Тема урока: Обращение |
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний. |
Цели урока: путем самообразовательной деятельности получить представление о понятии «обращение», научиться различать и употреблять в речи Планируемые образовательные результаты: Учащиеся правильно ставят знаки препинания при обращении. Соблюдают интонацию при произнесении предложений с обращением, находят в предложении изученную пунктограмму и объясняют ее. Обнаруживают и объясняют пунктуационные ошибки, учатся понимать текст с первого прочтения. Научатся: Перестраивать предложения по образцу и заданной схеме. Получат возможность научиться: строить синонимичные по цели высказывания предложения. Основные термины и понятия: Грамматическая основа предложения, обращение, олицетворение. |
Технология развивающего; проблемного обучения; разноуровневого ; развития критического мышления; и блочно-модульного обучения; |
Формы и методы обучения: проверка самоподготовки, эвристическая беседа, проверочная работа, лексическая работа, комплексный анализ текста, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, инсценировка, взаимопроверка, самопроверка. самостоятельная работа по образцу, работа в группах. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Оргмомент. Мотивация | Создание эмоционального настроя Обращение учителя: Дорогие друзья! Грамота –это умение читать и писать. В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык» Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой меткой пословице. Простые люди издавна мечтали об умении читать и писать тянулись к знаниям. Говорят: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Но простые люди не имели возможности получить образование. Для вас сегодня открыт широкий доступ к просвещению. Спешите за знаниями! | Приветствие, рапорт. Чтение таблицы Выполняя предложенные задания, ты : Узнаешь | Научишься | Поймешь | -Что такое обращение; какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением - | -Работать с текстом; - Находить в тексте обращение; -Расставлять знаки препинания в предложении с обращением | -Особенности использования обращения |
| Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные УУД: личностное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между термином и определением.
Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Метапредметные результаты Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Регулятивные УУД: контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
МетапредметныеУУД. Умение вести поиск информации, анализ языковых явлений, способность к преобразованию и сохранению информации
Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
|
Актуализация знаний, пробное УД | Перед тобой таблица «Характеристика предложения». Но не все графы заполнены. Рассмотри внимательно таблицу заполни свободные места. (Через 2 мин. на интерактивной доске с помощью анимации появляются заполненные графы) | Заполнение лакун в таблице «Характеристика простого предложения» Подбирают термины и записывают в тетрадях. Взаимооценивание в парах с доски .
По цели высказывания | ??? | ??? | Восклицательные и невосклицательные | По составу грамматической основы | Двусоставные и односоставные | По наличию второстепенных членов | ??? | По наличию осложняющих членов | Осложненные и неосложненные |
|
Выделение затруднений
|
| Комментируют. Формулируют. Физминутка |
Целеполагание и проект вых. из затруднений
|
Изучение м-ла по учебнику правила с.176-179
| Заполняют схему Предложения по наличию осложняющих членов делятся на С однородными членами | ??? | Вводными словами |
Читают, отмечают «Знаю», ново», «удивлен», устанавливают связи |
практическая деятельность | Раздает детям таблички с указанием ролей и текстов для диалога. Показ презентации
Проверка понимания: спроси попугая о возрасте, Крокодила о росте, удава о длине, слоненка о весе. | Инсценировка диалога с презентацией Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу. Но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя внимание. Мартышка прыгала. Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!» Но Крокодил молчал, как будто воды в рот набрал, когда плыл по реке. -Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок.. -Я придумала! придумала! – закричала Мартышка. - Я придумала Обращение! Давайте назовем его имя! -Крокодил! - закричали хором гости. - Мы пришли к тебе! - Кто это обращается ко мне так вежливо?- приоткрыл один глаз Крокодил. – Да это мои друзья! На другой день Мартышка всем сообщила: - Я придумала Обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит! - А если хотите написать письмо, - добавил Удав,- не забудьте отделить обращение запятой. - Или восклицательным знаком. Если хотите написать Обращение громко, – закончил Слоненок. Изобретение Мартышки понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Слоненок! Удав! Мартышка! Крокодил! Бегемот! Носорог! Попугай!» Задают вопросы героям, употребляя обращение
|
Закрепление с комментированием. Самостоятель ная .работа. | Объясняет задание. Оценивает индивидуальные ответы. Обращает внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс в обращении «Иванушка», на ласковые обращения конька к хозяину.
2. Поясняет нормы взаимооценивания данного вида работы: за каждое из правильно построенных и записанных согласно правилам пунктуации предложений – по 1 баллу. Демонстрирует правильный вариант на доске | Прочитай отрывок из сказки П. Ершова» Конек-горбунок» « Что Иванушка невесел? Что головушку повесил? – говорит ему конек.- Иль мой милый занемог? Пал Иван коньку на шею, обнимал и целовал. «Ох, беда, конек, - сказал.- Царь велит в свою светлицу мне достать, слышь, царь-девицу. Что мне делать, горбунок?» Говорит ему конек: « Но, сказать тебе по дружбе, это – службишка, не служба. Служба вся брат впереди Выписывают обращения, обозначают, чем они выражены. На какой член предложения похожи и почему?
2.Работа по образцу. Записать предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, например: Ребята охраняют природу. - Ребята, охраняйте природу! А) Маша читает книгу о животных. Б) Школьники не дают в обиду пернатых друзей. В) Ученики путешествуют летом по родному краю Г) Пятиклассники помогают зимующим птицам. Д) Шумит шумит высокая пшеница Взаимооценивание работы согласно нормам, согласованным с учителем.
|
Дифференцированная работа | Раздает индивидуальные карточки.
Демонстрирует творческое задание с доски | Задание на карточках; Сравни пары предложений. В каком предложении одно и то же слово - обращение, а в каком – член предложения? Сделай вывод. А) Широко ты степь раскинулась, к морю Черному понадвинулась. Степь раздольная далеко лежит, ковылем-травой расстилается. Б) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. Спой нам ветер про синие горы. Про звериный запутанный след. В) Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и в росе. Сыпь ты черемуха снегом.
Для остальных учащихся - задание на развитие творческих способностей. Задание: По обращениям, которые вы найдете в данных предложениях, отгадывают название сказок и имена сказочных персонажей 1.Чем вы, гости, торг ведете, и куда теперь плывете? 2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ж ты тих, как день ненастный? 3. Отпусти ты, старче, меня в синее море. 4 .Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. 5. Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре. |
Итоги урока. Рефлексия | Дает домашнее задание: № 450 Организует рефлексию | Подводят итоги: выполнив предложенные задания, я теперь знаю…, я умею,.,я столкнулся с трудностями.. Для преодоления трудностей планирую…. Оценивают свою работу, ставят на странице смайлик |