рабочая программа для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Минобразования России №1313 от 9 марта 2004 года) и примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (2006 год). Программа рассчитана на 166 часов (5часов в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ Ясиновская СОШ
Назначение программы:
- улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
- реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и
словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
- Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Цели обучения русскому языку: Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
- формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
- Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
- Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
- Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
- Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
- Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Принцип построения – концентрический
Раздел II. Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление (1ч)
Повторение пройденного в 5 и 6 классах (13ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Требования к уровню подготовки обучающихся теме:
узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы
Причастие (30ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные "портретные" слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие( 12 ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Наречие (26 ч )
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (5ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. (65 ч)
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление
подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие,
отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (14 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Раздел III. Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них
| |
Развитие речи | Контр. работ | ||
Введение | 1 | ||
Повторение изученного в 5-6 классах | 13 | 4 | 1 |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие | 30 | 4 | 1 |
Деепричастие | 12 | 3 | 1 |
Наречие Категория состояния Служебные части речи Повторение и систематизация изученного в 7 классе
| 26 5 65 14 | 1 - 12 2 | 1 - 5 1 |
ИТОГО | 166 | 28 | 10 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.
Раздел V. Формы контроля:
- -индивидуальный устный опрос;
- -фронтальный опрос;
- - выборочная проверка упражнения;
- - взаимопроверка;
- - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- - написание сочинений;
- -письмо под диктовку;
- -комментирование орфограмм и пунктограмм.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Государственный стандарт основного общего образования, 2006
- Программа по русскому языку для 5 – 9 классов
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский 2006
- Учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. М.: «Просвещение»2008,2011
- Методические пособия
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО». 2009
Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение» 2006
Журнал «Литература в школе» с приложением
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
Мультимедийные пособия.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Интернет - ресурсы
Раздел VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС
Служебные части речи (65 час)
88 | Самостоятельные и служебные части речи | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи | Работа с текстом | 1 | 18.01 | ||||||||||||||
89 | Предлог как служебная часть речи | Урок усвоения новых знаний | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении | Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | 1 | 19.01 | ||||||||||||||
90-91 | Р. р. Изложение с элементами сочинения | Уроки развития речи | Рассказ от своего имени на основе прочитанного | Уметь адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, определять его принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письме типологическую структуру исходного текста. | Изложение | 2 | 19.01 | ||||||||||||||
92-93 | Употребление предлогов | Урок усвоения новых знаний | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. | Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки | Предупредительный диктант. Редактирование текста | 2 | 21.01 | ||||||||||||||
94 | Непроизводные и производные предлоги | Урок усвоения новых знаний | Непроизводные и производные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | 1 | 22.01 | ||||||||||||||
95 | Простые и составные предлоги. | Урок усвоения новых знаний | Простые и составные предлоги | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги». | Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух) | 1 | 25.01 | ||||||||||||||
96 | Морфологический разбор предлога | Урок усвоения новых знаний | Морфологический разбор предлога | Порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор | Выписать словосочетания с предлогами, сделать морфологический разбор предлогов | 1 | 26.01 | ||||||||||||||
97-98 | Р.р. Сочинение по картине А. В. Сайки ной «Детская спортивная школа» | Уроки развития речи | Рассказ на основе увиденного на картине | Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста; использовать изобразительные средства языка, соблюдать нормы языка | Сочинение по картине в форме репортажа по данному началу | 2 | 26.01 28.01 | ||||||||||||||
99-100 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок усвоения новых знаний | Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под | Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор;употреблять в речи | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | 2 | 29.01 1.02 | ||||||||||||||
101 | Свободный диктант | Урок закрепления изученного | Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) | Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи, соблюдая грамматические нормы; | Диктант | 1 | 2.02 | ||||||||||||||
102-103 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог» | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении | Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме | Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения. | 2 | 2.02 4.02 | ||||||||||||||
104 | Р. Р. Сжатое изложение. | Урок развития речи | Предлог как служебная часть речи .Виды сжатия текста. | Уметь, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме .Применять разные виды сжатия текста. | Написание сжатого изложения. | 1 | 5.02 | ||||||||||||||
105 | Союз как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. | Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении | Объяснительный диктант | 1 | 8.02 | ||||||||||||||
106 | Простые и составные союзы | Урок усвоения новых знаний | Простые и составные союзы | Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы | Графический диктант. Составление предложений по схемам | 1 | 9.02 | ||||||||||||||
107-108 | Союзы сочинительные и подчинительные. | Урок усвоения новых знаний | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. | Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | 2 | 9.02 11.02 | ||||||||||||||
109 110 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | Урок закрепления изученного | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов | Уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | 2 | 12.02 15.02 | ||||||||||||||
111 | Сочинительные союзы | Урок усвоения новых знаний | Группы сочинительных союзов, их назначение | Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | Предупредительный диктант | 1 | 16.02 | ||||||||||||||
112 | Сочинительные союзы | Урок закрепления изученного | Употребление сочинительных союзов для связи целого текста | Выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи | Создать текст по теме «Природа учит нас понимать прекрасное» | 1 | 16.02 | ||||||||||||||
113 114 | Подчинительные союзы | Урок усвоения новых знаний | Группы подчинительных союзов по значению | Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений | Конструирование предложений | 2 | 18.02 19.02 | ||||||||||||||
115 | Морфологический разбор союза. | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению | Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями слож- | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении | 1 | 20.02 | ||||||||||||||
116-117 | Р.р. Сочинение-рассуждение «Книга -наш друг и советчик» | Уроки развития речи | Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности | Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними: чтение -роскошь (И. А. Гончаров «Обломов»); «Человек перестает мыслить, когда перестает читать» (Дидро). | Сочинение | 2 | 25.02 26.02 | ||||||||||||||
118 119 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | Урок усвоения новых знаний | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме | Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи» | 2 | 1.03 1.03 | ||||||||||||||
120-121 | Обобщение и систематиза- ция изученного по темам «Предлоги» и «Союзы» | Повтори-тельно-обобщаю- | Общее и отличное между предлогами и союзами. Пред- | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разны- | Ответы на теоретические вопросы. | 2 | 3.03 4.03 | ||||||||||||||
щие уроки | логи производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. | ми источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски | Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле | ||||||||||||||||||
122-123 | Контрольный диктант и его анализ | Урок контроля | Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте. | Диктант с грамматическим заданием | 2 | 10/03 11/03 | ||||||||||||||
124 | Частица как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков | Определить значение частиц в тексте | 1 | 14.03 | ||||||||||||||
125 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок усвоения новых знаний | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки | Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения | 1 | 15.03 | ||||||||||||||
126-127 | Р.р. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья | Уроки развития речи | Рассказ по картине | Уметь готовить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с изображенным на картине | Сочинение | 2 | 15.03 17.03 | ||||||||||||||
128-129-130 | Смысловые частицы | Уроки усвоения новых знаний | Модальные частицы: вопросительные, указательные, восклицательные | Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства | Объяснительный диктант | 3 | 18.03 21.03 22.03 | ||||||||||||||
131 132. | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок усвоения новых знаний | Раздельное и де-фисное написание частиц | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами | Свободный диктант. Работа с текстом | 2 | 22.03 24.03 | ||||||||||||||
133 | Морфологический разбор частицы. | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Общее значение, правописание частиц | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами. | 1 | 25.03 | ||||||||||||||
134-135 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Урок усвоения новых знаний | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ | Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонимами с частицей НЕ | 2 | 4.04 5.04 | ||||||||||||||
136-137. | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Правописание НЕ с различными частями речи. Орфоэпические нормы | Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях | Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-приставкой, частью корня и частью приставки | 2 | 5.04 7.04 | ||||||||||||||
138-139-140 | Р.р. Контрольное сочинение-рассказ по предложенным темам, анализ | Уроки развития речи | Рассказ по данному сюжету | Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; | Сочинение | 3 | 8.04 11.04 12.04 | ||||||||||||||
141-142 | Частица НИ, союз НИ-НИ и приставка НИ- | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Правописание НИ с разными частями речи. Различение выражений НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК..., НЕ КТО ИНОЙ, КАК..., НИЧТО ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словами | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант | 2 | 12.04 14.04 | ||||||||||||||
143. | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | Игра «Умники и умницы» (индивидуальная работа) | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ - НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения» | 1 | 15.04 | ||||||||||||||
144-145 | Уроки-зачёты по теме «Служебные части речи» | Уроки контроля | Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. | Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетании и предложении, союз - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов. | Зачет | 2 | 18.04 19.04 | ||||||||||||||
146. | Контрольный диктант | Урок контроля | Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи | Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях. | Диктант с грамматическим заданием | 1 | 19.04 | ||||||||||||||
147 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний. | Классификация и исправление допущенных ошибок | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | Работа над ошибками.Парная работа | 1 | 21.04 | ||||||||||||||
148. | Междометие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий | Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них. | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». | 1 | 22.04 | ||||||||||||||
149-150. | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Урок усвоения новых знаний | Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях | Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия | Объяснительный диктант. Составить и записать предложения, в которых междометия выражали бы разные чувства | 2 | 25.04 26.04 | ||||||||||||||
151-152. | Контрольное изложение | Уроки контроля | Изложение текста публицистического стиля | Адекватно понимать текст, воспринимаемый на слух, сохранять при письме изложения типологию текста, выразительные языковые и речевые средства | Изложение | 2 | 26.04 28.04 |
Раздел 4. Повторение и систематизация изученного в 7 классе (14 часов)
153. | Текст. Стили речи | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте | Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте | Анализ текстов разных типов и стилей | 1 | |
154-155 | Р.р. Сочинение « Мой односельчанин» | Урок контроля | Сочинение-рассуждение на указанную тему | Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст- рассуждение на заданную тему. | Сочинение | 2 | |
156 | Фонетика. Графика | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнение. | 1 | |
157. | Лексика и фразеология | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слов) | Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок | 1 | |
158. | Морфемика. Словообразование | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы. | Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» | 1 | |
159 | Морфология | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Система частей речи. Соблюдение основных морфологических норм | Знать характеристику частей речи, владеть орфографическими правилами | Работа по карточкам, предупредительный диктант | 1 | |
160 | Орфография | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Соблюдение основных морфологических норм | Владеть орфографическими правилами | Предупредительный диктант | 1 | |
161-162. | Синтаксис | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Члены предложений. | Знать.чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях. | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | 2 | |
163-164 | Пунктуация | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Пунктуационные нормы. Пунктуационный разбор | Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания. | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | 2 | |
165-166 | Итоговая контр. работа и ее анализ | Уроки контроля | Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Комплексный анализ текста | 2 |
Раздел VII. Формы контроля:
- -индивидуальный устный опрос;
- -фронтальный опрос;
- - выборочная проверка упражнения;
- - взаимопроверка;
- - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- - написание сочинений;
- -письмо под диктовку;
- -комментирование орфограмм и пунктограмм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...