Урок по теме "Обращения"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Симоненко Надежда Евгеньевна

Учащиеся на основе занимательного материала учатся строить синоимичные предложения, выделять ГО предложения, закрепляют навыки коммуникации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_5_klass.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Технологическая карта урока русского языка , 5 класс

Тема урока: Обращение

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цели урока: путем самообразовательной деятельности получить представление о понятии «обращение», научиться различать и употреблять в речи

Планируемые образовательные результаты: Учащиеся правильно ставят знаки препинания при обращении. Соблюдают интонацию при произнесении предложений с обращением, находят в предложении изученную пунктограмму и объясняют ее. Обнаруживают и объясняют пунктуационные ошибки, учатся понимать текст с первого прочтения.

Научатся: Перестраивать предложения по образцу и заданной схеме.

Получат возможность научиться: строить синонимичные по цели высказывания предложения.

Основные термины и понятия: Грамматическая основа предложения,  обращение, олицетворение.

Технология развивающего; проблемного обучения; разноуровневого ; развития критического мышления; и блочно-модульного обучения;

Формы и методы обучения: проверка самоподготовки, эвристическая беседа, проверочная работа, лексическая работа, комплексный анализ текста, индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  инсценировка, взаимопроверка, самопроверка. самостоятельная работа по образцу, работа в группах. 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Оргмомент. Мотивация

 Создание эмоционального настроя

Обращение учителя:

Дорогие друзья! Грамота –это умение читать и писать. В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык» Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой меткой пословице. Простые люди издавна мечтали об умении читать и писать тянулись к знаниям. Говорят: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Но простые люди не имели возможности получить образование. Для вас сегодня открыт широкий доступ к просвещению. Спешите за знаниями!

Приветствие, рапорт.   

Чтение таблицы

Выполняя предложенные задания, ты  

:

Узнаешь

Научишься

Поймешь

-Что такое обращение; какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением

-

-Работать с текстом;

- Находить в тексте обращение;

-Расставлять знаки препинания в предложении с обращением

-Особенности использования обращения

             

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД: личностное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между термином и определением.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли.

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Познавательные УУД:  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; постановка  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Метапредметные результаты

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Регулятивные УУД:  контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

МетапредметныеУУД. Умение вести поиск информации, анализ языковых явлений, способность к преобразованию и сохранению информации

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Актуализация знаний, пробное УД

Перед тобой таблица «Характеристика предложения». Но не все графы заполнены. Рассмотри внимательно таблицу заполни свободные места. (Через 2 мин. на интерактивной доске с помощью анимации появляются заполненные графы)

Заполнение лакун  в таблице «Характеристика простого предложения» Подбирают термины и записывают в тетрадях. Взаимооценивание в парах с доски .

По цели высказывания

???

???

Восклицательные  и невосклицательные

 По составу грамматической основы

Двусоставные и односоставные

По наличию второстепенных членов

???

По наличию осложняющих членов

Осложненные и неосложненные

Выделение

затруднений

Комментируют. Формулируют. Физминутка

 Целеполагание и проект вых. из затруднений

Изучение м-ла по учебнику правила с.176-179

 Заполняют схему

Предложения по наличию осложняющих членов делятся на

 С однородными членами

???

Вводными словами

Читают, отмечают «Знаю», ново», «удивлен», устанавливают связи 

 практическая деятельность

Раздает детям таблички с указанием ролей и текстов для диалога. Показ презентации

Проверка понимания: спроси попугая о возрасте, Крокодила о росте, удава о длине, слоненка о весе.

Инсценировка диалога с презентацией

Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу. Но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя внимание.  Мартышка прыгала. Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!» Но Крокодил молчал, как будто воды в рот набрал, когда плыл по реке.

-Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок..

-Я придумала! придумала! – закричала Мартышка. - Я придумала Обращение!  Давайте назовем его имя!

-Крокодил! - закричали хором гости. - Мы пришли к тебе!

- Кто это обращается ко мне так вежливо?- приоткрыл один глаз Крокодил.  – Да это мои друзья!

На другой день Мартышка всем сообщила:

- Я придумала Обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!

- А если хотите написать письмо, - добавил Удав,- не забудьте отделить обращение запятой.

- Или восклицательным знаком. Если хотите написать Обращение громко, – закончил Слоненок.

Изобретение Мартышки понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Слоненок! Удав! Мартышка! Крокодил! Бегемот! Носорог! Попугай!»

Задают вопросы героям, употребляя обращение

Закрепление с комментированием. Самостоятель

ная

.работа.

 

Объясняет задание. Оценивает индивидуальные ответы. Обращает внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс в обращении «Иванушка», на ласковые обращения конька к хозяину.

2. Поясняет нормы  взаимооценивания данного вида работы: за каждое из правильно построенных и записанных согласно правилам пунктуации предложений – по 1 баллу. Демонстрирует правильный вариант на доске

Прочитай отрывок из сказки П. Ершова» Конек-горбунок»

« Что Иванушка невесел? Что головушку повесил? –

говорит ему конек.- Иль  мой милый занемог?

Пал  Иван коньку на шею, обнимал и целовал.

«Ох, беда, конек, - сказал.-  Царь велит в свою светлицу

мне достать, слышь, царь-девицу. Что мне делать, горбунок?»

Говорит ему конек: « Но, сказать тебе по дружбе,

 это – службишка, не служба. Служба вся брат впереди

Выписывают обращения, обозначают, чем они выражены. На какой член предложения похожи и почему?

2.Работа по образцу. Записать предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, например: Ребята охраняют природу. - Ребята, охраняйте  природу!

А) Маша читает книгу о животных.

Б) Школьники не дают в обиду пернатых друзей.

В) Ученики путешествуют летом по родному краю

Г) Пятиклассники помогают зимующим птицам.

Д) Шумит шумит высокая пшеница

Взаимооценивание  работы  согласно нормам, согласованным с учителем.

Дифференцированная работа

Раздает индивидуальные карточки.

 

Демонстрирует творческое задание с доски

Задание на карточках;

Сравни пары предложений. В каком предложении одно и то же слово - обращение, а в каком – член предложения? Сделай вывод.

А) Широко ты степь раскинулась, к морю Черному понадвинулась. Степь раздольная далеко лежит, ковылем-травой расстилается.

Б) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. Спой нам ветер про синие горы. Про звериный запутанный след.

В) Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и в росе. Сыпь ты черемуха снегом.

Для остальных учащихся  - задание на развитие творческих способностей.

Задание: По обращениям, которые вы найдете в данных предложениях, отгадывают название сказок и имена сказочных персонажей

1.Чем вы, гости, торг ведете, и куда теперь плывете?

2. Здравствуй, князь ты  мой прекрасный, что ж ты тих, как день ненастный?

3. Отпусти ты, старче, меня в синее море.

4 .Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

5. Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре.

Итоги урока.

Рефлексия

Дает домашнее задание: № 450

Организует  рефлексию

Подводят итоги: выполнив предложенные задания, я теперь знаю…, я умею,.,я столкнулся с трудностями.. Для преодоления трудностей планирую….

Оценивают свою работу, ставят на странице смайлик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...