Программа факультативного курса «Риторика" для детей с задержкой психического развития» (5-6 классы)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «школа 2100». Этот учебник представляет учебное пособие для общеобразовательных школ, поэтому отбор материала произведен с учетом психологических, умственных, коммуникативных особенностей детей специально коррекционной школы - интерната с задержкой психического развития, и на этой базе создана программа факультативного курса «Риторика" для детей с задержкой психического развития» (5-6 классов). Новизна этой программы заключается в том, что она предназначена для коррекционно-развивающего обучения детей во внеурочное время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малышева
Любовь Викторовна
Год рождения - 1954
Образование - высшее
Должность - учитель русского языка и литературы
Место работы – ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида г.Вязники»
Оглавление.
- Объяснительная записка - с.4
- Содержание программы – с.7
- Требования к усвоению программы по завершении курса – с.14
- Литература – с.16
- Приложение:
- Загадки
- Кричалки
- Небылицы
- Веселые рецепты
- Звери дедушки Дурова
- Все о попугаях
- Рождение бабочки
- Простуде объявляем бой
- Сказки
- Мини - вернисаж
Объяснительная записка.
Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «школа 2100». Этот учебник представляет учебное пособие для общеобразовательных школ, поэтому отбор материала произведен с учетом психологических, умственных, коммуникативных особенностей детей специально коррекционной школы - интерната с задержкой психического развития, и на этой базе создана программа факультативного курса «Риторика для детей с задержкой психического развития» (5-6 классов). Новизна этой программы заключается в том, что она предназначена для коррекционно-развивающего обучения детей во внеурочное время. Она составлена с учетом особенностей детей испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности учебно-образовательного процесса. Сниженная работоспособность, недостаточность произвольного внимания, недостаточно развитые навыки самостоятельной работы, самоконтроля, инертность психических процессов - все эти особенности являются основной причиной неуспеваемости учащихся и это учитывалось при создании программы факультативного курса.
Речевая компетентность в системе коррекционно-развивающего обучения занимает лидирующее положение, т.е. ее роль для успешного обучения в целом является ключевой - вот почему считают важным введение факультативного курса «Риторика» в классах коррекции. Содержание программы позволяет в комплексе решить воспитательную, образовательную и развивающую задачи. В основе содержания и структуры программы лежит концепция формирования речевой компетентности на основе лекционных занятий, практикумов и творческой деятельности самих учащихся, которая позволяет развить индивидуальную личную культуру, коммуникативные способности детей, способствуют коррекции психофизического и умственного развития.
Главная задача факультативного курса - коррекция речевых, умственных способностей и эмоционально-волевой сферы через использование игровых технологий, заданий творческого характера через развитие индивидуальной личностной культуры.
Направленность данной программы художественно-эстетическая, т.к. на практических занятиях курса дети создают собственные произведения разных жанров и оформляют их, выразительно читают свои произведения и инсценируют. Содержание практических занятий направлено на воспитание бережного и доброго отношения к животным, природе, Родине, родному слову, языку. Данная программа составлена для учащихся 5-6 классов – 34 часа в каждом классе.
Курс факультативных занятий 5-х классов включает следующие разделы:
- Общение и его виды – 7 часов.
- Речевая культура – 6 часов.
- Этикет в общении – 6 часов.
- Работа с текстом устным и письменным – 15 часов.
Каждый раздел предусматривает теоретические сведения, упражнения направленные на тренировку дыхания, звучность голоса, темпа речи, тембра голоса. В работе с детьми требуется учитывать возрастные и психологические особенности учащихся 5-го класса, их стремления. Дети должны самореализовываться через личное творчество, поэтому в каждом разделе присутствуют занятия-практикумы, учебно-творческие занятия, на которых они учатся сочинять стихи, кричалки, загадки, небылицы, сказки, постигают особенности жанров устного народного творчества. На заключительных занятиях факультативного курса учащиеся выступают со своими творческими работами, что формирует и развивает навыки выразительной речи, помогает осознать себя творческой личностью, воспитывает самоуважение и ответственность перед друзьями. Основная задача факультативного курса «риторика» в 5 классе состоит в том, чтобы дать детям представление о риторике как искусстве науке публичного выступления и на этой основе сформировать умение и навыки красноречия. При проведении занятий чтение лекций, требуется сочетать с краткими сообщениями учащихся, с использованием игровых ситуаций, с практическими упражнениями. Дети тренируют дикцию путем разучивания скороговорок, дыхательных упражнений, усваивают навыки вежливости при общении, вырабатывают умение слушать других, точно говорить, писать и правильно строить беседу. Учащиеся развивают навыки работы с текстом повествовательного характера, уделяется внимание деловому общению через составление объявлений разного содержания, созданию текста и строению, подробному и сжатому пересказу. Дети знакомятся с жанрами личной биографии: дневниками, исповедями, воспоминаниями.
Факультатив «Риторика» - 6 класс – 34 часа.
- Способы общения и его виды – 6 часов.
- Устная речь и разновидности способов слушания – 7 часов.
- Чтение, монологическая речь, изобретение речи – 6 часов.
- Речевые жанры, работа с книгой – 6 часов.
- Совершенствование устной и письменной речи – 9 часов.
В первом разделе обращается внимание на обогащение речи чувствами с помощью мимики, жестов, тембра голоса, интонации, раскрывается разница между официальным и неофициальным общением, отрабатываются умения тренировать тон голоса и тембр.
Во втором разделе отрабатываются умения слушать, вести беседу, спорить.
В третьем разделе делается акцент на изобретение речи разных жанров. Работа с книгой, умение написать аннотацию, предисловие, отзыв определяю
содержание занятий в четвертом разделе.
В пятом разделе занятия предусматривают усвоение навыков оформления писем, дневниковых записей, похвального слова, адреса, формирование умения вести интервью, классные собрания, рассказывать бывальщины, украшать речь притчею.
В каждом разделе большое внимание отводится занятиям творческого характера: сочинению басен, стихов, рассказов о второго лица, сказок на экологическую тематику, отзывам о произведениях одноклассников. Дети учатся осмысленно читать учебные тексты, составлять план, задавать вопросы, пересказывать текст, сохранять его структуру, создавать устные и письменные высказывания разных жанров. Важное место отводится инсценированию, при этом проводится работа на мимикой, жестами, фразовой мелодикой, паузой. Инсценируются отрывки из сказок, прозы, жизненных ситуаций. Учащиеся на практике постигают красоту слова и необходимость общения. На факультативных занятиях дети приобретают навыки оформления творческих работ рисунками, иллюстрациями из книг, что развивает эстетический вкус, приучает к аккуратности, развивает моторику рук. Учащиеся являются активными участниками литературных декадников проводимых в школе и городских мероприятиях, выступают с обзором собственных стихов, сказок, рассказов, небылиц, загадок. Все это воспитывает чувство ответственности, помогает увидеть в себе творческую личность, корректирует умственное развитие, развивает мотивацию к познанию и творчеству.
Творческие работы учащихся, выполненные на факультативе и оформленные, публикуем на стенде во время проведения литературных декадников. Цели публикации:
- Дать возможность сравнивать свои творческие работы с работами товарищей, увидеть достоинство и недостатки.
- Дать возможность стимулировать осмысленное содержание через художественную иллюстрацию.
- Дать возможность «потолпиться» у стенда, почитать, поспорить, обсудить.
Творчески работы объединяются в журналы под разными заголовками, оформляются титульные листы объединенные общей темой. За последние годы выпущены журналы: «Наши друзья животные», «Здравствуй русская зима», «Как зимуют звери», «Веселые небылицы», «Мы в сердце доброту храним», «Здесь мало увидеть, здесь вслушиваться нужно», «Сказки старого леса», «Занимательные кричалки», «Детские загадки», «Юмористические стихи». Выпуск журналов дает возможность учащимся развиваться, а педагогу контролировать и направлять этот процесс. Публикация работ в журналах является важнейшим в деле развития способностей и , главное, в деле нравственного воспитания. С одной стороны, ребята с гордостью видят свои фамилии в журналах - это стимул, а с другой стороны в подборках сталкиваются мнения часто полярные, учащиеся знакомятся с творчеством друг – друга. Дальнейшая судьба журналов такова: они используются на классных собраниях, в семейных чтениях, в творческих декадниках, ярмарках. Журналы продолжают жить, а не только хранить созданное.
ДОПОЛНЕНИЕ
к авторской программе Малышевой Л.В.
учителя русского языка и литературы
ОГСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VII вида г. Вязники»
ПЛАН
Факультативного курса «Риторика»
5 класс (34 часа)
Общение и его виды – 7 часов
№ п/п | Темы | Краткое содержание тем | Часы | |||
1 | Что такое общение? | Практикум. Работа с пословицами, поговорками В.Даля, обобщение. Роль общения между человеком и природой для полного овладения языком. Сочинение стихов о природе, растениях, животных по предложенным иллюстрациям. | 1 | |||
2 | Коммуникативная задача. | Лекция учителя об умении составить поздравление, поделиться радостью. Оформление поздравительных открыток. | 1 | |||
3 | Виды общения. Словесное и несловесное общение. | Учебно – творческое занятие. Составление схем о видах общения. Конкурс мимов (рисуем, вяжем, играем). Игра: «Где мы были, что мы повидали». | 1 | |||
4 | Твой голос. | Разучивание скороговорок, кричалок. Тренировочные упражнения в организации правильного дыхания. Составление чтецкой партитуры с пометками о звучании голоса к стихотворению. | 1 | |||
5 | Дыхательные упражнения. | Чтение стихотворения «Вот дом, который построил Джек». Игра «Поднимаемся по этажам», «Запускаем ракету». | 1 | |||
6 | Скороговорки, докучные сказки, скоморошины. | Практическое занятие – научить выразительно пересказывать докучные сказки. Монолог и диалог в сказках. | 1 | |||
7 | Кричалки. | Творческий практикум. Жанр кричалки, сочинение кричалок по предложенным иллюстрациям. Отработка дикции на основе диалога в кричалках. | 1 | |||
Речевая культура – 6 часов | ||||||
1 | Речь без ошибок. | Занятие – игра «Послушаем и исправим речь диктора». Знакомство с орфографическими, грамматическими, лексическими нормами. | 1 | |||
2 | Требования к правильной речи. | Занятие практикум. Обучение составлению словаря правильности. разыгрывание ситуаций «В магазины за покупками». | 1 | |||
3 | Богатство языка и богатство речи. | Практикум. «Бином» фантазии. Развитие образного мышления на основе сопоставления разных и далёких друг от друга слов. | 1 | |||
4-5 | Говорите и пишите точно. | Работа с текстами художественных произведений Носова «Приключения Незнайки». Р.Кэрролла «Алиса в стране чудес». Наблюдения за точностью и неточностью речи. | 2 | |||
6 | Учимся редактировать. | Творческая лаборатория. Сочинение стихов о природе, животных, растениях, правка текста. Умение заменить ненужное нужным, дополнить. | 1 | |||
Этикет в общении – 6 часов | ||||||
1-2 | Добрые слова. | Лекция с использованием ситуативных игр. Связь между понятиями вежливость и добродушие. Ситуативные игры: «В автобусе», «На почте». Роль тона и мимики в общении. | 2 | |||
3 | Учимся выразить просьбу. | Составление схемы «Отличай просьбу от приказа». Роль вежливых слов изложении просьбы. Умение выразить скрытую просьбу. | 1 | |||
4 | Вежливый отказ. | Инсценирование. Поведение героев, отказывающих в просьбе. Конкурс «Учимся вежливо отказывать». | 1 | |||
5-6 | Умение слушать и слышать. Правила для собеседников. | Практикум. Составление схемы – «Для чего и как я слушаю». Работа над отрывками из художественных произведений, составление памятки – «Правила для собеседников». Связь между умением слушать воспитанностью и культурой. Конкурс «Кто точнее запомнит текст». | 2 | |||
Работа с тексом устным и письменным – 15 часов. | ||||||
1 | Чтение – лучшее учение. | Устный журнал с использованием пословиц и поговорок о книге. Текст «Внимательный читатель». | 1 | |||
2 | Небылицы, шутки. | Творческий практикум. «Сочиняем и оформляем небылицы», смешанные стихи. | 1 | |||
3 | Текст, тема, микротема. | Занятие – практикум. Знакомства с разновидностью текстов. Иллюстрации к микротемам текста. Пробы пера. Составление стихотворного текста по микротемам. | 1 | |||
4 | Вторичные тексты. | Особенности пересказа устного и письменного. Подробный и сжатый пересказ на примере известных сказок, сказок собственного сочинения. | 1 | |||
5 | Подробные и сжатые тексты. | Практикум. Работа с прозаическим текстом «Кладовые лесных жителей». Сжатие текста, передача содержания в стихотворной форме. | 1 | |||
6 | Учимся говорить комплементы. | Понятия о комплиментах. Инсценирования ситуаций требующих умения выразить комплимент. Работа с текстами, знакомства с образцами комплиментов. | 1 | |||
7 | Учимся писать объявления. | Назначение объявлений. Устное и письменное объявление. Составление объявлений об охране животных, растений, окружающей среды. Афиша как особая форма объявления. Составление объявлений о правилах поведения на водоемах, железной дороге в стихотворной форме. | 1 | |||
8 | Рассказ, его построение. | Традиционная схема рассказа. Создания рассказа от лица животного о своем житье – бытье. Создание рассказов – небылиц. | 1 | |||
9 | Кому и как рассказывать. | Тон, объем, лексика рассказа с учетом категории слушателей. Работа с текстами. построение рассказа по схеме, по заданному началу. | 1 | |||
10 | Умение спорить. | Разница между спором и ссорой. Умение приводить доводы, объяснения в диалоге. Правила для спорящих. Инсценирование споров из литературных произведений, оценка поведения героев в споре. (Спор Насти и Митраши в «Кладовой солнца» Пришвина). | 1 | |||
11 | Сочини сказку. | Пословицы о сказке. Знакомство со схемой построения сказки. Создание сказок на экологическую тему, под общей рубрикой «Сказки старого леса». | 1 | |||
12 | Конкурс на лучшего сказочника. | Литературный декадник. Выступление со сказками собственного сочинения, их инсценирование, оформление. | 1 | |||
13 | Начало моей биографии. | Жанры личной биографии: дневники, исповеди, воспоминания, автобиография. | 1 | |||
14 | Моя родословная. | Понятия о родословном древе. Знакомство с родословной А.С.Пушкина. Составление родословной своей семьи. | 1 | |||
15 | Творческая конференция «Что мне дает факультативный курс «Риторика». | Отзывы ребят. Демонстрация сборников своего творчества, выразительное чтение лучших произведений. | 1 | |||
6 класс (34 часа) Способы общения и его виды – 6 часов | ||||||
№ п/п | Темы | Краткое содержание тем | Часы | |||
1 | Общение, сигналы речи. | Повторение схемы обращение: Кто? Где? Зачем? Когда? С кем? Что? Построение речи с ориентацией на адресата. Обогащение речи эмоциями. Роль тона речи и слов со значением оценки в общении, жесто - мимические картинки. Разыгрывание ситуаций с различными коммуникативными задачами. | 1 | |||
2 | Виды общения. | Занятие – игра. Общение по количеству участников. Официальная и не официальная обстановка. Разыгрывание ситуаций официального и не официального общения. | 1 | |||
3 | Обращение. | Занятие – лекция с элементами инсценирования. Роль обращений в установлении контакта. Уместное и неуместное обращение. | 1 | |||
4 | Великая сила голоса. | Лекция с элементами игры. Голос, его оттенки. Бережное отношение к голосу, способы его лечения. Роль тараторок в тренировке тона голоса. Игра «Лучший подсказчик», «Эхо». Создание тараторок. | 1 | |||
5 | Жесты в общении. | Занятие – инсценирование. Слова, требующие жестов. Разновидности жестов. Сочетание жеста с мимикой. Жесты, отражающие народные традиции. Однозначные и многозначные жесты. | 1 | |||
6 | Уместные и неуместные. | Занятие – конкурс на лучшего мима. Кисть руки – душа жеста. Пословицы о неудачных жестах. Правила ведения дискуссии. | 1 | |||
Устная речь, ее разновидности, способы Слушания и приемы ведения беседы (7 часов) | ||||||
1 | Устная речь. | Составление схемы «Особенности устной речи». Преимущества живой речи перед речью робота. Слова паразиты, засоряющие речь. Пословицы и поговорки об особенностях устной речи. Озвученная письменная речь (Выразительное чтение собственных поэтических произведений). | 1 | |||
2 | Беззвучная речь. Уместность молчания. | Лекция с элементами устного рисования на основе прочитанного текста, создание рисунков. Пословицы и поговорки о молчании. Отношение русских людей к молчанию. игра «Заблудившийся звук». Сочинение стихов на тему «Зима». | 1 | |||
3 | Умение слушать. | Занятие – концерт. Составление таблицы «Виды слушания». Инсценирование. обучающая лекция. Роль эмпатии в слушании. | 1 | |||
4 | Способы и приёмы слушания. | Составление таблицы «Слушаем информационную речь». Обучение умению ставить вопросы к прослушанному. Песня «Буратино». Приёмы, вызывающие желание подхватить песню. | 1 | |||
5 | Беседы, их разновидности. | Беседа как речевой жанр. Условия необходимые для построения беседы. Составление таблицы «Разновидности бесед». Этикетная беседа. | 1 | |||
6 | Умение хорошо беседовать. | Что нужно, чтобы уметь хорошо беседовать. Разыгрывание бесед на ситуативные темы. | 1 | |||
7 | Умение спорить. | Урок творчества. Создание басни на основе спора. Роль аргументов в споре, основные компоненты спора. | 1 | |||
Чтение, монологическая речь, изобретение речи – 6 часов. | ||||||
1 | Учимся читать учебную книгу. | Занятие – экскурсия. «В библиотеке». рассказ библиотекаря о роли чтения в жизни людей, о цели чтения, о видах чтения. Внешние данные книги, позволяющие предугадать содержание. Деление текста на смысловые части: главы, параграфы, абзац, как средство выделения смысловых частей. | 1 | |||
2 | Ответы на уроках. Развернутый ответ. | Занятие – практикум. Односложные и развернутые ответы. Роль доказательств, примеров, фактов. Требования к развернутому ответу. Начало ответа. | 1 | |||
3 | Основная часть ответа. | Зависимость между типом развернутого ответа и основной частью. | 1 | |||
4 | Изобретаем речь. | Творческое занятие. «Чудо – яблоко». составление эмоционального предложения о яблоке. Сочинение стихотворений по предложенным рифмам. Сочинение рекламы о яблоках. Духовный стих о яблоке. | 1 | |||
5 | Изобретаем речь | Творческое занятие «Сочини рассказ от лица животного». Роль монолога в рассказах данного типа. Эмоциональная лексика. | 1 | |||
6 | Изобретаем речь | Творческое занятие – сочини сказку на экологическую тему. | 1 | |||
Речевые жанры. Работа с книгой – 6 часов. | ||||||
1 | Речевые жанры. | Творческое занятие «Веселая ярмарка». сочинение загадок, скороговорок, считалок на заданную тему, веселых стихов. Веселые стихи по заданному началу. | 1 | |||
2 | Вторичные тексты. | Повторение жанров вторичных текстов. отзыв – отклик, аннотация, предисловие, инсценировки. | 1 | |||
3 | Аннотация. | Практикум – библиотечное занятие. Что такое аннотация? Работа с аннотациями произведений художественной литературы. Схемы написания аннотации. | 1 | |||
4 | Разновидности аннотаций. | Аннотации, содержащие совет, призыв. чисто информативная и развернутая аннотация. Написание аннотаций. | 1 | |||
5 | Виды предисловий. | Лекция с элементами беседы. Авторы предисловия. Заголовки к предисловию. Работа над предисловием к книги Кэрролла «Алиса в стране чудес». Создание предисловий к сборникам сказок, загадок, написанных учащимися. | 1 | |||
6 | Отзыв. | Отзыв как жанр, речевая задача автора отзыва. Составление отзыва о произведениях одноклассников. | 1 | |||
Совершенствование устной и письменной речи – 9 часов. | ||||||
1 | Штампы и находки. | Практическое занятие. Работа с текстами, описаниями, поздравлениями, поиски штампов и находок. Написание сочинений «Наши друзья животные». | 1 | |||
2 | О письмах и требованиях к ним. | Лекция с опорой на содержание писем. Письмо, его характеристика. Построение письма, его части, чтение писем Пушкина своей жене, их разговорный тон. | 1 | |||
3 | Типы писем. | Практическое занятие. Построение поздравительных писем, их схемы, тон, стиль этих писем. Составление памятки «Как писать письма». Благодарственные письма. формулы выражения благодарности. Написание благодарственного письма друга. Этикет при оформлении письма. | 1 | |||
4 | Дневниковые записи. | Занятие – практикум. «Оформление и содержание дневника». Рассказ о дневнике Н.В.Гоголя, его роль в творчестве писателя, этика использования дневников. практическая работа «Восстановление дневниковых записей». Жанры дневниковых записей: повествование, рассуждение. | 1 | |||
5 | Похвальное слово. | Знакомство с опорной схемой «Как выразить комплимент». Инсценирование эпизодов из «Барышни – крестьянки» А.С.Пушкина. (Использование похвальных слов). Игра «Похвали друга». Назначение похвального слова и его задачи. Сочинение похвального слова цветам, лесам, рекам. | 1 | |||
6 | Интервью. | Значение слова, подбор однокоренных слов: интервьюер, интервьюировать. Своеобразие языка интервью, речевой этикет. Работа над вопросами к интервью «На школьной перемене». | 1 | |||
7 | Речь с притчею. | Занятие – концерт. Понятие о притче. художественный пересказ притч. Конкурс – «Самая короткая притча». | 1 | |||
8 | Классное собрание. | Занятие – практикум. Роль ведущего на классном собрании, лексика для ведущего. Чтение и обсуждение образцов ведения собрания. Составление таблицы «Типы собраний». Критерии оценки работы ведущего и участников собрания. | 1 | |||
9 | Бывальщины. | Лекция с элементами исследования. Автор, герой, рассказчик в бывальщинах. риторический анализ бывальщины. Коммуникативное намерение автора бывальщины. | 1 |
По завершении изучения факультативного курса «Риторика для 5-6 классов» дети должны приобрести коммуникативные умения для построения любого связного высказывания, каким бы простым по содержанию и композиции оно ни было. Эти изменения формируются, совершенствуются и развиваются на каждом этапе обучения.
Чтобы усвоить программу курса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
- выразительно читать тексты разных жанров;
- совершенствовать темп, тембр, звучность речи при помощи скороговорок, тараторок, развивающих речевой аппарат;
- пользоваться паузой, логическим ударением, определять их в тексте и при чтении;
- правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами;
- создавать устные, письменные высказывания различных стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;
- строить свое высказывание в определенной жанрово – композиционной форме (повествование, описание, рассуждение);
- использовать эмоционально – экспрессивные средства языка, замечать и распознавать художественные средства выразительности;
- строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме, специфичной для устной речи: сообщение, выступление, доклад;
- совершенствовать свое высказывание с точки зрения соответствия замыслу, теме, стилю;
- создавать тексты – описания (природы, животных, человека) по личным впечатлениям, наблюдениям;
- создавать мини тексты в поэтической форме на разнообразную тематику по предложенным иллюстрациям;
- составлять сочинения – рассказы, созданные на основе творческого воображения.
Данный факультативный курс предполагает добиться совершенствования навыков грамотного письма и каллиграфии через оформление собственных работ, формирование умения пользоваться формами речевого этикета во время бесед, собрания, знакомств, обсуждений книги, рассказы, фильмы. Учащиеся приобретают навыки написания писем разных жанров, деловых бумаг; совершенствуют навыки сценического искусства через художественный пересказ, выразительное чтение, инсценирование диалогов, монологов, сказок собственного сочинения; сформированные умения и навыки предполагают практическую направленность обучения по следующим направлениям:
а)формирование навыков грамотного письма;
б)усвоение коммуникативной функции языка;
в)работа по совершенствованию техники чтения;
г)формирование направленного восприятия речи;
Литература для учителя и учащихся.
Аванесов «Русское литературное произношение» - М.,1984 год.
Н.С.Акушин, М.Г.Акушина «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.,1960 год.
С.С.Гуревич, В.Ф.Погорелов, М.А.Герман «Основы риторики» - Киев,1988 год.
Б.Н.Головин «Основы культуры речи» - М.,1986 год.
Е.Д.Селиванова «Театрально-литературные композиции в школе» - М.,1982 год.
Т.А.Ладыженская «Школьная риторика» - М.,2002 год.
Н.Р.Бердашевская, В.З.Халимова «Литературное творчество учащихся в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...
Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса
Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса Рабочая программа по изучению математики в 8 классе составлена на основе след...
коррекционная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «математика-5 класс» 2015-2016 уч. г.
Настоящая программа по математике для 5 «д» класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе примерной программы основного (общего) образования по математике, – М.: Просвещение, 201...
Адаптированная рабочая программа спецкурса «Избранные вопросы математики» для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса
Программа спецкурса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данный курс направлен на коррекцию знаний обучающихся за курс 8 класса, повышение уровня математической подготовки ...
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «Алгебра-8 класс» 2018-2019 уч. г.
Рабочая программа по алгебре по УМК С. М. Никольский...
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития для 5 – 9 классов
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды....
Адаптированная основная общеобразовательная программа по английскому языку для детей с задержкой психического развития 3-4 классы
Адаптированная основная общеобразовательная программа по английскому языку для детей с задержкой психического развития 3-4 классы...