Учебный модулю по теме "Морфемика"
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Теоретический материал и практические задания по теме "Морфемика" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfemika_5klass.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
5класс.
Учебный модуль (4 часа).
«Морфемика»
I Структурно-логическая схема. II. Словарь:
Морфемика (греч. «морфе» -форма) - раздел языкознания, изучающий состав (строение) слова
Морфема - наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в структуре слова при сопоставления с другими словами, содержащими аналогичные части слова.
Словарь морфем - учебное пособие, содержащее значение морфем.
Морфемная модель слова – определённая схема, образец, по которым образуются
слова в русском языке.
Основа слова - часть изменяемого слова без окончания (золотая осень)
Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (перелётная птица, улететь на юг)
Корень - главная значимая часть слова, в которой заключается общее
лексическое значение однокоренных слов (трава, травка, травяной).
Однокоренные - слова с одинаковым корнем (дорога – дорожка)
Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (парашют- парашютист).
Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая заключает в себе грамматическое значение, служит для образования новых форм слова и для связи слов в словосочетании и предложении раннее утро, ранний гость).
Нулевое - окончание, не выраженное звуками (ночь - - ночной).
Постфикс - значимая часть слова, которая стоит после окончания или суффиксов в глагольных формах и служит для образования возвратных глаголов одевать одеваться, одеваюсь)
III. Утверждения:
- Слово состоит из значимых частей – морфем: приставок, корней, суффиксов, окончаний.
- Для разных морфем есть свои условные знаки: ¬ - приставка,
- корень, ^ - суффикс, - окончание, ^ - постфикс.
- Корень – общая часть однокоренных слов.
- Слова с одинаковым корнем – однокоренные.
- Родственные (однокоренные) слова составляют гнездо.
- Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова.
- Приставка всегда стоит перед корнем,
- Суффикс стоит после корня,
- Одни и те же приставки и суффиксы употребляются для образования разных по значению слов одной и той же части речи. Например, глаголов с приставкой при- : при-ходить, при- летать, существительных с суффиксом - от- :крас-от-а, добр-от-а.
- Окончание имеют изменяемые части речи. Неизменяемые слова состоят только из основы.
- Окончание может быть нулевым.
- Окончание образует новые формы одного и того же слова.
- Основа слова содержит его главное лексическое значение.
- Грамматическое значение слова выражает окончание.
- Постфикс стоит после окончания в возвратных глаголах.
IV. Морфемный анализ слова.
Порядок разбора.
- Окончание, значение окончания.
- Основа.
- Корень. Подобрать два-три однокоренных слова.
- Приставка (приставки), суффикс (суффиксы; значение приставки и суффикса (если оно ясно)
Образец рассуждения.
Подснежник.
Устный разбор.
- Существительное подснежник имеет нулевое окончание. Оно указывает на мужской род, именительный падеж, единственное число.
- Основой слова является его часть без окончания: подснежник.
- Корень слова - снеж- однокоренные слова:снег, снеж-ный, снеж-инка (чередование г // ж).
- Приставка под-. Слова с этой приставкой под- берёзовик, Под- московье.. Значение приставки «нечто, находящееся ниже или в непосредственной близости от того, что называется.
- Суффикс -ник- подстакан – ник, подокон –ник. Значение:«предмет, характеризующийся отношением к предмету».
Письменный разбор: подснежник -снег
VI. Упражнения для закрепления.
Задание 1
Разделите слова на морфемы, обозначая их соответствующими знаками(¬,^, )
Сказочка, хлебный, украсит, принесли, говорливый, заколка,безветренный, земляной, надрежут, приберегли.
Образец: сказочка
Задание 2.
Приведите примеры слов с данными корнями. В чём особенность данных морфем?
-мороз- // - морож- //-мораж-,
- холод- // - хлад- // -хлажд- ,
- глух- // - глуш- // - глох-,
-клик- // - клич- // - клиц-,
- канн- // -капл- // - капель-,
-сад- // - саж - // - сажд.
Образец: мороз, мороженый, замораживать.
Задание 3.
Запишите зашифрованные слова, вставляя вместо пропуска указанные корни. Объясните различие в написании последних слов.
- мер- -мир-
а н ый
при к а с и ть
из и ть с енн ый
из и тель и ть ся
при я ть при я ть
Задание 4*.
Спишите текст. Найдите слова, основа которых состоит только из корня. Подберите к ним однокоренные слова, чтобы получилось гнездо родственных слов. В одном из гнёзд обозначьте морфемный состав каждого слова.
Разлука.
Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы. Но только ведь уже осень. Берёзки желтеют, трепетная осина шепчет: «Нет опоры в поэзии: роса высохнет, птицы улетят, тугие грибы все развалятся в прах. Нет опоры». И так надо мне эту разлуку принять и куда-то лететь вместе с листьями.
М.Пришвин.
Задание 5.
От данных основ образуйте и запишите указанные формы. Какие части речи вы записали?
- м.р., р.п.
Красноват +
- мн.ч., т.п
- мн.ч, д.п
колокольчик +
- ед.ч., п.п
- ед. ч., 2-е - ед.ч., наст.вр;
перекручива + -
-мн ч., 3-е лицо, наст.вр.
Задание 9.
Спишите текст. Выделите в словах приставки и суффиксы.
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
(К.Чуковский).
VII. Итоговый контроль.
1 вариант.
1.Запишите в слова в алфавитном порядке. Докажите, что это однокоренные слова. Подчеркните формы одного и того же слова.
Лететь, лётчик, лететь, вылететь, перелететь, долететь, вертолёт, полёт, самолёт, летучий.
2.Дополните список однокоренных слов, учитывая значение корней–омонимов.
ранний
- ран -
раненый
3.Учитывая написание корня, подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Сл..зать с дерева, сл..зать сметану; отв..рить картофель, отв..рить
дверь; прим..рять платье, прим..рять врагов; пол..скать бельё, пол..скать котёнка.
4. Произведите морфемный разбор слов: подорожник, на скалистом (берегу).
5*. Составьте и запишите небольшой лингвистический текст на тему: «Для чего нужно изучать морфемику?»
2 вариант.
1. Запишите в слова в алфавитном порядке. Докажите, что это однокоренные слова. Подчеркните формы одного и того же слова.
Дальний, отдалиться, дальнейший, отдаление, отдалённость, даль,
далёкий, издали, далёкому, неподалёку.
2. Дополните список однокоренных слов, учитывая значение корней–омонимов.
делать
- дел -
делить
3. Учитывая написание корня, подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Б..чок с водой, лечь на б..чок; чок; городской ст..рожил, ст..рожил автостоянку; пол..скать бельё, пол..скать котёнка..
4. Произведите морфемный разбор слов: подземный, земляника.
5*. Составьте и запишите небольшой лингвистический текст на тему: «Для чего нужно изучать морфемику?»
Вариант итоговой работы (тест).
1.Найди слово с нулевым окончанием:
а) говорил, б) влево, в) красивый, г) писать.
2. –ишь служит окончанием:
а) существительного ед.ч., м.р..; б) глагола 2-ого спр., 2-ого лица, ед.ч, наст. вр,;
в) глагола 1-ого спр., 3-его лица, мн.ч., наст.вр.; г) глагола в неопред. форме.
3. Записать два однокоренных слова с окончанием –а.
4. Выписать из текста слова, соответствующие схемам
глагол ¬, ^,
прилагательное , ;
существительное ,^, .
Ветерок играет серебристыми листьями невысокой ивы, и они слегка дрожат от этого. Скоро стало трудно отделить линию воды и берега.
Урок.1
Учебная ситуация урока «Морфема – наименьшая значимая часть слова».
Цель | Деятельность | Средства | Результат | Способности |
1.Познакомить с предметом изучения морфемики. | 1Организация целевого пространства. 1.1. Слово учителя. Объявляется тема урока. 1.2. Проверка домашнего задания.
| 1.Учебник. 2..Модуль | 1. Выработка умения анализировать лингвистический текст. | 1. Умение составлять монологический ответ. |
2. Закрепить знания о морфеме как наименьшей значимой части слова.. 3..Продолжить формирование умения выделять в словах морфемы, различать однокоренные слова и формы слова. | 2.Организация деятельностного пространства. 2.1 Аналитическая беседа по модулю.
по модулю: задания 5-8 | 1.Модуль 2. Презентация. 3. Учебник. 4. Рабочая тетрадь ученика. | 1.Понимать,,что приставка, корень, суффикс, окончание- значимые части слова (морфемы), что на письме они воспроизводятся единообразно, вне зависимости от произношения. 2.Определятьв словах значение морфем. (можно воспользоваться словарём морфем). 3. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме. 4.Усвоить последовательность морфемного анализа слова. | 1 Умение работать со схемой. 2. Развитие аналитических способностей. 3. Навык самостоятельной работы |
Метапредметные: работа с информацией (работа со схемами, составляющие элементы анализа) | 3.Организация рефлексивного пространства 3.1 Итоги урока. 3.2 Оценки. 3.3. Домашнее задание. | 1. Создание ситуации успеха. | 1.Умение анализировать результаты своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс
Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс...
Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 9 класса по учебнику "L\'oiseau bleu"
Разработано для учеников 9 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "L\'oiseau bleu"...
Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 10 класса по учебнику "Objectif"
Разработано для учеников 10 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "Objectif"...
Структура информационно-дидактической поддержки учебного модуля.
Данный материал сопровождает презентацию "Модульная технология планирования учебной темы"....
Четыре дополнительных учебных модуля для 10 класса.
Каждый из учебных модулей посвящён отдельному вопросу математики и является самостоятельным....
Учебный модуль по теме:"Степень с натуральным показателем. Применение свойств к построению графиков степенных функций."
Данный учебный модуль предназначен для обобщения материала о свойствах степени с натуральным показателем, изучения понятия степенной функции в 7 классе (хотя эта тема изучается в 9-м классе), применен...
Учебный модуль "Электронный журнал"
Подробная инструкция по заполнению электронного журнала...