Лингвистический анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок формирует умение анализировать текст, расширяет представлений о таких изобразительно-выразительных средствах, как именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение, развитие умения находить данные фигуры в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta.docx | 22.47 КБ |
lingvisticheskiy_analiz_teksta.pptx | 76.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Усть-Лабинский район Краснодарского края
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
муниципального образования Усть-Лабинский район
Лингвистический анализ текста
Арутюнян Виктория Александровна,
Учитель русского языка и литературы
Номинация: на лучшую разработку цикла Уроков качества в 10-11 классах и тематических внеклассных мероприятий
Категория: цикл уроков Качества для учащихся 10-11 классов
2014 год
Урок русского языка в 11 классе
по теме «Лингвистический анализ текста».
Цели и задачи:
Образовательная: формирование умения анализировать текст, расширение представлений о таких изобразительно-выразительных средствах, как именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение, развитие умения находить данные фигуры в тексте.
Развивающая: совершенствование речевого мастерства школьников в использовании этих синтаксических средств в собственном тексте; формирование умения умение анализировать текст, находить тему и проблему текста, отработка навыков написания элементов сочинения-рассуждения.
Воспитательная: воспитание любви к Родине, к родному языку, привитие уважения к нравственным и культурным традициям Кубани.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, рабочий лист урока.
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Речевые нормы языка. Укажите ошибки в образовании формы слова.
обоими руками |
| не клади руки на стол |
двух мандаринов |
| нет носков |
нет соловьев |
| обойдусь без полотенцев |
много решений |
| шесть оладий |
- Повторение.
Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой, и соединены по смыслу и грамматически. Все предложения связаны общей темой. Которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов.
Тема – это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения. Как правило, в произведении имеется несколько тем, но доминирующая одна.
Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.
- Знакомство с текстом.
Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Я живу в очень красивом и непохожем на другие месте. Наш край особенный, и имя ему - Кубань.
Родина – это место, где я родился, живу, росту, становлюсь гражданином своей страны. Родина – это история моего народа, с которым связана и история моей семьи. Родина дает человеку корни, язык, воспитание, мировоззрение. Любовь к Родине – та же любовь к дому, улице, району, только чуть шире. В моём понимании, это трепетное отношение к месту рождения – в первую очередь, любовь к краю.
Моя малая родина-Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Нас окружают синие моря и манящие горы. Этим не любоваться просто невозможно! Красота багрового заката и розового утра, пленительная картина полей и степей Кубани – всё это замечено многими писателями, запечатлено на фотографиях и картинах. Кубань, гордится замечательными людьми, которые выросли здесь. Здесь живут прекрасные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты. Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.
Краснодарский край - это моя родина. С самого детства я дышу её природным воздухом и наслаждаюсь запахами, которые трудно ещё где-нибудь встретить. Природа, родина, народ, родник – слова одного корня.
Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Прекрасна природа Кубани! Если выйти в сад, в степь, в поле, просто выглянуть в окно - можно увидеть настоящее чудо! С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря разливается румянцем. Светлое солнце медленно поднимается и освещает поля, луга, речку. На поляне густая трава, а у самой тропинки растёт весёлая ромашка. В сухом чистом воздухе пахнет полынью.
Прежде чем я стану гражданином страны, я должен быть гражданином своей малой родины, знать её традиции и жить её жизнью и заботами. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина. Все самое лучшее сокрыто здесь, на Кубани.
5. Задания.
- Какое впечатление произвело на вас это произведение? О чем оно? Какова его тема?
- Какова идея текста?
-К какому тексту отнесем текст?
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Для чего он их использует?
- В каком значении употреблено слово «край» в первом абзаце:
1) а) Предельная линия, ограничивающая поверхность плоского предмета;
б) Часть поверхности, близкая к ее предельной линии, конец;
2) разг. Часть чего-л., наиболее удаленная от центра;
3) Страна, область, местность.
4) Административно-территориальная единица России.
- Что значит быть гражданином малой родины?
6. Запись анализа текста в рабочем листе.
7. Прослушивание анализа, комментарий учителя. Подведение итогов. Самоанализ работы на уроке. Выставление оценок.
8. Домашнее задание. Составить текст для анализа на тему: «На Кубани – все самое лучшее».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.; Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования; Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста.
обоими руками не клади руки на стол двух мандаринов нет носков нет соловьев обойдусь без полотенцев много решений шесть оладий
Текст Тема Идея
- Какое впечатление произвело на вас это произведение? О чем оно? Какова его тема? - Какова идея текста? -К какому тексту отнесем текст? - Какие средства художественной выразительности использует автор? Для чего он их использует ? - Что значит быть гражданином малой родины?
- В каком значении употреблено слово «край» в первом абзаце: 1) а) Предельная линия, ограничивающая поверхность плоского предмета; б) Часть поверхности, близкая к ее предельной линии, конец; 2) разг. Часть чего-л., наиболее удаленная от центра; 3) Страна, область, местность. 4) Административно-территориальная единица России.
На Кубани – всё самое лучшее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Лингвистический анализ текста в 10 классе
Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...
Часть В. Лингвистический анализ текста
Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку....