Тематическое планирование 5-9 кл.
рабочая программа по русскому языку ( класс) на тему
Тематическое планирование по русскому языку 5-9 классы под ред. А. Д. Шмелёва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_5-9_kl.doc | 382 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
5 класс
Всего часов | 175 ч |
В том числе: повторение | 10 ч |
контрольные работы | 8 ч |
сочинения и изложения | 8 ч |
резервные уроки | 5 ч |
Кол-во часов | Название раздела, темы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (22 ч) | |||
5 | Речь и речевое общение Речь и общение Виды монолога Виды диалога | Умение общаться – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Этикетный диалог, диалог-расспрос | Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Иметь представление о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения, выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения |
4 | Речевая деятельность Чтение Говорение Письмо Поиск, анализ информации | Речь как деятельность. аудирование, говорение, чтение, письмо. Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам | Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку. Распознавать основную идею текста, используя заголовки текста и частей текста, находить части текста с общеизвестной информацией. Устанавливать связи между информацией текста и общими, повседневными знаниями. Находить в таблице, на схеме, карте, странице электронного сайта отдельные части информации, передаваемой небольшим по объёму вербальным текстом |
11 | Текст Виды информационной переработки текста Функционально-смысловые типы речи | Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста. Микротема текста. План текста (простой). Повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Находить лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Озаглавливать текст, аргументируя своё предложение. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делить текст на смысловые части; объяснять порядок частей текста. Создавать собственные тексты (рассказ; описание предмета, состояния; рассуждение) с учётом требований к построение связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей |
2 | Функциональные разновидности языка Разговорный язык Официально-деловой стиль Учебно-научный стиль Публицистический стиль Язык художественной литературы | Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа. Личное (неофициальное) и официальное письмо. Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление. Сфера употребления учебно-научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение. Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья. Изобразительные средства языка художественной литературы | Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы, находить в текстах изученные изобразительные средства художественной литературы (метафору, сравнение, эпитет). Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. Писать личное письмо, объявление; вести беседу, рассказывать случай из жизни; выступать с сообщением по изученной теме и с сообщением публицистического характера в соответствии с целью и ситуацией общения. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки |
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ | |||
4 | Общие сведения о языке | Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения). Система русского литературного языка. Соотношение языка и речи. Выдающиеся отечественные лингвисты | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка. Иметь представление об основных разделах лингвистики. Различать язык и речь, иметь представление об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня |
6 | Фонетика Орфоэпия | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Шипящие согласные. Устройство речевого аппарата. Элементы фонетической транскрипции. Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах и в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Использовать орфоэпический словарь |
3 | Графика | Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j]. Прописные и строчные буквы | Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях |
11 | Морфемика Словообразование | Морфемика как раздел лингвистики. Словообразование и изменение форм слов. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы), сложение | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведеии грамматического и лексического анализа слов |
10 | Лексикология Фразеология | Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа метафоры, метонимии в текстах разных стилей. Тематические группы слов. Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы. Толковые словари русского языка. Словари синонимов и антонимов русского языка. Понятие о фразеологизмах. Пословицы, поговорки | Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи |
34 | Морфология Имя существительное Имя прилагательное Глагол | Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имён существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило А.А. Зализняка об одушевлённости/неодушевлённости. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имён существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым. Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имён прилагательных. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа, имена существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в изучаемых текстах. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола |
10 | Синтаксис Словосочетание Предложение Однородные члены Обращение Вводные конструкции | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Их интонационные и смысловые особенности. Распространённые и нераспространённые предложения. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Обращение, его функции. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Разграничивать предложения распространённые и нераспространённые. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения. Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями |
39 | Правописание Орфография Пунктуация | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Слитное и раздельное написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами. Употребление строчной и прописной буквы. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Орфографические словари | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. |
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (8 ч) | |||
5 | Культура речи | Культура речи как раздел лингвистики. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
3 | Язык и культура | Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений на основе знаний о своей этнической принадлежности, освоения национальных ценностей, традиций, культуры. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах |
6 класс
Всего часов | 210 ч |
В том числе: повторение | 8 ч |
контрольные работы | 16 ч |
сочинения и изложения | 8 ч |
резервные уроки | 18 ч |
Кол-во часов | Название раздела, темы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (44 ч) | |||
3 | Речь и речевое общение Виды монолога Виды диалога | Условия речевого общения. Диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию. Сочетание разных видов диалога | Знать особенности диалогической Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего |
16 | Речевая деятельность Поиск, анализ информации | Основные особенности аудирования, говорения, чтения, письма как видов речевой деятельности. Поиск информации в Интернете по ключевым словам | Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Понимать структуру таблицы, страницы сайта Интернета, демонстрировать понимание представленной в них информации. Объединять две небольшие части информации из таблицы. Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации |
20 | Текст Структура текста Виды информационной переработки текста Функционально-смысловые типы речи | Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей. Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Создавать и редактировать собственные тексты — описания предмета, состояния, процесса с учётом требований к построению связного текста |
5 | Функциональные разновидности языка Разговорный язык Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль | Функциональные разновидности языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа. Электронное письмо. Личный дневник в Интернете. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, его особенности. Основные жанры научного стиля: аннотация, её особенности. Основные жанры публицистического стиля: выступление, его особенности | Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Выявлять особенности разговорной речи. Выступать перед аудиторией сверстников с рассказом, вести беседу в соответствии с целью и ситуацией общения. Использовать возможности электронной почты для информационного обмена. Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета. Писать аннотацию, заявление, рассказ в соответствии с целью и ситуацией общения. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением публицистического характера. Писать заявление в соответствии с целью и ситуацией общения. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст |
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ | |||
4 | Общие сведения о языке | Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Выдающиеся отечественные лингвисты | Иметь элементарные представления об основных формах функционирования современного русского языка. Иметь представление об отечественных лингвистах |
10 | Фонетика Орфоэпия | Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Сильная и слабая фонетическая позиция. Чередования звуков. Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени) | Пользоваться основными понятиями фонетики. Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (глаголы прошедшего времени и т. д.). Использовать орфоэпический словарь |
1 | Графика | Правила переноса | Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса слов с одной строки на другую |
23 | Морфемика Словообразование | Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы. Род сложносокращённых слов, их согласование с глаголами прошедшего времени | Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слов. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать способы словообразования слов изученных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов |
19 | Лексикология Фразеология | Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Стилистические пометы в толковых словарях русского языка. Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка. Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи, публицистических и учебно-научных текстах; диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Извлекать необходимую информацию из толкового словаря, фразеологического словаря и использовать её в различных видах деятельности. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием стилистически окрашенных слов и фразеологизмов как средств выразительности в художественном тексте |
44 | Морфология Глагол Причастие Деепричастие Местоимение Имя числительное | Морфология как раздел грамматики (повторение). Глагол как часть речи (повторение). Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Деепричастие, его грамматические признаки. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Синтаксическая функция деепричастия. Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных | Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, причастия, определять их синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видо-временную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте. Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом. Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имён числительных разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры. Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи. Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять числительные двое, трое и т. п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т. д. в деловой речи |
45 | Правописание Орфография Пунктуация | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях изучаемых слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных в суффиксах причастий, наречий. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких причастий, наречий. Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не с причастиями, деепричастиями. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. Пунктуация. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения. Выделение на письме причастных и деепричастных оборотов | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем |
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (20 ч) | |||
15 | Культура речи | Культура речи как раздел лингвистики. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка | Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
5 | Язык и культура | Взаимосвязь языка и культуры. Русский речевой этикет | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий |
7 класс
Всего часов | 140 ч |
В том числе: повторение | 8 ч |
контрольные работы | 12 ч |
сочинения и изложения | 8 ч |
резервные уроки | 12 ч |
Кол-во часов | Название раздела, темы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (31 ч) | |||
4 | Речь и речевое общение Речь и общение Виды монолога Виды диалога | Умение общаться — важная составляющая культуры человека. Диалог — обмен мнениями, диалог-расспрос. Приёмы эффективного слушания в ситуации диалога | Оценивать ситуацию и условия общения, коммуникативные цели говорящего. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач в зависимости от цели, ситуации и условий общения. Владеть разными видами диалога. Владеть приёмами эффективного слушания в ситуации диалога, адекватно использовать речь для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |
8 | Речевая деятельность Аудирование Чтение Говорение Письмо Поиск, анализ информации | Выборочное, ознакомительное, детальное аудирование. Приёмы работы с учебной книгой научного и научно-популярного стиля. Культура работы с книгой и другими источниками информации | Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), пользоваться правилами эффективного слушания в ситуации диалога. Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации |
11 | Текст Функционально-смысловые типы речи | Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте. Повествование как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи | Знать признаки текста, определять тему, основную мысль текста. Находить ключевые слова, составлять текст по ключевым словам. Определять способы развития темы в тексте; виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. Выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Создавать и редактировать собственные тексты-повествования с учётом требований к построению связного текста |
8 | Функциональные разновидности языка Разговорный язык Публицистический стиль Язык художественной литературы | Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности. Изобразительные средства языка художественной литературы | Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым, стилистическим нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст |
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ | |||
3 | Общие сведения о языке | Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Выдающиеся отечественные лингвисты | Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Иметь представление об отечественных лингвистах |
5 | Морфемика Словообразование | Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Словообразовательные и морфемные словари русского языка | Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ |
8 | Лексикология Фразеология | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Основные выразительные средства лексики и фразеологии | Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи |
30 | Морфология Наречие Слова категории состояния Служебные части речи Предлог Союз Частица Разряды слов Звукоподражательные слова | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.) | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. Различать грамматические омонимы |
25 | Синтаксис Словосочетание Предложение Грамматическая основа предложения Второстепенные члены предложения | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные |
30 | Правописание Орфография Пунктуация | Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Тире в неполном предложении | Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем |
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (8 ч) | |||
5 | Культура речи | Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Варианты норм | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
3 | Язык и культура | Отражение в языке культуры и истории народа; изменения, происходящие в современном языке. Пословицы и поговорки русского народа, народов России, мира. Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов |
8 класс
Всего часов | 175 ч |
В том числе: повторение | 8 ч |
контрольные работы | 10 ч |
сочинения и изложения | 10 ч |
резервные уроки | 9 ч |
Кол-во часов | Название раздела, темы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (28 ч) | |||
4 | Речь и речевое общение Речь и общение Виды монолога Виды диалога | Сопоставление устной и письменной речи: соотнесение с целями, ситуациями, условиями общения. Электронная коммуникация | Знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Владеть различными видами электронной коммуникации |
7 | Речевая деятельность Аудирование Чтение Говорение Письмо Поиск, анализ информации | Основная и дополнительная информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух. Письмо. Разные виды изложения прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания реферата, доверенности. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром | Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации |
10 | Текст Виды информационной переработки текста Функционально-смысловые типы речи | Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Структура текста: средства связи предложений и частей текста. Уместность, целесообразность использования лексических и грамматических средств связи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи | Знать и характеризовать признаки текста. Создавать и редактировать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста |
7 | Функциональные разновидности языка Научный стиль Официально-деловой стиль | Разговорный язык, его особенности (обобщение). Основные жанры официально-делового стиля: доверенность | Выявлять особенности разговорной речи и публицистического стиля. Брать интервью у сверстников, осознавать правила его проведения. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с докладом, представлять реферат |
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ | |||
2 | Общие сведения о языке | Русский язык в современном мире. Выдающиеся отечественные лингвисты | Осознавать роль русского языка в современном мире; его функционирование в качестве мирового языка. Иметь представление об отечественных лингвистах |
8 | Лексикология Фразеология | Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Паронимы. Словари иностранных слов. Афоризмы, крылатые слова | Характеризовать слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления и стилистической окраски, принадлежности к активному/пассивному словарному запасу. Различать и использовать в собственной речи исконно русские и заимствованные слова. Наблюдать за использованием исконно русских и заимствованных слов как средств выразительности в художественном тексте |
5 | Морфология | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Омонимия слов разных частей речи. Переход слова из одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.) | Владеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Наблюдать за использованием слов разных частей речи в разговорной речи, языке художественной литературы, функциональных стилях литературного языка. Различать грамматические омонимы |
45 | Синтаксис Осложнённое простое предложение Вводные конструкции | Главный член односоставного предложения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста | Опознавать односоставные предложения; определять их виды и морфологические способы выражения главного члена. Наблюдать за использованием вводных конструкций в разговорной речи, в учебно-научном, публицистическом стилях, в языке художественной литературы |
10 | Правописание Орфография Пунктуация | Орфография (повторение). Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения | Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем |
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (7 ч) | |||
2 | Культура речи | Культура речи. Правильность, точность, богатство, выразительность, уместность речи. Нормативные словари современного русского языка: словарь грамматических трудностей, обратный грамматический словарь А.А. Зализняка. Справочники по пунктуации | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
5 | Язык и культура | Взаимосвязь языка и культуры. Межкультурная коммуникация | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны |
9 класс
Всего часов | 175 ч |
В том числе: повторение | 8 ч |
контрольные работы | 6 ч |
сочинения и изложения | 14 ч |
резервные уроки | 9 ч |
Кол-во часов | Название раздела, темы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (25 ч) | |||
2 | Речь и речевое общение | Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств. Морально-этические и психологические принципы общения | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание, участвовать в диалогах разных видов. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Освоить правила коллективного обсуждения, дискуссии в соответствии с нормами русского языка, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения |
3 | Речевая деятельность Письмо Поиск, анализ информации | Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Приёмы работы с электронными библиотеками | Адекватно понимать явную и скрытую информацию текстов, воспринимаемых зрительно или на слух. Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации |
10 | Текст Функционально-смысловые типы речи | Сочетание разных функционально-смысловых типов речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение) | Определять назначение разных видов текстов. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Создавать и редактировать собственные тексты, выбирая языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения |
10 | Функциональные разновидности языка Научный стиль Официально-деловой стиль | Стилистическая система современного русского языка. Функциональные стили (обобщение). Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности | Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка, выявлять его особенности. Участвовать в форумах в социальных образовательных сетях |
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ | |||
1 | Общие сведения о языке | Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты | Иметь представление о развитии русистики, о выдающихся отечественных лингвистах |
5 | Фонетика Орфоэпия | Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение). Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты произношения и уда-рения | Овладевать основными понятиями фонетики. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь |
1 | Графика | Принципы русской графики. Соотношение звука и буквы (повторение) | Осознавать значение письма в истории развития человечества. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений |
4 | Морфемика Словообразование | Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах. Основные выразительные средства морфемики и словообразования | Владеть основными понятиями морфемики и словообразования. Определять и характеризовать морфемный состав слова; уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; анализировать словообразовательную структуру слова; оценивать основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов |
4 | Лексикология Фразеология | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари | Владеть основными понятиями лексикологии. Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т. д. как средств выразительности в художественном тексте |
5 | Морфология | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи | Владеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Наблюдать за использованием слов разных частей речи в языке художественной литературы |
45 | Синтаксис | Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание | Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью |
10 | Правописание Орфография Пунктуация | Правила орфографии (повторение). Оформление диалога на письме | Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем |
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (5 ч) | |||
3 | Культура речи | Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения. Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
2 | Язык и культура | Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет (повторение). Нормы информационной культуры, этики и права | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...