КТП по русскому языку 9
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Примечания | Дата план | Дата факт |
Общие сведения о языке - 3 часа | |||||||||
1. | 1. | Основные формы существования национального русского языка | Урок усвоения новых знаний | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей) | Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)
| Анализ текстов Д.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте ответ своего отношения к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа» | |||
2. | 2. | Понятие о литературном языке | Урок усвоения новых знаний | Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы | Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь, объяснять разнообразие лексического состава русского языка. | Составить таблицу, «Разнообразие лексического состава русского языка». Написать сочинение-миниатюру по одной из тем: «Русский язык богат, образен и точен» (К. Паустовский), «Люблю обычные слова, как неизведанные страны» (Д.Самойлов) | |||
3. | 3. | Нормированность -отличительная особенность современного литературного языка | Повторительно- обобщающий урок | Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка | Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их | ТЕСТ | |||
Повторение изученного в 5-8 классах - 7 часов | |||||||||
4. | 1. | Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог | Урок развития речи | Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое; их особенности | Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией | Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования» | |||
5. | 2. | Стили речи | Урок развития речи | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основное жанры стилей | Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официальнр-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка | Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля | |||
6. | 3. | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений, предложения с однородными членами и знаки препинания при них | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП | Объяснительный диктант | |||
7. | 4. | Предложения с обособленными членами | Повторительно- обобщающий урок | Предложения с обособленными второстепенными членами | Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать пред- ложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи | Комментированное письмо | |||
8. | 5. | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Повторительно- обобщающий урок | Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными, словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков Препинаний, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи | Диктант «Проверяю себя» | |||
9. | 6 | Р/Р Описание по воображению и памяти | Уроки развития речи | Описание по воображению и памяти. Определение основных микро-тем | Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, включать в сочинение Описательные обороты, умолчание и др., соблюдать нормы на письме | Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И. К. Айвазовского, И.Е. Репина | |||
10. | 7. | Контрольный тест по повторению изученного в 5-8 классах | Урок контроля | ||||||
Сложное предложение - 1 час | |||||||||
11. | 1. | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений | Урок усвоения нового материала | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения | Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи частей сложного Предложения, строить схемы сложных предложений, соблюдать пунктуационные нормы на письме | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», заполнить ее своими примерами | |||
ССП - 9 часов | |||||||||
12. | 1. | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | Урок усвоения нового материала | Понятие о сложносочи- ненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, Выявлять эти отношений, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме | Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя» | |||
13. | 2. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем | Урок усвоения нового материала | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем | Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соедини- тельные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность - соединительные союзы); противительные (противоположность, несовместимость - противительные союзы); разделительные (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение - разделительные союзы) | Творческий диктант. Ответить на вопрос: что общего и в чем различие в постановке запятых между однородными членами и частями ССП? | |||
14. | 3. | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Урок закрепления изученного | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом и и простые предложения с однородными членами, связанными союзом и. | Взаимодиктант | |||
15. | 4. | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Урок закрепления изученного | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. Конструирование предложений | |||
16. | 5. | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | Повторительно- обобщающий урок | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами | Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП. Диктант «Проверяю себя» | |||
17. | 6. | Контрольная работа | Урок контроля | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполняя различные виды разбора | Диктант с грамматическим заданием (в форме тестов ГИА) | |||
18. | 7. | Анализ контрольной работы | Урок коррекции | Комплексный анализ текста | Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста | Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля, типа речи, составление плана, отбор слов для всех видов разбора | |||
19- 20. | 8-9. | Р/Р Рассказ | Уроки развития речи | Композиция рассказа. Последовательность микротекстов | Уметь определять композиционные элементы рассказа, его основную Мысль, создавать сочинение в жанре рассказа (определять замысел, сюжет), передавать последовательность микротекстов, обращая внимание на место, время действия, их причинно-следственную связи, используя выразительные средства языка, соблюдая нормы | Рассказ по одной из пословиц или на основе репродукции картины С.Герасимова «Мать партизана» | |||
СПП - 22 часа | |||||||||
21. | 1. | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей | Урок усвоения нового материала | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей | Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания | Составить план §205, проиллюстрировать пункты плана своими примерами. Конструировать предложения по схемам | |||
22. | 2. | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | Урок усвоения нового материала | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | Донимать различия союзов и союзных слов, уметь их различать, определять границы придаточных предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания | Составление схем СПП, комментированное письмо. Упр.75. Рассмотреть таблицу в учебнике и ответить на вопросы: какие подчинительные союзы имеют омонимы среди относительных местоимений и как их различить в предложении? | |||
23. | 3. | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Урок усвоения нового материала | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Понимать соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном союзе», особенности присоединения придаточных предложений к главному; уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главной и придаточной части. Их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания | Взаимодиктант | |||
24. | 4. | Роль указательных слов. СПП с несколькими придаточными. Виды связи в СПП | Урок закрепления изученного | Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | Уметь определять границы придаточных предложений, их место по отношению к главному, использовать различные средства связи главной части и придаточной, интонационно и пунктуационно оформлять СПП, различать союзы и союзные слова | Работа с текстом: определить тему, основную мысль текста, составить план, объяснить, почему в тексте много сложных предложений. Составить схемы СПП | |||
25-26. | 5-6. | P.P. Изложение с элементами сочинения | Уроки развития речи | Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности текста | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографические и пунктуационные, грамматические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме | Изложение с элементами сочинения | |||
27. | 7. | Виды придаточных предложений | Урок усвоения нового материала | Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные | Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные | Синонимичная замена СПП на простые, составление схем. Конструирование по схемам | |||
28. | 8. | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемые | Урок усвоения нового материала | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные | Знать особенности СПП с придаточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять границы главного и придаточного предложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным | Диктант «Проверяю себя» | |||
29. | 9. | Придаточные определительные | Урок усвоения нового материала | Придаточные определительные | Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений | Составить описательную миниатюру с СПП с придаточным определительным | |||
30. | 10. | Придаточные определительные | Урок закрепления изученного | Придаточные определительные | Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их | Редактирование текстов | |||
31. | 11. | Придаточные дополнительные | Урок усвоения нового материала | Придаточные дополнительные | Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью | Составить повествовательную миниатюру, включающую СПП с дополнительными придаточными | |||
32-33. | 12-13. | P.P.Воспоминание о книге. Рецензия на книгу | Уроки развития речи | Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии | Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык* использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному | Работа с памяткой «Как работать над рецензией на книгу» или «Как работать над отзывом на научно-популярные книги». Составление плана рецензии | |||
34. | 14. | Придаточные обстоятельственные | Урок усвоения нового материала | Придаточные обстоятельственные | Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания | Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточные определительных». Конструирование предложений по схемам | |||
35. | 15. | Придаточные обстоятельственные | Урок закрепления изученного | Придаточные Обстоятельственные. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным | Уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению Подчинительных союзов и союзных слое; определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное | Используя таблицу и опорный материал, подготовить устное высказывание о придаточных обстоятельственных. Ответить на вопросы: почему в художественной речи, особенно в поэзии, уступительные придаточные часто прикрепляются к главному словами «сколько», «как» и др. с усилительной частицей НИ; какой оттенок значения имеют эти придаточные; выражением какой стилевой черты служат? | |||
36. | 16. | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | Урок усвоения нового материала | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными», уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конструировать по схемам, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных синтаксических конструкций в текстах разных стилей и типов | Осложненное списывание | |||
37. | 17. | Различные способы выражения сравнения | Повторительно-обобщаю- щий урок | Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи | Уметь определять значения сравнений; выраженные разными способами (словосочетание, фразеологизм, сравнительный оборот, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения), ставить знаки препинания перед coюзом КАК, употреблять эти конструкции в речи, определять их значение в тексте | Творческое списывание | |||
38. | 18. | Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП» | Повторительно-обобщаю- щий урок | Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП | Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания | Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля и типа речи, составление плана, схем сложных предложений | |||
39. | 19. | Контрольная работа | Урок контроля | Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП | Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации в ССП и СПП | Комплексный анализ текста (или сжатое изложение) ТЕСТЫ | |||
40. | 20. | Р/Р Аннотация | Урок развития речи | Признаки текста как единицы речи. Аннотация: ее цель, задачи. Обязательные и факультативные компоненты аннотации | Понимать жанровое своеобразие, аннотации как вторичного' текста, уметь сравнивать тексты аннотаций разных стилей и типов, определять общее и различное, анализировать аннотации на книги научно-популярного характера и научное произведение, редактировать, составлять самим аннотации, включая в них основные компоненты, выделять и формулировать тему первоисточника, его основные проблемы; определять читательский адрес | Анализ аннотаций, пересказ, близкий к тексту (упр.91) | |||
41-42. | 21-22. | Р/Р Портретный очерк | Урок развития речи | Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка | Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского языка | Составление сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание сочинения-миниатюры (заготовки) | |||
Бессоюзное сложное предложение - 8 часов | |||||||||
43. | 1. | Понятие о бессоюзном сложном Предложении. Интонация в БСП. Запятая и. точка с запятой в них | Урок усвоения нового материала | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них | Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношений между частями, расставлять знаки препинания, обосновывай их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП | Составление предложений по схемам. Комментированное письмо | |||
44. | 2. | Тире в бессоюзном сложном предложении | Урок усвоения нового материала | Тире в бессоюзном сложном предложении | Знать условия постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления» времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы | Составить тезисный план §216, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант | |||
45. | 3. | Двоеточие в бессоюзном сложном Предложении | Урок усвоения нового материала | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Знать условия постановки двоеточия между частями сложного бессоюзного предложения; выявлять смысловые отношения между частями конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы | Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя» | |||
46-47. | 4-5. | Систематизация и обобщение изученногопо теме «Бессоюзное сложное предложение» | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной связью | Взаимодиктант. Составить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», передавая чувства человека (страх, удивление, волнение и др.), используя по возможности БСП | |||
48. | 6. | Контрольная работа | Урок контроля | БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью | ТЕСТ | |||
49-50. | 7-8. | Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения | Уроки развития речи | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций | Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; подробно излагать прочитанный текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства, создавать свой текст на основе исходного, комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать; собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта | Изложение с элементами сочинения | |||
СП с разными видами связи - 6 часов | |||||||||
51. | 1. | Сложные предложения с разными видами связи | Урок усвоения нового материала | Структурные особенности сложных предложений с разными видами связей | Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости of сочетания видов связи | Составление схем, составление предложений по схемам | |||
52. | 2. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Урок закрепления изученного | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И (НО), ЕСЛИ; И (НО), КОГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы | Творческое списывание | |||
53. | 3. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Повторительно- обобщаю- щий урок | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка в речи | Анализ текста художественного стиля | |||
54. | 4. | Контрольная работа | Урок контроля | Комплексный анализ текста. Сложные предложения и знаки препинания в них | Уметь производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации; создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, комментируя отношение автора к поставленной проблеме в прочитанном тексте; выражать собственное мнение с привлечением примеров и фактов из жизненного или читательского опыта; выбирать и организовывать языковые средства в соответствии с темой, целью, стилем и типом речи; соблюдать языковые и речевые нормы в продуктивной речи | Комплексный анализ текста ТЕСТ | |||
55. | 5. | Р/Р Разговорный стиль речи | Урок развития речи. Повторительно- обобщаю- щий урок | Особенности разговорного стиля речи. Использование элементов разговорного стиля в художественной литературе как средство выразительности речи. Диалог как компонент художественного произведения | Понимать основные признаки разговорной речи, уметь различать стили речи, определять особенности разговорного стиля, читать, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор по плану: определять цель высказывания, сферу применения в устной и письменной речи, средства языка, характерные для данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей речи и форм речи | Анализ текстов разговорного стиля и стиля художественной литературы | |||
56. | 6. | Р/Р Научный и официально-деловой стиль речи | Урок развития речи. Повторительно- обобщаю- щий урок | Научный и официально-деловой стиль речи | Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи; создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра в официально-деловом стиле (объявление расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме); составлять конспект и план учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся, готовить материал для устных и письменных сообщений на лингвистическую! тему | Ответить на вопросы: в чем сходство официального и делового стиля речи, какую функцию они выполняют? Составить конспект статьи «Стилистическое использование синонимов» | |||
Предложения с чужой речью - 8 часов | |||||||||
57. | 1. | Способыпередачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Урок усвоения нового материала | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их Постановку | Составление диалогов, схем предложений. Конструирование предложений по схемам | |||
58. | 2. | Предложения с прямой речью | Урок закрепления изученного | Строение предложений с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | Уметь пунктуационно •оформлять "Предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | Осложненное списывание | |||
59. | 3. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Урок усвоения нового материала | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи | |||
60. | 4. | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | Урок усвоения нового материала | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания | Записать текст под диктовку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о случаях, когда цитаты не заключаются в кавычки, привести свои примеры | |||
61. | 5. | Систематизация и обобщение изученногопо теме «Способы передачи чужой речи» | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно правильно оформлять, выразительно читать, использовать изобразительные средства синтаксиса в собственной речи | Пунктуационный разбор. Взаимодиктант | |||
62. | 6. | Контрольная работа | Урок контроля. Урок развития речи | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Текст. Тема, основная мысль, изобразительные средства языка | Уметь производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью; пунктуационно правильно оформлять, выразительно читать, использовать изобразительные средства синтаксиса в собственной речи; понимать основное содержание прочитанного текста художественного стиля, его тему, коммуникативную цель, основную мысль; подробно пересказывать исходный текст, соблюдая логику, сохраняя тип, стиль речи, языковые средства; выполнять тестовые задания с выбором ответа на основе прочитанного текста;: извлекать основную информацию из текста при чтении, анализировать языковые единицы, представленные в тексте | Изложение прочитанного текста художественного стиля. Тестовые задания к нему | |||
63. | 7. | Р/Р Публицистический и художественный стили речи | Урок развития речи. Повтори- тельно- обобщаю- щий урок | Публицистический и художественный стили речи | Уметь анализировать тексты публицистического и художественного стиля, определять цель, сферу применения, особенности, языковые средства, характерные для этих стилей речи, опознавать их в художественных произведениях, использовать в собственных высказываниях экспрессивную лексику, многозначные слова, метафоры, сравнения и др. как средства выразительности | Ответить на вопрос: в чем сходство и различие публицистического и художественного стилей речи? Лингвистический анализ художественного текста | |||
64. | 8. | Словарь как Вид справочной литературы. Основные виды словарей | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей | Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности языка и речи, энциклопедические и тол- ковые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам | Сопоставительный анализ словарей. Составить словарную статью для толкового словаря (словаря синонимов, антонимов) | |||
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах - 4 часа | |||||||||
65. | 1. | Фонетика. Графика. Орография. Орфоэпия | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические и орфографические нормы | Уметь делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий» | Тест | |||
66. | 2. | Морфологияи орфография | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий | Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит qt морфологических условий | Упр.349. Определить синтаксическую роль наречий и слов-состояний в предложениях. Рассказать о роли наречий и слов-состояний. Упр.344. Прочитать тексты, определить, в каком из них прилагательные употребляются в выделительной функции, в каком - в изобразительной и оценочной. Рассказать о роли прилагательных в речи, Упр.358. | |||
67-68. | 3-4. | Р/Р Сжатое изложение | Уроки развития речи. Уроки контроля | Уметь на слух понимать содержание звучащего текста художественного или публицистического стиля, основную мысль, отношение автора к поставленной проблеме в тексте; сжато излагать, соблюдая на письме нормы русского языка; создавать собственный текст на основе исходного, выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с привлечением информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и читательского опыта, оформлять речь в соответствии с нормами письма, использовать в ней разнообраз-ные грамматические конструкции и лексическое богатство языка | Сжатое изложение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...