Учебный проект "Молодежный сленг. Изучать или бороться?"
проект (5 класс) по теме

Колодий Ксения

План выступления

на зональном семинаре, посвященному проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования
«Молодежный сленг.
Изучать или бороться?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_sleng.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества


План выступления


«Молодежный сленг.
Изучать или бороться?»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Колодий Ксения Андреевна, я руководитель детских творческих объединений «Юный журналист» и  «Проба пера».

Хотелось бы начать свое выступление со слов А.Гениса: «Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Преодолевая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его». Молодежь коверкает язык, почему она это делает, для какого возраста характерно это явление и нужно ли сохранять чистоту, красоту родного русского языка. Поиском ответов на эти вопросы и занимаются учащиеся на занятиях творческих объединений «Юный журналист» и  «Проба пера» .

Занятия журналистики в нашем учреждении состоят из двух уровней. Первый уровень «Юный журналист», где учащиеся изучают «Азбуку» журналистского мастерства и литературоведения. Второй уровень «Проба пера», на этом этапе ребята пробуют себя в роли корреспондента, журналиста, учатся писать в жанрах. 

А сейчас я хочу познакомить Вас с учебным проектом «Молодежный сленг. Изучать или бороться», который разработан  творческой группой второго уровня «Проба пера».

Давайте же прикоснёмся к нашей речи и узнаем, чем она больна. Подлинное несчастье нашего общества и нашего языка - сквернословие.

Перед началом работы мы с ребятами выдвинули проблему: «Изучать или бороться с явлением «молодежный сленг»?

Задачей проекта стало:

- исследование молодежного сленга, как способа передачи и обмена информацией;

Цель проекта:

- отстаивание предположения, что молодёжный сленг - явление в языке самостоятельное и его нужно рассматривать в современном языкознании как отдельную категорию, изучать, а не бороться с ним, отвергая.

Итак, начнем. 1. Вопрос который я хотела бы задать вам: «Что же такое молодежный сленг?».

Ответ: «Молодежный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12 - 30 лет. Сленг охватывает практически все области жизни, описывает практически все ситуации, кроме скучных, поскольку сленговое слово рождается как результат эмоционального отношения говорящего к предмету разговора. Сленг - это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только "что сказать", но и "как сказать", чтобы быть интересным рассказчиком. Сленг - это живой организм, находящийся в процессе постоянного изменения и обновления. Он непрестанно заимствует единицы из жаргонов и прочих подсистем русского языка».

Вопрос 2. Как вы думаете: «Для чего подростки и молодые люди используют сленг?»

Ответ: Речь мало образованного учащегося не понятна взрослым, он  вводит в свой лексикон собственную кодировку общеизвестных понятий.

Для более широкого исследования данной проблемы нами было опрошено 50 человек в возрасте от 10 до 18 лет. Вот какие слова молодые люди употребляют в своем лексиконе: В смысле, не гони, наезжать, клево, не тормози, супер, прикинь, проехали, училка, не наезжай, предки, не грузи, не базарь, клевый, тормоз отпад, стремно.

Все знают какие слова мы называем синонимами?! Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но близки или одинаковы по смыслу.

Вопрос 3. Как вы думаете существуют ли в молодежном сленге слова синонимы?

На самом деле таких слов огромное множество. Вот сейчас мы с вами и попробуем окунуться в страну синонимичных сленговых слов, выполнив предложенное задание.

Задание:

  1. Со словами красиво, родители, деньги, восторг, друг, еда составьте предложения.
  2. К словам красиво, родители, деньги, восторг, друг, еда подберите синонимы молодежного сленга.
  3. Составьте с синонимами молодежного сленга предложения.
  4. Сравните предложения и ответьте на вопрос:  

Засоряет ли молодежный сленг речь?

    Вот такой ряд синонимов мы составили с ребятами:

  • блин, трубец – недовольство, возмущение;
  • мент, гаишник -   сотрудник ГИБДД;
  • косой -      неметкий;
  • бабки, бабло, капуста -     деньги;
  • кент, братан -    друг;
  • обалдеть, зашибись, прикольно, супер,  классно, блеск, высший класс, тема, супер, круто, полный атас, тащусь-     восхищение;
  • елки- палки, отстой, в натуре,  иди в баню, офонареть-    недовольство;
  • ездить по ушам, вешать лапшу, хватит заливать  -    обманывать; и др.

А теперь я попрошу ответить на еще один вопрос: «Какие способы образования слов вы знаете?».

Ответ: Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и т.д.

Образованием сленговых слов мы сейчас с вами и займемся. Итак, задание:

С помощью данных суффиксов составьте слова молодежного сленга.

Какие слова у вас получились?!

А вот такие слова мы образовали с ребятами с помощью суффиксального способа:

-ух(а)

кличка - кликуха, показ - показуха, черный - чернуха, веселый - веселуха.

-аг(а)

журналюга, общага

-ар(а)

нос - носяра, кот - котяра.

-л(а)

водила (от водитель), кидала (от кидать - обманщик);

-щик,-ник,-ач

халява - халявщик, тусоваться - тусовщик, хохмить - хохмач, стучать - стукач;

-ак

наглость - нагляк, депрессия – депресняк

-лк(а)

страшилки, стрелялки (по типу общеизвестных: считалки, дразнилки);

-еж

балдеж (от балдеть)

-к(а)

накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка;

С помощью бессуффиксного : Наезд, навар, откат.

Такие слова получились с помощью приставочного способа: слить, свалить, отвалить, отмыть, отмазать.

А также мы с ребятами рассмотрели еще один способ, способ усечения и получилось: компьютер-комп, наличные деньги – нал, демобилизация – дембель.

Результатом работы творческой группы объединения «Проба пера» стало создание глоссария молодежного сленга.

Также детей заинтересовал вопрос жаргонной лексики. Мы раскрыли понятие жаргона: Для многих людей родной язык уже превратился в сплав жаргона и мата. "Жаргон" (франц.) - испорченный язык. На жаргоне говорят люди, связанные одной профессией, социальным слоем. Это своего рода слова-пароли, для того, чтобы отличить "своего". Жаргон - разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении, отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодёжный жаргон). От общенародного языка жаргон отличается специфической лексикой и фразеологией и особым использованием словообразовательных средств. Узнали, что между жаргоном и молодежным сленгом можно поставить равенство.

Таким образом из вышесказанного следует вопрос: Почему  так часто употребляют жаргонную лексику? 

По этому вопросу мы опросили 60 прохожих, на что 70% ответили: «Так говорят все и я буду говорить так же». 20 % сказали: «Так легче общаться, многие слова непонятны взрослым». И 10 % человек сказали: «Мне все равно, как говорят». 

Ребята творческой группы проанализировали сленг одноклассников и самые популярные слова записали и вот, что получилось:

  • бабки-                                                деньги
  • гоготать-                                           смеяться
  • делать ноги-                                      уйти
  • не догонять-                                      не понимать
  • дубняк-                                               холод
  • кадр-                                                  удивительный человек
  • кент-                                                   друг
  • классный-                                          отличный
  • классно, клево-                                    отлично
  • колотун-                                               холод
  • коньки отбросить ,копыта откинуть-  умереть
  • левый-                                                   фальшивый
  • маячить-                                               мелькать
  • музон-                                                   музыка
  • навернуться-                                       упасть
  • надыбать-                                               найти
  • намылиться-                                          собраться идти
  • нарваться-                                              выслушать грубость
  • настучать-                                               предать
  • заныкать-                                                  запрятать
  • обломаться-                                              попасть впросак
  • отвалить, отвянуть-                                  отстать
  • прикид-                                                      внешний вид
  • присобачить-                                            добавить
  • проехали-                                                 закроем тему        
                                                                                         разговора
  • подкалывать-                                          указать на              
                                                                                      недостаток

Коллеги, в результате нашего семинарского занятия хотелось бы задать вам главный, тревожный вопрос: «Вы употребляете в своей речи сленговые слова?».

На этом наше занятие закончено, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова" .1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (I часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (II часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 2 раздел "Словарные слова с безударной гласной а"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 3 раздел "Словарные слова с безударными гласными е-и"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем звуки и буквы"

Учебно-методическое пособие "Изучаем звуки и буквы" для подготовки детей к школе. Мной разработаны материалы для изучения всех букв, но, к сожалению, сайт не принял их все....

Учебно-методическое пособие "Изучаем историю играя" (описание опыта работы)

Данное учебно-методическое пособие включает в себя теоретическую часть, раскрывающую роль и значение дидактических игр в процессе обучения, а также практическую часть, содержащую методические разработ...

Учебное пособие "Играя, изучаем правила дорожного движения"

Учебное пособие предназначено для использования в работе по изучению правил  дорожного движения...


 

Комментарии

Купцова Светлана Валериевна

HTML-код: УчМаг здесь вы можете пополнить свою творческую копилку печатной продукцией интернет-магазина "Учмаг".