Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7klass_russkiy_yazyk.doc | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Базинская основная общеобразовательная школа
«Социокультурный центр»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 28.08. 2015г. Руководитель ШМО ________/Горнова М.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________/Евстифеева Г.А. 28. 08 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор_________ С.Е.Санграева Приказ от 29.08.2015 г № 140 |
Рабочая программа курса
«Русский язык»
7 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель/ разработчик программы
Милютина Наталья Александровна
Квалификация учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж 21 год
Пояснительная записка
- Рабочая программа по русскому языку составлена на основании:
- Закона Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Учебного плана МБОУ Базинской ООШ «СКЦ» на 2014-2015 учебный год от 21.05.2014 года №77,
-Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.
Москва «Просвещение», 2009 год.
-Учебник. Русский язык. 7 класс в 2-х частях для общеобразов. учреждений. М. «Просвещение», 2014 год под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | ||
Уроки (кол-во) | Л/р П/р Экскурсии (кол-во) | Контрольные работы | |||
1 | Повторение изученного в 5-6 классах. | 18 | 16 | 1 | 1 |
2 | Морфология и орфография. Культура речи | ||||
3 | Причастие | 37 | 28 | 5 | 4 |
4 | Деепричастие | 12 | 9 | 2 | 1 |
5 | Наречие | 24 | 20 | 2 | 2 |
6 | Категория состояния | 5 | 3 | 2 | - |
7 | Служебные части речи | 1 | - | - | - |
8 | Предлог | 9 | 8 | 1 | - |
9 | Союз | 15 | 12 | 2 | 1 |
10 | Частица | 9 | 8 | 1 | - |
11 | Междометие | 2 | 2 | - | - |
12 | Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах | 4 | 3 | 1 | |
Итого: | 136 | 110 | 16 | 10 |
всего 136;
в неделю 4.
Структура и содержание программы
1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.
2.1.Синтаксис и пунктуация
Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
2.6. Урок-практикум
Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие.
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
3.2. Деепричастие.
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
3.3. Наречие.
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния.
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи.
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе.
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания/ основные понятия | Планируемые результаты | Материально-техническое обеспечение | Примечание |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Развитие языка | Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой. Знать группы славянских языков. | Словари, ЭОР | ||
Повторение изученного В 5 – 6 классах. ( 17ч + 1ч Р.Р.) | |||||||
2 | Синтаксис. Словосочетание и предложение. | 1 | Синтаксис. | Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации. Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам. | Раздаточный материал. | ||
3 | Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор. | 1 | Простое и сложное предложение. | Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с прямой речью. | Карточки с заданием Словари. | ||
4 | Лексика и фразеология. | 1 | Лексические группы. Толковый словарь. Словарь фразеологизм. | Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма | Словари, ЭОР | ||
5 | Фонетика и орфография. | 1 | Фонетический и орфографический разбор. | Уметь подбирать примеры слов с указанными подгруппами гласных и согласных звуков, слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием. | Раздаточный материал. | ||
6 | Фонетический разбор. | 1 | Фонетичес-кий разбор Буквы. Звуки | Знать порядок фонетического разбора, производить фонетический разбор. | Раздаточный материал. | ||
7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | Знать порядок и уметь выполнять морфемный и словообразователь-ный разбор. | Раздаточный материал. | ||
8 | Морфология и орфография. | 1 | Морфология и орфография | Уметь группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола | Раздаточный материал. | ||
9 | Морфологический разбор слова. | 1 | Морфологический разбор слова | Знать порядок морфологического разбора слова. | Карточки с заданием | ||
10 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». | 1 | Репродукция с картины. | Уметь выполнять творческие задания по картине. | Репродукция картины | ||
11 | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | Контроль за изученным материалом. | Знать изученные орфограммы. Уметь выполнять грамматические разборы. | Дидактичес-кий материал. | ||
12 | Контрольный диктант на повторение изученного в 5 – 6 классах. | 1 | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля. | Уметь грамотно писать диктанты и выполнять грамматическое задание. | |||
13 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | Контроль за усвоением изученного | Уметь находить и исправлять ошибки в диктанте | |||
14 | Текст. | 1 | Текст. Типы текста. | Уметь находить языковые средства связи. | |||
15 | Диалог. | 1 | Понятие диалога. | Уметь моделировать диалоги на заданную тему. | Иллюстрации, ЭОР | ||
16 | Виды диалога. | 1 | Уметь определять виды диалогов. | ||||
17 | Стили литературного языка. | 1 | Стиль текста. | Уметь определять стиль текста, соотносить стили текстов и жанры | ЭОР | ||
18 | Публицистический стиль. | 1 | Стиль как функциональная разновидность языка. | Уметь находить признаки публицистического стиля в текстах. | |||
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие(32ч.+ 5 ч. Р.Р.) | |||||||
19-20 | Причастие как часть речи. | 2 | Причастие. | Знать характеристику причастия. Уметь различать причастия и прилагательные Усвоить правило правописания гласных в падежных окончаниях причастий. | Дидактический материал. | ||
21-22 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 | Особенности склонения причастий. | ||||
23 | Понятие о причастном обороте. | 1 | Причастный оборот | Уметь определять причастный оборот. | ЭОР | ||
24 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | Причастный оборот | Уметь выделять причастный оборот на письме. | Раздаточный материал. | ||
25- 26 | Развитие речи. Описание внешности человека. | 2 | Портретная характеристика. | Знать основные виды словесного описания внешности человека. | ЭОР, раздаточный материал | ||
27 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Действительные и страдательные причастия. | Знать определение действительных и страдательных причастий. Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, краткие и полные формы страдательных причастий, определять синтаксическую роль причастий в предложении. | |||
28 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | Полные и краткие причастия. | ||||
29 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | Суффиксы причастий –ущ- ющ- (-ащ-ящ-) | ||||
30 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Суффиксы –вш- (-ш-) | Уметь распознавать действительные причастия прошедшего времени. | ЭОР | ||
31 | Практикум. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. | 1 | Контроль за усвоением изученного | Уметь писать изложения от 3 лица, используя действительные причастия. | Раздаточный материал | ||
32 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Суффиксы –ом- (-ем-), -ым- (-им-) | Уметь распознавать страдательные причастия настоящего времени. | Раздаточный материал. | ||
33 - 34 | Развитие речи. Изложение с использованием причастий. | 2 | Уметь писать изложения с использованием причастий. | Сборник изложений | |||
35 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Суффиксы –нн- -енн- (ённ-), -т- | Уметь распознавать страдательные причастия прошедшего времени. | Раздаточный материал. | ||
36 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | Написание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Уметь правильно писать гласные перед Н в страдательных причастиях | ЭОР | ||
37 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 1 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы Н в отглагольных прилагательных | Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях; условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. | Раздаточный материал. | ||
38-39 | Практическая работа. «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных». | 2 | Уметь владеть навыками самоанализа., самоконтроля. | ||||
40 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | Н и НН в суффиксах | Владеть правилом правописания Н- НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | Раздаточный материал. | ||
41 | Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте. | 1 | Тип и стиль текста | Уметь употреблять страдательные причастия прошедшего времени в тексте. | ЭОР | ||
42 - 43 | Развитие речи. Выборочное изложение. | 2 | Формировать навыки письменной речи. | Уметь выбрать нужный материал из текста, составлять план и писать по нему изложение. Уметь характеризовать причастия по его морфологическим признакам и синтаксической роли. | Сборник изложений | ||
44 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Контроль за изученным материалом. | Раздаточный материал. | |||
45 | Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи». | 1 | Систематизация, контроль за усвоением изученного. | Уметь грамотно писать диктанты и выполнять грамматическое задание | |||
46 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | Вырабатывать навык самоанализа. | ||||
47 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | Не с причастиями. | Уметь правильно писать Не с причастиями. | |||
48 | Практическая работа. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | НЕ с причастиями. | Уметь владеть навыками самоконтроля. | Дидактичес-кий материал | ||
49 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательныхпричастий прошедшего времени. | Знать условия выбора букв Е-Ё после шипящих в суффиксах причастий прошедшего времени. | |||
50 | Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию внешности человека. | 1 | Формиро-вать навыки письменной речи. | Владеть навыками письменной речи по плану. Уметь отбирать материал к сочинению. | ЭОР | ||
51- 52 | Обобщение по теме «Причастие как часть речи». | 2 | Причастие как часть речи». | Знать характеристику причастия по значению. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте. | ЭОР, раздаточный материал. | ||
53 | Контрольная работа (тест) по теме «Причастие как часть речи» | 1 | Причастие как часть речи» | Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и причастия в тексте | Тесты | ||
54 | Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи» | 1 | . Причастие как часть речи» | ||||
55 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Раздаточный материал. | |||
Деепричастие .(10ч +2ч). | ЭОР, раздаточный материал. | ||||||
56 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Деепричастие | ||||
57 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | Деепричастный оборот. | ||||
58 | Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме». | 1 | Функции деепричастий в художественном тексте. | Иметь навык обособления деепричастий и деепричастных оборотов. | Раздаточный материал. | ||
59 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | Не с деепричастием. | Уметь правильно писать Не с деепричастиями. | ЭОР | ||
60 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Вид деепричастия. | Уметь опознавать деепричастия несовершенного вида | Раздаточный материал. | ||
61 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | Деепричастия совершенного вида. | Уметь опознавать деепричастия совершенного вида. | Дидактический материал | ||
62-63 | Развитие речи. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | 2 | Рассказ по картине. | Уметь составлять рассказ по картине. | Репродукция картины. | ||
64 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | Морфологический разбор деепричастия. | Уметь производить морфологический разбор деепричастий. | Раздаточный материал. | ||
65 | Обобщение по теме «Деепричастие». | 1 | Сообщение по изученной теме на основе сложного плана. | Уметь составлять таблицу обобщающего характера. | Дидактичес-кий материал | ||
66 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 1 | Контрольный диктант | Уметь грамотно писать диктанты. | |||
67 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь развивать навыки самоанализа. | Карточки с заданием | ||
Наречие ( 22ч + 2 ч. Р.Р.) | |||||||
68 | Наречие как часть речи. | 1 | Наречие как часть речи. | Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении. | ЭОР | ||
69 | Смысловые группы наречий. | 1 | Разные разряды наречий. | Уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению | Таблица | ||
70 | Степени сравнений наречий. | 1 | Формы наречий | Знать степени сравнения наречий способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени. | Таблица | ||
71 | Морфологический разбор наречия. | 1 | План разбора наречия. | Уметь характеризовать наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли | Дидактический материал | ||
72 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. | 1 | Написание наречий с НЕ | Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е | ЭОР | ||
73 | Практикум. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. | 1 | Таблица. | Уметь составлять таблицу обобщённого характера. | Раздаточный материал. | ||
74 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и Ни- отрицательных наречий. | 1 | Приставки НЕ и НИ в отрицательных наречиях. | Знать условия выбора написания букв Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | Карточки с заданием | ||
75 | Одна и две буквы Н в наречиях на о-е. | 1 | Н и НН в наречиях. | Знать условия выбора одной и двух букв Н в наречиях на –О, -Е. | Тестовые задания | ||
76 | Диктант по теме «Наречие» . | 1 | Систематизация, контроль за усвоением изученного. | Уметь грамотно писать наречия в диктанте. | |||
77 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь развивать навык самоанализа. | Раздаточный материал. | ||
78 | Развитие речи. Описание действий. | 1 | Роль наречий в описании действий. | Уметь собирать материал наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, владеть навыками письменной речи. | ЭОР | ||
79 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | О-Е после шипящих на конце наречий. | Знать условие выбора написания О-Е после шипящих на конце наречий. | ЭОР | ||
80 | Буквы О и А на конце наречий. | 1 | О-А на конце наречий | Знать условие выбора и уметь правильно писать О или А на конце наречий. | ЭОР | ||
81 | Развитие речи. Описание картины Е.Н.Широкова «Друзья». | 1 | Формирование навыков письменной речи. | Уметь выполнять творческие задания по картине, писать рассказ от имени героя картины. | Репродукция | ||
82 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Дефис в наречиях | Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях. | ЭОР | ||
83-84 | Практикум. «Дефис между частями слова в наречиях». | 2 | Развивать навыки самоконтроля | Уметь составлять таблицу по изученным орфограммам. | Раздаточный материал. | ||
85-86 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | Приставки в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | Знать условия написания приставок. | Тестовые задания | ||
87 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; | ЭОР | |||
88 | Обобщение по теме «Наречие». | 1 | Составление таблицы по теме «Наречие» | Уметь составлять сообщение по собственному сложному плану. Знать правильное правописание наречий | Дидактический материал. | ||
89 | Тест по теме «Наречие» | 1 | Контроль за изученным материалом. | Тесты | |||
90 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Контроль за изученным материалом. | Уметь грамотно писать диктанты и выполнять грамматические задания. | |||
91 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь развивать навыки самоанализа и самоконтроля. | |||
92 | Отзыв. Учебно – научная речь. | 1 | Признаки учебно – научной речи. | Уметь составлять собственные отзывы. | ЭОР | ||
93 | Учебный доклад. | 1 | Структура учебного доклада. | Уметь составлять сложный план текста, тематические учебные доклады. | ЭОР | ||
Категория состояния ( 3ч. + 2ч.Р.Р. ). | |||||||
94 | Категория состояния как часть речи. | 1 | Слова категории состояния с разными значениями. | Знать значение категории состояния; уметь разграничивать наречия и слова категории состояния. | Дидактичес-кий материал. | ||
95 | Категория состояния и другие части речи. | 1 | Категория состояния и другие части речи. | Уметь находить слова категории состояния. | |||
96 | Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи. | 1 | Функция слов категории состояния. | Уметь пересказать художественный текст, используя слова категории состояния | ЭОР | ||
97 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Морфологический разбор категории состояния | Уметь выполнять устные и письменные разборы слов категории состояния. | Раздаточный материал. | ||
98 | Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | Сочинение на лингвистическую тему. | Уметь писать сочинение на лингвистическую тему. | ЭОР | ||
Служебные части речи (1 ч) | |||||||
99 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. | Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их. | Таблица. | ||
Предлог ( 8ч. +1 ч.Р.Р.) ). | |||||||
100 | Предлог как часть речи. | 1 | Различение предлогов. | Знать определение предлога как служебной части речи. | Тестовые задания | ||
101 | Употребление предлогов. | 1 | Употребление предлогов | Знать об однозначных и многозначных предлогах. | ЭОР | ||
102 | Производные и непроизводные предлоги. | 1 | Производ-ные и непроизводные предлоги. | Знать неморфологический способ образования производных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных. | Раздаточный материал. | ||
103 | Простые и составные предлоги. | 1 | Простые и составные предлоги. | Уметь находить простые и составные предлоги. | ЭОР | ||
104 | Морфологический разбор предлога. | 1 | Морфологические признаки. | Знать план, уметь по плану выполнять разбор. | Раздаточный материал. | ||
105 | Развитие речи. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». | 1 | Формирование навыков письменной речи. | Уметь записывать впечатление от картины. | Репродукция картины. | ||
106-107 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | Отличие предлогов от омонимичных слов. | Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов. | Тестовые задания | ||
108 | Практикум по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». | 1 | Отличие предлогов от омонимичных слов. | Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы. | Дидактический материал | ||
Союз ( 13ч. +2ч.Р.Р.) | |||||||
109 | Союз как часть речи. | 1 | Союз | Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного. | Таблица, ЭОР | ||
110 | Простые и составные союзы. | 1 | Простые и составные союзы | Знать, какие союзы являются простыми, какие — составными. | Раздаточный материал. | ||
111 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Союзы сочинительные и подчинительные | Уметь составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; | Таблица. | ||
112 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | Сложное предложение. | Уметь определять место постановки запятых. | ЭОР | ||
113-114 | Сочинительные союзы. | 2 | Сочинительные союзы. | Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении. | Схемы предложений | ||
115 | Подчинительные союзы. | 1 | Подчинительные союзы | Уметь составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами. | Схемы предложений | ||
116 | Морфологический разбор союза. | 1 | Морфологические признаки | Знать план разбора, уметь по плану выполнять разбор. | Раздаточный материал. | ||
117 | Развитие речи. Сочинение - рассуждение о книге. | 1 | Обмен мнениями по дискуссионной теме | Уметь сопоставлять и рассуждать, совершенствовать навыки монологической речи | Иллюстрации. | ||
118 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | Союзы также, тоже, чтобы. | Уметь различать союзы и сочетания, сходные с ними. | Раздаточный материал. | |||
119 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | 1 | Предлоги и союзы. | Уметь систематизировать, обобщать знания. | ЭОР | ||
120 | Контрольная работа по темам «Предлог» и «Союз» | 1 | Контроль за изученным материалом. | Уметь различать предлоги и союзы. Грамотно использовать их на письме | |||
121 | Анализ ошибок, допущенных в работе. | 1 | . Анализ ошибок, допущенных в работе. | Развивать навык самоанализа | |||
Частица (8ч.+ 1 ч.Р.Р.) | |||||||
122 | Частица как часть речи. | 1 | Частица | Знать определение частицы как части речи. Уметь находить частицы | ЭОР | ||
123 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Разряды частиц. | Уметь отличать частицы от других частей речи, знать функции формообразующих частиц. | Раздаточный материал, ЭОР | ||
124 | Смыслоразличительные частицы. | 1 | Смыслоразличительные частицы. | Знать о разнообразных функциях смысловых частиц, уметь пользоваться ими в речи. | ЭОР | ||
125 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Раздельное и дефисное написание частиц. | Уметь определять случаи раздельного и дефисного написания частиц | Раздаточный материал. | ||
126 | Развитие речи. Устное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | Монологическая речь | Уметь устно описывать картину | Иллюстрации | ||
127 | Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы Не и Ни | 1 | Частицы НЕ и Ни | Усвоить план морфологического разбора частицы; уметь отличать частицы Не и Ни от составных союзов. | ЭОР | ||
128 | Различение частицы Не и приставки Не- | 1 | Частица НЕ | Уметь различать частицу Не и приставку Не | Раздаточный материал. | ||
129 | Частица Ни, приставка Ни-, союз Ни…Ни. | 1 | Частица Ни, приставка Ни, союз Ни-Ни | Уметь различать омонимичные лингвистические единицы | Таблица | ||
130 | Повторение темы «Частица» | 1 | Уметь обобщать знания по теме. | Раздаточный материал. | |||
Междометие( 2 ч.) | |||||||
131 | Междометие как часть речи. | 1 | Междометие | Знать о роли междометий и их грамматические признаки | ЭОР | ||
132 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Знать, какие знаки препинания используются при междометиях | Раздаточный материал. | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (4 ч.) | |||||||
133 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 1 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | Знать разделы языкознания, признаки текста, типы текста, особенности стилей речи. | Таблица. | ||
134 | Фонетика. Графика. | 1 | Фонетика. Графика | Владеть навыками фонетического разбора, уметь работать со словарями. | Таблица. | ||
135 | Лексика и фразеология. | 1 | Лексика и фразеология | Знать определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке. | Дидактический материал. | ||
136 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольная работа. | Знать определение орфографии как раздела науки о языке; определение орфограммы; |
Планируемые результаты
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Учебно-методические средства обучения
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 3-е изд.- М.:
Просвещение, 2003.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.
3. Поурочные разработки по русскому языку в 7 классе, Н.В.Егорова, «Вако», 2014 г.
4. «От слова к словесности», уч. Пособие, Л.И.Альбеткова, «Дрофа», 2013 г 7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:
Юж.-Урал.кн.изд., 1994.
5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка
/4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.
6. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 кл./Под ред.
Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»...
рабочая программа по русскому языку по учебнику Т А Ладыженской 6 класс ФГОС
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 6 класс. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного ...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Т.А. Ладыженской. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 5 класс
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учкбнику Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова с УУД...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 6 класс
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику 6 класса М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Т.А.Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа...