"Умники и умницы" 10-11 кл
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Для проведения внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl.meropriyatie_umniki_i_umnitsy.ppt | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I. Агон отборочный 1. Какой частью речи – числительными или существительными являются слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? 2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? 3. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?
4. Можно ли у существительных НЕРЯХА, СОНЯ, ГРЯЗНУЛЯ, ПЛАКСА определить род? 5. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? 6. С помощью какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? 7. Родственны ли слова ПОТ и ПОТОЛОК?
8. Есть ли ноги у книги, газеты? 9. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? 10. Назовите «четвертое лишнее» в группе слов: слон, слоненок, слоны, слонов.
11. Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, восклицательный знак – «удивитель-ный»,точка с запятой – «полуточие», (т.е.ослабленная точка); тире – «молчанка, пресека-тельный знак». Как называлась запятая? а) вдохновение б) отдохновение в) затемнение г) преступление
12. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки? А) сходите Б) выходите В) переходите Г) встаете
13. С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и , во-вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма?
14.Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего? 15.Кто составил «Толковый словарь живого великорусского языка»? 16. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения? 17. Алфавит, которым мы пользуемся, называется….
1 2 1 2 3 1 2 3 4
Охарактеризуйте морфологические особенности выделенных слов. Определите, какая это часть речи. Светло, легко и своенравно Она блестит среди болот И к старой мельнице так плавно Несет стекло весенних вод Мне грустно и легко , Печаль моя светла.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: Покраш…ный пол,краш…ный пол, краше…ый охрой пол, неокраше...ые стены, пр…быть (во)время, о..тдыхать (во)время каникул, смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря, (н…)где (не)найти, (н…)когда (не)опаздывать.
Одинаковые ли суффиксы в словах УЧИТЕЛЬСТВО и СТРОИТЕЛЬСТВО?
Объясните лексическое значение слов: Оранжерея- интенсивный- гуманный- оптимист-
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему слова звучат так, а не иначе. Почему именно «стол», «дом», «солнце». Устанавливая историю слов, ученые, прежде всего, исследуют письменные памятники, т.е. древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так мы узнаем, что означало когда-то то или иное слово. Как называется наука, которая изучает происхождение слов?
Когда говорят грамотный человек , то всегда ли речь идет о человеке, умеющем писать и читать? Как тогда понять словосочетания: грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик?
Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение Ахиллесова пята Дамоклов меч
В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого слова нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике Чацкого: Когда в делах – я от веселий прячусь, Когда дурачится – дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.
Расставьте ударения в следующих словах: Торты, комбайнер, начал, начала, звонит, баловать, красивее, мельком, черпая.
Вопрос для финалиста В книге Ю.В.Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай: однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись пред Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий, по-русски, значит архитектор». Верны ли пояснения экскурсовода?
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Умники и умницы в банковском деле
Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...
Игра "Умники и умницы"
Игра по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...
Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...
Игра "Умники и умницы"
Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...
ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...