Лингвистический анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Арутюнян Виктория Александровна

 Урок формирует умение анализировать  текст, расширяет  представлений о таких изобразительно-выразительных средствах, как именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение, развитие умения находить данные фигуры в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta.docx22.47 КБ
Файл lingvisticheskiy_analiz_teksta.pptx76.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Усть-Лабинский район Краснодарского края

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

муниципального образования Усть-Лабинский район

Лингвистический анализ текста

        Арутюнян Виктория Александровна,

Учитель русского языка и литературы

Номинация: на лучшую разработку цикла Уроков качества в 10-11 классах и тематических внеклассных мероприятий

Категория: цикл уроков Качества для учащихся 10-11 классов

2014 год

Урок русского языка  в 11 классе

 по теме «Лингвистический анализ текста».

Цели и задачи:

Образовательная: формирование умения анализировать  текст, расширение  представлений о таких изобразительно-выразительных средствах, как именительный темы, риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение, развитие умения находить данные фигуры в тексте.

Развивающая: совершенствование речевого мастерства школьников в использовании этих синтаксических средств в собственном тексте; формирование умения умение анализировать текст, находить тему и проблему текста, отработка навыков написания элементов сочинения-рассуждения.

 Воспитательная: воспитание любви к Родине, к родному языку, привитие уважения к нравственным и культурным традициям Кубани.

Задачи урока:

Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, рабочий лист урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Речевые нормы языка.  Укажите ошибки в образовании формы слова.

обоими руками

     

не клади руки на стол

двух мандаринов

 

нет носков

нет соловьев

 

обойдусь без полотенцев

много решений

 

шесть оладий

  1. Повторение.

Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой, и соединены по смыслу и грамматически. Все предложения связаны общей темой. Которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов.

Тема – это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения. Как правило, в произведении имеется несколько тем, но доминирующая одна. 

Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. 

  1. Знакомство с текстом.

 Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Я живу в очень красивом и непохожем на другие месте. Наш край особенный, и имя ему - Кубань.

Родина – это место, где я родился, живу, росту, становлюсь гражданином своей страны. Родина – это история моего народа, с которым связана и история моей семьи. Родина дает человеку корни, язык, воспитание, мировоззрение. Любовь к Родине – та же любовь к дому, улице, району, только чуть шире. В моём понимании, это трепетное отношение к месту рождения – в первую очередь, любовь к краю.

      Моя малая родина-Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Нас окружают синие моря и манящие горы. Этим не любоваться просто невозможно! Красота багрового заката и розового утра, пленительная картина полей и степей Кубани – всё это замечено многими писателями, запечатлено на фотографиях и картинах. Кубань, гордится замечательными людьми, которые выросли здесь. Здесь живут прекрасные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты. Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.  

        Краснодарский край - это моя родина. С самого детства я дышу её природным воздухом и наслаждаюсь запахами, которые трудно ещё где-нибудь встретить. Природа, родина, народ, родник – слова одного корня.
        Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Прекрасна  природа Кубани! Если выйти в сад, в степь, в поле, просто выглянуть в окно - можно увидеть настоящее чудо! С самого раннего утра небо ясное,  утренняя заря разливается румянцем. Светлое солнце медленно поднимается  и освещает поля, луга, речку.  На поляне  густая трава, а у самой тропинки растёт весёлая ромашка.  В сухом чистом воздухе  пахнет полынью. 

        Прежде чем я стану гражданином страны, я должен быть гражданином своей малой родины, знать её традиции и жить её жизнью и заботами. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина. Все самое лучшее сокрыто здесь, на Кубани.

5. Задания.

- Какое впечатление произвело на вас это произведение? О чем оно? Какова его тема?

- Какова идея текста?

-К какому тексту отнесем текст?

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

- Для чего он их использует?

- В каком значении употреблено слово «край» в первом абзаце:
1) а) Предельная линия, ограничивающая поверхность плоского предмета;
б) Часть поверхности, близкая к ее предельной линии, конец;
2) разг. Часть чего-л., наиболее удаленная от центра;
3) Страна, область, местность.
4) Административно-территориальная единица России.

- Что значит быть гражданином малой родины?

6. Запись анализа текста в рабочем листе.

7. Прослушивание анализа, комментарий учителя. Подведение итогов. Самоанализ работы на уроке. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Составить текст для анализа на тему: «На Кубани – все самое лучшее».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арутюнян В.А. МБОУ СОШ № 20 Лингвистический анализ текста

Слайд 2

Задачи урока: Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.; Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования; Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста.

Слайд 3

обоими руками не клади руки на стол двух мандаринов нет носков нет соловьев обойдусь без полотенцев много решений шесть оладий

Слайд 4

Текст Тема Идея

Слайд 5

- Какое впечатление произвело на вас это произведение? О чем оно? Какова его тема? - Какова идея текста? -К какому тексту отнесем текст? - Какие средства художественной выразительности использует автор? Для чего он их использует ? - Что значит быть гражданином малой родины?

Слайд 6

- В каком значении употреблено слово «край» в первом абзаце: 1) а) Предельная линия, ограничивающая поверхность плоского предмета; б) Часть поверхности, близкая к ее предельной линии, конец; 2) разг. Часть чего-л., наиболее удаленная от центра; 3) Страна, область, местность. 4) Административно-территориальная единица России.

Слайд 7

На Кубани – всё самое лучшее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистический анализ текста в 10 классе

Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...

Часть В. Лингвистический анализ текста

Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку....