Конспект урока по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Вводный урок по теме "имя существительное" для обучающихся 5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnoe_chistovik.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Имя существительное как часть речи
Тип урока: обобщение знаний.
Цели урока:
- Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, оценивать свой труд.
- Содействовать воспитанию любви к предмету и формированию коммуникативных отношений среди учащихся.
- Способствовать развитию монологической и диалогической речи.
Оборудование: рабочие листы.
-Здравствуйте, ребята! Перед вами на столах лежат рабочие листы, все записи мы будем выполнять в них. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым разделом о языке, который называется морфология.
Морфология – греч. «форма», «слово», «учение» - раздел науки о языке, изучающий части речи. А какие части речи вам известны?
О: сущ., прил., глаг. и др.
- В чем их отличие? Приведите примеры.
О: сущ.- обозначает предмет и т. п.
-Перед вами на рабочих листах отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Багаж». Прочитайте его.
Дама ..давала в бага.. диван чем..дан саквояж картину корзинку к.. ртонку и маленькую с..бачонку. (С. Я. Маршак «Багаж»)
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, над каждым словом надпишите, к какой части речи оно относится. (1 человек у доски)
О:
-Слов какой части речи в этом отрывке больше всего?
О: сущ.
- Тема нашего урока: «Имя существительное как часть речи». Наша цель вспомнить, что мы знаем о ней из начальной школы. И сегодня мы с вами самостоятельно будем составлять теоретическую справку о существительном. В ваших рабочих листах дана теоретическая справка, но она содержит пропуски, мы будем заполнять их, выполняя задания.
С чего начинается любая теоретическая справка?
О: с определения.
- Вспомните определение имени существительного.
О: запись в справку.
- От чего зависит постановка вопросов Кто? Что?
О: от одушевленности.
-На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?
О:
-На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные? Запись в теоретическую справку.
О:
-Определите в отрывке С. Я Маршака одушевленные и неодушевленные существительные.
О:
-Молодцы. Сравните слова в двух столбиках (задание №3) и сделайте вывод, на основании каких категорий, присущих имени существительному, их разделили.
О: собственные и нарицательные. Запись в теоретическую справку.
- В чем между ними отличие?
О:
- У каждой самостоятельной части речи есть своя синтаксическая функция в предложении. Определим, какими членами предложения являются существительные в отрывке С. Я. Маршака. (1 человек у доски. Определение членов предложения с вопросами: сдавала (что?) диван…).
О: подлежащее, дополнение.
- Запись в теоретическую справку.
- Действительно, имена существительные в предложении чаще всего бывают подлежащими и дополнениями, но могут выступать и в роли других членов предложения.
Мы с вами, определяя синтаксическую функцию имен существительных, ставили вопрос. А на что еще указывают эти вопросы?
О: падеж
- Какие падежи вы знаете, на какие вопросы они отвечают?
О:
-Запись в теоретическую справку. Определите падежи всех существительных в отрывке С. Я. Маршака.
О:
- Диван-диваны, чемодан-чемоданы. О какой категории идет речь?
О: число.
- Действительно, имена существительные изменяются по числам. Запись в теоретическую справку.
-Определите число всех существительных в отрывке.
- Сравнив слова в столбиках задания №4, вы определите еще одну категорию существительных.
О: по родам. Запись в теоретическую справку.
- Как определить род существительных?
О:
- Определите род всех существительных в отрывке.
О:
-Осталось определить последнюю особенность имен существительных, самую сложную. Разгадайте загадку:
Если род определишь,
Окончанье выделишь,
Без труда узнаешь ты
……(склонение) существительных. Запись теоретическую справку.
- Существительные относятся к 1 из трех склонений.
Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?
О:
- Определите склонение существительных в отрывке С. Я. Маршака.
О:
Молодцы. Мы с вами решили все задания, создали свою теоретическую справку, на основе ваших знаний, полученных в младших классах. Прочитайте, что у вас получилось? Все ли вам было понятно?
Если вы в чем-то испытывали затруднения, то можете подойти ко мне после урока, я отвечу на ваши вопросы. А на наших следующих уроках мы более подробно будем останавливаться на особенностях имени существительного как части речи.
Дом задание: выучить теоретическую справку, найти в стихотворении А. А. Фета все существительные, определить у них род, число, падеж, склонение, синтаксическую функцию.
Рабочий лист ученика 5 а класса ___________________________________________
Тема урока ______________________________________________________________
Морфология – греч. «форма», «слово», «учение» - раздел науки о языке, изучающий части речи.
Задание №1
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, над каждым словом надпишите, к какой части речи оно относится.
Дама ..давала в бага.. диван чем..дан саквояж к..ртину к..рзинку к..ртонку и маленькую с..бачонку. (С. Я. Маршак «Багаж»)
Задание №2
Теоретическая справка
Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает________________ и отвечает на вопросы:_____________________. Имена существительные могут быть __________________ и _________________________, ________________________ и _________________________. В предложении чаще всего бывают______________________________________________. Имена существительные изменяются по _________________и _______________ . Относятся к одному из трех ________________. |
Задание №3
С. Я Маршак | Багаж Диван Чемодан |
Задание №4
Сравните слова в столбиках, определите, по какому критерию их разделили.
Дама Картина Собачонка | Багаж Диван Чемодан |
Домашнее задание: выучить теоретическую справку. Записать в тетради стихотворение А. А. Фета. Найти все существительные, определить их род, число, падеж, склонение, синтаксическую функцию.
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс
Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...
Конспект урока "Словообразование имен существительных"
Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"
Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....
Конспект урока "Не с существительными"
Урок "Не с существительными" был проведён в 6 классе. Структура соответствует требованиям организации урока усвоения нового материала. Чётко выделены этапы подготовки и организации урока. На уроке исп...
Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"
Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...