Подготовка к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Подготовка к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syromyatnikova_sochinenie_pervye_zriteli.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой
«Первые зрители»
(6 класс)
Эпиграф к уроку: | Прежде, чем писать, я задаю |
М.Горький |
Цели урока.
- Углубить представления о таком виде
сочинения, как описание картины. - Способствовать расширению активного
словаря, стимулировать творческое
воображение. - Развивать умения наблюдать.
- Формировать умение увидеть и оценить
значение деталей, красок для передачи его
основного смысла.
Оборудование:
репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике «Орфографический словарь», учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.),
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
3.Знакомство с творчеством художника.
Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года.
После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.
Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.
4.Работа над репродукцией картины «Первые зрители».
Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
- Вспомните, как называется первая часть сочинения?
(Вступление).
- Что будем писать в первом пункте плана?
( I. Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.
или: Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).
- Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?
(Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)
План анализа картины:
1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт,сюжетная картина).
2. Кто и что изображены?
3. Основные микротемы картины.
4. Изобретательно-выразительные средства
(формат, композиция, свет, цвет, колорит).
5. Роль этих средств в выражении основной идеи
картины, авторской позиции.
6. Настроение, вызываемое этим произведением.
Составление примерного плана сочинения.
а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.
(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)
- Что такое мольберт?
(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)
- Что такое палитра?
(Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)
- Как вы понимаете значение слова подрамник?
(Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)
б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.
(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)
- Что такое этюдник?
(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.
Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)
в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?
(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)
- Что мог наблюдать художник из своего окна?
(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)
г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.
Что так заинтересовало ребят в комнате художника?
(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)
д) - Что изображено за окном?
(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.
- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?
(Основная часть).
- Что запишем во второй части?
( II. Описание картины:
а) обстановка комнаты художника;
б) картина художника;
в) вид за окном;
г) первые зрители.)
е) - Попытайтесь передать общее настроение картины.
(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)
- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?
(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)
- Как называется третий пункт плана?
(Заключение).
- Как мы его назовём?
( III. Общее настроение картины и её идея.)
Во-первых, картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.
Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой; неизвестного художника, хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков.
5.Итог урока.
- Понравилась ли вам работа на уроке?
- Что особенно привлекло ваше внимание?
Самоанализ детей:
- Что я сегодня узнал нового на уроке.
- Чему я сегодня научился.
- Какую информацию я хочу еще получить.
- Смогу ли я написать сочинение - описание дома на черновике.
6.Домашнее задание.
- Написать сочинение на черновике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Урок подготовки к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...
Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...
Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)
Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....
Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...
.Сочинение -описание по репродукции Сыромятниковой "Первые зрители"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку .Сочинение -описание по репродукции Сыромятниковой "Первые зрители"
Сочинение-описание по репродукции...
Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)
Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока - экскурсия, который является одной из форм активизации учащихся,...