Программа факультативного курса "Искусство риторики и дискуссии" 10 класс
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
Программа факультативного курса "Искусство риторики и дискуссии" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультативного курса "Искусство риторики и дискуссии" 10 класс | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени М.К. Янгеля»
Искусство риторики и дискуссии
(программа факультативного курса для 10 класса)
Образовательная область: филология
Автор:
Дорохина Светлана Васильевна ,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 30 имени М.К Янгеля»
г.Братск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Содержание программы
4. Учебно-тематический план курса
5. Литература
Пояснительная записка
Обоснование необходимости введения данного курса
Дар слова – одна из величайших способностей человека. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека.
В настоящее время отмечается снижение речевой и ораторской культуры. Факультативный курс «Искусство риторики и дискуссии» поможет учащимся научиться слушать и понимать собеседника; в достойной культурного человека форме общаться, выбирать свой стиль общения, быть корректным по отношению к оппоненту. Факультативный курс носит социально-ориентированный характер, что будет способствовать социализации учащихся и повышению культурного уровня старшеклассников в целом.
Вид программы
по назначению: факультатив
по авторству: адаптированная (скорректированная программа)
Программа курса представляет собой адаптированный вариант авторской программы, составленной С.В. Долматовой, учителем русского языка и литературы школы № 120 г. Волгограда. Программа опубликована в учебно – методическом пособии «Профильное обучение» под редакцией Т.В. Черниковой. – Москва: Творческий Центр «Сфера», 2006. (Педагогическое мастерство).
Назначение программы
Программа предназначена для учащихся 10-х классов
Продолжительность реализации программы
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель: развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование навыков и умений рационального речевого поведения в бытовых, социальных, профессиональных ситуациях.
Задачи:
- дать учащимся представление о риторике как искусстве и науке публичного выступления;
- научить строить устное выступление с соблюдением литературных норм языка: грамотно, точно, логически стройно, выразительно излагать собственные мысли;
- научить слушать и слышать собеседника, последовательно и убедительно отстаивать свою точку зрения;
- преодолевать и предупреждать конфликты с применением методов конструктивной дискуссии.
Содержание программы
Содержание программы факультативного курса включает в себя теоретический и практический материал и предполагает следующее соотношение учебных часов: 15 часов на изучение теории и 19 часов на практические занятия.
Содержание программы направлено на решение проблемы формирования коммуникативных способностей учащихся. Использование средств дискуссии позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников образовательного процесса в обсуждение актуальных вопросов, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновении различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Факультативный курс на основе теоретического и практического материала поможет учащимся легко и правильно вступать в контакты с людьми, понимать поведение собеседника, преодолевать барьеры в общении.
Структура программы
Структура программы включает два взаимосвязанных раздела:
1. «Искусство быть оратором» (риторика как наука об ораторской речи, теория красноречия).
2. «Искусство дискуссии. Основы полемического мастерства» (дискуссия и дискуссионная речь).
Построение программы
Построение программы блочное. Учащиеся могут качественно освоить второй раздел, опираясь на те умения, которые были получены в первом разделе.
Формы проведения занятий:
- лекция учителя;
- сообщения учащихся;
- практические упражнения творческого характера;
- ролевые и деловые игры;
- дискуссии;
- анализ конфликтных ситуаций.
При выполнении заданий учащиеся могут работать в группах, парах, индивидуально.
Позиция, занимаемая учителем в процессе обучения
Позиция учителя зависит от формы проведения занятий. Учитель может выступать как информатор, как консультант и советник, как ведущий дискуссии. Позиция равноправного участника – самая предпочтительная при проведении групповых обсуждений, так как доминирующая позиция безусловной правоты учителя будет разрушать целевые установки курса. Важный принцип преподавания – создание на уроках атмосферы доверия и свободного обмена мнениями.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся приобретут следующие умения:
- строить собственную речь, анализировать и оценивать чужую речь;
- участвовать в диалоге, соблюдая этические нормы и правила его ведения;
- участвовать в дискуссии и вести дискуссию, подводя её итоги в виде резюме;
- задавать вопросы разных типов, правильно формулировать ответы.
Формы контроля
Контроль усвоения программного материала осуществляется при выполнении
практической части программы (выполнение самостоятельных работ, публичные
выступления, участие в ролевых и деловых играх, выполнение проекта).
Ресурсное обеспечение
1.Учебная литература по программе курса
2.Компьютерные презентации
3.Раздаточный дидактический материал (тексты выступлений для анализа,
памятки, задания для индивидуальной и групповой работы)
4.Система упражнений для отработки дикции.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА
Темы | Всего часов | Теория | Виды деятельности учителя и учащихся | Практика | Виды деятельности учителя и учащихся |
Раздел 1. Искусство быть оратором. | |||||
Тема 1. Риторика как искусство красноречия и как наука. | 1 | 1 | Лекция, компьютер- ная презен- тация | Экспресс-опрос учащихся на тему «Можно ли обойтись без общения?» | |
Тема 2. Из истории ораторского искусства. |
1 | 1 | Сообщения учащихся о мастерах ораторского искусства | ||
Тема 3. Виды ораторского искусства. | 2 | 1 | Лекция | 1 | Состязание ораторов на тему «Эффективно ли бороться с неформаль-ными молодёжными объединения- ми с помощью запретов?» |
Тема 4. Произносительная сторона публичного выступления | 2 | 1 | Лекция | 1 | Упражнения на совершен- ствование дикции |
Тема 5. Культура речи оратора.Основные требования к языку публичного выступления. Невербальные и вербальные средства общения. Правильность и точность речи. Ясность, краткость и логичность речи. Чистота, богатство и выразительность речи. Семинар по теме «Основные требования к языку публичного выступления». | 1 1 1 2 | 1 1 1 | Компьютер- ная презен- тация Лекция Лекция Лекция | 2 |
Семинар |
Тема 6. Психологические основы ораторского искусства | 2 | 1 | Лекция | 1 | Ролевая игра «Самоподача» Составление памятки (работа в группах) |
Тема 7. Подготовка и проведение публичного выступления. Публичные выступления по заданной теме. | 3 | 1 | Лекция с использова- нием ком- пьютерной презентации | 2 | Составление плана выступления, подбор языковых средств Выступления учащихся |
Тема 8. Ошибки, допускаемые в публичном выступлении. | 1 | 1 | Анализ выступлений и ошибок | ||
Итого | 17 | 9 | 8 | ||
Раздел 2. Искусство дискуссии. Основы полемического мастерства | |||||
Тема 1. Из истории искусства спора. Спор, дискуссия, полемика. | 1 | 1 | Лекция с использова- нием компьютер- ной презентации | Конспектиро- вание | |
Тема 2. Культура спора. Основные правила его ведения. | 3 | 1 | Лекция с элементами беседы | 2 | Анализ споров между литературны- ми героями |
Тема 3. Искусство убеждать. Приёмы аргументации и убеждения. | 3 | 1 | Лекция с использова- нием ком- пьютерной презентации | 2 | Ролевая игра Составление памятки «Учись диску- тировать» (работа в группах) |
Тема 4. Конфликты в нашей жизни. | 2 | 1 | Компьютер- ная презентация Лекция | 1 | Анализ и раз- решение конфликтных ситуаций (работа в группах) |
Тема 5. Искусство постановки вопроса и формулировки ответа. | 2 | 1 | Лекция, выступления учащихся | 1 | Практикум «Постановка вопроса и формулиров-ка ответа» (работа в парах) |
Тема 6. Активные формы общения. | 2 | 1 | Лекция | 1 | Деловая игра |
Тема 7. Выполнение проекта (разработка и реализация сценария ток-шоу) | 4 | Проект | 4 | Выполнение проекта (разработка и реализация сценария ток-шоу) | |
Итого: | 17 | 6 | 11 | ||
Итого: | 34 | 15 | 19 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- М., 1981
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов.- Ростов на Дону, 2006
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1986
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.,1993
5. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.- М., 1990
6. Михальченко Н.А. Риторика.- М., 1994
7. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.- М.,1991
8. Панасюк А.Ю. Как победить в споре или искусство убеждать.- М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...
Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс
Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....
Программа факультативного курса ЗОЖ для 7 класса
Программа расчитана на 18 часов....
Программа факультативного курса для учащихся 11 классов «Дополнительные главы математики»
Данный факультативный курс рассчитан на углубление и расширение знаний старшеклассников по предмету для успешной сдачи выпускных экзаменов по математике....
Программа факультативного курса «Риторика" для детей с задержкой психического развития» (5-6 классы)
Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «шк...
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...