Проект компьютерный сленг
проект по русскому языку (8 класс) на тему
создать словарь компьютерного сленга, чтобы использовать его для свободного владения компьютером, интернет - коммуникациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практико-ориентированный проект | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
- АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 93
603148 г. Нижний Новгород, ул. Мечникова, д. 74
тел 225-19-88
« Словарь компьютерного сленга»
Авторы проекта:
Инициативная группа
Учащихся 8б класса
Руководитель проекта :
Учитель русского языка и
литературы Козлова Е. П.
г. Нижний Новгород, 2013г.
Методическая разработка учебного проекта
Учебный проект «Компьютерный сленг» разработан для учащихся 8 класса, имеющих в учебном плане факультативный курс «Язык в речевом общении» Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 Проект направлен на повторение и углубление знаний по следующим учебным темам: специальная лексика, заимствованная лексика, жаргонная лексика, словообразование.
По русскому языку в это время идет изучение темы: «Функциональные разновидности русского языка». При изучении «Разговорного стиля» встает вопрос о жаргонизмах и молодежном сленге, а также компьютерном сленге.
В современном обществе сложилась определенная группа слов, используемая для общения и игр, так называемый компьютерный сленг. Выбор темы для ребят оказался не случаен, так они часто используют компьютерный сленг в повседневной жизни. В настоящее время во всем мире развитию компьютерных технологий уделяется огромное внимание. В связи с этим первой по количеству появляющихся новых слов является именно область компьютерных технологий. Данная проблема показалась нам довольно актуальной. Если компьютерный сленг активно входит в речь молодежи, людей старшего поколения, то он имеет право на существование и активно влияет на развитие современного языка. Была поставлена цель: создать словарь компьютерного сленга, чтобы использовать его для свободного владения компьютером, интернет – коммуникациям.
Задачи:
1. Выявить лексическую семантику жаргонной лексики, использующуюся в сфере информационных технологий;
2.Рассмотреть системные отношения лексики компьютерного жаргона;
3.Охарактеризовать структуру лексических единиц
4.Собрать языковой материала ( сленговые слова)
5. Анализ собранного материала и классификация
Работая над темой, ребята даже начали изучать в компьютерном сленге способы словообразовании.
Педагогическая цель: определить закономерности функционирования жаргонной лексики в сфере информационных технологий, расширить и углубить знания по русскому языку.
В ходе данного практико- ориентированного проекта у учащихся формируются следующие универсальные УУД:
- регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы.
- в сфере коммуникативных УУД ученики смогли учитывать позицию собеседника (партнера); организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Проектный продукт – словарь компьютерного сленга. На занятии дети сами разрабатывают критерии оценки: соответствие нашего словаря общепринятой структуре словарей;
легко ли им пользоваться; доступность словаря; полезность.
Проект проводится в течение 2 месяцев по 1 час в неделю.
1. Введение в тему (45мин) мозговой штурм – урок русского языка. Тема «Разговорный стиль»
2. Составление плана работы (листы планирования). Организация групповой работы (45мин)- занятие факультатива
3. Работа в группах. Самостоятельная работа (90мин)- занятие факультатива, урок русского языка
4.Подготовка продукта. Материалы для демонстрации. Презентации, буклет. (45мин) - занятие факультатива
5. Предварительная защита проекта в группах. (90мин)- занятие факультатива. Экспертиза проекта
6. Публичная защита. Подведение итогов. (90мин)- занятие факультатива
Используемые задания
Основополагающий вопрос:
«Другому как понять тебя?»
Ф.И. Тютчев
Проблемные вопросы
Почему люди в одной стране, но разного возраста, говорят на "разных языках"?
Как научиться сленгу?
Какие слова относят к сленгу?
Использование сленга - это хорошо или плохо?
Учебные вопросы
Что такое сленг?
Какие слова относят к сленгу?
Кто использует сленг?
Какова история возникновения сленга?
Почему компьютерный сленг возник только в XX веке?
Описание проекта
Тема проекта: Компьютерный сленг
Тип проекта: Межпредметный
Предметы: Русский язык, английский язык, информатика
Руководитель проекта: Козлова Елена Павловна
Участники проекта: учащиеся 8б класса школы № 93
Тип проекта: практико - ориентированный
Проблема (ы): в необходимости изучения компьютерного жаргона. Массовая компьютеризация определила создание новой лексики, без знаний которой невозможно осваивать компьютерные технологии.
Цель проекта: создать словарь компьютерного сленга, чтобы использовать его для свободного владения компьютером, интернет - коммуникациями.
Педагогическая цель: определить закономерности функционирования жаргонной лексики в сфере информационных технологий, расширить и углубить знания по русскому языку.
Задачи:
- выявить лексическую семантику жаргонной лексики, использующуюся в сфере информационных технологий;
- рассмотреть системные отношения лексики компьютерного жаргона;
- охарактеризовать структуру лексических единиц
Актуальность:
- значимость жаргонной лексики в сфере компьютерных технологий и её слабая изученность в современной лингвистике
- нехватка словарей и пособий, отражающих эту коммуникативную сферу
Шаг 1. Погружение в проблему.
На одном из занятий по русскому языку при изучении стилей речи возникла проблемная ситуация. Одна из учениц рассказала , как она попала в нелепое положение. На вопрос друга: « Есть ли у тебя «мыло»?» Она не смогла дать ответ. А сейчас эта ситуация ей кажется смешной. Оказывается мыло – это адрес электронной почты в интернете. Этот разговор обозначил важную проблему современного русского языка: необходимость изучения компьютерного сленга. На следующем занятии был задан вопрос: « Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему. На данном этапе произошло введение в технологию проектирования. Дети уже знают этапы проектирования и основные действия, которые надо выполнить при разработке проекта:
постановка проблемы
выдвижение гипотез (идей)
формулировка целей и задач проекта
планирование реализации проекта
определение потребных для реализации проекта ресурсов
экспертиза проекта и принятие решения о начале выполнения проекта
выполнение проекта
оценка результатов
Шаг 2. Определение желаемых результатов и целей проекта
На этом же занятии была определена конечная цель и результат проекта :
« Создать словарь компьютерного сленга».
Шаг 3 Выдвижение и выбор идей для достижения желаемого результата
Что можно сделать, чтобы изучить компьютерный сленг? Для этого в классе был проведён мозговой штурм. Дети предложили разные идеи:
- Создать интернет- сайт по изучению компьютерного сленга
- Создать словарь компьютерного сленга
- Купить готовый словарь в магазине
- Больше общаться друг с другом в интернете, чтобы освоить сленг.
Оценка идей (таблица)
Идеи | Полезность | Объём затрат | Сложность реализации | Интегральная оценка |
Создать интернет – сайт по изучению сленга | 5 | 4 | 1 | 10 |
Купить словарь в магазине | 4 | 2 | 1 | 7 |
Создать словарь компьютерного сленга | 5 | 5 | 5 | 15 |
Больше общаться в интернете | 3 | 5 | 2 | 10 |
Интегральная оценка показала, что наиболее реалистичной является идея:
« Создание словаря компьютерного сленга».
Шаг 4. Планирование реализации проекта.
Планирование деятельности по реализации проекта началось со сбора информации. Дети разделились на группы по направлениям:
« Компьютерщики»
« Лингвисты»
« Дизайнеры словаря».
Каждая группа продумала вопросы, которые она будет разрабатывать.
« Лингвисты»- собрать информацию, используя различные источники: справочники, словари, электронные документы, устную речь ( записи бесед со специалистами и пользователями ПК).
«Компьютерщики»- изучили историю развития компьютерных технологий, освоили программные приложения Power Point, Publisher, Internet Explorer и др.
« Дизайнеры словаря»- изучили структуру словарей, продумали оформление
Для реализации планов была разработана ленточная диаграмма.
Действия и ответственные по направлениям | Месяцы и недели | ||||||||
февраль | март | апрель | |||||||
1нед. | 2нед. | 3 нед | 4 нед | 1нед | 2 нед | 3 нед | 4 нед | 1 нед | |
Лингвисты | _____ | _____ | ___ | ___ | ____ | ||||
Компьютерщики | ____ | ___ | ___ | ___ | ____ | _____ | |||
Дизайнеры словаря | ____ | ____ | ____ | _____ |
5 шаг. Ресурсное обеспечение проекта.
Личностные – использование собственных ресурсов по созданию компьютерной презентации, оформлению буклета, созданию электронного варианта словаря.
Профессиональные – владение И К Т.
Методические – методическое руководство научных руководителей и консультантов проекта.
6 шаг. Экспертиза проекта.
Достигнуты ли цели данного проекта? Будем оценивать это по критериям:
соответствие нашего словаря общепринятой структуре словарей;
легко ли им пользоваться; доступность словаря; полезность.
Литература
Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер.- М.,1989
ЛьвоваС.И. Язык в речевом общении.- М.,1991
Лихометов П.В. Компьютерный жаргон.//Русская речь.1997.-№3
Школьный словарь иностранных слов/ Под. Ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.:1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту"Школьный сленг"
Слайдовая презентация к ученическому проекту...
Учебный проект "Молодежный сленг. Изучать или бороться?"
План выступленияна зональном семинаре, посвященному проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования«Молодежный сленг.Изучать или бороться?»...
Влияние английского языка на формирование компьютерного сленга в России
Существование компьютерного сленга позволяет не только почувствовать себя членами некоей системы, но и позволяет нам понимать друг друга с полуслова, служит элементарным средством коммуникации. Не буд...
Компьютерный сленг в речи современной молодёжи
Компьютерный сленг для русского языка очень важен, поскольку его существование позволяет специалистам не только почувствовать себя членами некой замкнутой общности, но и позволяет им понимать др...
Компьютерный сленг
Выступление на районном семинаре заместителей директоров по УВР по теме "Активный поиск Интернет-ресурсов и ресурсов школьной сети при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям"...
Ученический исследовательский проект "Английский сленг в разговорной речи и молодежной среде и английские заимствования в сленге русской молодежи"
Целью данного проекта является изучение интереса учащихся к использованию молодежного «сленга» в разговорной речи, а так же выявление наиболее встречаемых «английских замствован...