"Умники и умницы" 10-11 кл
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс) на тему

СКВОРЦОВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

Для проведения внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vnekl.meropriyatie_umniki_i_umnitsy.ppt211.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра для учащихся 10-11 классов Умники и умницы

Слайд 2

I. Агон отборочный 1. Какой частью речи – числительными или существительными являются слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? 2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? 3. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?

Слайд 3

4. Можно ли у существительных НЕРЯХА, СОНЯ, ГРЯЗНУЛЯ, ПЛАКСА определить род? 5. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? 6. С помощью какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? 7. Родственны ли слова ПОТ и ПОТОЛОК?

Слайд 4

8. Есть ли ноги у книги, газеты? 9. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? 10. Назовите «четвертое лишнее» в группе слов: слон, слоненок, слоны, слонов.

Слайд 5

11. Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, восклицательный знак – «удивитель-ный»,точка с запятой – «полуточие», (т.е.ослабленная точка); тире – «молчанка, пресека-тельный знак». Как называлась запятая? а) вдохновение б) отдохновение в) затемнение г) преступление

Слайд 6

12. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки? А) сходите Б) выходите В) переходите Г) встаете

Слайд 7

13. С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и , во-вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма?

Слайд 8

14.Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего? 15.Кто составил «Толковый словарь живого великорусского языка»? 16. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения? 17. Алфавит, которым мы пользуемся, называется….

Слайд 9

1 2 1 2 3 1 2 3 4

Слайд 10

Охарактеризуйте морфологические особенности выделенных слов. Определите, какая это часть речи. Светло, легко и своенравно Она блестит среди болот И к старой мельнице так плавно Несет стекло весенних вод Мне грустно и легко , Печаль моя светла.

Слайд 11

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: Покраш…ный пол,краш…ный пол, краше…ый охрой пол, неокраше...ые стены, пр…быть (во)время, о..тдыхать (во)время каникул, смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря, (н…)где (не)найти, (н…)когда (не)опаздывать.

Слайд 12

Одинаковые ли суффиксы в словах УЧИТЕЛЬСТВО и СТРОИТЕЛЬСТВО?

Слайд 13

Объясните лексическое значение слов: Оранжерея- интенсивный- гуманный- оптимист-

Слайд 14

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему слова звучат так, а не иначе. Почему именно «стол», «дом», «солнце». Устанавливая историю слов, ученые, прежде всего, исследуют письменные памятники, т.е. древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так мы узнаем, что означало когда-то то или иное слово. Как называется наука, которая изучает происхождение слов?

Слайд 15

Когда говорят грамотный человек , то всегда ли речь идет о человеке, умеющем писать и читать? Как тогда понять словосочетания: грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик?

Слайд 16

Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение Ахиллесова пята Дамоклов меч

Слайд 17

В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого слова нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике Чацкого: Когда в делах – я от веселий прячусь, Когда дурачится – дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.

Слайд 18

Расставьте ударения в следующих словах: Торты, комбайнер, начал, начала, звонит, баловать, красивее, мельком, черпая.

Слайд 19

Вопрос для финалиста В книге Ю.В.Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай: однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись пред Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий, по-русски, значит архитектор». Верны ли пояснения экскурсовода?

Слайд 20

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...