Конспект урока по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Елена Александровна Головачева

Вводный урок по теме "имя существительное" для обучающихся 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchestvitelnoe_chistovik.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Имя существительное как часть речи

Тип урока: обобщение знаний.

Цели урока:

  1. Обобщение и углубление знаний об именах существительных;

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, оценивать свой труд.
  2. Содействовать воспитанию любви к предмету и формированию коммуникативных отношений среди учащихся.
  3. Способствовать развитию монологической и диалогической речи.

Оборудование: рабочие листы.

-Здравствуйте, ребята!  Перед вами на столах лежат рабочие листы,  все записи мы будем выполнять в них.  Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым разделом о языке, который называется морфология.

Морфология – греч. «форма», «слово», «учение» - раздел науки о языке, изучающий части речи. А какие части речи вам известны?

О: сущ., прил., глаг. и др.

- В чем их отличие? Приведите примеры.

О: сущ.- обозначает предмет и т. п.

-Перед вами на рабочих листах отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Багаж». Прочитайте его.

Дама ..давала в бага.. диван чем..дан саквояж картину корзинку к.. ртонку и маленькую с..бачонку. (С. Я. Маршак «Багаж»)

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, над каждым словом надпишите, к какой части речи оно относится. (1 человек у доски)

О:

-Слов какой части речи в этом отрывке больше всего?

О: сущ.

- Тема нашего урока: «Имя существительное как часть речи». Наша цель вспомнить, что мы знаем о ней из начальной школы. И сегодня мы с вами самостоятельно будем составлять теоретическую справку о существительном.  В ваших рабочих листах дана теоретическая справка, но она содержит пропуски, мы будем заполнять их, выполняя задания.

С чего начинается любая теоретическая справка?

О: с определения.

- Вспомните определение имени существительного.

О: запись в справку.

- От чего зависит постановка вопросов Кто? Что?

О: от одушевленности.

-На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?

О:

 -На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные? Запись в теоретическую справку.

О:

-Определите в отрывке С. Я Маршака одушевленные и неодушевленные существительные.

О:

-Молодцы. Сравните слова в двух столбиках (задание №3) и сделайте вывод, на основании каких категорий, присущих имени существительному, их разделили.

О: собственные и нарицательные. Запись в теоретическую справку.

- В чем между ними отличие?

О:

- У каждой самостоятельной части речи есть своя синтаксическая функция в предложении. Определим, какими членами предложения являются существительные в отрывке С. Я. Маршака. (1 человек у доски. Определение членов предложения с вопросами: сдавала (что?) диван…).

О: подлежащее, дополнение.

- Запись в теоретическую справку.

- Действительно, имена существительные в предложении чаще всего бывают подлежащими и дополнениями, но могут выступать и в роли других членов предложения.

Мы с вами, определяя синтаксическую функцию имен существительных, ставили вопрос. А на что еще указывают эти вопросы?

О: падеж

- Какие падежи вы знаете, на какие вопросы они отвечают?

О:

-Запись в теоретическую справку. Определите падежи всех существительных в отрывке С. Я. Маршака.

О:

- Диван-диваны, чемодан-чемоданы. О какой категории идет речь?

О: число.

- Действительно, имена существительные изменяются по числам. Запись в теоретическую справку.

-Определите число всех существительных в отрывке.

- Сравнив слова в столбиках задания №4, вы определите еще одну категорию существительных.

О: по родам. Запись в теоретическую справку.

- Как определить род существительных?

О:

- Определите род всех существительных в отрывке.

О:

-Осталось определить последнюю особенность имен существительных, самую сложную. Разгадайте загадку:

Если род определишь,

Окончанье выделишь,

Без труда узнаешь ты

……(склонение) существительных. Запись теоретическую справку.

- Существительные относятся к 1 из трех склонений.

Какие существительные относятся к 1,2,3  склонению?

О: 

- Определите склонение существительных в отрывке С. Я. Маршака.

О:

Молодцы. Мы с вами решили все задания, создали свою теоретическую справку, на основе ваших знаний, полученных в младших классах. Прочитайте, что у вас получилось? Все ли вам было понятно?

Если вы в чем-то испытывали затруднения, то можете подойти ко мне после урока, я отвечу на ваши вопросы. А на наших следующих уроках мы более подробно будем останавливаться на особенностях имени существительного как части речи.

Дом задание: выучить теоретическую  справку, найти в стихотворении А. А. Фета все существительные, определить у них род, число, падеж, склонение, синтаксическую функцию.

        

Рабочий лист ученика 5 а класса ___________________________________________

Тема урока ______________________________________________________________

Морфология – греч. «форма», «слово», «учение» - раздел науки о языке, изучающий части речи.

Задание №1

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, над каждым словом надпишите, к какой части речи оно относится.

Дама  ..давала в  бага..  диван  чем..дан  саквояж  к..ртину  к..рзинку  к..ртонку и маленькую с..бачонку. (С. Я. Маршак «Багаж»)

Задание №2

Теоретическая справка

 Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает________________ и отвечает на вопросы:_____________________.

Имена существительные могут быть __________________ и _________________________,

________________________ и _________________________.

В предложении чаще всего бывают______________________________________________.

Имена существительные изменяются по _________________и _______________ . Относятся к одному из трех ________________.

 Задание №3

С. Я Маршак

Багаж

Диван

Чемодан

Задание №4

Сравните слова в столбиках, определите, по какому критерию их разделили.

Дама

Картина

Собачонка

Багаж

Диван

Чемодан

Домашнее задание: выучить теоретическую справку. Записать в тетради стихотворение А. А. Фета. Найти все существительные, определить их род, число, падеж, склонение, синтаксическую функцию.

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс

Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...

Конспект урока "Словообразование имен существительных"

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"

Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....

Конспект урока "Не с существительными"

Урок "Не с существительными" был проведён в 6 классе. Структура соответствует требованиям организации урока усвоения нового материала. Чётко выделены этапы подготовки и организации урока. На уроке исп...

Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"

Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...