КТП по русскому языку 9
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КТП по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_9_klass.docx74.17 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

урока в теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля,

вид

самостоятельной

работы

Примечания

Дата план

Дата факт

Общие сведения о языке - 3 часа

1.

1.

Основные формы существования национального русского языка

Урок      усвоения  новых знаний

Основные формы существования национального русского языка: русский         литературный язык,   территориальные диалекты       (народные говоры),      социальные диалекты   (жаргоны)   и просторечия.      Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей)

Знать   формы   существования национального русского языка, понимать  его неоднородность, сферу  функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики   литературного   языка (территориальные   и   социальные диалекты)

                           

Анализ текстов Д.Лихачева  о языке: определить    тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся.     Обоснуйте ответ своего отношения к        выводу Д.Лихачева:       «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его  личных  качеств, качеств       человека, который    пользуется языком народа»

2.

2.

Понятие о литературном языке

Урок      усвоения  новых знаний

Русский   литературный язык - основа  национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной    литературы.   Основные   отличия литературного языка от языка художественной литературы

Понимать,   что   ядром   современного русского языка является литературный язык, уметь, объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Составить    таблицу, «Разнообразие   лексического     состава русского языка». Написать     сочинение-миниатюру   по одной  из тем:  «Русский язык богат, образен и точен»    (К.    Паустовский), «Люблю обычные слова, как неизведанные  страны» (Д.Самойлов)

3.

3.

Нормированность -отличительная особенность современного литературного языка

Повторительно-

обобщающий урок

Нормированность - отличительная      особенность современного литературного         языка. Языковая  норма  и  ее признаки.   Виды   норм русского литературного языка

Применять     общие     правила произношения    и    написания слов, их изменения и соединения друг с другом,  находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их

ТЕСТ

Повторение изученного в 5-8 классах  - 7 часов

4.

1.

Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог

Урок развития речи

Разновидности  речевого общения: неопосредованное  и  опосредованное, устное и письменное,   диалогическое и   монологическое;   их особенности

Уметь создавать устное монологическое   высказывание   на учебные,     социально-бытовые темы,   вести  диалог,   владеть основными   нормами   построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией

Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования»

5.

2.

Стили речи

Урок    развития речи

Стили    речи.    Сфера употребления,    задачи речи, языковые средства,    характерные   для каждого  стиля.  Основное жанры стилей

Уметь различать разговорную речь,  научный,  публицистический, официальнр-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание,   учитывая   ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого  стиля речи выразительные средства языка

Составить план учебной статьи. Проанализировать   речевое высказывание с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка,  сферами  общения   и   задачами речи. Анализ статьи журнала       (газеты): выявить      языковые средства      публицистического стиля

6.

3.

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксис и пунктуация простого   предложения. Способы       выражения главных   членов   предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных     предложений, предложения с однородными  членами  и знаки   препинания   при них

Уметь производить структурно-смысловой   анализ   предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно  выразительно  читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться  синтаксическими  синонимами,  различать  предложения с однородными членами и ССП

Объяснительный диктант

7.

4.

Предложения с обособленными членами

Повторительно-

обобщающий урок

Предложения   с     обособленными    второстепенными членами

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно   выразительно   их читать,   конструировать   пред- ложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной,      грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными  членами,   использовать их в речи

Комментированное письмо

8.

5.

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Повторительно-

обобщающий урок

Знаки    препинания    в предложениях  с  обращениями,       вводными словами   и   вставными конструкциями

Уметь   интонационно   выразительно читать предложения с обращениями,  вводными, словами   и   вставными   конструкциями,   объяснять   постановку знаков   Препинаний,    уместно использовать в своей речи синтаксические    конструкции    как средство    усиления    выразительности речи

Диктант    «Проверяю себя»

9.

6

Р/Р  Описание по воображению и памяти

Уроки   развития речи

Описание по воображению и памяти. Определение основных микро-тем

Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений   от   репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, включать в сочинение Описательные обороты, умолчание и др., соблюдать нормы на письме

Сочинение  по  воображению и памяти на основе   репродукций картин

И. К. Айвазовского, И.Е. Репина

10.

7.

Контрольный тест по повторению изученного в 5-8 классах

Урок контроля

Сложное предложение  - 1 час

11.

1.

Понятие о сложном  предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений

Урок      усвоения  нового  материала

Понятие    о    сложном предложении.  Сложное предложение   как  единица   синтаксиса.   Основные  виды  сложных предложений.   Смысловое, структурное и интонационное    единство частей сложного предложения.        Основные средства  связи  между частями          сложного предложения

Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от сложного,   различать   ССП,   СПП, БСП,   определять   способы   и средства связи частей сложного Предложения, строить схемы сложных предложений, соблюдать пунктуационные нормы на письме

Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», заполнить ее своими примерами

ССП  - 9 часов

12.

1.

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП

Урок      усвоения нового   материала

Понятие о сложносочи- ненном     предложении. Строение ССП, средства  связи  частей  ССП, смысловые   отношения между частями ССП

Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно   оформлять   ССП   с разными   типами   смысловых отношений между частями, Выявлять   эти   отношений,   правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме

Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя»

13.

2.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем

Урок      усвоения  нового   материала

Сложносочиненное предложение.       Знаки препинания в нем

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять  смысловые  отношения между частями ССП и способы их выражения: соедини- тельные отношения (однородность, перечисление, одновременность,  последовательность - соединительные союзы); противительные     (противоположность, несовместимость - противительные союзы);   разделительные   (выбор,   несовместимость, чередование, взаимоисключение    -    разделительные союзы)

Творческий диктант. Ответить на вопрос: что общего и в чем различие в постановке запятых между  однородными членами и частями ССП?

14.

3.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Урок      закрепления изученного

Смысловые  отношения между частями ССП и способы их выражения

Уметь определять смысловые отношения     между    частями ССП, способы их выражения, составлять   ССП   с   разными средствами связи частей, интонационно     и    пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом и и простые предложения с однородными    членами,    связанными союзом и.

Взаимодиктант

15.

4.

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Урок      закрепления изученного

Знаки    препинания    в ССП с общим второстепенным членом

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным  членом,  производить     синтаксический     и пунктуационный  разбор  предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения

Синтаксический, пунктуационный разбор     предложений. Конструирование предложений

16.

5.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП

Повторительно-

обобщающий урок

Синтаксический и пунктуационный         разбор ССП. Знаки препинания в ССП

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно  читать,  пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать    ССП    и    простые предложения   с   однородными членами

Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП. Диктант «Проверяю себя»

17.

6.

Контрольная работа

Урок    контроля

Синтаксический и пунктуационный        разбор ССП. Знаки препинания в ССП

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять,   производить  синонимичную замену ССП и СПП, различать   ССП    и    простые предложения   с   однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку,   соблюдая  орфографические   и   пунктуационные нормы,   выполняя   различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием (в форме тестов ГИА)

18.

7.

Анализ контрольной работы

Урок    коррекции

Комплексный      анализ текста

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить          композиционно-содержательный,    типологический, стилистический, языковой анализ текста

Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля, типа речи, составление плана, отбор слов для всех видов разбора

19-

20.

8-9.

Р/Р Рассказ

Уроки   развития речи

Композиция     рассказа.

Последовательность

микротекстов

Уметь определять композиционные элементы рассказа, его основную    Мысль,    создавать сочинение  в  жанре  рассказа (определять замысел, сюжет), передавать       последовательность   микротекстов,   обращая внимание на место, время действия,          их          причинно-следственную связи, используя выразительные средства языка, соблюдая нормы

Рассказ по одной из пословиц или на основе репродукции картины

С.Герасимова «Мать партизана»

СПП - 22 часа

21.

1.

Понятие о сложноподчиненном предложении.

 Строение СПП, средства связи его частей

Урок усвоения    нового материала

Понятие  о  сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей

Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания

Составить план §205, проиллюстрировать пункты плана своими   примерами. Конструировать предложения по схемам

22.

2.

Подчинительные  союзы и союзные слова в СПП

Урок      усвоения нового  материала

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Донимать различия союзов и союзных слов, уметь их различать, определять границы придаточных предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания

Составление схем СПП, комментированное письмо. Упр.75. Рассмотреть таблицу в учебнике и ответить на вопросы: какие подчинительные союзы имеют омонимы среди относительных местоимений и как их различить в предложении?

23.

3.

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Урок      усвоения  нового  материала

Роль         указательных слов. Особенности присоединения    придаточных    предложений     к главному

Понимать соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном союзе», особенности присоединения придаточных предложений к главному; уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главной и придаточной части. Их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать  СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания

Взаимодиктант

24.

4.

Роль указательных слов. СПП с несколькими придаточными. Виды связи в СПП

Урок      закрепления изученного

Роль         указательных слов. Особенности присоединения    придаточных    предложений     к главному

Уметь    определять    границы придаточных предложений, их место по отношению к главному,   использовать   различные средства связи главной части и придаточной,   интонационно  и пунктуационно         оформлять СПП, различать союзы и союзные слова

Работа с текстом: определить тему, основную мысль текста, составить план, объяснить, почему в тексте много сложных предложений. Составить схемы СПП

25-26.

5-6.

P.P. Изложение с элементами сочинения

Уроки  развития речи

Изложение с элементами   сочинения.   Текст, заголовок, тема, основная   мысль.   Сложный план. Средства выразительности текста

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического   текста,   сохраняя    его    композиционную форму,  типологическое строение, характерные    языковые средства, соблюдая орфографические и пунктуационные, грамматические   нормы;   создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме

Изложение с элементами сочинения

27.

7.

Виды придаточных предложений

Урок      усвоения  нового   материала

Виды придаточных предложений,   способы  их   различения.   Однозначные   и   многозначные придаточные

Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать    однозначные    и многозначные придаточные

Синонимичная замена СПП на простые, составление схем. Конструирование по схемам

28.

8.

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемые

Урок      усвоения  нового   материала

Придаточные      подлежащные.   Придаточные сказуемные

Знать особенности СПП с придаточными   подлежащными   и придаточными      сказуемными, уметь     определять     границы главного и придаточного предложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным

Диктант «Проверяю себя»

29.

9.

Придаточные определительные

Урок      усвоения нового  материала

Придаточные     определительные

Понимать отличия СПП с придаточным     определительным, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями,   значению   союзных  слов, определять       синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений

Составить описательную миниатюру с СПП с придаточным определительным

30.

10.

Придаточные определительные

Урок      закрепления изученного

Придаточные     определительные

Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями,  значению  союзных слов, определять   синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными   видами    определений, пользоваться  синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно   и   пунктуационно грамотно оформлять их

Редактирование текстов

31.

11.

Придаточные дополнительные

Урок      усвоения  нового   материала

Придаточные   дополнительные

Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного   с   главным;   уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью

Составить повествовательную  миниатюру,  включающую СПП с дополнительными придаточными

32-33.

12-13.

P.P.Воспоминание о книге. Рецензия на книгу

Уроки   развития речи

Воспоминание   о   книге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии

Уметь  сопоставлять  исходные тексты  воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании       и       тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию     на     книгу     научно-популярного характера или художественное      произведение, оценивать     тему,     основную мысль,  композицию,  язык*  использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному

Работа   с   памяткой «Как   работать   над рецензией на книгу» или   «Как   работать над отзывом на научно-популярные книги». Составление плана рецензии

34.

14.

Придаточные обстоятельственные

Урок      усвоения  нового   материала

Придаточные     обстоятельственные

Знать  виды   придаточных  обстоятельственных, уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и   союзных  слов,   определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания

Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточные определительных». Конструирование предложений по схемам

35.

15.

Придаточные обстоятельственные

Урок      закрепления изученного

Придаточные     Обстоятельственные.     Стилистические   особенности союзов,    связывающих придаточные     обстоятельственные   с   главным

Уметь   находить   придаточные обстоятельственные по характеру смысловой  связи между частями,    значению    Подчинительных союзов и союзных слое; определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять   в   речи,   производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное

Используя таблицу и опорный материал, подготовить устное высказывание о придаточных обстоятельственных. Ответить на вопросы: почему в художественной речи, особенно в поэзии, уступительные придаточные часто прикрепляются к главному словами «сколько», «как» и др. с усилительной частицей НИ; какой оттенок значения имеют эти придаточные; выражением какой стилевой черты служат?

36.

16.

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Урок      усвоения  нового   материала

СПП     с    несколькими придаточными.     Знаки препинания в них

Знать классификацию СПП с несколькими      придаточными, пунктограммы «Отсутствие запятой    между    однородными придаточными»,  уметь  производить                    структурно-семантический анализ СПП с несколькими      придаточными, составлять их схемы и конструировать по схемам, интонационно       и       пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных синтаксических конструкций в текстах разных стилей и типов          

Осложненное списывание

37.

17.

Различные способы выражения сравнения

Повторительно-обобщаю-

щий урок

Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом.       Значение сравнительных    конструкций в речи

Уметь   определять   значения сравнений;   выраженные   разными способами (словосочетание,    фразеологизм,    сравнительный    оборот,    составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения), ставить знаки препинания перед coюзом КАК, употреблять эти конструкции в речи, определять  их значение в тексте

Творческое списывание

38.

18.

Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП»

Повторительно-обобщаю-

щий урок

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения,    производить    синонимичную   замену   подчинительных союзов  и синтаксических конструкций,   определять   значения  придаточных,  конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания

Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля и типа речи, составление плана, схем сложных предложений

39.

19.

Контрольная работа

Урок    контроля

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения,    производить    синонимичную   замену   подчинительных союзов и синтаксических конструкций,   определять   значения  придаточных,  конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить     композиционно-содержательный,    типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации в ССП и СПП

Комплексный анализ текста (или сжатое изложение)

ТЕСТЫ

40.

20.

Р/Р Аннотация

Урок    развития речи

Признаки    текста    как единицы речи. Аннотация:  ее  цель,  задачи. Обязательные    и    факультативные      компоненты аннотации

Понимать жанровое своеобразие, аннотации как вторичного' текста, уметь сравнивать тексты аннотаций разных стилей и типов,   определять   общее и различное, анализировать аннотации    на    книги    научно-популярного характера и научное произведение, редактировать, составлять самим аннотации, включая в них основные компоненты, выделять и формулировать  тему  первоисточника, его основные проблемы; определять читательский адрес

Анализ аннотаций, пересказ, близкий к тексту (упр.91)

41-42.

21-22.

Р/Р Портретный очерк

Урок    развития речи

Композиция    и    герой портретного       очерка. Средства    выразительности.    Интервью    как возможный       элемент очерка. Портретная зарисовка

Понимать  своеобразие  жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях,   о   взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы  русского языка

Составление    сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание сочинения-миниатюры (заготовки)

Бессоюзное сложное предложение  - 8 часов

43.

1.

Понятие о бессоюзном сложном Предложении. Интонация в БСП. Запятая и. точка с запятой в них

Урок усвоения нового материала

Понятие    о    бессоюзном сложном       предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них

Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять    смысловые    отношений между   частями,   расставлять знаки препинания, обосновывай их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП

Составление    предложений по схемам. Комментированное письмо

44.

2.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Урок усвоения нового материала

Тире в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки тире между частями сложного бессоюзного  предложения,  выявлять   смысловые    отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями       противопоставления» времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять,  выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы

Составить тезисный план §216, проиллюстрировать    примерами.

Взаимодиктант

45.

3.

Двоеточие в бессоюзном сложном Предложении

Урок усвоения нового материала

Двоеточие  в  бессоюзном сложном предложении

Знать     условия     постановки двоеточия     между     частями сложного бессоюзного предложения;   выявлять   смысловые отношения между частями конструировать    предложения    с данными значениями причины, пояснения,  дополнения;   интонационно     и     пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы

Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя»

46-47.

4-5.

Систематизация и  обобщение изученногопо теме    «Бессоюзное сложное предложение»

Повтори-

тельно-

обоб-

щающие

уроки

БСП, знаки препинания в нем.    Синтаксический    и пунктуационный разбор

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной  и бессоюзной связью

Взаимодиктант.

Составить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», передавая чувства человека (страх, удивление, волнение и др.), используя по возможности БСП

48.

6.

Контрольная работа

Урок контроля

БСП, знаки препинания в нем.    Синтаксический    и пунктуационный разбор

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

ТЕСТ

49-50.

7-8.

Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения

Уроки

развития

речи

Тема,    основная    мысль текста.      Выразительные средства  языка.   Использование   изученных   синтаксических конструкций

Понимать   содержание   прочитанного  текста   публицистического  характера,   его  тему  и коммуникативную   цель,   определять главную мысль,  понимать отношение автора к поставленной   проблеме,   извлекать основную и второстепенную   информацию;    подробно излагать   прочитанный   текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства, создавать свой текст на основе исходного, комментировать       отношение автора к поставленной проблеме,    выражать;    собственное мнение, аргументируя его, привлекая   информацию  из  жизненного и читательского опыта

Изложение   с   элементами сочинения

СП с разными видами связи  - 6 часов

51.

1.

Сложные предложения с разными видами связи

Урок усвоения нового материала

Структурные  особенности сложных   предложений   с разными видами связей

Знать структурные особенности сложных предложений с разными   видами   связей,   уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости of сочетания видов связи

Составление    схем, составление     предложений по схемам

52.

2.

Знаки препинания в  сложных предложениях с различными видами связи

Урок закрепления изученного

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И  (НО), ЕСЛИ; И (НО), КОГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы

Творческое    списывание

53.

3.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Повторительно-

обобщаю-

щий урок

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Уметь конструировать предложения,   выявлять   смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно   и   пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции  в  тексте,  объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства,  выразительности  языка в  речи

Анализ текста художественного стиля

54.

4.

Контрольная работа

Урок контроля

Комплексный анализ текста.   Сложные   предложения и знаки препинания в них

Уметь производить композиционно-содержательный,  типологический, стилистический, языковой  анализ  текста,   анализ правописания отдельных слов и  пунктуации;  создавать свой текст на  основе  исходного  в соответствии с заданной темой и    функционально-смысловым типом  речи,  комментируя  отношение автора к поставленной проблеме в прочитанном тексте; выражать собственное мнение с привлечением примеров и фактов из жизненного или читательского опыта; выбирать и    организовывать    языковые средства в соответствии с темой,  целью,  стилем  и типом речи;    соблюдать языковые и речевые нормы в продуктивной речи

Комплексный анализ текста

ТЕСТ

55.

5.

Р/Р Разговорный стиль речи

Урок развития речи.

Повторительно-

обобщаю-

щий урок

Особенности разговорного стиля  речи.   Использование элементов разговорного    стиля в художественной    литературе    как средство выразительности речи. Диалог как компонент        художественного произведения

Понимать  основные  признаки разговорной речи, уметь различать стили речи,  определять особенности разговорного стиля, читать, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор по плану: определять цель высказывания, сферу применения в устной и письменной речи, средства   языка,   характерные для данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей речи и форм речи

Анализ текстов разговорного   стиля   и стиля   художественной литературы

56.

6.

Р/Р Научный и официально-деловой стиль речи

Урок развития речи. Повторительно-

обобщаю-

щий урок

Научный  и   официально-деловой  стиль речи

Уметь   анализировать   тексты научного       и       официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи;   создавать   собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику   жанра   в   официально-деловом   стиле   (объявление расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме); составлять конспект и план учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся, готовить материал для устных и письменных сообщений на лингвистическую! тему

Ответить на вопросы: в чем сходство официального и делового  стиля  речи, какую функцию они выполняют?   Составить конспект статьи «Стилистическое использование     синонимов»

Предложения с чужой речью  - 8 часов

57.

1.

Способыпередачи  чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Урок усвоения нового материала

Способы передачи чужой речи.   Разделительные   и выделительные        знаки препинания   в  предложениях с прямой речью. Стилистические   возможности разных способов передачи чужой речи

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их Постановку

Составление диалогов, схем предложений. Конструирование предложений по схемам

58.

2.

Предложения с прямой речью

Урок закрепления изученного

Строение предложений с прямой   речью.  Разделительные и выделительные  знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические    возможности    разных    способов передачи чужой речи

Уметь пунктуационно •оформлять "Предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи

Осложненное списывание

59.

3.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

Урок усвоения нового материала

Предложения с косвенной речью.    Замена    прямой речи косвенной

Понимать   отличия   косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи

60.

4.

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

Урок усвоения нового материала

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания,  выделять цитаты знаками препинания

Записать текст под диктовку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о случаях, когда цитаты не заключаются в кавычки, привести свои примеры

61.

5.

Систематизация и обобщение изученногопо теме «Способы передачи чужой речи»

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование различных способов цитирования    в    собственных речевых высказываниях

Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать     предложения     с прямой    речью,    производить синонимичную замену предложений с прямой и  косвенной речью, пунктуационно правильно   оформлять,   выразительно читать, использовать изобразительные средства синтаксиса в собственной речи

Пунктуационный разбор. Взаимодиктант

62.

6.

Контрольная работа

Урок контроля. Урок развития речи

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование различных способов цитирования    в    собственных речевых    высказываниях. Текст.     Тема,     основная мысль,    изобразительные средства языка

Уметь производить синонимичную   замену   предложений   с прямой   и   косвенной   речью; пунктуационно           правильно оформлять,  выразительно читать,   использовать   изобразительные средства синтаксиса в собственной    речи;    понимать основное   содержание   прочитанного текста художественного стиля, его тему, коммуникативную   цель,   основную   мысль; подробно   пересказывать   исходный текст, соблюдая логику, сохраняя тип, стиль речи, языковые    средства;    выполнять тестовые задания с выбором ответа на основе прочитанного текста;:   извлекать    основную информацию из текста при чтении,  анализировать языковые единицы,    представленные    в тексте

Изложение     прочитанного текста художественного    стиля. Тестовые задания к нему

63.

7.

Р/Р Публицистический и художественный стили речи

Урок развития речи.

Повтори-

тельно-

обобщаю-

щий урок

Публицистический и художественный стили речи

Уметь   анализировать   тексты публицистического и художественного    стиля,     определять цель, сферу применения, особенности, языковые средства, характерные для этих стилей речи, опознавать их в художественных   произведениях,   использовать в собственных высказываниях       экспрессивную лексику,   многозначные  слова, метафоры, сравнения и др. как средства выразительности

Ответить на вопрос: в   чем   сходство   и различие    публицистического   и   художественного   стилей речи?   Лингвистический анализ художественного текста

64.

8.

Словарь как Вид справочной литературы. Основные виды словарей

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Словарь как вид справочной   литературы.   Основные виды словарей

Знать   особенности   словарей, отражающих нормы правописания и произношения,  выразительные возможности языка и речи, энциклопедические и тол- ковые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам

Сопоставительный анализ      словарей. Составить     словарную статью для толкового словаря  (словаря синонимов, антонимов)

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах  - 4 часа

65.

1.

Фонетика. Графика. Орография. Орфоэпия

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Звуки русского языка, их классификация.

 Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические и орфографические нормы

Уметь делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий»

Тест

66.

2.

Морфологияи орфография

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит qt морфологических условий

Упр.349. Определить синтаксическую роль наречий     и     слов-состояний в предложениях. Рассказать о роли     наречий     и слов-состояний. Упр.344.    Прочитать тексты,  определить, в каком из них прилагательные     употребляются  в  выделительной  функции, в каком - в изобразительной и оценочной.   Рассказать   о роли     прилагательных в речи, Упр.358.

67-68.

3-4.

Р/Р Сжатое изложение

Уроки развития речи.

Уроки контроля

Уметь на слух понимать содержание звучащего текста художественного или публицистического стиля, основную мысль, отношение автора к поставленной  проблеме в тексте; сжато излагать, соблюдая на письме нормы русского языка; создавать собственный текст на основе исходного, выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с привлечением информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и читательского опыта, оформлять речь в соответствии с нормами письма, использовать в ней разнообраз-ные грамматические конструкции и лексическое богатство языка                                                            

Сжатое изложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...