
- по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
- по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
• по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Учебно-методические средства обучения
- «Русский язык 8 класс» М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Дрофа» 2009год
- Рабочие программы. Русский язык 5-9 классы.- М: «Дрофа», 2012г.
- О.В.Беляева, О.А.Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 8 класс Москва «ВАКО» 2007 год
- Н.О.Крамаренко. Уроки русского языка 8 класс. Поурочные планы – Волгоград «Учитель» 2005 год
- Методические рекомендации. Русский язык 8 класс под редакцией М.М.Разумовской.
- Русский язык. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской. Москва. Дрофа. 2001 год.
- М.Бройде. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва. Айрис. 2001 год.
- Русский язык. Тесты. Фонетика. Грамматика. Текст. Москва. Дрофа. 2002 год.
- Е.А.Полежаева. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. Ростов-на-Дону. Феникс.2003 год.
- Т.А.Костяева. Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.8 класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение».2000 год.
- Л.А.Ахременкова. «К пятерке шаг за шагом». 8 класс. Москва. «Просвещение». 2006 год.
- Школа радости. Нестандартные уроки русского языка 5 -8 класс. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2002 год.
- Н.В.Охременко, О.В.Федина. Диктанты и тесты по русскому языку 5-8 класс. Москва. «Аквариум». 1997 год.
- С.С.Петровская, И.И.Черников. Диктанты по русскому языку 8 класс (библиотека учителя). Москва. «Дрофа». 2002год.
- ЦОР Русский язык. Поурочные планы 5-9 классы – «Учитель», 2012 г.
Содержание учебного курса
О языке
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского {церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?». Язык. Правописание. Культура речи
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.
Синтаксис простого предложения.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства, места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Односоставные простые предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и.... Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
Предложения с обращениями, вводными словами, обращениями
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
Предложения с обособленными членами.
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
Прямая и косвенная речь.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ и диктантов | Кол-во сочинений и изложений | Кол-во тестов |
1. | Язык и речь. | 1 | |||
2. | Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах. | 3 | 1 | ||
3. | Орфография и морфология (повторение). | 8 | 2 | ||
4. | Речь (повторение). | 2 | |||
5. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | 5 | |||
6. | Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 12 | 1 | ||
7. | Речь. Жанры публицистики. Репортаж | 13 | 1 | ||
8. | Неполное предложение. | 3 | 1 | ||
9. | Речь. Жанры публицистики (продолжение). | 3 | 1 | ||
10. | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. | 12 | 1 | 1 | |
11. | Предложения с обращениями и вводными конструкциями. | 11 | 1 | ||
12. | Предложения с обособленными членами. | 19 | 3 | ||
13. | Речь. Жанры публицистики (продолжение). | 5 | 1 | ||
14. | Прямая и косвенная речь. | 8 | |||
Итого: | 105 | 8 | 6 |
График контрольных работ
№ п/п | Наименование контрольной работы | Дата (план) | Дата (факт) |
1. | Р.р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки. | 03.09 08.09 | |
2. | Входная контрольная работа. | 17.09 | |
3. | Контрольная работа 2. Диктант по теме «Орфография и морфология». | 24.09 | |
4. | Контрольная работа № 3. Диктант «Члены предложения» с дополнительными заданиями. | 17.11 | |
5. | Р.р. Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа | 24.11 | |
6. | Сочинение по картине №5 | 23.12 | |
7. | Р.р. Контрольная работа № 6. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод. | 30.12 | |
8. | Р.р. Контрольная работа № 7 Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница». | 27.01 | |
9. | Контрольная работа № 8. Диктант по теме «Однородные члены предложения». | 03.02 | |
10. | Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции». | 01.03 | |
11. | Контрольная работа № 8. Диктант по теме «Обособленные определения и приложения». | 31.04 | |
12. | Контрольная работа № 9.Диктант по теме «Уточняющие члены предложения ». | 19.04 | |
13. | Промежуточная аттестация | 26.04 | |
14. | Р.р. Контрольная работа № 10. Сочинение в жанре портретного очерка | 04.05 |
Календарно – тематическое планирование
(всего 105 часов, 3 часа в неделю)
№ четверти | Тема раздела и количество часов | № п/п | Тема урока | Количество часов | Цели и задачи урока | Дата (план) | Дата (факт) |
I четверть | Язык и речь. 1 час | 1 | Русский язык в семье славянских языков. | 1 | Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков. Выявить роль старославянского языка в развитии русского языка. | 01.09 | |
Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах 3 часа | 1/2 | Р.р. Разновидности речи. | 1 | Повторить изученное в разделе «Речь» в 5— 7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа | 02.09 | ||
2-3/ 3-4 | Р.р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки. | 2 | Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним — читатели | 03.09 08.09 | |||
Орфография и морфология (повторение) 8 часов | 1/5 | Работа над ошибками. Буквы к и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий. | 1 | Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами н и нн | 09.09 | ||
2/6 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | Закрепляются понимание и верное написание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями (такую группировку частей речи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать) | 10.09 | |||
3/7 | Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями. | 1 | Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не я ни с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов | 15.09 | |||
4/8 | Употребление в тексте частицы ни. | 1 | Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщённое значение в придаточном предложении | 16.09 | |||
5/9 | Входная административная контрольная работа. | 1 | Проверить уровень знаний учащихся на начало учебного года. | 17.09 | |||
6/10 | Работа над ошибками. Употребление дефиса. | 1 | Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах | 22.09 | |||
7/11 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 1 | Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения | 23.09 | |||
8/12 | Контрольная работа 2. Диктант по теме «Орфография и морфология». | 1 | Проверить усвоение изученных правил орфографии Проверить усвоение правил пунктуационного оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. | 24.09 | |||
Речь (повторение) 2 часа | 13 | Работа над ошибками. Р.р. Типы речи. | 1 | Закрепить знание типов речи. Подготовиться к написанию небольшого домашнего сочинения «Легко ли быть молодым? » с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца; тип речи — рассуждение | 29.09 | ||
14 | Р.р. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | Учиться определять способы и средства связи предложений в тексте. | 30.09 | |||
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. 5 часов | 1/15 | Что такое словосочетание. | 1 | Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний | 01.10 | ||
2/16 | Три типа связи слов главного и зависимого в словосочетании. | 1 | 06.10 | ||||
3/17 | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | 07.10 | ||||
4-5/ 18-19 | Предложение. | 2 | Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова | 08.10 13.10 | |||
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. 12 часов | 1-2/ 20-21 | Интонация простого предложения. | 2 | Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста | 14.10 15.10 | ||
3/22 | Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. | 1 | Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении | 20.10 | |||
4/23 | Сказуемое и способы его выражения. | 1 | 21.10 | ||||
5/24 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме | 22.10 | |||
6/25 | Правильное согласование главных членов предложения. | 1 | Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования | 27.10 | |||
7-8/ 26-27 | Второстепенные члены предложения, их функции. Определение. | 2 | Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи | 28.10 29.10 | |||
II четверть | 9/28 | Дополнение. | 1 | Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме | 10.11 | ||
10/29 | Обстоятельство. | 1 | Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | 11.11 | |||
11/30 | Р.р. Порядок слов в предложении. | 1 | Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи | 12.11 | |||
12/31 | Контрольная работа № 3. Диктант «Члены предложения» с дополнительными заданиями. | 1 | Определить уровень усвоения темы. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. | 17.11 | |||
Речь. Жанры публицистики. Репортаж 13 часов | 1/32 | Работа над ошибками. Р.р. Репортаж. | 1 | Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста | 18.11 | ||
2/33 | Р.р. Репортаж-повествование. | 1 | Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования | 19.11 | |||
3/34 | Р.р. Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа | 1 | Учиться создавать репортажи, подбирать к ним материал | 24.11 | |||
4/35 | Работа над ошибками. Р.р. Репортаж-описание. | 1 | Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Выявить особенности репортажа-описания | 25.11 | |||
5/36 | Виды односоставных предложений. | 1 | Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное | 26.11 | |||
6-7/ 37-38 | Определённо-личное предложение. | 2 | Знать особенности употребления в речи определённо-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях | 01.12 02.12 | |||
8-9/ 39-40 | Неопределённо-личное предложение. | 2 | Знать, когда употребляются в речи неопределённо-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях | 03.12 08.12 | |||
10/ 41 | Обобщённо-личное предложение. | 1 | 09.12 | ||||
11-12/ 42-43 | Безличное предложение. | 2 | Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях | 10.12 15.12 | |||
13/44 | Назывное предложение. | 1 | Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям | 16.12 | |||
Неполное предложение 3 часа | 1/45 | Понятие неполного предложения. | 1 | Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме | 17.12 | ||
2/46 | Оформление неполных предложений на письме. | 1 | 22.12 | ||||
3/47 | Изложение (или сочинение по картине № 5 | 1 | 23.12 | ||||
Речь. Жанры публицистики (продолжение) 3 часа | 1/48 | Работа над ошибками Р.р. Статья в газету, понятие о жанре. | 1 | Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи | 24.12 | ||
III четверть | 2/49 | Р.р. Статья в газету. Строение текста | 1 | Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя | 29.12 | ||
3/50 | Р.р. Контрольная работа № 6. Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод. | 1 | Конструировать отдельные части статьи: тезис, вывод; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса | 30.12 | |||
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами 12 часов | 1/51 | Работа над ошибками. Понятие однородности членов предложения. | 1 | Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Различать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом и, да (=и) и сложное предложение с аналогичной связью | 31.12 | ||
2-3/ 52-53 | Предложения с однородными членами. | 2 | 12.01 13.01 | ||||
4-6/ 54-56 | Средства связи между однородными членами предложения. | 3 | Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соответствующие предложения. Безошибочно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи | 14.01 19.01 20.01 | |||
7-8/ 57-58 | Однородные и неоднородные определения. | 2 | Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме | 21.01 26.01 | |||
9/ 59 | Р.р. Контрольная работа № 7 Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница». | 1 | Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах | 27.01 | |||
10-11/ 60-61 | Работа над ошибками Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 2 | Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами | 28.01 02.02 | |||
12/62 | Контрольная работа № 8. Диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 | Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы | 03.02 | |||
Предложения с обращениями и вводными конструкциями 11 часов | 1-2/ 63-64 | Работа над ошибками. Обращение. | 2 | Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции). Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного предложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем | 04.02 09.02 | ||
3/ 65 | Понятие водности как речевой категории. | 1 | Познакомиться с явлением вводности как речевой категорией. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомиться с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в. предложении, тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико-грамматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может, вправо и т. п.) | 10.02 | |||
4\5/ 66-67 | Группы вводных конструкций по значению. | 2 | 11.02 16.02 | ||||
6-7/ 68-69 | Предложения с вводными конструкциями. | 2 | 17.02 18.02 | ||||
8-9/ 70-71 | Вставные конструкции. | 2 | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания при письме. Совершенствовать умение опознавать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет | 24.02 25.02 | |||
10/72 | Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции». | 1 | Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции» | 01.03 | |||
11/73 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Вводные и вставные конструкции». | 1 | Выполнить анализ контрольной работы. Обобщить знания по теме, устранить «пробелы» | 02.03 | |||
Предложения с обособленными членами 19 часов | 1-2/ 74-75 | Понятие обособления второстепенных членов предложения. | 2 | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | 03.03 09.03 | ||
3/76 | Обособленные определения и приложения. | 1 | Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания | 10.03 | |||
IV четверть | 4-5 77-78 | Обособленные определения и приложения. | 2 | 15.03 16.03 | |||
6-8/ 79-81 | Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. | 3 | 17.03 29.03 30.03 | ||||
9/82 | Контрольная работа № 10. Диктант по теме «Обособленные определения и приложения». | 1 | Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения» | 31.03 | |||
10/83 | Работа над ошибками. Обособленные обстоятельства. | 1 | Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Иметь представление об изобразительно-выразительной функции обособленных обстоятельств в художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами | 05.04 | |||
11-13/ 84-86 | Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. | 3 | 06.04 07.04 12.04 | ||||
14-15/ 87-88 | Уточняющие члены предложения. | 2 | Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания | 13.04 14.04 | |||
16/89 | Контрольная работа № 11.Диктант по теме «Уточняющие члены предложения ». | 1 | Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения », «Обособленные обстоятельства» | 19.04 | |||
17-18/ 90-91 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | 2 | Проанализировать контрольную работу. Устранить «пробелы» в знаниях по изученной теме. | 20.04 21.04 | |||
19/92 | Промежуточная аттестация | 1 | Проверить уровень знаний и сформированность умений по изученным темам 8 класса | 26.04 | |||
Речь. Жанры публицистики (продолжение) 5 часов | 1-2/ 93-94 | Работа над ошибками Р.р. Портретный очерк. | 2 | Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы Анализировать тексты-образцы, тренироваться в построении отдельных фрагментов очерка | 27.04 28.04 | ||
3/95 | Р.р. Контрольная работа № 12. Сочинение в жанре портретного очерка | 1 | При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать; 2) чем интересен этот человек; 3) какую черту характера будете подчёркивать? | 04.05 | |||
4-5/ 96-97 | Работа над ошибками. Урок — деловая игра «Мы делаем газету». | 2 | Формировать умение работать в группах. Учиться создавать тексты в публицистическом стиле. | 05.05 10.05 | |||
Прямая и косвенная речь 8 часов | 1-3/ 98-100 | Прямая речь и её оформление. | 3 | Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью | 11.05 12.05 17.05 | ||
4-5/ 101-102 | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. | 2 | Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот. | 18.05 19.05 | |||
6/103 | Цитаты и их обозначение. | 1 | Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи | 24.05 | |||
7/104 | Обобщающее повторение за курс 7 класса. | 1 | Повторить и обобщить знания по основным темам и разделам языкознания, изученным в 8 классе. | 25.05 | |||
8/105 | Урок – путешествие «По страницам языкознания». | 1 | В игровой форме проверить уровень подготовки учащихся. Закреплять умение работать в группах. | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО, специальность - "Документационное обеспечение управления и архивоведение")
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык"...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...