Неопределенные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 42.67 КБ |
Неопределенные местоимения | 225.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №153
Соловьевой Натальи Викторовны
Тема урока: Неопределенные местоимения.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: знакомство с неопределенными местоимениями.
Образовательные задачи:
- закрепить знания о местоимении;
- дать сведения об отличительных признаках неопределенных местоимений и способах их образования;
- расширять словарный запас.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать творческие способности, память, внимание; развивать аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать речь, коммуникативные способности.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к родному языку;
- воспитывать дисциплинированность;
- воспитывать культуру работы в парах.
Оборудование:
- электронная презентация «Неопределенные местоимения»;
- раздаточный материал.
Ход урока
№ | Основные этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ведущие УУД | ||
1 | Организационный этап | Включение в деловой ритм, эмоциональный настрой на работу. | Подготовка к уроку, настрой на работу. | Регулятивные: саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | ||
2 | Актуализация знаний | Активизация познавательной деятельности учащихся. | Активация знаний о местоимении как части речи. | |||
3 | Постановка цели и задач урока | Редактирование формулировок задач урока. | Формулирование цели урока и задач урока. | Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности. Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, самостоятельное формулирование познавательной цели и задач. | ||
4 | Первичное усвоение новых знаний | Стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль выполнения заданий. Организация исследования учебной проблемы, формирование новых понятий. | Выполнение задания поискового характера, работа в парах по решению предложенных задач. Наблюдение за языковым материалом, формулирование выводов. Представление результатов работы, устное высказывание. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: анализ объектов с целью выделения их существенных признаков, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение слушать и слышать текст; умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение принимать чужую точку зрения. | ||
5 | Первичное закрепление | Стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль выполнения заданий. | Использование нового содержания совместно с ранее изученным материалом при решении творческой задачи: создание собственного текста. Представление результатов работы, устное высказывание. Работа в парах. | Личностные: самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников. | ||
6 | Контроль усвоения | Контроль выполнения опорной схемы-конспекта. | Составление опорной схемы –конспекта. Выполнение самостоятельного творческого задания. | Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач. | ||
7 | Информация о домашнем задании | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Планирование деятельности по выполнению домашнего задания. | Регулятивные: планирование, целеполагание. | ||
8 | Рефлексия | Организация рефлексии. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников, достижение поставленной цели. | Определение своего эмоционального и интеллектуального состояния на уроке. | Регулятивные: промежуточная оценка; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив выводов, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств; анализ и синтез. Коммуникативные: эффективное сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга. Личностные: самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников. |
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
- Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- Распознавать местоимения в тексте.
- Корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью.
- Анализировать и характеризовать особенности местоимений.
- Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.
Метапредметные:
- Адекватно понимать письменные высказывания
Регулятивные:
- Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
- Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- Формировать умение работать с разными разрядами местоимений.
- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач.
- Извлекать нужную информацию.
1.- Откройте тетради. Запишите число – 25 февраля, Классная работа.
- Сегодня на уроке, чтобы успешно выполнить все задания, вам необходимо быть очень внимательными, впрочем, как и всегда. А, если вы будете еще активно работать, то у вас будет возможность получить хорошую отметку.
2. - Предлагаю начать работу с решения кроссворда. Отвечая на вопросы, вы определите ключевое слово, которое будет составной частью темы нашего урока.
- Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их? (местоимение)
- Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет? (существительное)
- Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях? (вопросительные)
- Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного? (относительные)
- Какое местоимение не имеет именительного падежа? (возвратное)
- Какие местоимения изменяются по лицам? (личные)
- Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже (нас)
- Назовите возвратное местоимение (себя)
3. - Назовите ключевое слово. Сформулируйте тему урока и запишите в тетради.
- Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?
- Местоимения, с которыми мы будем знакомиться очень таинственные? Давайте разбираться почему. Я хочу прочитать вам одну загадочную историю. Послушайте и скажите, о чем идет речь.
4. В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто.
- О ком говорится в тексте?
- Что с ним произошло?
- Почему не понятен смысл текста?
- Какой частью речи являются выделенные слова?
- На что обычно указывают местоимения?
- А эти местоимения на что указывают? (на что-то неопределенное) Поэтому они так и называются.
- Как вы понимаете значение слова «неопределенный».
Неопределенный (Толковый словарь С.И. Ожегова: 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый.
Выпишите из текста выделенные местоимения в два столбика, определив критерии деления на группы (РАБОТАЮТ В ПАРАХ).
каком-то
каких-то
чем-нибудь
о чем-либо
какой-либо
некто
некоторое
кое-что
несколько
нечто
- По какому признаку вы разделили местоимения на два столбика?
- Эти местоимения я записала в таблицу. Как ее можно озаглавить?
- Рассмотрите таблицу и объясните образование неопределенных местоимений.
Вопросительные местоимения | Неопределенные местоимения | |
Кто? | некто | кое-кто |
Что? | нечто | что-то |
Который? | некоторый | |
Сколько? | несколько | сколько-нибудь |
- Прочитайте местоимения, образованные приставочным способом. Какая гласная стоит в приставке.
Правило на стр. 77
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО ПРИСТАВКА НЕ- ВСЕГДА НАХОДИТСЯ ПО УДАРЕНИЕМ И ПИШЕТСЯ СЛИТНО.
- А хочу вам хочу раскрыть еще одну тайну неопределенных местоимений.
1) Аню попросили спеть (какую-то, какую-нибудь) песню.
2) (Кое-кто, кто-то) уже прочитал эту статью.
3) Геннадий искал в шкафу (чью-то, чью-нибудь) книгу.
- Каждый ряд записывает только одну пару предложений. Затем, работая в парах, вы должны сформулировать, чем они будут отличаться.
Какую-то - «неизвестно какую, но конкретную»
Какую-нибудь – «ту или иную, любую»
Чью-то – «принадлежащую неизвестно кому, но конкретную»
Кое-кто – «некоторые, немногие»
- Какой можно сделать вывод?
При использовании различных неопределённых местоимений, указанных в скобках, меняется и смысл предложения.
5. - А теперь давайте вернемся к тексту, который я вам прочитала в начале урока, и исправим его. Вам нужно заменить неопределенные местоимения любыми другими частями речи так, чтобы получилась история со смыслом. Она может носить фантастический, сказочный или вполне реальный смысл.
- Прочитайте историю своему соседу и спросите, понравилась ли она ему.
Выслушать 1-2-3. Чья понравилась и почему?
6. Наш урок подходит к концу, давайте повторим, в тайне каких местоимений мы разбирались. А поможет нам в этом опорный конспект.
7. Дом.задание. Подберите 5 пословиц, которые содержат неопределенные местоимения.
8. Вспомните, какие задачи мы ставили сегодня на уроке, и смогли мы их решить.
ОТМЕТКИ!!!!!
Формируемые УУД:
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,
владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование
постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;
поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов,
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы
КРОССВОРД
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
КРОССВОРД
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
КРОССВОРД
1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их?
2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет?
3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?
4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?
5. Какое местоимение не имеет именительного падежа?
6. Какие местоимения изменяются по лицам?
7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже.
8. Назовите возвратное местоимение.
КРОССВОРД
1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их?
2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет?
3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?
4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?
5. Какое местоимение не имеет именительного падежа?
6. Какие местоимения изменяются по лицам?
7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже.
8. Назовите возвратное местоимение.
КРОССВОРД
1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их?
2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет?
3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?
4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?
5. Какое местоимение не имеет именительного падежа?
6. Какие местоимения изменяются по лицам?
7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже.
8. Назовите возвратное местоимение.
КРОССВОРД
1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их?
2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет?
3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях?
4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного?
5. Какое местоимение не имеет именительного падежа?
6. Какие местоимения изменяются по лицам?
7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже.
8. Назовите возвратное местоимение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроссворд 1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их? 2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет? 3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях? 4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного? 5. Какое местоимение не имеет именительного падежа? 6. Какие местоимения изменяются по лицам? 7. Назовите личное местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже. 8. Назовите возвратное местоимение.
Неопределенные местоимения
Познакомиться с неопределенными местоимениями Учиться находить существительные в тексте Познакомиться со способами образования неопределенных местоимений Учиться грамотно писать неопределенные местоимения Познакомиться с местоимением Задачи урока
В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто .
1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка Неопределенный
В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто . каком-то каких-то чем-нибудь о чем-либо какой-либо несколько некто некоторое кое-что несколько нечто
Вопросительные местоимения Неопределенные местоимения Кто? не кто кое -кто Что? не что что- то Который? не который Сколько? не сколько сколько- нибудь Образование неопределенных местоимений
1) Аню попросили спеть ( какую-то, какую-нибудь) песню. 2) ( Кое-кто, кто-то ) уже прочитал эту статью. 3) Геннадий искал в шкафу ( несколько, сколько-то ) книг.
В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто .
ПИШИТЕ ГРАМОТНО! Домашнее задание: записать в тетрадь 5 пословиц, которые содержат местоимения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"
Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...
Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе
Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ...
презентация "Неопределенные местоимения"
презентация по русскому языку, 6 класс...
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"
Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...
презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс
Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....
Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».
Урок на тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ...
Конспект урока русского языка. Неопределенные местоимения. 6 класс.
Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения....